Современный инновационный подход к уроку физической культуры.
методическая разработка по физкультуре по теме

Первых Александр Николаевич

Предварительный просмотр:



Современный инновационный подход к уроку.

1. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

2. Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ

3. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга


1. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся

Предмет «физическая культура» и его значение в комплексной оценке качества образования.

Качество образования и здоровье детей

В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности ее усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.

Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у учащихся жизненно необходимые физические качества, способствующему через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего. Поэтому одна из основных задач управления системой образования – приведение процесса обучения в соответствие с состоянием здоровья учащихся. А это невозможно сделать без модернизации образования в сфере физической культуры и физического воспитания, без изменения статуса предмета и учителя физической культуры.

Сегодня в России что ни образовательное учреждение, то инновационная экспериментальная площадка. Однако нигде не обеспечен мониторинговый контроль того, с какими показателями здоровья мы получаем детей в начале года и какими они становятся в результате инноваций. Известно, что большинство инновационных образовательных учреждений ухудшают здоровье детей. По информации начальника управления Министерства образования Российской Федерации Д. Шилова, заболеваемость в гимназиях в 2 раза выше, чем в обычных школах, 40% инновационных программ приходится на 6% одаренных детей и на 10–15% детей, имеющих высокие учебные достижения. Стремление к дальнейшему усложнению учебных программ, которые стареют быстрее, чем нарастает объем информации, ведет к учебным перегрузкам, стрессам, негативно сказывается на здоровье учащихся. Процесс обучения становится фактором риска, тогда как в Законе Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Качество образования отождествляется с качеством обученности по результатам Единого государственного экзамена и других методик. Но разве можно считать качественным образование, наносящее ущерб здоровью детей?

В условиях, когда на протяжении последних десятилетий сохраняется устойчивая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков (увеличение заболеваемости по всем классам болезней, ухудшение физического развития, снижение уровня физической подготовленности на фоне выраженной гипокинезии и гиподинамии школьников), нельзя говорить о качественном образовании.

Длительный 10–11-летний период школьного образования превращает школу в главное место управления здоровьем учащихся. Если раньше врачи констатировали, что здоровье детей ухудшается из-за неудовлетворительной организации учебного процесса (недостаточная освещенность классных помещений, плохая проветриваемость, неправильная форма и величина школьных столов, перегрузка учебными занятиями), то в современной школе к этим недостаткам добавились множество других факторов риска, влияющих на здоровье (компьютеризация, интенсификация обучения, снижение двигательной активности). Испытывать социальный информационный стресс стали не только школьники, живущие в условиях систематической интеллектуальной нагрузки, но и дошкольники, ее раньше не имевшие. Ведь для них неизбежной становится интенсивная подготовка к школе в связи с усложнением школьных программ, освоение современной технологии быта, приобщение к домашнему компьютеру. Организм дошкольника, рассчитанный на значительные объемы двигательной активности, работает с большой недогрузкой. Это способствует гиподинамии, ослаблению мышечной системы организма человека. Низкие функциональные возможности детей не только свидетельствуют о неблагоприятном влиянии факторов среды обитания, но и позволяют считать неэффективными принимаемые меры в плане формирования здорового образа жизни учащихся.

На совершенствование внутришкольной среды, защиту ребенка от ее неблагоприятных факторов, создание комфортных условий для процесса обучения, от которых зависят учебные достижения и здоровье школьников, направлена модернизация системы российского образования, в том числе в сфере физического воспитания детей и подростков. Укрепление и сохранении здоровья – важнейшая задача государственной политики в области обновления образования. Ее решение должно сыграть роль в сохранении нации, ее генофонда. В реализации этого положения ведущая роль принадлежит физической культуре. Из всех школьных предметов он прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, стремится к накоплению и развитию практического опыта. Это единственная учебная дисциплина, которая традиционно входит в базовое содержание образования дошкольников, школьников, студентов, всех учащихся.

