Образовательная программа «Юные туристы» туристско-краеведческой направленности
рабочая программа по физкультуре на тему

Кондратьев Андрей Владимирович

В данной работе представлена Образовательная программа  «Юные туристы» туристско-краеведческой направленности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

«Юные туристы»

туристско-краеведческой  направленности

                                                 Срок реализации: 2 года

                                                  Возраст обучающихся: 12-17 лет

                                                                     Составитель: Кондратьев Андрей Владимирович,                                                                                   педагог дополнительного образования

аал Сапогов  – 2013г

Содержание  программы:

Раздел  программы

Страница

1.

Пояснительная записка;

2

2.

Цели  программы;

3

3.

Задачи  программы;

3

4.

Формы и методы реализации  программы;

4

5.

Принципы реализации программы;

4

6.

Условия  реализации программы;

5

7.

Прогнозируемые  результаты  реализации  программы;

5

8.

Учебно-тематический  план 1 года обучения;

6

9.

Учебно- тематический  план 2 года обучения;

8

10.

Использованная  литература

11

Пояснительная записка

        «Все  начинается  с  детства…» - это не  просто  крылатая  фраза, а формулировка  одного из  основополагающих  диалектических законов общественной  жизни. Взятое  в  применении  к  обществу, детство -  фундамент, на  котором  со  временем  формируется народ, нация, воздвигается  «здание»  общества.

        В последние  годы  наблюдается  тенденция к  росту  числа детей с  функциональными отклонениями  в  состоянии  здоровья. Научные данные  свидетельствуют  о  том,  что  снижение  вдвое и более  двигательной  активности после  поступления  в  школу вызывает резкое  ухудшение  здоровья,  снижение работоспособности и  быструю  утомляемость детей.

        Особую  тревогу  вызывает  отрицательное  влияние  гиподинамии и  гипокинезии на  детей. По данным  Минздрава, за последние  годы в шестнадцать  раз  увеличилось количество  детей  с вегетососудистой  дистонией,  в  пять  раз - с  ожирением.

        Одним из  путей выхода из данной  ситуации является  регулярные  занятия в туристическом  кружке. В туристических  походах ребята не  только закаливают  организм и овладевают туристическими навыками, но и  познают  природу родного  края, его историю, знакомятся  с  памятниками  культуры. Все это  помогает  формировать у детей  чувство  патриотизма и  способствует  выработке активного  отношения  к окружающей жизни.

             Образовательная программа  «Туристический кружок» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9; 14).

2.Примерные требования к программам дополнительного образования детей  (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РХ (от 11.12. 2006г. № 06-1844).

3.Типовое положение об учреждениях дополнительного образования детей.

4.Сан ПиН (2.4.4. 1251 – 03).

5.Устав МОУ ДОД «Усть-Абаканский ДДТ».

6.Образовательная программа МОУ ДОД «Усть-Абаканский ДДТ».

             Данная программа является адаптированной.

Основана:

1. Программа для туристского объединения «Юные туристы-экологи»,  подготовленной  И.А. Самариной, к.п.н., зав. методическим отделом Калужского областного центра детско-юношеского туризма  и экскурсий.  

2.Опыт работы в объединении туристско-краеведческой направленности «Туристический кружок» 2000 – 2009 г.г.

             Предназначена   для образовательной деятельности туристско-краеведческой направленности  в  объединении «Туристический кружок».

Срок реализации программы 2 года.

Возраст обучающихся: 5-10 класс.        

Цели и задачи  программы

        Цель  программы – формирование  всесторонне  развитой  личности средствами  туризма  и  краеведения, создание  условий для  самореализации, социальной  адаптации, оздоровления, повышение мотивации к   творческому развитию и  профессиональному самоопределению личности.

        Задачи  программы -  помочь ребенку  сделать  осознанный  выбор, более четко определиться в своих симпатиях, увлечениях, определить  свои силы и  возможности.

        Кроме  того,  данная  программа  предусматривает  решение  конкретных  задач в  следующих  областях воспитания и образования.

В области образования:

  • расширить  и  углубить  знания  обучающихся, дополняющие школьную программу, по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической  подготовке;
  • научить умению и навыкам работы  с  картой и  компасом;
  • научить  специальным знаниям по  вопросам  туризма и ориентирования, доврачебной медицинской  помощи;
  • научить выживать  в  экстремальных  условиях;
  • познакомить  с проблемами экологии и охраны природы.

