Акробатика 1-4 класс
методическая разработка по физкультуре по теме

Первых Александр Николаевич

Элементы акробатических упражнений  1-е  классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika_s_osnovami_akrobatik1.doc319 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА

оздоровительных занятий

комплексы акробатических заданий 1-4 классы.

 Разработана учителем физической культуры  Первых А.Н.

МБОУ СОШ №34 г. г.Ставрополь.

                                                   Пояснительная записка

 В наше время никого не удивишь  использованием учителем  физической культуры физических  упражнений  оздоровительно - корригирующей направленности. Отдельные учителя используют их  на занятиях с учащимися как во время основной части урока при развитии двигательных качеств, так и на протяжении целого урока.

За последнее десятилетие в России наметились неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детского населения. Результаты обследования детей  показывают, что многие дети отстают в физическом развитии, имеют низкий уровень физического подготовленности. Этим детям необходим  дифференцированный подход,  их  необходимо научить, самостоятельно выполнять простейшие упражнения дома.

     Система оздоровительных упражнений содержит теоретический раздел, который интересно и доступно информирует учащихся о значимости физических упражнений для организма.

     Практические занятия гармонично  вкрапляются  в процесс  урока, их можно использовать в вводной, в основной и заключительной части урока,  в зависимости от поставленных учителем задач.

Гимнастика с основами акробатики

1-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Произвольное преодоление препятствий; передвижения с остановками, с изменением направлений, с заданными позами; ходьба по гимнастической скамейке, гимнастическому бревну; простые висы, упоры, прыжки.

Ходьба на носках, с предметами на голове (задание – удерживать правильную осанку).

Динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги.

Широкие стойки на ногах, ходьба с включением широкого шага.

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Перешагивание через вертикальную скакалку; бег через вращающуюся скакалку на месте и с продвижением вперед; прыжки в движении лицом спиной, боком вперед через вращающуюся (вперед, назад, перекрестно) скакалку; прыжки через горизонтальную скакалку способом перешагивания (вращение скакалки одной рукой внизу горизонтально относительно опоры).

Обруч

Наклоны туловища в сторону, вращая обруч по направлению движения часовой стрелки (обруч в руках вертикально перед собой); из о.с., придерживая сверху вертикально стоящий обруч, присесть и пролезть в обруч боком и встать с другой стороны; вращение обруча рукой (над головой, отведенной рукой в сторону); прыжки через вертикально вращающийся обруч на месте и в движении, ловля соперника обручем в игровых формах выполнения упражнений и подвижных играх – по сигналу (внешнему стимулу) из положения о.с., ноги вместе, врозь, упор присев, упор лежа, сидя, сед и др. – бег из основной стойки, поймать обручем соперника, двигающегося произвольно по площадке в группе детей, такими же способами действия (ловящий стоит вне площадки); пятнашки, салки, ловишки – подвижные игры по существующим правилам, но с изменением положения исходных условий для участников.

Гимнастическая палка

Прыжки со сменой ног (палка на полу) на незначительном возвышении; прыжки на месте через палку, находящуюся сбоку; то же самое, но с поворотом на 180° лежа на спине, палка внизу перед собой, поочередно перенести правую, левую ногу через палку; то же самое, но с одновременным переносом обеих ног; упражнения на преодоление сопротивления – в положении седа ноги согнуты, стопы на полу, хват сверху (снизу), поднять соперника, находящегося «зеркально» в том же положении, с пола на ноги.

Подвижные игры и игровые задания

Игровые задания с использованием строевых упражнений. Игры: «Бой петухов», «Тройка», «Раки», «Совушка».

2-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Передвижения с меняющимися темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; комплексы упражнений на координацию с ассиметричными движениями рук и ног, упражнения на равновесие.

Качество освоения навыков проверяется с помощью теста «Бег 3?10 м».

Динамические упражнения на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительного отягощения до 1 кг; комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп.

Глубокие выпады в приседе; наклоны вперед, назад, в сторону в стойке на ногах и в седе.

Степень освоения навыков проверяется с помощью тестов: «Поднимание туловища за 1 мин.», «Подтягивание в висе», «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа».

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Перешагивание через скакалку вперед и назад (скакалка в руках натянута); лежа на спине (скакалка в руках, сложенная вчетверо, внизу перед собой), согнув ноги вперед, завести их между скакалкой руками и опустить вниз (обратно то же); бег через вращающуюся скакалку на ограниченной опоре; прыжки через вращающуюся скакалку в положении «стойка ноги врозь»; прыжки на месте через вращающуюся (назад, вперед) скакалку на двух ногах, на одной ноге, переходами с одной ноги на другую, с двух ног на одну и обратно; прыжки на скакалке с изменяющимся темпом ее вращения.