Эффективное использование возможностей предмета «физическая культура» способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, укреплению его здоровья. На этот учебный предмет и следует перенести акцент с лечебных, оздоровительных, физиотерапевтических и других медицинских мероприятий, особенно характерных для инновационных учебных заведений, использующих их как способ снижения отрицательных влияний нетрадиционно организованного учебного процесса. Преподаватель физической культуры, используя методику комплексной оценки физического развития и физической подготовленности, поможет ученику освоить простейшие тесты для самоконтроля здоровья, научит измерению, расчету и оценке индивидуальных достижений, отслеживанию их в мониторинге. Только такой личностно-ориентированный подход к учащемуся может сформировать мотивацию к занятиям физической культурой.

Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.

За годы реформирования государственной системы демографическая ситуация в России заметно ухудшилась. Растут смертность и заболеваемость, снижаются рождаемость и трудоспособный возраст. В начале XXI в. Россия отстает по продолжительности жизни от развитых стран мира: мужчины – на 15–19 лет, женщины – на 7–12 лет. Уровень рождаемости (суммарный коэффициент рождаемости) не превышает 1,35 при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения. Родительское поколение замещается детьми лишь на 60%. Общество стареет.

В Российской Федерации продолжается процесс ухудшения состояния здоровья детей. Здоровых учащихся к окончанию общеобразовательных школ – менее 10% от общего числа выпускников. Функциональные отклонения у детей до 14 лет за последнее десятилетие увеличилось на 85%, хронические заболевания – на 84%. Только один дошкольник из трех приходит в школу здоровым. За время обучения в школе в 4–5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата (сутулость, плоскостопие, искривление позвоночника), в 2 раза увеличивается число нервно-психических расстройств как результат хронического стресса и функциональных нарушений сердечно-сосудистой системы. В 60-е годы старшеклассники распределялись по группам здоровья так: I группа – 36,5%, II группа – 23,5%, III группа – 40%. К началу ХХI в. отмечается падение числа здоровых детей:    I группа – 2,3%, II группа – 28,7%, III группа – 69%. Средний уровень физической подготовленности в 10–11-х классах равняется примерно 70–80% того, что было 20–25 лет назад. Нормативы комплекса ГТО недоступны большинству старшеклассников. Общая заболеваемость учащихся 11-х классов в 2 раза выше, чем учеников 1–2-х классов (В.Д. Сонькин). Гиподинамия из-за увлечения телепередачами, компьютерными играми, интернетом стала массовым явлением.

По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25% учащихся. У 35% она не соответствует оптимуму, способствующему гармоничному развитию и сохранению здоровья ребенка. Здоровью школьников не способствуют и значительные учебные перегрузки, а также рост асоциальных явлений в молодежной среде, вызванных нерациональной организацией досуга. Результаты мониторинга старшеклассников и студентов первых курсов начального и среднего профессионального образования, полученные Национальным научным центром наркологии Министерства здравоохранения РФ свидетельствуют:

регулярно курят – 40%;
употребляют пиво – 38%;
употребляют вино – 18%;
употребляют крепкие напитки – 15%;

Министерство обороны Российской Федерации сообщает, что 70% призывников имеют опыт употребления наркотиков. Формирование зависимости и болезни приходится на 18 лет, пик – на возраст студенчества. («Учительская газета» от 11 апреля 2006 г. – С. 20). Неумеренные амбиции и стремление к быстрым учебным достижениям затмевают для отдельных педагогов и родителей заботу о сохранении и укреплении здоровья детей.

Тревожная статистика состояния здоровья озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту, созданного при Президенте России. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Более 30% юношей не могут быть призваны в армию. За время обучения в вузе здоровье студентов ухудшается, и по прогнозу число посещающих спецмедгруппу может достигнуть 50%. На первом месте – болезни сердечно-сосудистой системы, на втором – опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз и т.п.), на третьем – органов дыхания, т.е. заболевания, наиболее значимые для обеспечения жизнедеятельности. От внезапной остановки сердца ежегодно в Российской Федерации умирает 250 тысяч человек, а затраты на здравоохранение в РФ составляют 3% от ВВП, тогда как в США – 18%.

