Эффективность использования ОРУ и элементов гимнастики при подготовке юных футболистов
методическая разработка по физкультуре по теме

Лосев Владимир Викторович

важность элементов  гимнастики в подготовки юнных футболистов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективность использования ОРУ и элементов гимнастики при подготовке юных футболистов»

Выполнил:

Учитель физической культуры МОУ СОШ № 20

Лосев Владимир Викторович

Коломна

2013 г.

Введение.

Поговорим  о двигательной  активности школьника, проводящего основную часть дня на уроках в школе и за подготовкой домашних заданий, приходится выдерживать большие умственные нагрузки. Такая ситуация опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной активности.

Одним из        наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время является мини-футбол. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлива. В мини-футбол можно играть не только в школьном спортивном зале, но и на баскетбольной площадке или в хоккейной «коробке». Практически можно с успехом использовать любое ровное место. Однако, несмотря на свою простоту, эта игра обладает рядом интереснейших особенностей, делающих ее особенно привлекательной именно для школьников. Во-первых, здесь каждый игрок чаще соприкасается с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в мини-футболе забивается довольно много голов; в-третьих, во время матча мяч практически не покидает площадку, а игра проходит динамично, без вынужденных и утомительных остановок. Вот почему сегодня в мини-футбол с увлечением играют не только мальчики, но и девочки.

        Важнейшей составляющей внеурочной физкультурно-оздоровительной работы со школьниками является внеклассная спортивно-массовая работа, основным звеном которой является секция.

        Главным средством обучения и тренировки школьников в секции мини-футбола являются физические упражнения, условно подразделяемые на основные и вспомогательные. К числу основных относятся упражнения по технике и тактике и собственно сама игра в мини-футбол. Вспомогательные упражнения делятся на две группы – обще-подготовительные и специально-подготовительные.

        Первые, в состав которых в основном входят обще-развивающие упражнения и гигиенические факторы, предназначаются для создания у занимающихся необходимых предпосылок для освоения основных приемов игры, достижения разносторонней физической подготовленности и оздоровления. Вторые предназначены для достижения необходимых физических качеств и овладения специальными двигательными навыками.

        Физическая и физиологическая подготовка имеет целью достижение готовности организма юных футболистов к последующим более интенсивным и значительным нагрузкам и выполнению основных задач занятия. Для этого используются разнообразные обще-развивающие и подготовительные упражнения. В данной части могут решаться и относительно самостоятельные задачи: обучение строевым упражнениям, формирование правильной осанки, развитие отдельных физических качеств.

                Обучение и тренировка школьников, занимающихся в секции мини-футбола, составляют единый педагогический процесс, задачи которого являются:

  1. Оздоровительная – направлена на укрепление здоровья занимающихся, развитие сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, развитие физических качеств школьников.
  2. Образовательная – обучение технико-тактическим приемам игры на основе базовых элементов, развитие двигательных навыков.
  3. Воспитательная – развитие морально-волевых качеств школьников для решения поставленных задач в условиях соревновательного процесса.

ГЛАВА I. Рекомендации по использованию ОРУ на тренировках.

        ОРУ (обще-развивающие упражнения) – называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, а также спортивной разминки.

Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий и широко используются на уроках по физической культуре и тренировках.

В мини-футболе следует включать ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определённых физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных отягощений и приспособлений также расширяют границы использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенного усложнения делают ОРУ доступными для занимающихся школьников в секции мини-футбола любого возраста и подготовленности.

        ОРУ – это школа двигательной подготовки. План начальной подготовки в мини-футболе характеризуется применением большого объёма ОРУ. Ценность ОРУ объясняется тем, что они легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определённые группы мышц. Систематическое выполнение правильно подобранных упражнений значительно способствует повышению уровня здоровья занимающихся, улучшению обмена веществ, работе органов кровообращения, дыхания, пищеварения, укреплению опорно-двигательного аппарата. Нужно особо отметить благотворное влияние ОРУ на формирование правильной осанки юных футболистов, а также на исправление её недостатков (сутуловатость, сколиозы и т.д.). Несомненно, при организации тренировочного процесса знания, умения и навыки преподавателя физического воспитания, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает:

  • владение большим количеством конкретных упражнений (умение показать, терминологических назвать);
  • знание характера каждого упражнения, его направленности;
  • умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач;
  • умение обучать и проводить занятия ОРУ различными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.);
  • владение методами организации занятий ОРУ;
  • умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами.