Обруч

Вращение обруча движением тела вокруг ног, туловища; вращение на опоре в вертикальной плоскости; перекаты обруча партнеру в парах; подбрасывание обруча вверх, вверх-вперед и ловля его одной рукой, двумя руками; то же самое, но вместе с партнером; прыжки через вертикально вращающийся обруч на месте и в движении вместе с партнером в расстановке лицом друг к другу, друг за другом; кувырки и перевороты (вперед, в сторону) с обручем (хват сверху, широкий), бег и ходьба в обручах по уменьшенной опоре: гимнастическому бревну, скамейке, кубам; в слаломном и челночном беге; бег и ходьба в обручах по двое (в различных игровых заданиях); бег из основной стойки – поймать обручем «своего» соперника, двигающегося произвольно по площадке в группе детей, но позиция ловящего персонифицируется не в начале действия, а в ходе уже самого действия, когда все участники имеют исходно одинаковую позицию; пятнашки, салки, ловишки – подвижные игры по существующим правилам, но с изменением исходных условий для участников.

Гимнастическая палка

Прыжки со сменой ног (палка на полу, на незначительном возвышении), но с поворотом на 180–360°; прыжки с поворотом на 180–360° из о.с., ноги врозь, палка между ног (на полу, на возвышении, лежащая горизонтально, наклонно); лежа на груди, палка на вытянутых вперед руках, перевод палки за голову на лопатки в положении лежа на груди, прогнувшись; палка горизонтально – держать двумя руками, хватом снизу, подбросить и поймать палку; балансирование палкой (установленной на ладони или пальцах правой, левой руки) на месте; балансирование палкой в приседании, в переходе в положение стойки на коленях, присев, сед; поднять соперника с пола на ноги, но с опорой стоп в разноименные стопы соперника; в положении стоя лицом друг к другу, держа за концы (справа и слева от себя) две палки («паровоз»), выполнить при сопротивлении движение руками (одновременно, попеременно) вперед; то же самое, но на уменьшенной опоре; то же самое, но на наклонной поверхности.

Подвижные игры и игровые задания

«Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос?», «Что изменилось?», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч»; эстафеты «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручем».

3-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, расслабление мышц.

Комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений, на контроль осанки в движении тела и его звеньев, стоя, сидя, лежа; комплекс упражнений на укрепление и коррекцию мышечного корсета.

Выпады и полушпагаты на месте; высокие взмахи ногами, стоя у гимнастической стенки.

Степень освоения упражнения проверяется с помощью тестов: «Подтягивание в висе», «Поднимание туловища за 1 мин.», «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа».

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Скакалка над головой, вращение скакалки над головой в сторону (вверх) и передача скакалки в другую руку перед собой (над головой), вращение на ограниченной опоре; прыжки на ограниченной опоре с вращением короткой скакалки рукой, вытянутой в сторону; то же самое, но с передачей скакалки в другую руку; прыжки с вращением лицом, спиной, боком через скакалку на ограниченной опоре (горизонтальной, наклонной); прыжки на месте через вращающуюся (назад, вперед) скакалку с двух ног на одну и обратно; прыжки через вращающуюся скакалку с перемещением на заранее определенные ориентиры; прыжки через вращающуюся скакалку в паре с партнером в положениях лицом, спиной, боком друг к другу, друг за другом, вбеганием и впрыгиванием в зону прыжков, пробеганием через вращающуюся скакалку; гимнастическая скамейка (бревно) между ног, на месте и с продвижением вперед; то же самое, но с чередованием прыжков в положениях «стойка ноги врозь», «скамейка (бревно) между ног», «стойка ноги вместе на скамейке (бревне)»; выкруты со скакалкой.

Обруч

Передача вращающегося обруча с одной руки на другую над головой, перед собой: на месте и в движении (вперед, назад, в сторону, перекрестными и приставными шагами); вращение обруча на руке, бросок вверх, вверх-вперед (назад) с последующей ловлей на руку во вращении; прыжки через вертикально вращающийся обруч на месте и в движении спиной друг к другу; каскадные прыжки в горизонтально расположенные на разной высоте обручи, кувырок через обруч и в обруч, расположенный в вертикальной и горизонтальной плоскости соответственно (обруч держит партнер) с места и с 5–6 беговых шагов.

Гимнастическая палка

Сед в группировке, палка зажата под коленями, перекаты назад на лопатки и вперед в положение сед; кувырки вперед, палка в руках (широкий, средний хват); палка горизонтально – хватом сверху поднять руки, выпустить палку и поймать ее внизу; палка горизонтально – хватом снизу за середину одной рукой подбросить ее и поймать двумя руками, одной рукой (правой, левой) хватом снизу (сверху). Балансирование в движении. Броски палки двумя руками замахом из-за головы вперед на заданное расстояние или в предметы: кегли, городки, мячи, на маты и т.д. В положении стоя, лицом друг к другу, держа палку сбоку (справа, слева) смешанным хватом, перетянуть к себе соперника; то же самое, но палку держать горизонтально перед собой разными хватами; лежа на животе с опорой на предплечье в «зеркальном» расположении друг к другу, захватить лежащую горизонтально палку (хват снизу, средний) и сгибанием рук в предплечье переместить соперника на свою сторону. Выкруты с гимнастической палкой.

