Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Барабанова Татьяна Петровна

Учебно-методическая разработка "Основные упражнения художественной гимнастики"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

детский морской центр

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

«Юный моряк»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Основные упражнения

художественной гимнастики»

  Педагог дополнительного образования

объединения

«Художественная гимнастика»

Барабанова Татьяна Петровна

Кронштадт

2012

Учебно-методическая разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-14 лет в объединениях «Художественная гимнастика». В разработке описаны движения, способствующие развитию эластичности опорно-двигательного аппарата, и упражнения с предметами.

На начальном этапе занятий по художественной гимнастике дети овладевают такими координационными способностями, которые позволяют овладевать одиночными и композиционными действиями свободного характера и с манипулированием спортивного предмета. У гимнасток развиваются способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера, пластичность и овладение чувством ритма; слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Именно такая исходная подготовленность и позволит в ходе занятий улучшить, развить специализированные кондиции и добиться высокого спортивного результата.

Художественная гимнастика, как и другие виды спорта, имеет свои

цели и задачи:

-Достижение спортивного результата;

-Обеспечение и поддержание статуса здорового человека;

-Формирование основных навыков поведения: осанка, походка, стиль поведения общения;

-Воспитание качеств: восприятие красоты двигательных действий, управление эмоциональным состоянием, привитие музыкальных вкусов.

Общие методические указания.

        Перед началом занятий в объединении «Художественная гимнастика» предварительно все обучающиеся проходят медицинский осмотр и проверку физической подготовленности. Это необходимо для распределения детей на отдельные группы в соответствии с  состоянием здоровья и первоначального общефизического развития.

Приступая к изучению упражнения, следует ознакомить с ним обучающихся: назвать и показать его, объяснить сущность упражнения и отдельные элементы упражнения и, изучив  их переходить к его выполнению в целом. При этом главное внимание уделять технике выполнения упражнения. Добившись усвоения техники упражнения, можно переходить к тренировкам путём многократного повторения упражнения с постепенным повышением нагрузки с целью совершенствования навыков и развития физических и волевых качеств обучающихся.

С самого начала занятий детей необходимо обучать приёмам страховки при выполнении акробатических элементов и помощи в освоении различных движений.

Каждое занятие начинается с построения детей, приветствия группы и эмоционально-психологического настроя, объявления темы и задач данного занятия.

Подготовительная часть представляет собой технические действия, на основе которых строится та или иная композиция и определяется база технической подготовленности гимнасток.

В основной части изучаются специальные подготовительные и основные упражнения художественной гимнастики.

Основные упражнения художественной гимнастики.

ХОДЬБА

  • Ходьба на носках с прямыми коленями, пятки высоко над полом.
  • «мягкий шаг» — ходьба с перекатом с носка на всю стопу, незначительно сгибая ногу в коленном суставе.
  • «острый шаг» — характеризуется коротким движением ноги вперед с резкой акцентированной постановкой на опору и последующим подниманием на полупальцы;
  • «широкий шаг» — напоминает выпады, когда значительное по длине перемещение согнутой ноги вперед сопровождается выпрямлением «задней» ноги при некотором наклоне туловища вперед. Подобный «широкому шагу» «широкий бег» требует мощного отталкивания и выглядит стремительным;
  • «скрестный шаг» — поочередная смена скрестного положения ног, когда одна нога ставится с носка перед другой, а затем положение ног меняется движением «передней» или «задней» ног — что позволяет менять направление движения (влево, вправо, вперед, назад);
  • «переменный шаг» — является соединением двух шагов одной ногой с последующим приставлением другой («приставной шаг») и двух шагов с другой ноги, данный шаг может выполняться в различных ритмических режимах и служит основой танцевальных шагов.

БЕГ

  • Лёгкий бег выполняется на носках.
  • Мягкий бег (или скользящий) выполняется так же, как и мягкий шаг, с минимальными колебаниями по вертикали.
  • Перекатный бег выполняется эластичными толчками
    вперед с небольшими колебательными движениями по вертикали.
  • Острый бег выполняется с небольшим продвижением
    вперед выпрямлением толчковой ноги в фазе полета и отры
    вистым и острым сгибанием вперед свободной ноги.
  • Высокий бег вьполняется сильным толчком по вертикали с задержкой в фазе полета и быстрым сгибанием свободной ноги вперед.
  • Широкий бег выполняется   энергичным   толчком со значительным продвижением вперед в небольшом наклоне
    вперед. В полете толчковая нога выпрямляется, а свободная сгибается вперед. В фазе полета принимается положение выпада.
  • Пружинный бег  выполняется   поочередными    вертикальными толчками с очень небольшим продвижением вперед. В фазе полета ноги и туловище выпрямлены.
  • Бег шагом выполняется поочередными сильными толчками одной и махом другой прямой ноги. Это прыжки шагом, чередующиеся друг с другом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА

