Рабочая программа по волейболу
рабочая программа (физкультура и спорт, 9 класс) по теме

Королева( Голикова) Елена Владимировна

Программа дополнительного образования обучающихся кружка волейбол. Программа предназначена для обучающихся в возрасте 14-15 лет, направленность программы дополнительное обучение игре в волейбол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_voleybolu.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 94

с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического профиля

Тракторозаводского  района

Г.Волгограда

УТВЕРЖДЕНО:

Директор :___________________Юдина Н.В.

ВОЛЕЙБОЛ

Программа дополнительного образования

Обучающихся 14-15лет

Срок реализации – полгода

Разработчик:

Голикова Е.В.

учитель физической культуры

первой квалификационной категории

Волгоград 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Волейбол» по содержанию является физкультурно-спортивной; по функциональному предназначению – досуговой по форме организации - кружковой; по времени реализации – краткосрочной.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.  Игроки, взаимодействуя между собой при использовании волейбольных технических приемов, развивают все группы мышц, формируют жизненно важные двигательные навыки.

Настоящая программа  позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности, улучшения состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время образовательные учреждения призваны содействовать разностороннему развитию организма, повышению ими уровня общей физической подготовленности, укреплению психического и физического здоровья подрастающего поколения. В системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств. Волейболу необходима определенная физическая подготовка, соответствующая специфическим особенностям техники и тактики этого вида спорта.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что исследователи игровой деятельности отмечают уникальные возможности игры не только для физического развития, но и выработки характера, воли, воспитания чувства коллективизма, познавательных интересов, нравственных качеств. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность  суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся  максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками.

Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения, формах и методах обучения, методах контроля и управления процессом, средствах обучения.   

Цель программы заключается в эффективном использовании специальных и подготовительных волейбольных упражнений для оздоровления и воспитания обучающихся, формирование физической культуры ученика как системного и интегративного качества личности, неотъемлемого компонента общей культуры. Формирование здорового образа жизни,  достойное выступление на различных соревнованиях и первенствах по волейболу.

 Программа предусматривает решение следующих задач:

-       содействовать разностороннему физическому развитию организма, повышению  уровня общей физической подготовленности обучающихся;

-    сформировать у обучающихся устойчивый интерес к занятиям волейболом;

-   обучать технике и тактике игры в волейбол;

-    развивать физические способности;

-   воспитывать морально- волевые качества;

Практические занятия по программе опираются на тесную связь между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленностью. Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия, неразрывно связан с активной умственной деятельностью. Тем более что воспитанники призваны активно участвовать в реализации, выработке и анализе тактических и технических схем волейбола.

Программа ориентирована на применение широкого комплекса творческой деятельности воспитанников:

- обеспечение общественно-полезной и нравственно ценной направленности физкультурно-спортивной деятельности;

- насыщение деятельности воспитанников творческими элементами, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на творческие виды деятельности;

- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить применение своим способностям, полнее раскрывать свою индивидуальность;

 Содержание курса, объединенного в блоки, предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания  стимулируют активность, творчество, саморазвитие, самосовершенствование и самовоспитание обучающихся.

Одной из особенностей реализации программы является особая последовательность обучения техническим приемам.

Большинство упражнений, используемых при формировании техники довольно сложны, а для большинства и не знакомы. Необходим правильный показ. Практика показывает, что одноразовая демонстрация изучаемого элемента недостаточна. При начальном изучении нельзя допустить элемент соревнования среди обучающихся, так как это может привести к ошибкам в технике. Многие движения необходимо начинать изучать без мяча. Например, такие элементы как подача, верхняя и нижняя передача мяча, нападающий удар. Нельзя проводить обучение в конце занятия или после упражнений требующих значительного напряжения мышечных усилий и внимания. Применение игр  с использованием ранее изученных элементов позволит глубже закрепить пройденный материал. Успешное применение различных методических приемов и рациональных способов организации позволит решать основные задачи:   повысить качество обучения и достичь оптимальной физической нагрузки на занятии.

В тактических взаимодействиях  основой должны служить действия определяющие успешность всего выполнения в целом. Такие базовые элементы необходимо выделять и изучать в первую очередь и на них концентрировать внимание группы. К другим частям двигательного действия можно приступать в зависимости от времени, отданному на обучение данному элементу. Далее необходимо разучивать согласование отдельных частей движения.

Достижение запланированных результатов во многом зависит от подбора подводящих и специальных упражнений, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Также в процессе закрепления пройденного материала необходимо использование большого объема упражнений соревновательного характера.  

При совершенствовании, естественно, необходимо сочетание разнообразных задач и большое внимание уделять дифференцированному подходу.

 Возраст детей, участвующих  в реализации данной образовательной программы: от 14   до 15  лет. Дети способны на достаточно высоком уровне выполнять предлагаемые задания.

Сроки реализации образовательной программы – полгода.

