Эффективность использования ОРУ и элементов гимнастики при подготовке юных футболистов
статья по физкультуре по теме

Лосев Владимир Викторович

В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время мини-футбол занимает видное ме¬сто. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть не только в школьном спортивном зале, но и на баскетбольной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще со¬прикасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oru_dlya_mini-futbola.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

 «Эффективность использования ОРУ и элементов гимнастики при подготовке юных футболистов»

Выполнил:

Учитель физической культуры МОУ СОШ № 20

Лосев Владимир Викторович

Коломна

2010 г.

ВВЕДЕНИЕ

        Современному школьнику, проводящему основную часть дня на уроках в школе и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги, врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности.

        В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время мини-футбол занимает видное место. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть не только в школьном спортивном зале, но и на баскетбольной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.

        Важнейшей составляющей внеурочной физкультурно-оздоровительной работы со школьниками является внеклассная спортивно-массовая работа, основным звеном которой является секция.

        Главным средством обучения и тренировки школьников в секции мини-футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы – обще-подготовительные и специально-подготовительные.

        Первые, в состав которых в основном входят обще-развивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками.

        Физическая и физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач занятия. Для этого используются разнообразные обще-развивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств.

                Обучение и тренировка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, составляют единый педагогический процесс, задачи которого являются:

  1. Оздоровительная – направлена на укрепление здоровья занимающихся, развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, развитие физических качеств школьников.
  2. Образовательная – обучение технико-тактическим приемам игры на основе базовых элементов, развитие двигательных навыков.
  3. Воспитательная – развитие морально-волевых качеств школьников для решения поставленных задач в условиях соревновательного процесса.

I   ГЛАВА.   ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В условиях школы процесс обучения и тренировки школьников, занимающихся в секции мини-футбола, условно можно разделить на три этапа:

На первом этапе (8-10 лет) школьникам прививаются умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка, сообщаются элементарные теоретические сведения.

На втором этапе (11-15 лет) ставится задача расширения круга изучаемых технических приемов и тактических действий, формирования умений выполнять изученные приемы в усложненных условиях, дальнейшего развития физических качеств с учетом специфики мини-футбола. Также значительно расширяется объем теоретических знаний, совершенствуется психологическая устойчивость.

На третьем этапе (16-17 лет) совершенствуется физическая подготовка учащихся: основное внимание уделяется развитию тех физических качеств, которые необходимы для овладения сложными техническими приемами, групповыми и командными тактическими действиями. Техническая и тактическая подготовка ставит своей задачей отработку быстроты и точности выполнения приемов в условиях противодействия соперников. Также именно в этот период осуществляется конкретизация игровых функций занимающихся и предусматриваются углубленные теоретические знания.

Таким образом, в процессе многолетней подготовки учащихся в школьной секции мини-футбола как обучение, так и тренировка могут иметь свои определенные задачи, что, однако, не означает противостояния этих двух понятий друг другу. Напротив, обучение и тренировка органически связаны между собой. Такая же тесная связь существует и между видами подготовки - физической, технической, тактической и психологической. Так, неразрывная взаимосвязь наблюдается между физической подготовкой и обучением техническим приемам, между освоением технических приемов и обучением тактическим действиям, между тактической и психологической подготовкой и т.д. Например, развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвязанных звена единого процесса обучения двигательным действиям. Границу между этими звеньями можно провести лишь условно: физические качества развиваются и при разучивании технических приемов, а развивая физические качества, можно добиться и более совершенного освоения технических приемов.

Такая зависимость между видами подготовки предполагает, что успех в работе с учащимися, занимающимися в школьной секции мини-футбола, немыслим, если хотя бы один из видов находится на низком уровне. Вот почему в процессе многолетней подготовки юных футболистов работа над каждым видом подготовки должна осуществляться одновременно и систематически. Однако на определенных этапах обучения и тренировки один или несколько видов будут преобладать над другим. Принимая это во внимание, преподаватели, ведущие занятия с юными футболистами, должны поддерживать рациональное соотношение между видами подготовки, изменяя круг средств и их удельный вес по мере роста подготовленности школьников.