Подвижные игры и игровые задания

«Парашютисты», «Уворачивайся от мяча», «Гонка мячей по кругу», «Догонялки на марше».

4-й класс

Общеразвивающие упражнения без предметов

Жонглирование предметами, преодоление гимнастической полосы препятствий.

Комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений, на контроль осанки в движении тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплекс упражнений на укрепление и коррекцию мышечного корсета.

Переноска партнера в парах; комплексы упражнений с дополнительным отягощением и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.

Комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища.

Степень освоения навыков проверяется с помощью тестов: «Подтягивание в висе», «Поднимание туловища за 1 мин.», «Сгибание – разгибание рук в упоре лежа».

Общеразвивающие упражнения с предметами

Скакалка

Вращение укороченной скакалки рукой с последующим ее броском вверх и ловлей определенной рукой; прыжки через скакалку на месте в определенном сочетании ритма (ритмического рисунка) движений рук и ног (ритм движений рук и ног один, ритм движений рук выше ритма движений ног, «двойное вращение» и, наоборот, с «прокруткой» прыжком); прыжки через длинную вращающуюся скакалку с попеременным вбеганием и выбеганием, впрыгиванием и выпрыгиванием в зону и из зоны прыжков следующим способом: на одной ноге, на двух ногах, со скрещиванием ног, с поворотом на 90–180°, в приседе, в полуприседе, в упоре лежа, в сочетании двух и более способов; то же самое, но совместно с одним или более партнерами (попарно, в тройках, в других схемах, расстановках).

Обруч

Передача вращающегося обруча с одной руки на другую над головой, перед собой в положении «мост» и в движении (вперед, назад, в сторону, перекрестными и приставными шагами) на уменьшенной опоре (гимнастической скамейке, бревне); броски обруча одной рукой (отведенной в сторону) вверх по дуге над головой и ловля его другой рукой; броски обруча вперед-вверх, придавая ему вращение «на себя» с последующей ловлей; сед углом, упор сзади, удержание обруча между ног, вращение обруча на одной ноге, другая согнута в колене; прыжок через вертикально расположенный обруч (обруч держит партнер) способом перешагивания с места и выполнение
5–6 беговых шагов; кувырки и перевороты (вперед, в сторону) с обручем (хват сверху, широкий).

Гимнастическая палка

Кувырки вперед, палочка зажата под коленями; палка вертикально, хватом за середину одной рукой подбросить и поймать палку одноименной (разноименной) рукой за середину, конец (верхний, нижний) палки; передача палки из руки в руку перед собой, за спиной, вверху над головой, под ногой (приподнятой), за спиной – вперед (через плечо), перед собой – назад (через плечо); балансирование палкой в движении, но с поворотами на 180–360°; подбрасывание и ловля попеременно двух палок (жонглирование); подбрасывание палки (удерживаемой вертикально, горизонтально) ногой и ловля рукой в положении стоя, лежа на спине, сед, согнув ноги; броски палки одной рукой из-за головы с места и с 5–6 беговых шагов на дальность; броски палки замахом сбоку на точность приземления (попадание в цель); перебрасывание палки партнеру одной рукой хватом снизу, сверху (палка горизонтально), хватом за середину, конец палки (палка вертикально), ловля партнером одной рукой, двумя руками указанными выше способами; встречное перебрасывание двух палок по схеме «бросить правой – поймать левой» или наоборот; переброска партнеру двух палок одновременно.

Подвижные игры и задания

Задания на координацию: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением определенных мышц тела). Развитие координации проверяется с помощью теста «Челночный бег 3?10 м».

МЕТОДИКА

оздоровительных занятий

комплексы акробатических заданий 1-4 классы.

 Разработана учителем физической культуры  Первых А.Н.

МБОУ СОШ №34 г. г.Ставрополь.

Акробатика в начальной школе (девочки)

Индивидуальные вольные упражнения

 

И.п. – о.с.
1–2 – шаг правой, руки в стороны;
3–5 – равновесие «ласточка»;
6–7 – кувырок вперед в сед, руки в стороны;
8–9 – взмах прямой ногой, хлопок руками под ногой;
10–11 – то же другой ногой;
12–13 – сед согнувшись до касания грудью прямых ног («складка»);
14–17 – перекат назад в стойку на лопатках с опорой руками под спину;
18 – лечь на спину, руки вверх;
19–23 – «мост» из положения лежа;
24 – лечь на спину, руки вверх;
25 – перекат через левое плечо на живот;
26 – упор лежа;
27 – упор присев;
28–30 – «колесо» (вправо, влево);
31–32 – прыжок, прогнувшись, с поворотом на 90°.