В области  воспитания:

  • содействовать  гармоничному развитию личности,  совершенствовать духовные и  физические  потребности;
  • формировать жизненную  самодеятельность и  волевые  качества;  гуманное  отношение  к  окружающей  среде;
  • способствовать выработке организационных навыков, умению вести себя  в  коллективе.

Формы  и  методы реализации программы:

        Исходя  из  целей  и  задач, сформулированных  в  программе, используются  следующие  методы работы:

  • поисково-исследовательский – самостоятельная  работа  кружковцев  с   выполнением  различных  заданий на экскурсиях и  в  походах, выбор  самостоятельной  темы с дальнейшим  оформлением рефератов, проектов и т. д.;
  • метод  самореализации, самоуправления через различные  творческие  дела, участие  в   соревнованиях, походах, экскурсиях;
  • метод  контроля  - врачебный самоконтроль, контроль  успеваемости и  качества  усвоения  программы, рост динамики  спортивных  показателей;
  • метод комплексного  подхода к образованию и воспитанию,  предполагающий  единство нравственного, физического, эстетического и  других  форм  воспитания.

Для реализации данной  программы  обучения могут использоваться разнообразные формы обучения:

  • проведение  походов (начиная  от  однодневных и далее – до  сложных спортивных маршрутов);
  • проведение  военно-спортивных  игр;
  • проведение  соревнований  по технике пешеходного  туризма, спортивному  ориентированию;
  • проведение экскурсий, конференций, краеведческих  викторин и т.д.;
  • организация  полевых туристско-оздоровительных лагерей.

Принципы  программы:

Данная  программа  опирается  на  следующие   педагогические  идеи и  принципы:

  • деятельного  подхода  в обучении;
  • соответствия  содержания возрастным  особенностям  обучающихся;
  • гуманизации образования;
  • осуществления целостного  подхода к воспитанию;
  • формирования  социально  приемлемых интересов и  потребностей  обучающихся.

Условия  реализации  программы:

        Предлагаемая  программа будет  реализована  при  наличии  следующих  условий:

  • помещения  для теоретических  занятий;
  • близлежащего  полигона  для  занятий  на  местности;
  • наглядных пособий и материалов (секундомеры, компасы, маркировка и т. д.);
  • группового  полевого  снаряжения (палатки, инструменты, кухонные  принадлежности);
  • индивидуального  полевого  снаряжения (рюкзаки,  спальные   мешки, коврики  и т.д.);
  • индивидуальной   спортивной  формы;
  • картографического материала;
  • соответствующей  курсовой  подготовки  руководителя.

Прогнозируемые  результаты реализации программы:

Прямыми  критериями  оценки  результатов обучения служит успешное освоение программы по годам  обучения, прирост  достижений,  участие  в  походах, соревнованиях при наличии  положительных  результатов.

Косвенными критериями служат  создание  стабильного  коллектива, заинтересованность  участников  в  выбранном  виде деятельности, развитие  чувства ответственности и  товарищества, воспитание физически   здоровых подростков.

Год обучения

Воспитанники должны  знать

Воспитанники должны  уметь

1 год  обучения

  • порядок  организации и  проведения походов выходного дня (ПВД);
  • правила  поведения вне населенных  пунктов;
  • вопросы  экологии, туризма;
  • основы  туристской  техники;
  • основы  топографии и  ориентирования;
  • иметь общее представление об истории РХ, ее географических особенностях;
  • иметь общие  представления  о  доврачебной  медицинской  помощи;
  • передвигаться  по дорогам и  тропам  в  составе  группы;
  • организовывать  походный  быт, составлять  раскладку  продуктов  для  ПВД;
  • преодолевать  естественные  несложные  препятствия;
  • ориентироваться  по карте  и  компасу на несложном  полигоне по  спортивному  ориентированию;
  • оказывать  элементарную  медицинскую  помощь;

2 год  обучения

  • порядок  оформления ПВД;
  • порядок действий  при подготовке к  многодневным  походам;
  • способы  преодоления  естественных  препятствий;
  • несколько  туристических  песен;
  • лекарственные растения, которые  можно использовать в  походе;
  • передвигаться  по дорогам, тропам, пересеченной  местности в  составе  группы;
  • организовать походный  быт,  составлять  раскладку  продуктов для  многодневных  походов;
  • владеть  приемами  самостраховки;
  • знать и  правильно  применять несколько  туристических  узлов;
  • ориентироваться  по  компасу  и карте;
  • участвовать  в  соревнованиях  по  спортивному  ориентированию и  технике пешеходного туризма;
  • оказывать медицинскую  помощь,  предусмотренную  программой;

Учебно - тематический план

1-го года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки.