О тревожной статистике здоровья в цифрах и фактах, наиболее значимых для физического развития детей и молодежи, сообщалось в Москве (октябрь 2006 г.) на совместной сессии шести Российских академий наук, посвященной теме «Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития общества и государства» («Физическая культура в школе». – 2007. – № 2. – С. 38). Шесть российских академий под председательством Президента Российской академии наук собрались впервые, чтобы обратить внимание государства на катастрофическое положение его детей, его будущего. Вывод ученых категоричен: «Ухудшение здоровья детей влечет за собой в будущем существенное снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного и оборонного потенциала страны, а также дальнейшее углубление демографического кризиса».

Научное сообщество медиков, гигиенистов, психологов доказательно заявило, что негативную роль в ухудшении здоровья подростков, наряду с другими факторами, сыграло и проводимое реформирование системы образования, часто не учитывающее особенностей подросткового возраста и создающее условия для роста эмоциональной напряженности, социального стресса и расслоения подростковой популяции.

Современная ситуация складывается так, что обучение и здоровье заняли по отношению друг к другу противоположные позиции. По словам Ирины Родниной, российское образование, в котором 60% учащихся имеют отклонения в здоровье, а физическая подготовленность призывников с каждым годом ухудшается, работает на Министерство здравоохранения. Такое состояние системы образования не может устраивать работодателей, потребителей образовательных услуг.

Как бороться с этой бедой? Как измерить показатели здоровья и контролировать их динамику под воздействием учебных нагрузок в школе? Как определить: содействует ли учебное заведение здоровью учащихся?

Очень важно уделять постоянное внимание использованию инновационных технологий, авторских программ по физическому воспитанию для оздоровления обучающихся средствами физической культуры и разнообразной двигательной активности.

Но не менее важно овладение методикой мониторинга показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с целью оценки эффективности инноваций, внедряемых в учебный процесс.

Лечение становится очень дорогим, поэтому укрепление и восстановление здоровья с помощью физических упражнений, использования оздоровительных сил природной среды, гигиенических факторов приобретает особую актуальность.

Науки о здоровье начинаются с самой древней, санитарии. Санитария – наука о сохранении здоровья, а не о лечении болезней. Санология – наука о здоровье, механизмах и условиях его обеспечения. Это учение о противодействии организма болезням, в основе которого лежит динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов, возникающих при воздействии чрезвычайных раздражителей. Валеология – наука о прямом пути к здоровью, изучающая особенности многих аспектов здорового образа жизни практически здоровых людей. Отличие санологии от валеологии  в том, что она является косвенным путем к здоровью, а валеология – прямым. Различны и пути определения количества здоровья. По Н.М. Амосову, количество здоровья определяется суммой резервных мощностей основных функциональных систем организма и рассчитывается с помощью резервных коэффициентов. По Г.Л. Апанасенко, для оценки уровня здоровья используются индексы массы тела, отношение жизненной емкости легких к массе тела, время восстановления частоты сердечных сокращений и т.д. По балльной шкале испытуемого относят к одной из пяти групп уровня здоровья: с низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким уровнем здоровья. По Р.А. Баевскому, в основе расчета уровней здоровья лежит количественная оценка протекания адаптационных процессов в организме человека.

Формирование приоритета здоровья должно стать задачей общества, в котором мы живем. А сегодня основная масса материальных ресурсов тратится на лечение в клиниках. Современные научные данные свидетельствуют о том, что здоровье нации не находится в прямой зависимости от величины расходов на здравоохранение. Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% – от наследственности, на 20% – от состояния окружающей среды, и только на 8,5%  эксперты Международной организации труда оценивают вклад здравоохранения в общую сумму факторов, определяющих здоровье. Опыт самых богатых зарубежных стран показывает, что растущие затраты на медицину не всегда обеспечивают эффект. Здоровье, которое держится на тоннах лекарств и протезов, является фикцией. Поэтому деньги там вкладываются и в физкультурно-оздоровительные программы, направленные на формирование здорового образа жизни населения.

Правительство Российской Федерации озабочено решением ряда социальных проблем: выплатой зарплат, пенсий, стипендий, помощью безработным и другим наименее защищенным слоям населения. Однако решение этих проблем будет возможно, если сохранить здоровье нации, ее способность к воспроизводству рабочей силы в условиях рыночных отношений и различных форм собственности.