Упражнения в парах

Упражнения для учащихся с низким уровнем физического развития

И.п. – боком друг к другу.
1. Обе – кувырок боком в разные стороны, встать на одно колено, разноименные ноги в стороны.
2. Обе – полушпагат, повернувшись лицом друг к другу.
3. Нижняя – сед на пятках; верхняя – встать на бедра партнерши, прогнуться (хват глубокий).
4. Верхняя – согнуть ногу назад.
5. Встать на обе ноги и, отпустив одну руку, повернуться.
6. То же на другую руку.
7. Соединяя руки, соскок.
8. Обе – встав на колени, наклон назад до горизонтального положения, руки вверх в стороны.

Упражнения для учащихся со средним уровнем физического развития

И.п. – лицом друг к другу в 2–3 шагах.
1. Нижняя – кувырок назад на колено, руки вперед-вверх; верхняя – одновременно кувырок вперед на одну.
2. Верхняя – встать на впередистоящую ногу и, соединяя руки лицевым хватом с нижней, равновесие – «ласточка», поднимая ногу не ниже плеч.
3. Нижняя – встать на колени и наклон до опоры о голени; верхняя – выпрямиться с поворотом кругом, и «мост» наклоном назад с опорой руками о бедра партнерши.
4. Выпрямиться.
5. Нижняя – сесть на пятки; верхняя – взявшись за руки с нижней глубоким хватом, стать на ее бедра (спиной к нижней).
6. Верхняя – сход на одну и поворот кругом; обе – встать на колено, соединив руки лицевым хватом; соединяя ноги, встать и прогнуться (руки выпрямить).
7. Обе – сесть, не разрывая хвата; разогнуть ноги в высокий угол, ступни ног соединены.
8. Обе – согнуть ноги и встать (носки ног соединены, руки выпрямлены).
9. Обе – отнести одну руку в сторону и согнуть одну ногу назад.

И.п. – верхняя за нижней.
1. Обе – кувырок назад на колени.
2. Обе – наклон назад до горизонтального положения.
3. Обе – выпрямиться, кувырок вперед, встать.
4. Синхронно 2–3 шага вперед и прыжок со сменой ног спереди.
5. Нижняя – лечь, согнув ноги; верхняя – опираясь руками о колени, а бедрами о руки партнерши, прогнуться, сгибая одну ногу к голове.
6. Верхняя – встать на пол у плеч партнерши и через упор на руках прыжок через нее.
7. Нижняя – перекатом назад с помощью партнерши встать на колено; верхняя – проходит вперед с поворотом кругом.
8. Верхняя – с 2–3 шагов, толкаясь с бедра нижней, прыжок вверх, опираясь на руки партнерши (без разрыва хвата).

Упражнения для учащихся с высоким уровнем физического развития

И.п. – лицом друг к другу на расстоянии 9–10 шагов.
1. Обе – «колесо» и поворот лицом друг к другу.
2. Обе – равновесие «ласточка», взявшись лицевым хватом, с доведением ноги до плеч.
3. Обе – выпад; верхняя – стойка махом с поддержкой нижней, ноги вместе; нижняя – отпустить одну руку.
4. Верхняя – сойти, соединить руки лицевым хватом с нижней и встать на бедра партнерши, стоящей в полуприседе.
5. Верхняя – согнуть ногу назад.
6. Верхняя – встать на обе ноги; нижняя – перехватить партнершу за бедра; верхняя – прогнуться до горизонтального положения.
7. Верхняя – продолжая прогибаться, опереться руками о пол и через стойку на руках опуститься на колени.
8. Обе – стоя на коленях, прогнуться до горизонтального положения.

Групповые упражнения (тройка)

Упражнение для учащихся с низким уровнем физического развития

И.п. – нижняя за верхнюю, средняя за нижнюю на расстоянии шага, боком к основному направлению.
1. Все – кувырок назад в стойку на колено, руки в стороны.
2. Нижняя – наклон назад; средняя – равновесие «ласточка», держась за руки нижней; верхняя – наклон назад до касания руками колена нижней.
3. Выпрямиться. Нижняя – лечь на спину, согнув ноги; верхняя – махом стойка в полушпагат плечами на руках нижней, с опорой о ее колени; средняя – выпад, поддерживая верхнюю за носок или голень.
4. Верхняя – сход. Средняя – «кольцо» в упоре на коленях и руках нижней. Верхняя – равновесие с опорой руками о плечи средней.