Главным средством обучения и тренировки школьников в секции мини-футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы – обще-подготовительные и специально-подготовительные.

Первые, в состав которых в основном входят обще-развивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками.

Последние, в свою очередь, разделяются на такие тесно связанные между собой виды, как подготовительные и подводящие упражнения. Подготовительные упражнения (разнообразные упражнения с предметами и без предметов, подвижные игры, эстафеты) решают задачу развития у школьников специальных физических способностей. Подводящие упражнения - это отдельные элементы сложно-координированных движений или все двигательное действие, выполняемое в облегченных условиях, а также его имитация. Например, выполнение технического приема без мяча - это подводящее упражнение, смысл которого - овладение структурой данного приема.

Занятия школьников в секции мини-футбола предполагают применение преподавателями разнообразных методов выполнения физических упражнений, воспитание морально-волевых качеств, обучение технике и тактике игры. Выбор методов определяется задачами и содержанием учебно-тренировочного процесса, условиями проведения занятий и степенью подготовленности занимающихся. В освоении школьниками систематических знаний и овладении двигательными навыками значительное место должно отводиться словесным методам (объяснение, беседа, краткие замечания), методам наглядности (показ изучаемого приема преподавателем или хорошо подготовленным школьником, использование макета игрового поля, соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов). Развитие физических качеств школьников, занимающихся в секции мини-футбола, осуществляется с помощью самых разнообразных методов. Поскольку мини-футбол как спортивная игра является, по своей сути, одной из разновидностей скоростно-силовых видов физических упражнений, для развития у школьников важнейших физических качеств рекомендуется использовать методы, типичные для большинства спортивных игр, а именно:

-  равномерный, или метод длительной непрерывной работы, который используется для развития аэробной выносливости;

-  переменный, отличающийся от предыдущего лишь характером длительно выполняемой работы. Он способствует воспитанию специальной выносливости смешанного (аэробно-анаэробного) характера. Наиболее типичным представителем данного метода выполнения упражнений является сама игра в мини-футбол;

-  повторный метод - разновидность прерывистой работы, имеющей место в самой игре. Его отличает и сравнительно большая мощность выполняемой работы, рекомендуется использовать при развитии быстроты, силы, скоростной выносливости;

-  интервальный, представляющий собой типичную разновидность прерывистой работы и отличающийся от других строгой регламентацией периодов работы и отдыха. При этом отдых сравнительно невелик, что не дает возможность организму занимающихся восстанавливаться. Метод наиболее целесообразно использовать при развитии скоростной силы и выносливости. Он дает возможность совершенствовать анаэробные и анаэробно-аэробные механизмы энергообеспечения, приучает занимающихся к двигательным действиям при высоких величинах кислородного долга. Одной из форм интервальной тренировки в мини-футболе может служить сама игра, построенная по этому принципу;

-  метод максимальной интенсивности - это метод предельных нагрузок, выполняемых с субмаксимальной интенсивностью и установкой действовать «до отказа». Он используется для развития у занимающихся максимальной силы и способности к работе большой мощности. Естественно, в работе со школьниками в секции мини-футбола этот метод может быть использован практически только на последнем этапе, так как рассчитан на хорошо подготовленных школьников. С его помощью совершенствуются анаэробные процессы и скоростно-силовые качества. Например, у юных вратарей - это прыжковая выносливость;

-  сопряженный метод особенно важен в работе со школьниками в секции мини-футбола, так как дает возможность развивать физические качества одновременно с совершенствованием технико-тактических действий. Таким образом у занимающихся можно развивать силу, выносливость, ловкость. Благодаря применению в тренировке сопряженного метода навыки футболистов становятся более пригодными для использования в соревновательных условиях, то есть более устойчивыми к отрицательному влиянию утомления и эффективными ввиду совершенствования координационных механизмов;

- круговой метод - это, по существу, самостоятельная организационно-методическая форма, используемая для развития у занимающихся одновременно нескольких физических качеств, а в отдельных случаях и для совершенствования специальных навыков. Круговой метод, как правило, применяется в самых разнообразных вариантах, суть которых в приближении характера выполняемой работы к специфике самой игры. В работе со школьниками в секции мини-футбола рекомендуется применять как традиционную форму круговой тренировки, так и такую форму, которая дает возможность одновременно совершенствовать различные физические приемы и тактические действия, то есть тренировку сопряженного характера. Таким образом, достоинством метода круговой тренировки является высокая интенсивность выполнения упражнений, разнообразие и прерывистый характер работы, что как нельзя лучше совпадает с условиями игровой деятельности в мини-футболе.