  • Одновременные, поочередные махи и круги руками в лицевой и боковой плоскостях. Тоже с пружинным движением ног.
  • Рывковые движения руками вверх, в стороны – вверх, в стороны – назад, одна вверх, другая – назад.
  • Руки сцеплены сзади: отвести руки назад, прогнуться, опустить руки, не теряя сцепления, наклонить плечи и голову вперед. То же последовательно, начиная движения в грудном отделе.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТУЛОВИЩА

  • Сидя на пятках спиной к гимнастической стенке, хват руками, поднятыми вверх: встать на колени, выпрямить руки – сильно прогнуться.
  • Наклоны туловища вперед и в сторону махом с пружинным покачиванием и с различными движениями руками. То же в различных стойках.
  • В парах – одна сидит, другая – стоя сзади, кладет руки на плечи сидящей, наклон туловища вперед с помощью партнерши. То же в исходном положении сидя, ноги широко врозь.
  • Стоя на второй или на третьей рейке лицом к гимнастической стенке, хват руками на уровне груди: наклоны туловища вперед, каждый раз перехватывая руками за низлежащую рейку, ноги держать прямыми, выполнять быстро в темпе маха.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОГ

  • Нога на рейке вперед или в сторону – повыше: наклоны туловища к ноге с различными движениями руками и плечевым поясом. То же, сгибая опорную ногу в момент наклона.
  • Лежа на животе, руки в стороны: круг ногой, начиная движения назад-в сторону коленом вперед и по полу в исходное положение. То же, лежа на спине, руки вверх, начиная круг вперед.
  • Стоя спиной к стенке, хват руками на уровне головы: покачивание прямой ногой вперед и в сторону с помощью партнерши, удержать ногу в самом высоком положении в течении 3-5 секунд.
  • Стоя лицом к стенке на расстоянии шага с опорой прямыми руками на уровне груди: покачивание ноги назад с помощью партнерши.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.

УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ 

Упражнения с мячом — весьма динамичны, в них используется большое количество различных движений: броски и ловля одной и двумя руками, перебрасывания, перекаты по частям тела и полукаты и броски, выполняемые не только руками, но и ногами, туловищем, головой, плечами; резкие и быстрые броски сочетаются с поворотами и удержанием мяча в разных пространственных положениях гимнастки при фиксации мяча на разных участках тела. Особыми действиями, характерными именно для этой группы упражнений, являются отбивы мяча и выкруты. Броски и ловля мяча сочетаются с кувырками, перекатами на спине или на груди, различного типа равновесиями и «обыгрывающими» действиями.

Отбивы мяча.

При отбиве об пол руки провожают мяч, как бы надавливая на него и плавно возвращаются в исходное положение. Отбивы об пол поочередно одной, двумя руками. То же на шагах вперед, назад скрестно в сторону, с прыжками на одной, другая в различных положениях на танцевальных шагах. Отбивы мяча вверх тыльной стороной кисти то же на различных шагах. Отбить мяч вперед – вверх коленом, ловить после бега вперед. Сочетания отбивов об пол одной с броском за спиной в другую и с броском под плечо.

Перекаты мяча.

Присесть, покатить мяч по полу. Бегом, опережая движение мяча, присесть, поймать мяч, подставляя пальцы под катящийся мяч (мяч должен вкатываться на ладонь плавно, без задержки). Перекатить мяч по правой руки, через спину, округляя ее, поймать мяч левой за спиной. Бросить мяч вверх, поймать на тыльную сторону левой кисти, правую положить сверху и в темпе начать вращение кистями. То же с прыжком во время броска или во время переката вокруг кистей.

Выкруты мяча.

Вертикальный выкрут внутрь. Исходное положение: правая рука в сторону, локоть слегка согнуть, мяч на ладони, немного приподнимая руку и поворачивая ее вовнутрь на 360о, удержать мяч на ладони. Вертикальный выкрут наружу: выполняется из конечного положения выкрута внутрь обратным движением (мяч все время лежит на ладони без захвата пальцами). Вертикальный выкрут  правой рукой внутрь и наружу на скрестных шагах влево. То же левой рукой – вправо. Горизонтальный выкрут внутрь – правая рука в сторону, мяч на ладони: сгибая руку в локте, круг предплечьем вперед и внутрь. При движении назад кисть сгибается внутрь.

