Разработка урока-лекции"Основы знаний по физической культуре 8-9 класс"
презентация к уроку по физкультуре (8 класс) по теме

Теоретические сведения для учащихся 8-9 классов по материалам учебника по физической культуре под редакцией В.И.Ляха,  А.А, Зданевича 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-lektsiya_dlya_8_klassa.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-лекция по Физической культуре Для 8 класса Учитель Верещагина Марина Юрьевна Барнаул 2013

Слайд 2

Физическая культура в школе Практические занятия базовыми видами спорта школьной программы

Слайд 3

Основы знаний по физической культуре в соответствии с Комплексной программой по физическому воспитанию учащихся 1-11 классов. Физическая культура - обязательный предмет в общеобразовательных учреждениях. Цель - формирование физической культуры личности. Мотивация и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Слайд 4

Основы знаний по физической культуре в 8-9 классах Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность Основы обучения и самообучения двигательным действиям Роль опорно -двигательного аппарата в выполнении физических упражнений Психические процессы в обучении двигательным действиям Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

Слайд 5

Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность В подростковый период интенсивно увеличиваются размеры тела. Рост увеличивается на 7-9 см. В 12-13 лет девочки выше и крупнее мальчиков. К 14-15 годам мальчики снова опережают девочек. Большие изменения происходят в центральной нервной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Важно знать об особенностях физического развития, так как в этом возрасте увеличиваются приспособительные возможности организма к физическим нагрузкам. При рационально организованных тренировках многие достигают первых выдающихся спортивных результатов. В относительном покое подростку требуется кислорода на1 кг тела 5-6 мл, а взрослому 4-4,5. В 7-10 лет ребенку необходимо 2300 ккал в сутки, подростку 2450. В возрасте 6-14 лет сердце увеличивает свой объем на 30-35%, в период полового созревания на 60-70 %.Полости сердца увеличивают емкость по сравнению с просветами сосудов, что является причиной у юношей гипертонии. Сердце достигает полной зрелости к 20 годам. При отсутствии нарушений в сердечно-сосудистой сестеме у некоторых школьников наблюдается гипотония( понижение артериального давления).Это вызывает головную боль, слабость, головокружение, боль в сердце. Может зависеть от условий жизни и климата, особенностей развития. Во время физических нагрузок (при максимальном потреблении кислорода) объем крови , выбрасываемый сердцем увеличивается в 4-5 раз по сравнению в спокойном состоянии. Составляет 15-20 литров в минуту. У взрослых 6-7 раз( 28-30 литров/минуту). Это говорит о повышении экономизации работы сердца в покое и при нагрузке. Но режим дыхания не такой эффективный, как у взрослых, что необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. За один дыхательный цикл взрослый потребляет 20 мл кислорода ,а подросток-14 мл.

Слайд 6

Опорно - двигательный аппарат при движении Костная система состоит из более 200 костей. Скелет служит опорой для всего организма и защищает от повреждения внутренние органы, выполняет двигательную функцию при занятиях физическими упражнениями. В подростковом возрасте быстро растут трубчатые кости рук и ног, позвонки в высоту. Продолжается окостенение скелета.Но позвоночник ещё очень подвижен и податлив. При недостатке движений возникают деформации позвоночника и нарушения осанки. При чрезмерных мышечных нагрузках ускоряется процесс окостенения, замедляется рост трубчатых костей в длину.

Слайд 7

Мышечная система Мышечная система насчитывает несколько сотен мышц. Мускулатура удерживает внутренние органы в определенном положении, обеспечивает функцию внешнего дыхания, вырабатывает тепло, осуществляет все активные движения. Мышцы состоят из мышечных волокон, нервов и кровеносных сосудов. По мере роста человека увеличивается процентное содержание мышечной массы. В процессе занятий спортом и физкультурой увеличивается объем и масса мышц. Увеличивается сеть капилляров, улучшается кровообращение. Тренированные люди более сильны, выносливы, работоспособны.

Слайд 8

Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма Нервная система ведущая физиологическая система организма, состоит из нескольких десятков миллиардов нервных клеток и их отростков. Разделяется на центральную, периферическую, вегетативную. Центральная - головной и спинной мозг. Периферическая –нервы отходящие от головного 12 пар, спинного-31 пара. Вегетативная регулирует работу внутренних органов (сердце, кишечник, секреция желез). Все отделы связаны между собой и представляют единое целое. Работа нервной системы осуществляется через рефлексы. К 7 годам жизни основные структуры центральной нервной системы сформированы.Это позволяет детям выполнять высоко координированные движения.