При разучивании технических приемов и тактических действий основным методом будет служить их многократное повторение. Однако, определяя меру повторений, преподаватель должен иметь в виду, что новые упражнения зачастую вызывают у занимающихся утомление двигательных центров. Поэтому наиболее эффективным будет серийное повторение упражнений: две-три серии по 8-10 повторений в каждой. Интервалы между сериями должны быть достаточными для отдыха. Такие интервалы рекомендуется использовать или для повторного показа изучаемого приема, или для необходимых замечаний по исправлению ошибок у занимающихся.

Повторение упражнений может осуществляться с помощью целостного, расчлененного, соревновательного и игрового методов. При обучении юных футболистов сложным техническим приемам рекомендуется использовать расчлененный метод. Этот же метод может быть эффективен и при разучивании групповых и командных тактических действий.

Суть игрового метода, который должен занять видное место в работе со школьниками в секции мини-футбола, заключается в том, что обучение технико-тактическим действиям осуществляется при проведении подвижных игр, эстафет, игровых упражнений и учебных игр. Близок к этому метод и соревновательный, заключающийся в том, что действия закрепляются и совершенствуются уже в условиях соревнований.

Эти два метода используются, главным образом, при закреплении и совершенствовании изучаемого материала. Их основная цель - в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам, в создании обстановки единоборства обороны с атакой. Важно, чтобы игровой и соревновательный методы на всем протяжении многолетнего процесса подготовки были бы его составной частью. Именно тогда с помощью этих методов и в сочетании их с другими можно добиться хороших результатов в обучении юных футболистов.

В принципе схема разучивания игровых приемов построена в соответствии с закономерностями формирования двигательного навыка. В результате этого процесс обучения юных футболистов складывается из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливается предыдущим:

-  создание представлений об изучаемом двигательном действии;

-  первичное освоение в облегченных, то есть неигровых условиях;

-  овладение двигательными действиями в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;

-  закрепление осваиваемых двигательных действий в специально организуемой игре;

-  совершенствование двигательных навыков в условиях соревнований.

        Методы воспитания морально-волевых качеств представляют собой особую группу, которая приобретает в работе со школьниками в секции мини-футбола особое значение. И это вполне понятно. Ведь с помощью таких методов оказывается непосредственное влияние на формирование личности школьников, ее нравственных позиций и мировоззрения. В конечном счете именно личность занимающихся оказывается самым ценным достижением педагогов в многотрудном воспитательном процессе.

        В работе со школьниками рекомендуется использовать такие традиционные методы, как убеждение, разъяснение, поощрение, групповое воздействие, самовнушение, приучение к повышенной трудности, а также метод ситуационной тренировки. При использовании последнего на занятиях с юными футболистами создается ситуация, аналогичная той, при которой происходят соревнования по мини-футболу на первенство школы, города или района. С помощью этого метода преподаватели добиваются адаптации занимающихся, воспитывая у них необходимые во время соревнований реакции и формы поведения. Новизна обстановки уже не окажется для занимающихся неожиданной и не сможет стать тормозом в выступлении на уровне своих возможностей. Разумеется, в работе с юными футболистами могут быть использованы и другие методы, которые будут эффективными в конкретных ситуациях.