Начало XXI в. характеризуется прогрессом в техногенном развитии общества и столь же стремительным разрушением природных, физических и психологических свойств человека. Чем могущественнее становится интеллект, тем ощутимее разрыв между мозгом и телом. Образ жизни человека перестал совпадать с биологической схемой жизни. Человек как биологический объект претерпел незначительные изменения, цивилизация же сделала за это время гигантский скачок. Человек не успел приспособиться. Возникло противоречие между достижениями цивилизации и адаптационными возможностями человека. Это породило болезни и недуги вследствие резкого снижения двигательной активности, увеличения психологической напряженности, ухудшения экологической ситуации и т.д. Без определенного объема постоянной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в нем природой, не сможет продуктивно трудиться, быть здоровым и счастливым. Мышечная деятельность как самый естественный и сильный раздражитель, способный изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Люди, сознательно относящиеся к физическому самовоспитанию, более сильны в интеллектуальном и физическом плане, легче переносят все социально-бытовые неудобства.

Сегодня мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся как никогда актуален. В статье 24 Закона «Физическая культура в системе образования» записано о проведении ежегодного мониторинга физического развития и физической подготовленности обучающихся. Результаты комплексных мониторинговых исследований, позволяющие отслеживать динамику показателей физического развития и физической подготовленности различных возрастных групп населения в регионах Российской Федерации, могут использоваться как эффективное средство для осуществления мер по сохранению и укреплению здоровья, в том числе за счет профилактики заболеваемости.

Умения и навыки оценки собственного здоровья по простым тестам и результатам самоконтроля имеют личностную ценность для каждого человека. Ученые единодушны во мнении, что секрет качества жизни – в регулярных занятиях физической культурой, спортом и туризмом, которые могут:
замедлить ухудшение физического состояния вследствие старения и физической пассивности;
уменьшить склонность к полноте;
улучшить функции сердца и дыхательных органов.

Существуют две проблемы, общие для здравоохранения и образования.

Первая проблема. Рациональное распределение и использование многомиллиардных финансовых средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на здравоохранение и образование.

Вторая проблема. Оценка эффективности реализации национальных проектов «Образование» и «Здоровье» по конечным результатам с помощью общедоступных и понятных критериев.

Решение этих проблем весьма актуально. Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития из 30 развитых стран считают самым большим недостатком отечественной инновационной системы России поразительную диспропорцию между инвестируемыми средствами и получаемым результатом, хотя в создание новых знаний Россия вкладывает гораздо больше денег, чем большинство стран с сопоставимым уровнем ВВП на душу населения.

В погоне за знаниями о здоровье детей часто не задумываются ни родители, ни администрация образовательного учреждения. На первом плане в решении вопросов модернизации образования – совершенствование образовательных, а не оздоровительных технологий, компьютеризация, информатизация, Интернет, контроль учебных достижений с помощью тестовых методик (Единый государственный экзамен, Интернет-тестирование и другие). Едва ли такая модернизация будет способствовать здоровью.

Подсказкой в решении первой проблемы могут служить материалы доклада Государственного совета Российской Федерации 24.03.06. «О развитии образования в Российской Федерации», в котором среди приоритетных задач обозначены: восстановление и развитие школьного здравоохранения, физического воспитания, массовые занятия физической культурой, спортом и туризмом. Приведенные в докладе факты прямо указывают направления использования финансовых средств. Сложившаяся за последние десять лет устойчивая тенденция ухудшения параметров физического развития детей, подростков и молодежи – это не только следствие учебных перегрузок и стрессов. Это старение и выход из строя спортивных объектов образовательных учреждений, резкое повышение стоимости платных услуг в сфере физической культуры, спорта и туризма, рост цен на спортивную форму и инвентарь. Эти причины не способствуют вовлечению в массовый спорт, делают его недоступным для большинства детей. Много вопросов, требующих решения, и в школьном здравоохранении. В 30% школ нет медперсонала, в 67% школ отсутствуют медицинские кабинеты, лишь 50% школ имеют помещения и оснащение медицинских кабинетов, регламентированное действующими нормативными документами. А это значит, в школах нет простейших приборов: динамометров для измерения силы, спирометров для измерения жизненной емкости легких и других. С их помощью определяются характеристики физического развития, физическая и функциональная подготовленность. Без измерения и отслеживания этих показателей здоровья нельзя дать оценку эффективности внедрения любых образовательных, оздоровительных и здоровьесберегающих методик и технологий.