Упражнение для учащихся со средним уровнем физического развития

И.п. – нижняя за верхнюю правым боком к основному направлению; средняя лицом к верхней, хват глубокий или лицевой.
1. Верхняя – встать на бедра нижней с ее поддержкой и опорой на руки средней, стоящей в выпаде.
2. Средняя – стойка махом с поддержкой верхней за ноги.
3. Средняя – сход и соединить руки верхней, верхняя – соскок и шпагат скольжением с помощью средней.
4. Нижняя и средняя – равновесие, держась руками за руки верхней (верхняя – одну руку вверх-вперед, другую вверх-назад).
5. Переход: верхняя – в сед согнув ноги, нижняя и средняя – в упор присев (средняя – с поворотом кругом); все – перекатом назад стойка на лопатках с поддержкой руками под спину.
6. Все – перекат вперед в группировке и прыжок, выпрямившись, с поворотом на 90° лицом к основному направлению.

Упражнения для учащихся с высоким уровнем физического развития

И.п. – нижняя и средняя лицом друг к другу в стойке на колене, верхняя – лицом к основному направлению и партнерам.
1. Нижняя и средняя – наклон назад; верхняя – равновесие, держась за руки партнерш.
2. Нижняя и средняя – выпрямиться, соединив свободные руки спереди; верхняя – прыжок, согнув ноги через соединенные руки партнерш, опираясь на руки лицевым или глубоким хватом.
3. Верхняя – кувырок назад между партнершами.
4. Верхняя – прыжок, встать на колени партнерш, опираясь на их руки.
5. Верхняя – соскок вперед с поворотом на 90° и встать рядом с нижней; обе – выпад, средняя – стойка махом с поддержкой нижней и верхней одной рукой.

И.п. – нижняя за верхнюю, средняя за нижнюю, правым боком к основному направлению.
1. Все – кувырок вперед на одну и шагом вперед – высокое равновесие, «ласточка».
2. Все – «мост» наклоном назад: средняя – на пол; нижняя – на бедра средней; верхняя – на бедра нижней.
3. Все – встать с «моста».
4. Нижняя – лечь на спину, согнув ноги; верхняя – стойка полушпагатом плечами на руках нижней с опорой руками о колени; средняя – в выпаде, поддерживая верхнюю за ступни или голень.
5. Средняя – удерживая верхнюю в стойке, сесть в шпагат.

Разработана учителем физической культуры  Первых А.Н.

МБОУ СОШ №34 г. г.Ставрополь.

Обучение общеразвивающим физическим упражнениям

(1-й класс)

Материал третьего урока физической культуры в сентябре

Известно, что структура урока физической культуры с определенного времени условно состоит из трех взаимосвязанных частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительную часть подразделяют на вводно-организующие и установочные действия и общую и специальную разминку.

Основу разминки составляют общеразвивающие физические упражнения.

Поддерживаем коллег, выражающих мнение о том, что обучение правильному и «красивому» выполнению общеразвивающих физических упражнений в 1-м классе не должно быть «второстепенным», потому что выполнение правильных и «красивых» движений отдельными частями тела или их сочетаниями способствует развитию физических способностей (гибкости, ловкости, координации и др.), расширению своей «копилки» физических упражнений.

Дети 6–7 лет легко ранимые. Многие очень переживают, когда их «незаконно обижают», поэтому обучать их правильному и «красивому» выполнению общеразвивающих физических упражнений следует, не принижая их личное «Я».

По мере увеличения количества физических упражнений у учащихся мы стремимся главным образом к тому, чтобы вырабатывать у них критическое отношение и избирательный подход к разучиваемым физическим упражнениям, а также умение в случае необходимости их корректировать.

С первых минут обучения школьникам нужно почувствовать в учителе лидера, который не отступит от своих требований и добьется правильного выполнения общеразвивающих физических упражнений. Здесь все имеет значение: как стоит учитель перед детьми, его уверенность в себе, тон, манера поведения, умелое предъявление требований и искреннее уважение к ученикам.

На своих уроках физической культуры в 1-м классе в подготовительной части урока, после передвижения ходьбой, бегом и вновь ходьбой учащиеся хаотично расходятся по спортивному залу или по спортивной площадке и выполняют свои физические упражнения: по три для рук, туловища и ног.

Ученики приступают к выполнению первого физического упражнения для рук, после того как произнесем фразу: «К выполнению первого упражнения для...» и продолжения фразы детьми: «Рук!».

Учащиеся показывают физические упражнения, разученные во время занятия в дошкольном общеобразовательном учреждении или во время тренировочного занятия в спортивной секции, или посещения хореографической студии, или разученные с родителями в домашних условиях и т.д.

Через 30–40 сек. подаем сигнал «Стой!» (поднятой вверх рукой).