Восьмерки мячом.

Исходное положение: правая рука вперед, мяч на ладони: небольшой бросок вверх, левой рукой подхватить мяч сверху и внутри пальцами вперед и выполнить круг кверху-влево, закончить маленьким броском вперед. То же – правой, выполняя круг кверху-вправо. Восьмерка в сочетании с шагами вальса  влево и вправо, на шаге и беге вперед.

УПРАЖЕНИЯ С ОБРУЧЕМ

Упражнения с обручем связаны, в основном, с вращением предмета (рукой, ногой, шеей, туловищем), его бросками и перекатами на фоне различных телодвижений. Основное требование к данным упражнениям — сохранение плоскости движения обруча, иначе он будет падать. Важен и правильный хват: маховые движения выполняются обязательно при жестком хвате, при качательных и вращательных движениях напротив — нужно уметь своевременно напрягать и расслаблять мышцы, обеспечивая свободность движения.

Повороты обруча.

Повороты обруча выполняются вокруг вертикальной и горизонтальной осей, двумя и одной рукой в различных плоскостях и направлениях и сопровождаются разными движениями туловища и ног: наклонами, пружинными и танцевальными движениями.

Обруч вперед: повороты обруча в лицевой плоскости с наклонами в сторону из различных стоек, основной, на носках, на одной, в другую сторону – на носок, на выпаде в сторону. Обруч горизонтально вперед: повороты обруча налево и направо до скрещивания рук. То же, но повороты обруча наружу и внутрь. То же пружиня. Обруч вперед на согнутых руках: попорот на 360о с наклоном назад. Держать обруч одной рукой вертикально на полу, повернуть обруч и дать ему свободно вращаться. Во время вращения обруча, обежать вокруг него или выполнить поворот.

Вращения обруча.

Вращения обруча горизонтально впереди правой рукой вправо с последующей передачей его за спиной в левую. То же с вращением обруча влево, с передачей спереди в левую руку. Надеть обруч на себя, держать двумя руками на уровне пояса: слегка повернуть обруч налево и, поворачивая направо, придать ему вращательные движения.

Броски обруча.

Обруч вперед: бросить его вертикально-вверх двумя, поймать изнутри за верхний край. Броски обруча одной рукой. Обруч в лицевой плоскости хватом сверху, бросить его вверх и поймать той же или другой рукой. То же, но поймать обруч одной или двумя руками после поворота на 360о или 180о за верхний или нижний край.

Махи, круги и восьмерки обручем.

Махи обручем выполняются по дуге, по кругу и восьмеркой в различных плоскостях и направлениях. Они подразделяются на малые, средние и большие махи, круги и восьмерки. Малые круги выполняются только кистью, прямой рукой, средние – сгибанием руки в локтевом суставе, большие – прямой рукой от плеча. Во всех этих упражнениях махового характера используется инерция движения предмета. Обруч вперед в правой руке: вращать его в лицевой плоскости, махом сделать круг и передать обруч влевую руку, продолжая вращение. Обруч вперед продольно: восьмерка обручем ( поворотами кисти и маховыми движениями рукой), слева правой рукой, ладонью книзу и справа ладонью кверху.

Перекаты обруча.

Обруч впереди на полу – перекатить обруч вправо и влево перед собой и за спину, передавая тяжесть тела с одной ноги на другую. Обруч впереди на полу – из переднего равновесия на левой ноге перекатить обруч назад правой рукой, с поворотом кругом подхватить левой в положении круглого полуприседа. Обруч на правой руке продольно – перекатить обруч по руке на грудь, на плечи. То же через грудь на спину и по другой руке. Обруч впереди в сторону – перекатить обруч через кисть на различных движениях ногами и туловищем. Перекатить обруч по ноге и туловищу.

УПРАЖЕНИЯ С ЛЕНТОЙ

Упражнения с лентой связаны с построением в пространстве различных «рисунков». Захватив пластиковую палочку, к которой прикреплена лента, активными действиями кистью, предплечьем, всей рукой - гимнастка выполняет различные махи, круги, броски, перехваты, перебросы, движения, с помощью которых рисует «змейки», «восьмерки», «спирали». Все это в разных плоскостях и направлениях, в разных темпах и ритмах и в согласии с действиями других частей тела — поворотами и вращениями, прыжками и полупереворотами, наклонами, свободно двигая лентой или обматывая ее вокруг себя, подбрасывая высоко вверх и одновременно выполняя кувырки или напротив, — «расстилая змейку» и перепрыгивая через нее. При соответствующем музыкальном сопровождении упражнения с лентой весьма зрелищны и могут удовлетворить самый изысканный вкус.

