Программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коррекционной школе 8 вида.
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Яцун Надежда Павловна

Составляющая  физического  воспитания  в коррекционной  школе является: внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе практикуются разнообразные формы: кружки и секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии, туристические походы, спортивные праздники и т.д.     

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связанно с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника, что дает возможность содействовать всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению  дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивается умение бороться до победы, не проявлять неприязнь к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивно- оздоровительные мероприятия  различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

                                                                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_fiz-re_2013-2014g.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Программа   организации  физкультурно-оздоровительной  и  спортивно-массовой  работы  в коррекционной школе.

Нормативно-правовая  база.

1.Конвенция  ООН о правах ребенка, ч. 1ст. 29 и 31.

2. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,гл.1 ст.1,4, гл.2 ст.5, ст.14 гл.6 ст. 34.

3. Закон РФ «Об образовании», гл.5 ст.50 и 51.

          4.Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.04.2003г.-86/13. «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных  учреждений» (Вестник образования №13 за 2003г. стр. 48).

5. Письмо  Министерства образования  Российской  Федерации от 26 марта 2002 г. №30-51-197/20 « О повышении роли  физической культуры и спорта в ОУ» (Вестник образования №9мая 2002г).

6 "Всемирная программа действий в отношении инвалидов" и "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (Организация Объединенных Наций, резолюции 37/52 - 1982 г. и 48/96 - 1994 г.). Европейская Хартия "Спорт для всех: инвалиды.

Актуальность  организации   физкультурно-оздоровительной  и  спортивно – массовой  работы  в коррекционной школе.

Анализ детской инвалидности и физиологических особенностей развития организма в раннем онтогенезе показывает непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его двигательных, координационных и интеллектуальных качеств.

Для детей с умственными и физическими ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничение их двигательной активности, ухудшение физических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др.

Следовательно, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией существенно важное место должно быть отведено использованию средств и методов физической культуры, активно-двигательным (мышечные и дыхательные, координационные и развивающие упражнения), гигиеническим и закаливающим мероприятиям.

Значение движений для организма столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни.                                           Эту актуальность  подтверждают  статистические  показатели:

-25-30% детей, пришедших  в  1 класс  школы, имеют  физические недостатки  или  хронические  заболевания;

-90-92%  выпускников средних  школ  не  осведомлены  о  болезнях, они  попросту  не  знают, что  больны;

-только  8-10%  выпускников  школ  можно  считать  действительно  здоровыми.

Основным средством профилактики заболеваний и осложнений в состоянии здоровья, вызванных гиподинамией и гипокинезией детей с умственными и физическими ограничениями, является нормированная активизация их двигательной, нейромышечной деятельности. Элементарное двигательное действие не заменит ни одна таблетка. Эффективны все виды активной двигательной деятельности : физические упражнения, спортивная тренировка, прогулки, туристические походы, участие в спортивных соревнованиях и фестивалях. Составляющая  физического  воспитания  в коррекционной  школе является: внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа. В рамках этой работы в школе практикуются разнообразные формы: кружки и секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии, туристические походы, спортивные праздники и т.д.                                                                                                                                                                Влияние оздоровительно-физкультурных мероприятий на детей-инвалидов является комплексным и выражается в следующем:

а) психическом воздействии посредством повышения тонуса и благоприятного улучшения эмоционального состояния;

б) тонизирующем воздействии посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма;

в) функциональном воздействии, которое характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке. В одних случаях функциональное воздействие может быть непосредственным - в отношении опорно-двигательного аппарата, органов кровообращения, дыхания, в других - косвенным: на органы пищеварения, выделительную и другие системы;

г) структурном  или морфологическом  воздействии, проявляющемся в стимулировании трофических процессов, предупреждении гипертрофии мускулов, улучшении кровообращения в органах и системах;

д) поддерживающем воздействии, для которого характерны повышенная приспособляемость организма к постепенной физической нагрузке и поддержание созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. Двигательные навыки инвалид может легко потерять, если тренировочные занятия будут прерваны;

е) компенсационное воздействие выражается в усовершенствовании отдельных органов и систем, что вызывается необходимостью замены некоторых утраченных функций.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связанно с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника, что дает возможность содействовать всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению  дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивается умение бороться до победы, не проявлять неприязнь к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивно- оздоровительные мероприятия  различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу, выгодно экономически здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое  развитие страны, ее обороноспособность, в также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетический – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.

