Использование лыжной подготовки в "бесснежный" период
методическая разработка по физкультуре по теме

Матис Сергей Владимирович

 

     В методической разработке кратко изложен опыт  по внедрение новых средств в подготовку лыжников-гонщиков в «бесснежный»  период.  

       Методическая разработка призвана представить инновационный опыт автора.

В разработке раскрывается содержание, методика и эффективность использования лыжной подготовки в «бесснежный период».

Цели данной разработки:

- внедрение новых средств в подготовку лыжников-гонщиков в «бесснежный»  период.

- повышение уровня адаптации учащихся при последующих занятиях на первом снегу в период вкатывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_2.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное автономное учреждение «Центр лыжного спорта»

 Администрации города Ноябрьск

Матис Сергей Владимирович

Методическая разработка

«Использование лыжной подготовки в летний «бесснежный» период».

г.Ноябрьск

2013г.

   

     В методической разработке кратко изложен опыт  по внедрение новых средств в подготовку лыжников-гонщиков в «бесснежный»  период.  

       Методическая разработка призвана представить инновационный опыт автора.

В разработке раскрывается содержание, методика и эффективность использования лыжной подготовки в «бесснежный период».

Цели данной разработки:

- внедрение новых средств в подготовку лыжников-гонщиков в «бесснежный»  период.

- повышение уровня адаптации учащихся при последующих занятиях на первом снегу в период вкатывания.

Годовой цикл лыжников-гонщиков, состоит из трех основных периодов: подготовительного, соревновательного и переходного, где раскрыты основные задачи: подготовительного периода - подготовка организма к соревновательным нагрузкам, средствами общей и специальной ,физический подготовки; соревновательного периода – непосредственная подготовка к соревнованиям и выступлением в них, средствами специальной физической подготовки; переходного периода – восстановление организма после перенесенных соревновательных нагрузок.

Более подробно рассмотрим подготовительный период.

Подготовительный период – самый продолжительный период подготовки лыжника. В некоторых регионах страны он занимает до 6 месяцев (с начала июня до конца ноября). Поэтому особенно важна постепенность наращивания интенсивности нагрузок и соответствие их возможностям спортсменов. Высокий уровень тренированности, приобретенный в подготовительном периоде, положительно влияет на рост спортивных результатов в соревновательном периоде

Подготовительный период разбивается на 3 этапа: весенне-летний, летне-осенний и осенне-зимний.

Основными задачами весенне-летнего этапа являются: повышение общей физической подготовки спортсменов (развитие выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, равновесия), совершенствование техники в имитационных упражнениях и передвижении на лыжероллерах, овладение теоретически знаниям по принципам самоконтроля, питания, гигиены, восстановления организма и другими вопросами.

Задачи летне-осеннего этапа: развитие и совершенствование основных физических качеств и функциональных возможностей, постепенное повышение работоспособности в беге, ходьбе, прыжках, в передвижении на лыжероллерах, увеличение интенсивности тренировочных занятий. Для этого необходимо, начиная примерно с середины июля и до конца октября, использовать развивающий режим тренировки. На данном этапе необходимо периодически использовать восстанавливающий и поддерживающий режимы тренировки, т. к. менее интенсивная работа будет способствовать лучшему восстановлению работоспособности организма спортсмена после больших по объему и интенсивности нагрузок [24].

Тренировочными средствами в весенне-летний и летне-осенний этапы являются: бег и ходьба с различной интенсивностью, кроссовый бег по пересеченной местности, бег с шаговой и прыжковой имитацией лыжных ходов в подъемы (с палками), прыжки и многоскоки, специальные силовые имитационные упражнения, передвижение на лыжероллерах, общеразвивающие упражнения, спортивные игры, плавание, гребля, езда на велосипеде. Как следует из этого перечисления, круг средств очень широк и воздействует на самые различные системы и функции организма спортсмена.

Задачи осенне-зимнего этапа: восстановление навыка передвижения на лыжах, развитие специальной выносливости, поддержание высокого уровня общей и силовой выносливости, создание базы для выступления в соревнованиях, постепенное приобретение опыта выступления в соревнованиях.

На этом этапе средства имеют более выраженный специальный характер: передвижение на лыжероллерах различного типа, бег с имитацией на подъемах, кроссовый бег, специальные упражнения на силовую выносливость и в конце этапа передвижение на лыжах по снегу.

    В моей методической разработке предложено еще одно средство специальной физической подготовки – это применение лыж в «бесснежный» период.