Вложение средств в строительство и оснащение спортивных объектов и медицинских кабинетов, в стимулирование труда преподавателей физической культуры, тренеров, а также медицинского персонала учебных заведений позволит организовать широкомасштабное систематическое (в начале и в конце учебного года) тестирование показателей здоровья по параметрам физического развития, физической и функциональной подготовленности. Это будет действенным профилактическим средством в борьбе с учебными перегрузками, стрессами, негативными проявлениями (наркомания, алкоголизм и др.), за сохранение здоровья детей. Обеспечение положительной динамики этих показателей здоровья на протяжении всех лет учебы – неотъемлемая часть правильной организации учебного процесса.

Решение первой проблемы позволяет перейти ко второй. Главный конечный результат в образовании – положительная динамика учебных достижений обучающихся. Качественные и количественные показатели, измеряемые с помощью тестовых заданий -  один из основных критериев. Например, количественная оценка – полученный расчетом балл как по отдельным предметам, в том числе и по физической культуре, так и средний по всему образовательному циклу; качественная оценка – перевод балльной системы в традиционную: «отлично», «хорошо» и т.д.

Эти критерии можно измерить и рассчитать, что всегда было слабым звеном педагогической науки. Отслеживая их, мы оцениваем эффективность внедрения любых инновационных образовательных технологий, а также мер по модернизации и совершенствованию учебного процесса.

Решением второй проблемы является расчет соотношения затраченнных средств с учебными достижениями обучающихся и состоянием их физического здоровья. Полученные расчетом с использованием информационно-диагностических, компьютерных технологий конкретные цифры покажут эффективность вложенных финансовых средств.

Реализация подпрограмм национальных проектов «Образование» и «Здоровье» применительно к учащейся молодежи будет способствовать созданию новой идеологии в отношении к здоровью в педагогической среде, а также позволит разработать дифференцированную систему финансирования, учитывающую результаты труда как отдельного преподавателя-предметника, так и всего коллектива образовательного учреждения.

Комплексный мониторинг показателей физического развития и физической подготовленности, наряду с результатами тестирования уровня знаний учащихся, должен стать основой при построении общероссийской системы оценки качества образования.

 

Основа методики комплексного педагогического мониторинга – тестирование. Отслеживая с его помощью динамику показателей здоровья, мы осуществляем индивидуальный подход к физическому воспитанию, выявляем причины неудачных результатов, ведем поиск путей оптимизации учебного процесса со стороны как учителя, так и ученика.

Контрольные вопросы

1. Приведите примеры тревожной статистики здоровья детей и молодежи.
2.  Зачем нужны мониторинговые исследования показателей здоровья?
3. С помощью каких критериев можно измерить и оценить конечный результат работы образовательного учреждения?

Контрольные задания

1. В чем Вы видите роль предмета «физическая культура» в оценке качества образования?
2. Приведите примеры тревожной статистики здоровья детей в Вашем районе (регионе).
3. Что Вы можете сказать о модернизации образования в сфере физической культуры? Коснулась ли она Вашего образовательного учреждения?
Рекомендуемая литература

1. Шилов Д. Совершенствование системы охраны здоровья школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. – 1998. – № 6.
2. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже десятилетий. – М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2001.
3. Галиахметов И.Р., Каюмов М.К., Ланда Б.Х. Комплексный педагогический мониторинг качества образования. // Национальные проекты. – 2006. – № 4.
5. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – С. 208.
6.  Фетисов В.А. Массовое физическое воспитание и детско-юношеский спорт: проблемы модернизации // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. – 2003. – № 1. – С. 2.

к плану


3. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга

В современных условиях, исходи из социального заказа, престиж школы зависит от многих составляющих факторов. Но одним из приоритетных является достижение наилучшего качества образования. А в свою очередь престиж учителя - зависит от качественного обучения, соизмерного и ее ответствующего данному периоду времени.