        ОРУ принято классифицировать по анатомическому признаку, с выделением групп упражнений с преимущественным воздействием на различные части тела. Как свидетельствуют научные данные и практический опыт, при составлении комплекса необходимо руководствоваться следующими положениями:

  1. Первыми даются упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Выполняются они обычно в медленном темпе.
  2. Упражнения для шеи.
  3. Далее следуют упражнения для развития мышц ног, чередуя упражнения для мышц ног и мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища, - тазового пояса, выполняемых из различных исходных положений.

        Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание.

  1. За тем в комплексе используются упражнения, где участвуют основные группы мышц всего тела, выполняемые при большой амплитуде.
  2. В заключительной части используются так называемые скоростные упражнения (прыжки или бег на месте), после чего следует постепенно снижать нагрузку с замедлением темпа.

        Классификация упражнений по анатомическому признаку дополняется указаниями на характер их физиологического воздействия на организм занимающихся. Имеется в виду преимущественное влияние упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, выносливости.

        Форму ОРУ определяют основные движения в суставах: сгибание, разгибание, приведение, отведение, круговые движения, повороты.

        Характер упражнений во многом зависит от системы напряжения и расслабления мышц, быстроты движений и внешне проявляется как плавные, равномерные движения или движения с ускорением или замедлением, рывки, взмахи.

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи.

Формы организации, а также педагогические задачи занятий зависят от того, с кем (контингент) и с какой целью проводятся упражнения. Следует учитывать, что каждое упражнение носит универсальный характер и должно применяться с учётом тех задач, которые надо решать с помощью данного упражнения. К примеру, приседания на обеих ногах в спортивной разминке разогревают мышцы ног, стимулируют деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем. Приседания с дозированной нагрузкой при лечебной гимнастике используются при восстановлении функций мышц и суставов ног после травм. Внешне одинаковые по форме упражнения (те же приседания) будут оказывать различное воздействие в зависимости от характера их исполнения (быстрые или медленные приседания с отягощением или без него и т.п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о качественно различных формах проявления двигательных способностей. Наиболее характерные качества это сила, выносливость и гибкость.

        При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов спортивной разминки, в которые необходимо включать упражнения с участием в движениях всех частей тела. Чередовать упражнения необходимо по определенной схеме, составляющей одну серию, к примеру, «руки-ноги-туловище». Навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.
  2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учётом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств.
  3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте реализуется также при составлении комплекса ОРУ в форме «нарастания» эффекта от применения упражнения за счёт увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количеством повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и одного или нескольких комплексов ОРУ. Каждое упражнение может усиливаться за счёт дополнительных действий. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и требует изменение комплекса в сторону его усложнения.
  4. Гимнастический метод проведения ОРУ.

ГЛАВА II. Гимнастический метод проведения ОРУ.

        Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, которая достигается с помощью четких указаний на исходное положение, направление и амплитуду движения и характер их выполнения. При подборе упражнений надо соблюдать правило гимнастической регламентации упражнений. За основу должны стать следующие упражнения и их разновидности:

1)  Потягивания с выправленным и прогнутым положением тела.

2) Круговые движения руками.

3) Приседания.

4) Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

5) Наклоны и круговые движения головы.

6) Упор, лежа и отжимание, в упоре лежа.

7) Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

8) Махи ногами вперед, назад и в сторону.

9) Прыжки (подскоки) многократные.

10) Ходьба и бег на месте.

Также использование гимнастических упражнений в комплексе ОРУ способствует успешному развитию таких двигательных качеств юных футболистов, как ловкость.

        Ловкость проявляется в способности игрока быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. В мини-футболе по-настоящему ловкий игрок может выполнить каскад финтов или какой-то отдельный трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Естественно, над развитием этого физического качества надо работать с детства. Ведь ловкость развивается достаточно медленно. Следовательно, в занятиях на развитие ловкости необходимо придерживаться главного принципа  как можно больше разнообразия при подборе упражнений. Очень полезно при этом использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, такие как кувырки различного вида. Выполнять упражнения на развитие ловкости рекомендуется в начале занятий, пока не наступила усталость.                                                                                                                                                   

Примерные упражнения:

  1. Кувырки вперед из упора присев, соблюдая группировку (рис. 1);
  2. Кувырки назад из упора присев, соблюдая группировку (рис. 2);
  3. Серия кувырков: один вперед, один назад;
  4. Кувырки через левый и правый бок;
  5. Кувырки прыжком (рис. 3).

(рис. 1)

(рис. 2)

(рис. 3)

Развитие координационных способностей.

При развитии координационных способностей мы решаем следующие задачи:

  1. Развить способность к выполнению отдельных фаз движений;
  2. Развить способность к увеличению и снижению темпа движений.

В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления, как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий» и др., от уровня развития которых зависит эффективность овладения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.

Примерные упражнения для развития координационных способностей:

Различные равновесия на одной ноге, тоже удерживая мяч на подъёме второй ноги (на вису).