Основная цель:

- Сохранения и укрепления здоровья об учащихся

- Дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта

- Формирования навыков здорового образа жизни.

Задачи:

Воспитательная – воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

Обучающая – обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирования и совершенствования двигательных навыков.

Оздоровительная – укрепление здоровья обучающихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, профилактика наиболее распространенных заболеваний. 

Ожидаемые результаты

  1. Формирование ответственного отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
  2. Введение оптимального режима труда и отдыха детей
  3. Повышение уровня физического, а отсюда – психологического и социального здоровья детей.
  4. Увеличение двигательной активности.

Основные принципы

Демократичность - свобода выбора учащимся внеучебных занятий, планирования работы совместно с родителями, с учащимися, с педагогами.

Равенство - нет дискриминации,  оскорблении друг друга, боязни не удач.

Участие - вовлечение  большого числа учащихся школы  во все спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия школы, реализации и оценки своих действий.

Целостность – спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа школы направлена на укрепление физического, умственного и социального здоровья учащихся.

Интеграция – сотрудничество с другими организациями.

Системность – физическое развитие происходит не хаотично, а по определенной системе.

Участники

- Учащиеся

- Классные руководители и воспитатели

- Учителя – предметники

- Фельдшер

- Врач педиатр, закрепленный за учреждением

- Школьные специалисты (психолог, соц. педагог)

- Родители

-Администрация школы

План реализации программы

№ п/п

Мероприятия

Дата проведения

Ответственность за выполнение

  1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

-Обсудить на педсовете (или совещании при директоре) порядок проведения гимнастики до занятий, физкультминуток и подвижных игр на переменах;

-Назначить инструкторов общественников по проведению оздоровительных мероприятий в школе провести для них инструктаж;

- Провести беседы в классах о режиме дня школьника, подвижных игр на переменах и физкультминуток;

-Провести семинар для воспитателей  по вопросам организации оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, планирования и проведения внеклассной работы с учащимися в группах продлённого дня;

-Определить каждому классу места для проведения подвижных игр на переменах, подготовить мелкий спортивный инвентарь и назначить ответственных за его хранение и выдачу;  

-Проводить подвижные игры и занятия физическими упражнениями на больших переменах;

-проводить физкультминутки на уроках в 1-10 классах.

До 1 сентября

К  4 сентября

До 10 сентября

До 1 сентября

сентябрь

ежедневно

ежедневно

Администрация

учитель физической культуры;

классный руководитель, воспитатель.

учитель физической культуры;

учитель физической культуры;

инструкторы общественники

учителя и инструкторы-общественники

  1. Занятия физическими упражнениями и игры в группах продленного дня

-Физкультминутки во время выполнения домашнего задания;

-Прогулки и экскурсии;

-Физические упражнения и игры в часы отдыха (подвижные, спортивные игры, упражнения с мячиками и т.д.);

-Занятия в спортивных секциях и кружках

Ежедневно

2-3 раза в неделю

Ежедневно

Ежедневно

Воспитатель ГПД

Воспитатели

Учитель физической культуры и инструктора общественники

  1. Спортивная работа в классах и секциях

-Назначить инструкторов общественников для подготовки команд классов;

-составить расписание занятий секций и кружков, тренировок команд классов;

-возобновить работу по подготовки команд классов по видам спорта, включенным во внутрешкольную спартакиаду;

-организовать кружок спортивного  ориентирования и занятия специальной медицинской группы;

-Направить сильнейших спортсменов на обучение в ДЮШС, ДСО и т.д.