Обучение упражнениям с лентой следует начинать с махов и кругов в лицевой, затем в боковой плоскости. При лицевых кругах и махах необходимо направлять конец палки точно к носкам. Упражнения с лентой изучают правой и левой рукой, в начале на месте, затем в различных стойках, на шагах, беге, прыжках, в сочетании с танцевальными движениями. Их следует чередовать с упражнениями на расслабление для рук.

Для овладения основами техники упражнений с лентой надо включать в работу нужный сустав: во время махов и кругов – плечевой, спиралей – локтевой, змеек – лучше запястный. При этом важно добиваться точности рисунка и заданной плоскости движения. Необходимо строго контролировать ту часть полета ленты, которая выполняется вне поля зрения. Например, в горизонтальных и боковых кругах задняя половина круга, движение змейки за головой. В этом случае контроль осуществляется только мышечным чувством. Махи и круги, выполняемые предплечьем, называются средними, кистью – малыми.

Змейки.

Змейки бывают вертикальными и горизонтальными. Выполняются они только движениями кисти при слегка согнутом локте. Вертикальная змейка выполняется в лицевой и боковой плоскостях, по полу и по воздуху, сгибанием и разгибанием кисти ладонью вниз. Горизонтальная змейка выполняется в горизонтальной и лицевой плоскостях; в первой она может исполняться отведением и приведением кисти ладонью вниз, а так же сгибанием и разгибанием ладонью внутрь. Горизонтальная змейка за головой выполняется слегка согнутой в локте рукой ладонью вверх отведением и приведением кисти.

Спирали.

Спирали аналогично змейкам бывают вертикальными и горизонтальными: выполняются круговым движением предплечья. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине, располагаться близко к друг другу и упруго лететь до конца ленты. Вертикальную спираль можно выполнять перед телом на движение назад, сбоку и сзади на движением вперед, а также слева направо. При горизонтальной спирали снизу вверх палка и кисть вертикальны полу: согнутая рука поднимается несколько выше плеча, пола может касаться только последний виток.

Восьмерки.

Горизонтальные восьмерки выполняются в основных и промежуточных плоскостях. Направление определяется по ходу ленты – вправо к низу, влево кверху и т.д. Восьмерки делятся на большие, средние и малые. Восьмерки в лицевой плоскости состоят из левой и правой половины, в боковой плоскости и над головой – из передней и задней. Во время выполнения восьмерки в лицевой плоскости перешагивать или перепрыгивать в ее правую половину. На беге, вальсовом беге назад малая восьмерка перед телом по полу, по воздуху.

Броски.

Броски выполняются из-за головы быстро, с сильным рывком, при бросках в сторону-вверх рука прямая. Лента в воздухе летит пологой дугой, в момент ловли нужно сразу же продолжить движение, не нарушая заданного «рисунка». Бросок ленты из-за головы вперед-вверх, на беге поймать ленту, горизонтальная змейка сверху вниз.

УПРАЖНЕНИЯ СО СКАКАЛКОЙ.

Упражнения со скакалкой представляют собой сочетания различных прыжков на одной и двух ногах, поочередных перепрыгиваний и вращений скакалки — выполняемых на месте и с продвижением вперед, в сторону, назад, с поворотами, а также с изменением ритма и темпа как прыжков, так и (одновременно с прыжками или «отдельно») движений скакалкой. Такое содержание упражнений со скакалкой требует особой точности движений, не только чувства ритма, но и чувства самого предмета, поскольку конфигурация скакалки может значительно меняться в зависимости от ее натяжения, меняющегося в зависимости от быстроты и амплитуды вращений, а также исходной и специально изменяемой длины. Поскольку прыжки со скакалкой выполняются, как правило, длинными сериями, эти упражнения служат отличным средством развития выносливости, в связи с чем и применяются практически во всех спортивных специализациях в составе общей или специальной физической подготовки.

Важно правильно определить длину скакалки, которая должна быть равна расстоянию от пола до плечевого пояса при выпрямленном положении тела (тогда ее легко вращать и скакалка не запутается при вращениях).