Для каждой школы, з том числе и для нашей, показателем качества валяется модель выпускника с высоким уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, владением творческой деятельностью, соответствующим уровнем воспитания, социальной адаптацией. Недооценка какого-либо элемента снижает конечный результат качества.

Итак, под качеством образования следует понимать соотношение цели vрезультата, меру достижения цели,

Конкретный ученик, соответствуя современным запросом общества, должен стать центром всех учебно-воспитательных воздействие, т.о. все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного уровня с соответствующим уровнем изученности, прочностью знаний' и практических умений, сформированность познавательных интересов.

Основной целью является интеллектуальное (умственное) воспитание школьников, при этом можно сказать, что любой ребенок имеет определенный умственный потенциал, от которого и зависит интеллектуальная активность в тех или иных ситуациях. Состав имеющегося опыта у каждого ребенка различен, поэтому дети, безусловно, различаются по своим интеллектуальным способностям. Однако, каждый ребенок объективно нуждается в создании условий, способствующих его интеллектуальному росту.

Поэтому одной из основных задач школьного образования является передача не только познавательной функции /т.е. передача имеющихся знаний от учителя к ученику/, но и создание условий для нормирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности, психологической возможности каждого ребенка. Т.е. целью обучения должно стать не просто освоение математики, физики, истории и до. дисциплин, с обогащение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности учащихся средствами математики, физики, истории и т.д. и сейчас вопрос стоит так:

 -"Каким должно быть образование, чтобы ребенок плодотворно развивался?" Исходя из современных требований следует, что не ребенок должен подстраиваться под содержание образования, а напротив содержание образования следует подстраивать под ребенка с учетом индивидуальных возрастных и психофизических особенностей интеллектуального развития личности.

Хочу заметить, и обратить ваше внимание на то, что проблема, над которой работает наша школа является современной, значит актуальной в вопросах изучения и повышения  качества образования.

Конечный результат обучения в большей степени зависит от уровня квалификации, т.е. педагогического мастерства учители, умение его выбрать оптимальные способы организации учебного процесса. Сюда относится умение учителем планировать задачи образовательного, воспитательного, познавательного и исследовательского характера, умение соотносить нау1-ность и доступность, наглядность и абстрактность изучаемого, оптимальность сочетания различных форм и методов обучения, уценке применять личностный подход в обучении, повышать интерес учащихся и предмету, а также уменьшать знания, не имеющие практического значения и увеличение доли ценностных компонентов.  И это далеко не полный перечень задач, составляющих педагогическое мастерство ,

И я хочу сказать, что в нашем коллективе немало учителей-мастеров, которые на практике реализуют эти задачи и добиваются высокого качества обучения.

О конечном итоге результативность обучения складывается по следующим показателям:

  1. формальное оценивание качества знаний; 
  2. развивающий эффект обучения, т.е. движение в развитии учебных и творческих способностей; 
  3. стабильность высоких оценок по предмету; 
  4. удовлетворенность школьников обучением по предмету. 

Результативность обучения по предмету каждого классного коллектива выводится путем диагностирования качества уровня обученности. Для чего же необходимо диагностирование качества образовании? А нужно для того, чтобы перейти от произвольного предугадывания результатов и качества образования выпускников к прогнозированию результатов на базе разностороннего изучения личности каждого школьника, исследования индивидуального развития, при диагностировании -следует учитывать не только показатель учебной успеваемости к комплектному оцениванию качества ЗУН, но и показатель личностного развития, уровень воспитанности, творческой развитости, самореализации, т.е.  диагностика показывает результаты достижения учеником показателей с прогнозом, сделанным с учетом его возможностей.

Наверное, следует пояснить, как учитель должен отслеживать продвижение роста учебных умений учащихся. Это можно проследить на примере разноуровневого подхода в обучении. Учитель делит класс по наличие учебных знаний, умений и навыков на несколько групп, уровней /отвоспроизводящего до.../ Так вот, переход учащихся из одного уровня в другой по наростающей дает результативность качества. Т.е. большая победа складывается из множества маленьких побед каждого учащегося по достижении более зысоного ступени.

Главная задача учителя в том и состоит, чтобы добиваться повышения
активности учащихся к достижению впереди стоящих задач в повышении
учебных умений и навыков.                                                                  .