К 15 сентября

С 15 сентября

С сентября

В течении года

Администрация, учитель физической культуры

Физорги классов и инструкторы

Учителя физической культуры

4.План спортивно-массовых мероприятий

                Мероприятия

-День Здоровья

-Кросс «Золотая осень» 3-10 кл.      

-Веселые Старты  2-4 кл.

-Пионербол  5-6 классы  

-Волейбол    7-10 классы

-Весёлые Старты 5-6 классы

-Весёлые Старты 7-8 классы

-Баскетбол 5-10 классы                                        

-Лыжные гонки 2-10 классы( личное  первенство )

-Весёлые Старты 9-10 классы

-Лёгкая атлетика 5-10 классы

Спортивные праздники:

-«Малые Олимпийские Игры»

-«Спортивная семья»

-«Зарница»

Участие в городской Спартакиаде   школьников

Участие в региональных соревнования в рамках «Специальная Олимпиада России»

Сроки

1 раза в месяц

сентябрь

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь- февраль

март

апрель-май

февраль

март

февраль

в течении года

по плану

Ответственные

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, физорги классов.

Учитель физ-ры, воспитатели.

Учитель физ-ры.

Учитель физ-ры.

  1. Агитация  и  пропаганда:

-Оформить  уголок  физической культуры, стенд с приказами, вымпелами, грамотами, рекордами  школы.

-оформить стенд  « В мире спорта»;

-создать  лекторскую группу  из  числа обучающихся  и организовать проведение бесед по классам  на  тему « Утренняя  гимнастика  школьника», «Гигиена школьника», и др.;

-выпускать информационный листок спортивных событий  в школе

-передавать информацию  на школьный сайт

Сентябрь, октябрь

Ежемесячно  к 20 числу

1 раз  в 2 недели

В течение  года

В течение года

В течение года

Учитель физической культуры

 Учитель физической культуры

Директор(ученики, входящие  в школьное  самоуправление)

Администрация, учитель  физической культуры

  1. Подготовка физкультурно-спортивного актива

-проведение семинара с инструкторами

 общественниками из числа учащихся 8-10-х классов

-провести семинар судей накануне соревнований на первенство школы по: - лёгкой атлетик

-баскетболу

-волейболу

-настольный теннис

-лыжным гонкам

-подвижным играм

-провести совещание актива по проведению физкультурных праздников,  игр на местности

сентябрь

сентябрь

ноябрь

март

октябрь

январь

сентябрь

октябрь

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры

6. Работа с родителями

-лекции для родителей на темы:

-личная гигиена школьника

-распорядок дня двигательный режим школьника

-воспитание правильной осанки у детей

-консультации для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливание и укрепления их здоровья

-приглашать родителей на спортивные праздники, дни здоровья, открытие школьной спартакиады

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

15-го числа каждого месяца 18.00 до 19.00

По плану

Медсестра

Кл. руководитель

Медсестра

Учителя физической культуры, медсестра

Кл. руководитель

Воспитатели

7. Работа с педагогическим коллективом

-помочь учителям 1-4-х классов в планировании работы по физической культуре

-помочь кл. руководителям  в планировании работы с учащимися

-организовать для учителей секцию по волейболу  

-провести среди учителей – учеников

 соревнования по волейболу, настольному теннису, бадминтону.

До 1 сентября

 

Август

Сентябрь

Октябрь, Апрель

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры

Учитель физической культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида

Представлена программа воспитательной работы в коррекционной школе-интернате VIII вида....

Целевая программа физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больши...

Программа воспитательной работы в коррекционной школе 8 вида (3 класс)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы, разработанный коллективом педагогов Муниципальное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для  обучающихся воспитаннико...

Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в коррекционной школе.

Стендовый доклад об особенностях организации спортивной и оздоровительной работы в условиях коррекционной школы-интерната....

Программа Физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

 Программа Физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы...

Программа Физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

                              Программа ФОиСМ работы...

Программа физкультурно-оздоровительной работы в ГКОУ СО «Кировградская школа-интернат»

     Практически во всех научных работах, посвященных проблеме интеллектуальной недостаточности, в программах обучения и воспитания данного контингента детей, методических рекоме...