Слайд 9

Функции нервной системы Рефлексы осуществляются при участии нервной системы(отделение слюны, желудочного сока, выделение пота, изменение просветов кровеносных сосудов).Во время выполнения физических упражнений происходит повышение обмена веществ в организме. Важная функция в приспособлении организма к конкретным условиям деятельности. Нервная система осуществляет согласованную деятельность разных систем органов целостного организма. В управлении произвольными движениями участвуют все отделы ЦНС ,имеется четкая координация. Нервная координация -сочетание нервных процессов при решении двигательной задачи. Деятельность нервной системы основана на 2 физиологических процессах возбуждении и торможении. Благодаря этому формируется динамический стереотип- основа любого двигательного действия. Мышечная координация - согласованное напряжение и расслабление мышц. Двигательная координация- согласованное движение отдельных звеньев тела. При выполнении спортивных движений и поддержании определённых поз тела принимают участие не одна, а десятки различных мышц. Их число меняется при изменении скорости движения, степени развиваемого усилия, утомления и ряда других факторов. Регулярные занятия физической культурой благотворно влияют на деятельность нервной системы.

Слайд 10

Психические процессы в обучении двигательным действиям Обучение двигательным действиям -сложный процесс, успешность которого зависит от уровня развития и участия психических процессов: внимания, восприятия, мышление, воображения, памяти. Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания на какой- то предмет, явление, действие.(Особенно важно при выполнении упражнений на быстроту). Восприятие – отражение в сознании человека предметов и явлений. Первый уровень собственные ощущения. При обучении различают восприятие величины и формы, пространства, времени, направления движения. Важен темп и ритм. Мышление - это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. При обучении проявляется анализ и синтез мыслительных операций. При анализе сложное упражнение делите на части, при синтезе соединяете части в единое целое. Память – запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Основная функция-накопление опыта.

Слайд 11

. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями –регулярное наблюдение занимающимся за своим здоровьем, физическим развитием и самочувствием на занятиях Самочувствие, сон, аппетит, работоспособность Самочувствие является хорошим показателем влияния физических упражнений на организм физкультурника и спортсмена Внешние признаки утомления показывают степень утомления после проведенного физкультурного занятия

Слайд 12

. Пульс после нагрузки может быть равен 150-160 ударам, у спортсменов 180. Через 8-10 минут возвращается к исходным цифрам. Чем здоровее и тренированнее человек, тем быстрее пульс возвращается. На многие показатели самоконтроля влияет режим занятий. Нарушения режима отражаются на состоянии тренированности, спортивных результатах . Вес, пульс, спирометрия

Слайд 13

2012-13 год. Таблица « Уровень физической подготовленности учащихся 7 классов» Диаграмма «Сравнительный анализ развития физических качеств у школьников 12-13 лет» класс Кол-во уч- ся Сила Быстрота Выносливость Прыгучесть Гибкость Координация выс сред низ выс сред низ выс сред низ выс сред низ выс сред низ выс сред низ 7а 28 6 12 9 6 11 10 3 13 11 11 13 4 13 9 5 5 13 9 7б 28 9 10 9 6 13 9 5 13 10 9 13 6 13 7 8 16 5 6 56 15 22 18 12 24 19 8 26 21 20 26 10 26 16 13 21 18 15

Слайд 14

Основы обучения и самообучения двигательным действиям Двигательные действия в 8-9 классах должны отвечать критериям обученности : Свободное, быстрое, экономичное, стабильное усвоение ( гимнастика, плавание); или относительно вариативное (спортивные игры) владение техникой приема.

Слайд 15

Причины ошибок Недостаточное понимание двигательной задачи. Недостаточный уровень развития определенных кондиционных и координационных способностей . Низкий самоконтроль движений. Дефекты в выполнении предыдущих частей действия( устраняются по отдельности, от главных к второстепенным) . Утомление( сигнал к прекращению попыток является ухудшение качества выполнения движения) . Самостоятельное изучение двигательных действий Методические правила 1.От простого к сложному. 2.От известного к неизвестному. 3.От освоенного к неосвоенному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-тест к разделу "Основы знаний о физической культуре" для учащихся 8-9 классов

В презентации предлагается тест для проверки знаний на тему: "Античные Олимпийские игры"....

Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов

Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....

Основы знаний по физической культуре. спортивные игры (волейбол). Тестовый контроль для учащихся 6-8 класса.

Данный материал можно использовать как в начале урока так и в заключительной части. Необходимо только подготовить бланки ответов....

Конспект урока по физической культуре в 7 классе по теме "Основы знаний о физической культуре"

Основы знаний  о физической культуре.  Развитие легкой атлетики в России  и  Кубани....

Тест по основам знаний по физической культуре 10-11 класс

Проверка знаний учащихся знаний по физической культуре...