     Для методической разработки мной было проведено экспериментальное занятие в учебно-тренировочной группе 5 года обучения на летне-осеннем этапе подготовительного периода.

     Был выбран песчаный участок, протяженностью 150 метров, крутизной 1 – 2 градуса.  Учебная группа  состояла из 8 человек. Учащимся было дано задание: передвижение на лыжах по песку на данном отрезке попеременным двушажным классическим ходом с палками и без палок способом «скользящий бег». В ходе занятия наблюдалось, что при выполнении упражнения с ошибкой в технике при подседании появлялось проскальзывание лыжи, что характерно при передвижении на лыжах по снегу. Для отталкивания необходимо было применить быстрое подседание и дальнейшее прижимание лыжи к песку, это позволяет оттолкнуться без проскальзывания лыжи назад, что так же возможно в данных условиях на песке. Из этого следует, что отработка данного элемента техники возможна в «бесснежный период». В технике попеременного двушажного классического хода, в данных условиях, отсутствует фаза свободного длительного скольжения, но наблюдается незначительная фаза скольжения, что позволяет отрабатывать ее в способе «скользящий бег», а так же появляется возможность удержания равновесия в фазе специфичного скольжения. Эффект применения данного средства  равноценен  передвижению с применением техники «скользящий бег» на участке подъема большой крутизны при передвижении на лыжах по снегу.

      В итоге на данном занятием были решены следующие задачи:

1.        Совершенствование техники попеременного двушажного классического хода (П2шКл.х) способом «скользящий бег».

2.        Совершенствование техники в условиях плохого скольжения.

3.        Отработка правильного выхлеста стопой вперед, быстрого подседания и отталкивания ногой «под собой».

4.        Развитие быстроты движений в специфичных условиях для лыжника.

5.        Развитие специальной выносливости в максимально-приближенных условиях для лыжника

 После выполнения данной тренировки можно сделать выводы:

- скольжение лыж по песку незначительно отличается от скольжения лыж по снегу;

- имитация лыжного хода в движении не дает полного контроля за правильным положением стопы, а применение лыжной подготовки по песку позволяет контролировать это положение за счет параллельной постановки  лыж, так же в имитации отсутствует ощущение скольжения.

- применение лыжероллеров не позволяет создать плохие условия скольжения в подъем, что возможно в наших условиях, т.к. они имеют хорошее качение колеса в любых условиях по асфальту;

- применение лыжной подготовки в «бесснежный период» позволяет быстро адаптироваться спортсменам к тренировкам на первом снегу, так как период вкатывания достаточно длителен, то появляется возможность укоротить его и начать непосредственную подготовку к первым соревнованиям.

     Применение лыжной подготовки в летний «бесснежный» период рекомендуется в учебно-тренировочные группах  4 и 5 годов обучения, а также в группах спортивного совершенствования, учащиеся которых хорошо владеют техникой передвижения на лыжах классическим ходом.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по физической подготовке. Тема: Лыжная подготовка. Способы лыжных ходов.

Техника одновременных ходов.Техника попеременных ходов. всестороннее физическое совершенствование с использованием лыжных ходов.развитие у студентов чувства коллективизма, настойчивости, ре...

Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»

Трудно переоценить то значении, которое имеет для качественного обучения лыжной подготовке в школе решение проблемы с хорошими трасами. Как мы знаем лыжные трассы включают в себя учебные, тренировочны...

Урок по лыжной подготовке в спортивном зале "Совершенствование техники лыжных ходов, техническая подготовка лыжника-гонщика"

Не всегда запланированные уроки можно провести на открытом воздухе. Порой учителю из-за низкой температуры воздуха  не удаётся провкести урок. предлагаю вашему вниманию конспект урока (занятия) п...

Презентация открытого занятия по лыжной подготовке с использованием ИКТ и ЭОР.

Презентация открытого урока (занятия) по лыжной подготовке с использованием ИКТ для детей младшего и среднего школьного возраста....

Конспект открытого занятия по лыжной подготовке с использованием ИКТ и ЭОР

Конспнкт отерытого занятия по лыжной подготовке с использованием ИКТ и ЭОР....

Лыжная подготовка. Форма одежды и правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.

Лыжи появились в глубокой древности, еще в каменном веке. Первые лыжи были короткими и широкими, и охотники могли на них только ходить по снегу.Ходьба на лыжах очень популярна в нашей стране и являетс...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРЕТЧИНГА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. В данной статье показано положительное влияние внедрение комплексов растяжек в подготовку лыжников-гонщиков, что способствует повышению эффективности тренировочного процесса, за счет уменьш...