«Вы все старались! Молодцы!» – говорим мы. (В это время на лицах учеников можно увидеть самоуважение и уверенность.) Но лучше всех выполняла физическое упражнение Лена К».

Предлагаем Лене показать свое упражнение ученикам класса. Обращаем внимание остальных учеников на правильные движения прямыми руками и на то, что они у Лены на уровне плеч.

– Как называют данное упражнение?

– «Ножницы!» – опережает всех Лена.

– Где ты это упражнение увидела?

– Это упражнение по утрам делает мама во время утренней зарядки.

– А ты делаешь по утрам зарядку?

– Нет! Я смотрю лежа в постели, как мама делает зарядку.

– Тебе бы тоже не мешало заниматься утренней гимнастикой.

– Кто из вас по утрам делает зарядку? (Руки поднимают 3–5 человек).

– Маловато! Вам всем следует ежедневно утром выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики, так как утренняя гимнастика позволяет обрести бодрость и хорошее настроение на весь день. В вашем комплексе упражнений утренней гимнастики вы можете использовать физические упражнения, разучиваемые сегодня на уроке.

– Приступайте вслед за Леной выполнять упражнение.

Ребята стараются.

– Если наш предмет называется «Физическая культура», то от вас требуется красивое и правильное выполнение физических упражнений. И вы сейчас это показывали. Вы просто «умейки»!

Сигнал «Стой!». (Рука поднята вверх.)

– Молодцы!

После короткой паузы подаем команду: «Приступить ко второму физическому упражнению для рук!»

Один из мальчиков выполняет физическое упражнение для туловища. Говорим как бы не ему: «Оказывается, что среди вас есть еще ребята, путающие руки с туловищем». Мальчик понял, что речь шла о нем. Быстро исправил ошибку.

Через 30–40 сек. подаем сигнал «Стой!».

– Тебя Ваня зовут? – спрашиваем мальчика, стоящего в конце. – А как?

– Миша! – отвечает ученик.

– Покажи нам, Миша, свое физическое упражнение. Пока Миша идет показывать свое упражнение, говорим: «Вы все молодцы! Хорошо выполняли физические упражнения! Но вот Миша выполнял лучше всех!»

– Миша, где ты познакомился с этим упражнением?

– Во время занятия плаванием в бассейне «Самокат».

– Ты занимаешься спортивным плаванием или ходишь плавать по абонементу?

– Я занимаюсь спортивным плаванием, – ответил Миша.

– Начинайте вслед за Мишей выполнять физическое упражнение.

– Посмотрите, какие большие круги руками делает Миша. Чередуйте 8 кругов вперед, 8 назад.

Сигнал «Стой!».

Приступить к третьему физическому упражнению для рук. Несколько мальчиков выполняют отжимания из упора о гимнастическую скамейку.

Сигнал: «Стой!».

Обращаем внимание всех учеников на то, что выполнять отжимания не возбраняется.

– Как тебя зовут? – обращаемся к ученику, стоящему в третьем условном ряду.

– Костя! – отвечает он.

– Встань, Костя, перед ребятами и покажи свое физическое упражнение. Мальчики, проделывайте отжимания вслед за Костей. Девочки, выполняйте любое другое физическое упражнение, но для рук.

Видим, что два ученика никак не могут отжаться от скамейки. Они с явным астеноидным (слабым) типом телосложения. Подходим к одному и другому и советуем выполнять отжимание из упора о подоконник.

Сигнал «Стой!».

– Костя, когда мы задали вопрос: «Кто занимается по утрам зарядкой?» – ты поднял руку?

– Да! – говорит Костя.

– Ты это физическое упражнение выполняешь во время утренней зарядки?

– Да!

– С кем ты выполняешь утреннюю гимнастику?

– Со старшим братом.

– Сколько ему лет?

– Он учится в колледже.

– Переходим к трем физическим упражнениям для...

Три ученика негромко говорят: «Для туловища!»

Повторяем: «Приступаем к трем упражнениям для...»

Уже большее количество учеников, но в разнобой отвечают: «Туловища!»

Говорим, чтобы ученики не стеснялись и громко, почти криком продолжили нашу фразу.

Что-то начинает получаться.

Опять говорим: «Не слышим!»

Ну, наконец-то. Дети дружно и протяжно продолжают: «Ту-ло-ви-ща!»

– Вот теперь вы молодцы!

– Почему необходимо дружно и громко продолжать наши фразы? Раз вы громко произнесли: «Туловище», то уже наверняка не перепутаете туловище с другими частями тела. Приступить к выполнению первого физического упражнения для туловища. Ноги поставьте на ширину плеч.

Вижу, что две девочки показывают друг другу «рожи». Довольные!

Сигнал «Стой!».

Несмотря на баловство девочек, говорим о том, что все ученики старались выполнять физические упражнения. Даже выбрать лучшего сложно.