        На всех этапах многолетнего процесса подготовки школьников в секции мини-футбола их обучение и тренировка строятся на основе взаимосвязанных дидактических принципов сознательности и активности, систематичности и постепенности, наглядности и доступности, индивидуализации. Эти принципы не только взаимосвязаны, но еще и взаимообусловлены и в ходе учебно-тренировочного процесса дополняют друг друга. Например, сознательное и активное отношение юных футболистов к занятиям будет способствовать доступности изучаемого материала, прочности приобретаемых знаний, умений и навыков, а также обуславливать связь предыдущего материала с последующим, постепенный прогресс в занятиях мини-футболом. С другой стороны, активность юных футболистов будет лишь тогда приносить плоды, когда она дополняется требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности и постепенности. Собственно, такая связь существует между каждым дидактическим принципом. Так, не принимая во внимание принципы доступности и индивидуализации, трудно достичь рациональной последовательности в обучении юных футболистов, а также добиться постепенного прогрессирования физических нагрузок. А если не учитывать принципы систематичности и постепенности, то немыслимо раздвинуть границы доступности изучаемого материала. Таким образом, успех в работе с юными футболистами возможен лишь на основе соблюдения единства дидактических принципов при полном осуществлении каждого из них на всех этапах подготовки.

ГЛАВА II. Рекомендации по использованию ОРУ на тренировках.

        ОРУ (обще-развивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий и широко используются на уроках по физической культуре и тренировках.

В мини-футболе следует включать ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными для занимающихся школьников в секции мини-футбола любого возраста и подготовленности.

        ОРУ – это школа двигательной подготовки. План начальной подготовки в мини-футболе характеризуется применением большого объёма ОРУ. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья занимающихся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно-двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки юных футболистов, а также на исправление её недостатков (сутуловатость, сколиозы и т.д.). Несомненно, при организации тренировочного процесса знания, умения и навыки преподавателя физического воспитания, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

  • владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологических назвать);
  • знание характера каждого упражнения, его направленности;
  • умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
  • умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
  • владение методами организации занятий ОРУ;
  • умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами.

        ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

  1. Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.
  2. Упражнения для шеи.
  3. Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.

        Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание.

  1. За тем в комплексе используются упражнения, где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.
  2. В заключительной части используются так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа.

        Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

        Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.

        Характер упражнений во многом зависит от системы напряжения и расслабления мышц, быстроты движений и внешне проявляется как плавные, равномерные движения или движения с ускорением или замедлением, рывки, взмахи.

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах в спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем. Приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т.п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость.

        При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов спортивной разминки, в которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-ноги-туловище». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.
  2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.
  3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменение комплекса в сторону его усложнения.
  4. Гимнастический метод проведения ОРУ.

ГЛАВА III. Гимнастический метод проведения ОРУ.

        Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. За основу должны стать следующие упражнения и их разновидности:

1)  Потягивания с выправленным и прогнутым положением тела.

2) Круговые движения руками.

3) Приседания.

4) Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

5) Наклоны и круговые движения головы.

6) Упор, лежа и отжимание, в упоре лежа.

7) Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

8) Махи ногами вперед, назад и в сторону.

9) Прыжки (подскоки) многократные.

10) Ходьба и бег на месте.

Также использование гимнастических упражнений в комплексе ОРУ способствует успешному развитию таких двигательных качеств юных футболистов, как ловкость.

        Ловкость проявляется в способности игрока быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. В мини-футболе по-настоящему ловкий игрок может выполнить каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Естественно, над развитием этого физического качества надо работать с детства. Ведь ловкость развивается достаточно медленно. Следовательно, в занятиях на развитие ловкости необходимо придерживаться главного принципа  как можно больше разнообразия при подборе упражнений. Очень полезно при этом использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, такие как кувырки различного вида. Выполнять упражнения на развитие ловкости рекомендуется в начале занятий, пока не наступила усталость.                                                                                                                                                   

Примерные упражнения:

  1. Кувырки вперед из упора присев, соблюдая группировку;
  2. Кувырки назад из упора присев, соблюдая группировку;
  3. Серия кувырков: один вперед, один назад;
  4. Кувырки через левый и правый бок;
  5. Кувырки прыжком.

IV   ГЛАВА.   МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

        Основными формами подготовки школьников в секции мини-футбола являются комплексные и специализированные занятия.

        Комплексное занятие включает, как правило, обще-подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а также упражнения по технической и тактической подготовке или их сочетания. Например, такое занятие может включать упражнения по общей физической подготовке и по технике игры; упражнения по специальной физической подготовке и по тактике. Однако во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической подготовке увязывались с основным содержанием урока данного типа.