Форма занятий: коллективная. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий  максимально компактна и включает в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

   На теоретических занятиях обучающимся  сообщаются основные сведения по истории развития волейбола, современному состоянию и перспективах развития игры, основам техники, тактики, основам спортивной тренировки по волейболу.

На практических занятиях обучающиеся овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр, углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации группы для занятий.  На практических  занятиях закрепляются и разбираются полученные знания.
Предусмотрена самостоятельная работа обучающихся по  изучению программного материала по учебникам, учебным пособиям и дополнительным литературным источникам, выполнение домашних заданий, участие в организации и проведении соревнований, судейство соревнований, изучение опыта ведущих специалистов.

 На практике осваиваются упражнения по общей и специальной физической подготовке и методике преподавания игры.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 40 мин

 

Требования к уровню подготовленности обучающегося:

Воспитанник будет знать:

- правила безопасности на занятиях по волейболу;

- названия технических приёмов игры и основы правильной техники;

- основные правила соревнований по волейболу,  тактические действия в игре.

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;

- жесты волейбольного судьи.

Воспитанник будет уметь:

- соблюдать меры безопасности на занятиях волейболом

- выполнять технические приёмы и тактические действия в игре;

- контролировать своё самочувствие на занятиях волейболом;

- играть в волейбол с соблюдением основных  правил;

- демонстрировать жесты волейбольного судьи;

- проводить судейство по волейболу.


     

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 Правила техники безопасности на занятиях. 

0.5

2.

Правила игры и методика судейства соревнований.

0.5

3.

Техника верхней прямой подачи. Обучение техники подачи мяча.

3

4.

Техника приёма и передачи мяча.    

3

4.

Техника прямого нападающего удара.

3

5.

Тактические действия в игре

- игра на блоке

- индивидуальные тактические действия в защите и нападении.

Овладение игрой в волейбол

8

ИТОГО:

1

17

 

Содержание программы курса «Волейбол»

Техника игры в волейбол включает следующую группу игровых приёмов:

- для игры в нападении – подача, передача двумя руками снизу  и сверху, нападающий удар, стойки и перемещения.

- для игры в защите – приём двумя руками снизу и сверху, блокирование стойки и перемещения.

По мере овладения техническими приёмами занимающихся необходимо обучать  тактике игры.  

Тактика игры в волейбол- это целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальные – действия игроков, осуществляемые без партнёров.

Групповые – взаимодействия нескольких игроков команды.

Командные – действия всех игроков команды.

Занятие № 1

1. Теоретические сведения о правилах игры, технике безопасности на занятиях по волейболу.

Сообщить занимающимся, правила поведения и техники безопасности, правила игры в волейбол.

        Занятие № 2-4

Техника верхней прямой подачи. Обучение.

1. Имитация подачи мяча.

2. Подача в стену с расстояния 6- 9 м

3. Подачи в парах.

4.Подачи через сетку с расстояния 6- 9м.

5. Подачи через сетку

6. Подачи в правую и левую половину площадки.

7. Подачи в ближнюю и дальнюю части площадки.

8. Подачи на точность:

- в каждую из 6 зон площадки;

- на партнёра, располагающегося в различных точках площадки.

9. Соревнование: на большее количество подач подряд без ошибок, в заданную зону.

Техника выполнения подачи.

Стоя лицом к сетке, левая (правая) рука поддерживает мяч на уровне чуть выше пояса. Движением левой руки вверх подбросить мяч на высоту чуть выше вытянутой руки, над головой и несколько вперёд, с одновременным замахом согнутой в локтевом суставе бьющей руки вверх – назад за голову. При выполнении удара по мячу бьющая рука движется с нарастающей скоростью, выпрямляясь в локтевом суставе. Ударное движение выполняется  ладонной поверхностью напряжённой кисти.

   

   Занятие № 5-7

Техника приёма и передачи мяча. Обучение.

1. Имитация перехода из стойки волейболиста в исходное положение для приёма и передачи мяча.

2. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после перемещения.

3.В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой, поймать обеими руками и одновременно начать разгибание рук и ног, имитируя, передачу.

4. В парах. Один из партнёров набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение.

5.Передачи мяча над собой на месте, в движении приставными шагами, лицом и спиной вперёд, с изменением высоты полёта мяча.

6. Подбивание мяча снизу двумя руками на месте.

7. Подбивание мяча снизу двумя руками с продвижением лицом вперёд, боком приставными шагами.

8.Приём мяча наброшенного партнёром. Расстояние 2-3 м, затем увеличить до 9-12м.

9.В парах. Приём мяча снизу и передача партнёру сверху двумя руками.

10. Приём мяча после отскока от пола (в парах или у стены)

11. приём мяча в зоне 6, мяч через сетку набрасывает партнёр.

      Занятие № 8-10

Техника нападающего удара. Обучение.