Чтобы разнообразить занятия и варьировать нагрузку, среди упражнений используются прыжки через длинную скакалку (веревку, вращаемую двумя партнерами), прыжки вдвоем, втроем, целой группой, и при этом с самыми разнообразными дополнительными двигательными заданиями. Разучивание прыжков начинают с кружения скакалки вперед. Сигналом для подскока служит звук удара скакалки об пол при вращении. Кружение скакалки должно быть непрерывным, без задерживания ее под собой. Подпрыгивать над скакалкой надо невысоко, настолько, чтобы не задеть скакалку ногами. При прыжках ноги как можно меньше согнуты, носки вытянуты, туловище сохраняет прямое положение. Вращается скакалка в основном за счет движений кистями; руки не следует напрягать, держат их по направлению в стороны — вниз. Вначале прыжки выполняют медленно, по мере их усвоения темп вращения скакалки (а соответственно и прыжка) увеличивается; усложняются и задания.

УПРАЖНЕНИЯ С БУЛАВАМИ.

Упражнения с булавами представляют собой манипуляции двумя предметами. Работая одной или двумя руками, гимнастка выполняет различные круги, махи, «мельницы», броски, перекаты булав по площадке или по своему телу, броски булав с заданными направлениями и плоскостями вращений и последующей ловлей их в определенных позах, в которые спортсменка приходит через повороты, прыжки с поворотами, различные кувырки и другие сложные движения.

В конце занятия проводится построение и упражнения на расслабление.

Общее расслабление на все мышцы тела одновременно и местное расслабление на отдельные группы мышц или части тела. Легче осваиваются те упражнения, в которых движение выполняется «падением» части тела или пассивным расслаблением ее под собственным весом. Например, в наклоне вперед опустить расслабленные руки. Стоя на месте четыре хлопка руками – выполнять четко, ритмично, во время хлопков – можно музыкальное сопровождение прекратить. Руки через стороны – вверх, подняться – вдох. Руки вниз (мягко) – глубокий выдох. Выполнять в медленном темпе. Расслабить плечевой пояс и руки, выпрямиться.

При подведении итогов занятия педагог благодарит детей за работу на занятии, даёт положительную обратную связь.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся овладевают основными упражнениями художественной гимнастики, коллективно составляют различные комбинации и упражнения для показательных выступлений (массовых, групповых, парных, индивидуальных, с предметами и без предметов), принимают участие в показательных выступлениях на  праздниках, массовых мероприятиях  детского морского центра «Юный моряк» и спортивных мероприятиях города Кронштадта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Возрастная педагогическая психология  /Под ред. М.И.Гамезо. - М., 1984 г.

2. Врачебный контроль в спорте. Дембо А.Г.  - М.. 1998 г.

3. Музыкально – ритмическое воспитание в художественной гимнастике,

Т. Ротерс, -М., 1989 г.

4. Хореография в спорте, И. Шипилина, Ростов – на - Дону, 2004 г.

5. Гимнастика: Учебное пособие /Под редакцией М.Л. Журавина, Н.К. Меньшиковой. – М.:Академия, 2005 г.

6. Художественная гимнастика: учебник/Под редакцией Т.С. Лисиной. – М.: Физкультура и спорт, 1982 год.

7. Анализ произвольных упражнений в художественной гимнастике и пути совершенствования исполнительского мастерства сильнейших гимнастов. Автореферат, -М.:, 1980 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНИКА УПРАЖНЕНИЙ С ЛЕНТОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Упражнения художественной гимнастики составлены с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей организма женщин, их склонности к мягким, плавным, выразительным движениям, выполняемым ...

Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для начинающих»

Учебно-методическое пособие«Сборник упражнений по грамматике немецкого языка для начинающих»...

Учебно-методическое пособие «Сборник упражнений по оригами»

Одним из эффективных средств развития интереса к изучаемому материалу является использование на занятиях дидактических игр и упражнений, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызыв...

Учебно-методическое пособие и упражнения по грамматике английского языка для студентов 3-4 курса

Учебно-методическое пособие и упражнения по грамматике английского языка для студентов 3-4 курса.      Основной целью данного пособия является обеспечение студентов достаточны...

КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ по гимнастике с элементами художественной гимнастики для учащихся 2 класса

Воспитание у учащихся интереса к занятиям физическими упражнениями является одной из основных задач современного урока физической культуры.  В настоящий момент в крупных странах дальнего и ближне...

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...