– Давайте попросим Патрика показать его физическое упражнение.

Патрик показывает физическое упражнение – «мельница». Подсказываем ему, чтобы он наклонил туловище чуть пониже.

– Кто скажет, как называют это физическое упражнение? Ответы разные, но неправильные. Помогаем: «Это физическое упражнение называют «Мельница».

– Начинайте вслед за Патриком выполнять физическое упражнение «Мельница».

Сигнал «Стой!».

Обращаемся к Патрику: «Где ты разучил это физическое упражнение?»

– В детском саду! – уверенно ответил Патрик.

– Приступайте вслед за Патриком ко второму физическому упражнению для туловища.

Сигнал «Стой!».

– Паша, выйди сюда. Покажи свое физическое упражнение для туловища.

Пока Паша идет, говорим, что все они хорошо делали физические упражнения. Правда, хорошо! Но Паша выполнял чуть интереснее!

Паша начинает показывать свое упражнение. Обращаем внимание детей на прямую спину у Паши. На то, что туловище он только наклоняет то в левую, то в правую стороны. Не вперед, не закидывает назад. Голову держит прямо. А что это означает? Это означает, что Паша, выполняя правильно и красиво физическое упражнение, формирует свою осанку. По словам В. Даля, осанка придает человеку стройность, величавость, приличие и красоту.

– Начинайте вслед за Пашей выполнять физическое упражнение.

Сигнал «Стой!».

– Ох! Как же вы все красиво выполняли. На вас было любо-дорого смотреть!

– Паша, ты где разучил это физическое упражнение?

– Я увидел это физическое упражнение в одной телевизионной передаче.

Переходим к трем физическим упражнениям для ног.

– Первое физическое упражнение для...

Дети протяжно продолжают: «Н-о-о-о-г!»

Мы хотели услышать от учеников не протяжный ответ, а короткий, обосновывая тем, что слово «ног» состоит из одного слога, но воздержались. И правильно сделали, потому что на спортивных трибунах обычно зрители громко и протяжно произносят, если «не кричат»: «Г-о-о-о-о-о-л!», а не коротко: «Гол!». Поэтому и не стали требовать от детей короткий ответ: «Ног».

Сигнал «Стой!».

– Сейчас человек 10 выполняли физические упражнения прекрасно. Но нам больше всего понравилось, как выполняла физическое упражнение Марина. (Сколько же она до этого физического упражнения нарушала дисциплину!)

Марина выходит и принимает исходное положение: сед на полу.

– Примите данное исходное положение и вы.

Теперь посмотрите физическое упражнение Марины. Видите, она поочередно поднимает прямую то левую, то правую ногу и делает хлопок под ногой.

Приступайте вслед за Мариной к выполнению физического упражнения.

Физическое упражнение оказывается «тяжелым» для учащихся с дегастивным типом телосложения (избыточной массой). А таких в классе трое. Подходим к ним и предлагаем выполнять другое, удобное для них физическое упражнение, но для туловища.

Сигнал «Стой!».

– Марина, где ты разучила это довольно сложное физическое упражнение?

– Я посещаю хореографическую студию «Самокат»!

– Приступайте ко второму физическому упражнению для ног.

Через 45–55 сек. подаем сигнал: «Стой!»

– Тебя как зовут?

– Сульфия!

– Иди, Сульфия, сюда и покажи свое физическое упражнение.

– Посмотрите, как Сульфия выполняет махи. Носки ног оттянуты. Махи делает, как мы говорим, с широкой амплитудой.

Вот это культура исполнения физического упражнения!

Выполняйте вслед за Сульфией физическое упражнение.

Один мальчик старается выполнить физическое упражнение, как Сульфия, но сталкивается с определенными трудностями.

– Как тебя зовут?

– Дима! – отвечает мальчик.

– Это хорошо, что ты стараешься выполнять физическое упражнение за Сульфией. Знай! На уроках физической культуры ты разучишь много физических упражнений и в скором времени начнешь выполнять их так же, как Сульфия, а может быть, и лучше ее.

Сигнал «Стой!».

– Молодец, Сульфия!

Где ты разучила это упражнение?

– В детском саду! – отвечает Сульфия.

Приступить к третьему физическому упражнению для ног – «приседанию».

Сигнал «Стой!».

– Вы сейчас выполняли широко распространенное физическое упражнение – «приседание», каждый свое. А посмотрите, как приседание выполняла Люда М. (Девочка необщительная, легкоранимая, обидчивая.)

Во время приседания она руки поднимает вверх, сложив ладони.

– Приступить вслед за Людой к выполнению приседаний.

Сигнал «Стой!».

– Теперь переходите к прыжкам на месте. Разрешаем вам выполнять разнообразные прыжки: «крестиком», на одной, на двух ногах, с поворотами – в общем, такие, какие вам больше нравятся. Одно только замечание: прыгайте на 32 счета; повыше и мягко.