Выполняется прыжок ввёрх, в прыжке плечи и бьющая рука отводятся назад, туловище прогибается. Удар производится в высшей точке прыжка. Ударное движение начинается с выведения вперёд локтя бьющей руки. Рука, разгибаясь в локтевом суставе, хлёстким движением кисти ударяет по мячу вниз – вперёд. После удара игрок приземляется на согнутые ноги.

1. Прыжок вверх толчком двух ног с места, с разбега в один, два, три шага.

2. Имитация нападающего удара:

- в прыжке с места;

- с разбега.

3. В парах. Первый игрок подбрасывает мяч вверх, а второй с места, с двух трёх шагов разбега ловит мяч обеими руками в высшей точке прыжка.

4. В парах. Первый подбрасывает мяч вверх, партнёр разбегается и выполняет нападающий удар по мячу.

5. в парах. Первый из зоны 4 выбегает к сетке и выполняет нападающий удар по мячу, подброшенному партнёром вертикально вверх на высоту 1- 1.5 м.

6. То же упражнение, но нападающий удар выполняется из зоны 2.

7.Нападающий удар через сетку из зоны 4 с передачи из зоны 3.

8. Нападающий удар через сетку из зоны 2 с  передачи из зоны 3.

9. Нападающий удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.

10. Нападающий удар после встречной передачи. Из зоны 4 (2) от линии нападения верхняя передача мяча разыгрывающему игроку в зону три, из зоны 3 в зону 4, после выполняется нападающий удар через сетку.

     Занятие № 11-12

Одиночное блокирование. Техника выполнения.

Из приседа активно разгибая ноги и  выпрямляя туловище, прыжок вверх с выносом рук над сеткой. Расстояние между кистями чуть меньше диаметра мяча. После постановки блока приземление на полусогнутые ноги.

1. Имитирование блокирования, прыжок вверх с выносом рук над сеткой.

2. Передвижение вдоль сетки, остановка прыжок вверх с выносом рук над сеткой.

3. В парах через сетку. Прыжки вверх с места, касаясь ладонями друг друга над сеткой.

4. В парах. Занимающиеся  располагаются  с противоположных сторон сетки. Один набрасывает мяч на верхний край сетки, другой, выпрыгивая вверх, ставит блок и отбивает мяч на противоположную площадку.

Занятие 13-15.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении.

При выполнении подачи:

1. Подача в трёх метровые коридоры площадки.

2. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

3. Подачи к боковым и лицевым линиям.

4. Учебные игры с применением тактических действий.

5. Подача между игроками.

6. Подача на игрока, слабо владеющего навыком приёма подачи.

При выполнении передачи:

1. Передача мяча в разные зоны площадки соперника.

2. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника.

Занятие 16-18.

Обучение индивидуальным тактическим действиям в защите.

Индивидуальные действия игрока в защите сводятся к умению определять действия соперника и своевременно выбирать место при приёме подачи, нападающего удара, при блокировании.

1.Челночное передвижение обучающихся приставными шагами от одной боковой лини до другой,  имитация приёма.

2. Приём мяча, переброшенного через сетку из зоны 6 в различные зоны и на разной высоте.

3. Приём подач, выполненных из зоны 6 и из- за лицевой линии в различные зоны.

4. Учебные игры с применением тактических действий.

Литература:


    1.Беляев В. И. Волейбол, М. Просвещение 2000 год.

  1. Клещёв В.И. Фурманов А.П. Юный волейболист;  М. Дрофа 2001 год.
  2. Голомазов А. С. Ковалёв И. В. Мельников С.В. Волейбол в школе;  М. ФКИС. 1999 год.
  3. Железняк Ю.Д. Слупский Л.Н. волейбол в школе, М.Просвещение 1997 год.
  4. Железняк Ю.Д. «120 уроков по волейболу» М. Просвещение 2001 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Объединение: волейбол

Программа объединения Волейбол состоит из разделов по техники и тактике.  Волейбол, как и другие виды спорта используются для разностороннего развития школьников, воспитания в них высоких моральн...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Рабочая программа секции спортивных игр "Волейбол" содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий....

рабочая программа по волейболу

рабочая программа по волейболу 2 часа для 9-11 классов...

Рабочая программа по волейболу дополнительного образования

Программа по волейболу для учителей дополнительного образования (ОДОД). Данная программа выполнена по всем требованиям. Расчитана на 2 года....

Рабочая программа кружка "Волейбол" 8 класс

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов» ( В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: «Просвещение», 20...

Рабочая программа курса «Волейбол: техника, тактика, игра» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Волейбол и мы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа имени ученого-слависта,академика А.М. Селищева с. ВоловоВоловского муниципального района Липецкой области...

Аннотация к рабочей программе по « Волейболу» тренер – преподаватель по волейболу Виноградова Ксения Сергеевна

АннотацияК рабочей программе « Волейбол » МОУ ДО «Турунтаевская детско-юношеская спортивная школа»,Прибайкальский  район,  с. Турунтаево( тренер – преподав...