Прыжки с поворотом на: 90, 180, 360 градусов.

Кувырки вперед, назад с последующей ловлей предварительно подброшенного мяча.

Обведение стоек после 2-3 кувырков вперёд. И.Т.Д.          

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  1. В условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Ведь именно систематические занятия физическими упражнениями способствуют физическому и физиологическому развитию растущего организма школьников, формируют у них разнообразные двигательные умения и навыки. Вот почему в числе первостепенных задач, стоящих сегодня перед педагогами, родителями и общественностью,  необходимость создания таких условий, при которых школьники различного возраста смогли бы регулярно заниматься физическими упражнениями во внеурочное время. Условий, способствующих повышению двигательной активности школьников, укреплению их здоровья, улучшению физической подготовленности, а следовательно, и подготовки подрастающего поколения к будущей трудовой деятельности.
  2. Грамотное использование ОРУ в процессе тренировок юных футболистов создает условия для успешного освоения базовых элементов и скорейшего перехода к обучению специальным техническим и тактическим приемам игры.
  3. Регулярное использование ОРУ в процессе тренировок юных футболистов существенно улучшает физическое и физиологическое состояние организма занимающихся.
  4. Владение элементами гимнастики (кувырки вперед, боком и назад) способствует улучшению работы вестибулярного аппарата занимающихся, а также координации движений, что имеет большое значение в профилактике травматизма в мини-футболе.
  5. В процессе занятий мини-футболом девочки 1996 – 1998 г.р., занимающиеся в течение 2 лет, существенно улучшили свои показатели в ряде физических нормативов, таких как прыжки в длину с места (на 30 %), челночный бег (на 25-30 %), бег на выносливость (на более чем 40%), ловкость, гибкость.
    Результатом этого является занятое 2 место в городских соревнованиях по мини-футболу.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Андреев СИ. Мини-футбол. - М.: Физкультура и спорт, 1978.

2.  Андреев СИ. Играйте в мини-футбол. - М.: Советский спорт, 1989.

3.  Андреев СИ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989.

4.  Андреев С.Н., Левин B.C. Мини-футбол. Подготовка юных футболистов в спортивных школах и любительских командах. - Липецк: ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004.

5.  Байбородова  Л.В.,   Бутин  И.М.,  Леонтьева   Т.Н.,   Масленников   СМ. Методика обучения физической культуре: 1-11 классы: Методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6.  Боген М.М. Обучение двигательным действиям. - М.: Физкультура и спорт, 1985.

7.  Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

8.  Видянкин М.В. Внеклассные мероприятия в средней школе. - Волгоград: Учитель, 2004.

9.  Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2002.

10.  Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

11.  Основы   управления   подготовкой   юных   спортсменов   /   Под   ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

12.  Спортивные игры. Техника, тактика обучения:  Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М.: АКАДЕМИЯ, 2001.

13.  Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

14. Советы тренерам. Сборник упражнений и методики, рекомендаций – Издание 2-ое переработанное М, ф. и спорт 1980.

15.  Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе: пособие для учителя/В.П.Богословский, М.Н.Доведенко, В.П.Дробышев и др./ Под редакцией М.Д.Рины, М, Просвещение 1985.

16. Гимнастика – учебник для техникумов физической культуры. Под редакцией П.Т.Брыкина и В.М.Смолевского, М, ф и спорт 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная спортивная подготовка юных футболистов в условиях образовательной школы

p { margin-bottom: 0.21cm; }strong { font-weight: bold; } НАЧАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫОдним из универсальных средств, обеспечивающих...

Эффективность использования ОРУ и элементов гимнастики при подготовке юных футболистов

В ряду наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время мини-футбол занимает видное ме¬сто. И это не случайно. В первую очередь, эта игра неприхотлив...

"Подготовка юных футболистов"

Данная презентация поможет в работе как учителям физкультуры,так и тренерам по футболу.В ней показаны много игр,которые являются подводящими в обучении детей игре в футбол....

Моральная,волевая,психологическая и тактическая подготовка юного футболиста

Методические материалы для организации подготовки юных футболистов....

ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Футбол - наиболее популярная и массовая игра у детей и юношей. Он помогает воспитывать такие ценные  морально-волевые качества, как целеустремленность и коллективизм, дисциплинированность, выдерж...

Техническая подготовка юных футболистов

       В связи с этим процесс обучения юных футболистов должен строиться так, чтобы технические приёмы разучивались и совершенствовались не изолировано друг от друга (как эт...

Подготовка юных футболистов

Футбол – игра особенная. Ни один другой командный вид спорта, никакая другая игра не дают такого многообразия построения игрового процесса, тактических возможностей, размеренности и рассудительности в...