– Кто умеет считать до 32? Поднимите руку. Те, кто не умеет считать до 32, считайте три раза до десяти и потом еще два прыжка. После тридцати двух прыжков самостоятельно переходите на ходьбу на месте.

– Ходьбу на месте прекратите по сигналу: «Стой!».

– Вопросы есть?

– Паша, а тебе во время прыжков следует идти на месте. Ты же знаешь, почему? Правда?

Паша показывает свое согласие движением головы.

– Приступить к прыжкам!

– Ах, Кирилл! Какой же ты молодец! Смотрите, отсчитав 32 прыжка, Кирилл, ни на кого не глядя, перешел на ходьбу.

Показываемые физические упражнения особенно необходимы ученикам, не посещавшим детский сад, спортивную секцию или кружок со спортивной направленностью, а также присутствующим на уроке ученикам, отнесенным по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Как думает читатель, сколько времени у нас ушло на обучение общеразвивающим физическим упражнениям?

Отвечаем: 17–18 минут (по показателю секундомера).

Конечно, 17–18 минут – это время не постоянное, оно изменяется в зависимости от того, насколько успешно ребята будут разучивать физические упражнения.

Чем отличается наш подход к обучению общеразвивающим физическим упражнениям в 1-м классе на первых уроках физической культуры в сентябре от традиционного?

1. Существованием тесной связи между демократическим (самостоятельное определение учащимся удобного места в спортивном зале или на спортивной площадке; выполнение знакомого для него физического упражнения в его темпе и ритме и т.д.), гуманным (учитель не делает грубые замечания и не дает категоричные команды и указания всему залу, а подходит к ученикам, сталкивающимся с определенными трудностями, подсказывает им, как легче это упражнение следует делать, или советует выполнять это упражнение из удобного для него исходного положения и т.д.) подходом во время обучения общеразвивающим физическим упражнениям и требованиями, предъявляемыми к организации и проведению обучения в подготовительной части урока учащихся 1-го класса.

2. Самостоятельным выполнением «своих» физических упражнений (30–40 сек.) и обменом умениями со своими сверстниками, что помогает эффективно организовать обучение правильному и красивому выполнению.

3. Такой подход дает возможность учителю «аккуратно» контролировать выполнение учащимися общеразвивающих физических упражнений и по возможности способствовать правильному их показу.

4. Предлагаемый подход к обучению общеразвивающим физическим упражнениям в 1-м классе позволит коллегам перестать привычно заранее подготавливать комплексы достаточно строго регламентированных по направленности и величине нагрузки общеразвивающих физических упражнений.

5. Отступлением от «традиционного» общепринятого подсчета и т.д.

6. Логическим ходом всего урока в целом.

И вот тому подтверждение. В основной части урока организуем и проводим подвижную игру «Совушка».

Во время команд «совушки» «Утро», «День», «Вечер» учащиеся свободно перемещаются по залу. Правда, оговариваем отдельные правила. Так, например, во время передвижения не задевать товарища даже пальцем; перемещаться в одном направлении и др.

По команде «совушки» «Ночь!» каждый ученик «замирает» в позе с правильным показом физического упражнения, разученного на уроке. Когда «совушка» «не видит и не слышит», играющие «замирают» в позе другого разученного физического упражнения.

В заключительной части урока собираем учащихся в команду: «Все ко мне!» (Рука поднята вверх, и вращаем кисть).

Домашнее задание:

1. Повторять разученные на уроке физической культуры общеразвивающие физические упражнения.

2. Разучить какие-либо другие несложные физические упражнения для рук, туловища и ног.

3. Использовать во время занятия утренней зарядкой разученные на уроке общеразвивающие физические упражнения.

4. Записаться в спортивную секцию или кружок со спортивной направленностью с тем, чтобы показывать одноклассникам на уроках многие другие физические упражнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА «ГИМНАСТИКА (акробатика)» (6 класс)

На уроке показана одна из версий круговой тренировки....

Урок гимнастики с элементами акробатики в 11 классе

План-конспект урока по физической культуре в 11 классе по теме "Гимнастика с элементами акробатики (заключительный урок в разделе "Гимнастика"...

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...

Презентация урока по физической культуре на тему «Гимнастика с элементами акробатики» в 1 классе

Цели урока1.Овладение элементами акробатики, дальнейшее их совершенствование.2.Формирование практических умений3.Повторение перекатов в группировке и стойки на лопатках.4.Дальнейшее обучение кувыркам ...

Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме "Акробатика, строевые упражнения" (Гимнастика с основами акробатики).

Урок с применением творческой деятельности, обучение учащихся использовать акробатические упражнения в построении гимнастических пирамид....