        Специализированное (тематическое) занятие является более узким по содержанию, но более целенаправленным, чем предыдущая форма подготовки. Такой урок в условиях секции мини-футбола рекомендуется проводить тогда, когда сложно организовать или методически нецелесообразно объединять физическую, техническую и тактическую подготовку в одном занятии. Перед началом такого занятия преподаватель сообщает школьникам сведения теоретического характера, что способствует оптимизации усвоения учебного материала. Специализированный урок может носить и чисто теоретический характер. В этом случае занятия проводятся в форме лекции или беседы с показом соответствующих видеоматериалов и учебных фильмов.

        Комплексные занятия рекомендуется более широко использовать в работе со школьниками 8-10 и 11-15 лет, а специализированные - с учащимися 16-17 лет.

         Вне зависимости от типа занятий их воздействие на занимающихся должно быть всесторонним - образовательным, воспитательным, оздоровительным.

        Первостепенность образовательных задач не должна принижать роль воспитательных и оздоровительных задач: и те, и другие решаются в комплексе. Например, ставя в уроке задачу по овладению занимающимися определенным кругом знаний, умений и навыков с помощью комплекса разнообразных физических упражнений, строго дозируя при этом физическую нагрузку, преподаватель одновременно продумывает и решение задач оздоровительного и воспитательного воздействия. В каждом занятии ставится не менее двух-трех основных задач, в том числе не более двух по освоению нового материала. Решение большинства задач должно планироваться и осуществляться с учетом периодического возвращения к ним на последующих занятиях (на более высоком уровне достигнутой подготовленности занимающихся).

        Организация урока должна начинаться еще до его начала. Она включает подготовку занимающимися необходимого инвентаря и оборудования, мест занятий, соблюдения установленного порядка в местах переодевания, своевременное построение в установленном месте. Такая предварительная подготовка создает среди юных футболистов положительный эмоциональный фон, настраивающий на интенсивные и плодотворные занятия.

        Занятие (урок) должно иметь определенную последовательность и структуру. Оно состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Деление занятий на три части связано с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы, которая в течение одного урока меняется следующим образом:

-  фаза повышения (по мере «врабатывания» работоспособность повышается, происходит согласование различных систем организма - центральной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной - на более высоком уровне функционирования);

-  фаза устойчивости (повышенная работоспособность сохраняется на некоторое время);

-  фаза снижения (работоспособность снижается вследствие нарастающего утомления).

        Первая фаза работоспособности соответствует вводной части урока, вторая - основной и третья - заключительной.

        Вводная часть (10-20 мин) в основном решает задачу подготовки занимающихся к сознательному и активному выполнению главных задач урока в психологическом и физиологическом плане. Психологическая подготовка заключается в сосредоточении внимания занимающихся на решении основных задач урока с помощью физических упражнений и заданий на внимание.

        Физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач урока. Для этого используются разнообразные общеразвивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств. Физическая нагрузка в вводной части не должна вызывать у занимающихся утомления до работы над основным материалом. Вводная часть начинается с построения юных футболистов, рапорта старосты или дежурного и постановки преподавателем задач на текущий урок.

        В основной части (40-90 мин) в условиях оптимальной работоспособности занимающихся решаются основные задачи урока. В начале основной части проводится обучение новому материалу. Закрепление и совершенствование приемов осуществляются в середине или ближе к концу основной части урока. Упражнения на развитие физических качеств планируются здесь в такой последовательности: вначале - упражнения на проявление скоростно-силовых качеств, тонкой координации, ловкости; в конце - упражнения, развивающие силу и выносливость. Основная часть урока может иметь как относительно несложную структуру, если содержание учебного материала однородно (например, разучивание удара серединой подъема и игровое упражнение с использованием данного приема), так и сложную, состоящую из нескольких частей (например, разучивание тактической комбинации «стенка», упражнения с отягощениями, упражнения на выносливость). В последнем случае каждому основному упражнению могут предшествовать несколько подготовительных, создающих необходимые предпосылки для выполнения основного.