Все эти показатели роста, полоны диагностироваться учителем. А путь
роста напрямую зависит от того, какими приемами и методами, новыми технологиями пользуется учитель в своей работе. Степень эффективности
педагогического труда учителя определяется через владение современными педагогическими технологиями.                                                                     

Все мы знаем, что педагогические технологии оптимизируют познавательный процесс посредством анализа факторов, которые повышает образовательную эффективность путем применения педагогических приемов и методов.

Ключ к пониманию технологического построения учебного процесса -последовательная ориентация на четко определенные цели.

Правильное построение целей важно для учители для того, чтобы сконцентрировать усилия на главном, определить первоочередные задачи.
Кроме того, цели должны быть составлены не сами по себе, и не внеуче
ника, а именно исходя из максимальных возможностей школьника и вне зоне
его ближайшего развития. А это необходимо для ясности и гласности
в
совместной работе учителя и учеников.

Таким образом эффективность труда учителя лежит через целеполагание - планирование - организации - контроль и коррекцию.

Следуя этой модели определяется оптимальная стратегия и тактика работы учителя, выбираются или корректируются образовательные технологии
средства и методы обучения.                                         .

Внедрение мониторинга в систему образования позволило постоянно отслеживать результаты образования через глубокий анализ учебно-воспитательного процесса и дальнейшее прогнозирование ближайших и дальнейших
целей.                                            

В мониторинге условно можно выделить три этапа: тестирование, обработка и коррекция. Тестирование включает в себя диагностику интеллектуальной сферы ребенка, а также особенности- мышления, памяти, внимания На основе результатов формируется прогноз успешности обучения. Диагностика особенностей мышления, памяти, внимания отслеживает фондирование личности. Нормальное функционирование позволяет прогнозировать успешность обучения. С другом стороны, наличие проблем служит сигналом для начала индивидуальной работы.

Самым глазным в мониторинге является возможность снижения за применением показателей данных, отслеживающих результативность педагогических действий. Это называется обработка данных.

Динамика отслеживания результатов из года в год способствует движению вперед.

На этапе коррекционной помощи составляются рекомендации и коррекционные программы совместно учителя с психологом.

Постоянное отслеживание результатов позволяет учителям осознавать проблему, искать способы оптимального использования возможностей каждого ребенка, проявлять адекватные требования к нему в учебной деятельности и соответственно повышать .результативность образовательного процесса.

Учитель, использующий результаты мониторинга полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказать эффективную помощь.

Мониторинг для учителя - прекрасная школа совершенствования своего профессионального уровне, самоанализа, творческого саморазвития. Внедрение мониторинга служит благородной цели - создание личностно-ориентированной модели образования - и способствует реализации набеге основного кредо: создать комфортные условия каждому школьнику.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

по управлению качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга.

  1. каждому учителю добиваться повышения качества обучения через планирование, контроль и оценку, следить за ростом каждого учащегося.
  2. Активно использовать современные педагогические технологии и  образовательный мониторинг, обеспечивающий непрерывное слежение за состоянием и развитием, в достижении эффективности педагогического труда.
  3. Учитывать особенности индивидуального умственного развития, уровень психофизических особенностей, корректировать .содержание, формы, методы и темп обучения.
  4. Работа над составлением тематического планирования с учетом максимальных возможностей, школьника в зоне его ближайшего развития.
  5. Научиться оценивать на диагностической основе работу всех школьных звеньев, оказывавших влияние на качество образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В настоящее время, сталкиваясь с нововведениями в школьную программу, мы приходим к тому, что необходимо находить все новые и новые средства для формирования здорового образа жизни и создания благопри...

Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.

}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...

Инновационные подходы на уроках физической культуры

В статье раскрывается использование инновационных здоровьесберегающих технологий для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельности образовательных учреждений на осн...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Современный инновационный подход к урокам физической культуры

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и люба...

Современное образование и инновационные технологии на уроках физической культуры

Современное образование и инновационные технологии на уроках физической культуры...

Современные образовательные и инновационные технологии на уроках физической культуры

В школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Мы же остановимся на тех, которые используются, в том числе, и ...