124

35

89

2.

Топография и ориентирование.

38

14

24

3.

Обеспечение безопасности.

14

7

7

4.

Краеведение.

18

13

5

5.

Организация экологической работы. Наблюдения за природой.

10

4

6

Итого:

204

73

131

Содержание программы.    

                                                                                                                                                                                                                             

Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история развития туризма.

Туристское снаряжение.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.  

Питание в походе.

Подготовка и организация путешествия

Переправа по горизонтальной веревке.

Переправа по горизонтальному бревну.

Переправа по наклонному бревну.

Маятниковая переправа.

Навесная переправа.

Подлаз.

 Подъем траверс спуск.

Топография и ориентирование                                                                                                                                        

Ориентирование по местным признакам.

Ориентирование на местности без карты

Определение расстояния по времени.

Ориентирование по туристической маркировке.

Маршруты и движения.

Обеспечение безопасности                                                                                                                                                      

Бивак.

Использование лекарственных средств.

Краеведение  

Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

История и культура Хакасии.

Туристские возможности края.

Краеведческие объекты Хакасии

Организация экологической работы. Наблюдения за природой

Наблюдения в природе.

Учебно - тематический план

2-го года обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1.

Основы туристской подготовки.

114

31

83

2.

Топография и ориентирование.

22

10

12

3.

Обеспечение безопасности.

30

14

16

4.

Краеведение.

14

10

4

5.

Организация экологической работы. Наблюдения за природой.

18

8

10

6.

Туристская самодеятельная песня.

6

3

3

Итого:

204

76

128

                   

Содержание программы.    

                                                                                                                                                                                                                             

Основы туристской подготовки

Туристские путешествия, история развития туризма.

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.  

Болото.

Установка палатки.

Вязание узлов.

Переправа с самонаведением.

Физическая подготовка туриста

Топография и ориентирование

Топографическая и спортивная карта.

Ориентирование

Определение сторон горизонта по луне.

Ориентирование по солнцу.

Обеспечение безопасности

Техника безопасности при проведении занятий, походов.

Правила санитарии и гигиены.

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Необходимое снаряжение и имущество.

Обеспечение питанием и водой.

Краеведение

Географическое положение, природные условия и ресурсы края.

История и культура Хакасии.

Туристские возможности края.

Организация экологической работы. Наблюдения за природой

Туризм и охрана природы. Природоохранная деятельность.

Туристская самодеятельная песня

Музыка как средство позитивного воздействия на микроклимат в детском коллективе

Знакомство с творчеством бардов.

Исполнение песен бардов.

Участвуя   в  туристических  походах, ребята  могут  стать  активными пропагандистами  здорового образа  жизни и  вопросов  охраны родной  природы, приобретут  необходимые  жизненные навыки поведения в ЧС и при  стихийных  бедствиях.

 Кроме  того,  занятия  туризмом  формируют  такие  общечеловеческие   качества,  как  коллективизм, трудолюбие, находчивость,  смекалку, взаимовыручку, взаимопомощь.

Поскольку  туризм  неотделим  от   краеведческой  работы, т.е., углубленного  изучения во  время  походов истории,  природы, культуры родного  края, о  нем  можно говорить не  только  как  об  уникальном оздоровительном  комплексе, но и  как  о  важнейшем средстве культурно-патриотического  воспитания.

Атмосфера  походной  жизни, возможность постоянного  общения с  природой  существенно отличается  от  домашних  условий. Обстановка совместного  проживания  детей в группе  сверстников позволяет обучать их нормам  социальной  жизни, поведению  в  коллективе, культуре  взаимоотношений, располагает к раскрытию  способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению  к  духовности,  усвоению  принципа безопасного  и  здорового образа  жизни.

Через  занятия  различными  видами  туризма  школьники  лучше осваивают материал  общеобразовательной  школы  (развивается  память,  сообразительность,  логическое  мышление,  сосредоточенность, решительность),  увереннее  чувствуют  себя  в  повседневной  жизни, укрепляют  здоровье,  исправляют  осанку и т. д. Занятия  туризмом  благотворно  влияют на  психику  и поведение ребенка,  что  чрезвычайно  важно  в  настоящее  время.