Заключительная часть (3-5 мин) преследует цель достижения перевода организма занимающихся из состояния повышенной функциональной активности в относительно спокойное состояние. Средствами этого служат строевые упражнения, упражнения на формирование правильной осанки, медленный бег, ходьба, упражнения на расслабление мышц, жонглирование мячом различными частями тела. Заканчивается заключительная часть подведением итогов занятия.

Эффективность урока во многом определяется нагрузкой, полученной занимающимися от занятий физическими упражнениями. В каждом занятии преподаватель должен стремиться к достижению возможно большего объема полезной нагрузки.

        Под техникой мини-футбола понимается совокупность специальных приемов, применяемых в игре для достижения поставленной цели. Они подразделяются на две основные группы: технические приемы, выполняемые без мяча, то есть перемещения игроков, и технические приемы владения мячом. По характеру игровой деятельности в технике мини-футбола выделяются два таких раздела, как техника полевых игроков и техника вратарей. В целом техника мини-футбола сложна и многообразна. И все же организовать в школьной секции мини-футбола подготовку юных футболистов, уверенно владеющих достаточно широким техническим арсеналом, - задача вполне осуществимая. Вдумчивая работа преподавателей, ведущих занятия со школьниками и осуществляющих правильный подбор и необходимую последовательность выполнения упражнений, применяющих рациональные методы обучения и тренировки, стремящихся заинтересовать и активизировать занимающихся, поможет обеспечить успех в решении данной задачи.

        Обучение техническим приемам проводится в следующей последовательности: общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощенных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.

Ознакомление с техническими приемами может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими среди них являются объяснение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредоточивается на главном (то есть положение стопы бьющей ноги, которая сильно разворачивается носком наружу). Чтобы усилить эффективность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.

        Как только футболист приобретёт элементарные знания и навыки в технике игры, начинается обучение тактике. Техника и тактика взаимосвязаны. Тактическое мастерство отдельного игрока и команды в целом зависит от их технической подготовленности, поэтому игроки овладевают технической подготовкой (техникой) несколько раньше, нежели тактикой.

        По мере овладения техникой приёмов футболисты изучают индивидуальные действия (тактические), т.е. учатся разумно применять технику игровых приёмов.

        Основная задача обучения тактике состоит в том, чтобы научить занимающихся тактически мыслить. Занимающиеся должны хорошо знать цель игры и сущность взаимодействия между игроками в защите и нападении, чтобы организовать свои действия с общим, единым планом игры.

        Под тактикой мини-футбола понимаются наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, выполняющих определенные игровые функции, основанные на активном и творческом отношении к игре и направленные на достижение командой высокого результата. Основным катализатором развития тактики этой игры является постоянное противоборство между атакой и обороной, что порождает новые игровые идеи, способствует совершенствованию системы подготовки занимающихся и в целом повышению их мастерства. Тактика игры подразделяется на тактику атаки и тактику обороны. Тактические задачи в атаке и обороне решаются с помощью индивидуальных, групповых и командных действий.

        Тактическая подготовка - это процесс овладения занимающимися теоретическими основами тактики и навыками их использования. В занятиях со школьниками в секции мини-футбола теоретическая и практическая части тактической подготовки должны быть согласованы, чтобы игроки без затруднения приобретали знания и могли их применять.

        Обучение школьников тактике мини-футбола рекомендуется начинать с общего ознакомления с игрой. Преподаватель знакомит учащихся с основными положениями правил игры, ставит задачи, которые должны решаться в матче, разучивает с ними основные приемы ведения игры. Чтобы школьники получили конкретное представление о мини-футболе, проводятся двусторонние игры по упрощенным правилам. Затем преподаватель приступает к обучению учащихся отдельным тактическим действиям, сначала индивидуальным, групповым, а потом и командным. В результате все изученные действия образуют основу определенных тактических систем ведения игры. В целом обучение занимающихся любым тактическим действиям рекомендуется осуществлять в такой последовательности:

-   рассказ и демонстрация на макете или схеме;

-   разучивание схемы действия непосредственно на площадке с пассивным соперником или же предполагаемым противником;

-   то же, но с активным соперником, выполняющим определенные задания;

-   то же, но с активным соперником и в соревновательной форме;

-   закрепление действия в двухсторонней игре.