Предлагаемая  программа  является  методическим  пособием  для  руководителя  туристического  объединения   учреждения  дополнительного образования  детей. Она предусматривает  занятия  туризмом  на  уровне  дополнительного  образования  детей.         Программа  курса  составлена  на  основе  материала,  который  дети  изучают  на  уроках ОБЖ, географии,  физической  культуры в общеобразовательной  школе, дополняя  его  с  учетом интересов детей и  спецификой  кружка. Занятия  проводятся  совместно: мальчики и девочки.  Начальное  изучение   и знакомство  с  кружковцами  проводится  при записи  в  кружок во  время  беседы  с  ребенком, родителями,  врачом.         Заниматься в  кружке может каждый  школьник, прошедший  медицинский  осмотр и допущенный  врачами к занятиям.  На  последующих занятиях кружка  в  процессе  педагогических наблюдений руководитель  определяет   отношение  кружковца  к  делу,  которым он занимается, к людям, природе, определяет  интересы  личности ребенка, , мотивы  поведения и т.д.

  С  учетом  возрастных  особенностей  детей, лучшее  время  для  освоения данной  программы – 12  лет. Для  детей, имеющих  опыт и  владеющих основами  туризма, занятия  по  программе  можно  начинать  на год  раньше. Для  тех,  кто  хочет  получить широкий  комплекс  знаний и навыков,  но ограничиться   оздоровительным  туризмом, можно начинать занятия  и в 14-17 лет. Для зачисления  в  кружок  специальных  знаний и навыков не  требуется: зачисляются  все  желающие, не имеющие  медицинских противопоказаний.

Работа  по  программе  строится  с  учетом  ближних  и  дальних  перспектив. Для  каждой  возрастной   группы  обучающихся  предусматриваются теоретические  и  практические  занятия, участие  в   одно- многодневных походах и соревнованиях. Исходя  из  собственного опыта  работы, рекомендуемый минимальный  состав  группы  первого года обучения – 15 человек,  второго – не  менее 10  человек,  При наборе  обучающихся  первого  года обучения следует  комплектовать  группу с  превышением  состава,  так как  обязательно  произойдет  естественный  отсев членов  объединения в период обучения, кроме  того, не  все  дети  смогут  по тем  или  иным  причинам участвовать  в  учебных или  зачетных мероприятиях.

В  процессе обучения  предусматриваются  теоретические зачеты, зачетные  соревнования и  многодневные  походы,  участие   в  районных, республиканских соревнованиях.

Рекомендуемая  нагрузка при различных  формах  проведения занятий:

  • теоретические  занятия  в помещении – до  2  часов;
  • практические  занятия  в  помещении -  до  3  часов;
  • практические  занятия на  местности, экскурсии – до 4  часов;
  • тренировки на  местности – до 6  часов;
  • однодневные  походы,  участие  в   однодневных  соревнованиях – до 8  часов.

Для  походов, тренировок лучше  использовать   выходные  дни.  Двухдневные и более

продолжительные  походы желательно  планировать на  период каникул, получив разрешение на их  проведение в  администрации  общеобразовательного  учреждения.

Использованная  литература:

  1. Жбанова С. М. Туристско-краеведческая работа в пионерском лагере (методические рекомендации).- Абакан: Контур, 1997;
  2. Даринский В. П. справочник  туриста.- М: Просвещение, 1987;
  3. Куприн Н. И. Топография для  всех.- М: Просвещение, 1976;
  4. Алекшин И. А. Соревнования по спортивному  ориентированию.- М: Просвещение, 1974;
  5. Типовая программа Юный турист.- М: Просвещение

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей научно-технической направленности для обучающихся 5-7 классов "Юный компьютерный пилот"

Процесс стремительного насыщения современного общества техническими средствами массовой коммуникации, и, возрастание роли и места информации в жизни человечества в целом, каждого государства и каждого...

"КВН юных филологов" 6 класс

"КВН юных филологов" - внеклассное мероприятие для шестиклассников.  Цели: 1. Прививать учащимся интерес и любовь к русскому языку; выявить уровень усвоения учащимися изученного материала.2.Разв...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Современная подготовка юных спортсменов. Педагогический контроль в подготовке юных спортсменов .

Важное место в системе управления подготовкой юных спортсменов отводится научно обоснованному педагогическому контролю, совершенствование которого является важнейшей предпосылкой повышения эффективнос...

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные техники»

Об участии во Всероссийском конкурсе «Юные техники XXI века» и конкурсе научно-технического творчества учащихся Союзного государства « Таланты XXI века» в рамках Международной профильной смены «Юные т...

Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.

Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...

Буклет "Памятка юному пешеходу", "Памятка юному пассажиру"

Буклет "Памятка юному пешеходу», «Памятка юному пассажиру» разработан на воспитательное мероприятие тематического месячника «Школа пешехода», где...