        Под тактикой игры следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков команды с помощью наиболее рациональных средств и форм ведения игры.

        В зависимости от конкретного противника команда должна в различные моменты применять наиболее целесообразную тактику. Существуют две тактики: тактика защиты и тактика нападения.

        Команда, овладевшая в игре мячом, считается атакующей. Ее главной задачей является нарушение организованных оборонительных действий соперников в целях взятия их ворот. Решение этой задачи обеспечивается активными наступательными действиями, которые обеспечивают условия для овладения инициативой в игре, дают возможность навязать сопернику выгодный план игры. Естественно, чтобы добиться в игре успеха, атакующая команда должна использовать хорошо подготовленные эффективные тактические действия. Такие, которые позволяют в зависимости от конкретного соперника и в различные моменты матча применять наиболее целесообразные средства, формы и способы атакующих действий.

ВЫВОДЫ

  1. В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Ведь именно систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. Вот почему в числе первостепенных задач, стоящих сегодня перед педагогами, родителями и общественностью,  необходимость создания таких условий, при которых школьники различного возраста смогли бы регулярно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время. Условий, способствующих повышению двигательной активности школьников, укреплению их здоровья, улучшению физической подготовленности, а следовательно, и подготовки подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности.
  2. Несмотря на свою простоту, мини-футбол обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.
  3. Являясь командной игрой, мини-футбол способствует активному формированию морально-волевых качеств школьников. Коллективный характер игры предоставляет широкие возможности учителю в формировании у занимающихся соревновательного интереса, духа взаимовыручки и единения команды.
  4. Грамотное использование ОРУ в процессе тренировок юных футболистов создает условия для успешного освоения базовых элементов и скорейшего перехода к обучению специальным техническим и тактическим приемам игры.
  5. Регулярное использование ОРУ в процессе тренировок юных футболистов существенно улучшает физическое и физиологическое состояние организма занимающихся.
  6. Владение элементами гимнастики (кувырки вперед, боком и назад) способствует улучшению работы вестибулярного аппарата занимающихся, а также координации движений, что имеет большое значение в профилактике травматизма в мини-футболе.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Андреев СИ. Мини-футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2.  Андреев СИ. Играйте в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989.

3.  Андреев СИ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.

4.  Андреев С.Н., Левин B.C. Мини-футбол. Подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004.

5.  Байбородова  Л.В.,   Бутин  И.М.,  Леонтьева   Т.Н.,   Масленников   СМ. Методика обучения физической культуре: 1-11 классы: Методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6.  Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

7.  Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

8.  Видянкин М.В. Внеклассные мероприятия в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2004.

9.  Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2002.

10.  Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

11.  Основы   управления   подготовкой   юных   спортсменов   /   Под   ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

12.  Спортивные игры. Техника, тактика обучения:  Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

13.  Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

14. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 1980.

15.  Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П.Богословский, М.Н.Доведенко, В.П.Дробышев и др./ Под редакцией М.Д.Рины, М, Просвещение 1985.

16. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т.Брыкина и В.М.Смолевского, М, ф и спорт 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная спортивная подготовка юных футболистов в условиях образовательной школы

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫОдним из универсальных средств, обеспечивающих...

"Подготовка юных футболистов"

Данная презентация поможет в работе как учителям физкультуры,так и тренерам по футболу.В ней показаны много игр,которые являются подводящими в обучении детей игре в футбол....

Эффективность использования ОРУ и элементов гимнастики при подготовке юных футболистов

важность элементов  гимнастики в подготовки юнных футболистов...

Моральная,волевая,психологическая и тактическая подготовка юного футболиста

Методические материалы для организации подготовки юных футболистов....

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Футбол - наиболее популярная и массовая игра у детей и юношей. Он помогает воспитывать такие ценные  морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдерж...

Техническая подготовка юных футболистов

       В связи с этим процесс обучения юных футболистов должен строиться так, чтобы технические приёмы разучивались и совершенствовались не изолировано друг от друга (как эт...

Подготовка юных футболистов

Футбол – игра особенная. Ни один другой командный вид спорта, никакая другая игра не дают такого многообразия построения игрового процесса, тактических возможностей, размеренности и рассудительности в...