Рекомендации к анализу урока физической культуры коллегой-предметником.
статья по физкультуре на тему

Баширова Анна Владимировна

Все учителя и преподаватели, работающие в учебных заведениях, особенно в школах посещают уроки своих коллег с целью обмена опытом, знакомства со стилем работы с учащимися другим учителем, с целью получения новых знаний и повышения уровня самообразования. Конечным результатом целевого посещения урока является его анализ. Основные задачи анализа урока состоят в том, чтобы сделать выводы по посещенному уроку, дать уроку характеристику, отметить положительные стороны, а также имеющиеся недостатки, высказать свои рекомендации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации к анализу урока физической культуры коллегой-предметником.

Все учителя и преподаватели, работающие в учебных заведениях, особенно в школах посещают уроки своих коллег с целью обмена опытом, знакомства со стилем работы с учащимися другим учителем, с целью получения новых знаний и повышения уровня самообразования. Конечным результатом целевого посещения урока является его анализ. Основные задачи анализа урока состоят в том, чтобы сделать выводы по посещенному уроку, дать уроку характеристику, отметить положительные стороны, а также имеющиеся недостатки, высказать свои рекомендации. Взаимопосещение уроков и последующий их анализ и обсуждение дают возможность каждому учителю (как посетившему урок, так и посещенному) узнать что-то интересное, вдохновиться на новые идеи, творческие дела, а также, учитывая замечания и рекомендации корректировать свою работу.

        Анализ урока физической культуры имеет ряд особенностей, так как данное учебное занятие само по себе связанно, как правило, с двигательной активностью и проведением в спортивном зале, на спортивной площадке, в парке и других учебно-тренировачных местах, а не в классе. Поэтому мне хотелось бы привести примерный план анализа урока физической культуры, учитывая его специфику. Анализировать урок физической культуры необходимо с разных сторон, включая следующие пункты:

  1. Организационное обеспечение урока
  2. Условия и характер деятельности занимающихся
  3. Условия и характер деятельности учителя на уроке
  4. Дозировка упражнений, регулирование нагрузки
  5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке
  6. Применение методов слова и наглядного воспитания
  7. Применение средств и методов двигательной активности
  8. Воспитание сознательности и активности занимающихся
  9. Развитие физических качеств и двигательных способностей
  10. Формирование основ знаний, учет успеваемости учащихся
  11. Формирование интереса к занятиям физической культурой
  12. Воспитание трудолюбия, формирование умений самостоятельно заниматься
  13. Пути решения оздоровительных задач в ходе урока

Теперь разберем каждый пункт анализа урока более подробно.

  1. Организационное обеспечение урока включает в себя:
  • Распределение учащихся на подгруппы, команды
  • Распределение времени между частями урока
  • Приход учащихся к месту занятий, своевременность начала урока
  • Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов
  • Организация учащихся освобожденных от занятий
  • Построение и перестроение, размещение учащихся
  • Выбор учителем места при показе упражнений
  • Своевременность завершения урока

        

  1. Условия и характер деятельности занимающихся
  • Внешний вид занимающихся (аккуратность, опрятность, выправка и т.д.)
  • Отношение учащихся к выполнению упражнений и к уроку в целом
  • Дисциплина учащихся при выполнении упражнений и во время урока в целом
  • Отношение к инвентарю, участие в подготовке места для занятия
  • Отношение к учителю, товарищам и слабым учащимся
  • Активность, сознательность, инициатива, настойчивость во время занятия

  1. Условия и характер деятельности учителя на уроке:
  • Умение управлять классом, организовать учебный процесс
  • Отношение педагога к ученикам, педагогический такт
  • Речь учителя, умение четко и доступно объяснять
  • Умение использовать средства стимулирования, педагогического воздействия (убеждение, поощрение и т.д.)
  • Двигательная подготовка педагога (качество показа упражнений)
  • Внешний вид учителя, настроение

       4. Дозировка упражнений, регулирование нагрузки

  • Соответствие дозировки упражнений задачам урока, особенностям занимающихся
  • Темп и повторяемость упражнений
  • Учет внешних признаков утомления при регулировании физической нагрузки

5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке

  • Цели и задачи применения помощи и страховки
  • Наличие или отсутствие инструкций по оказанию взаимопомощи
  • Своевременность и правильность приемов оказания помощи и страховки
  • Желание учащихся оказывать взаимопомощь

6. Применение методов слова и наглядного воспитания

  • Применение беседы, рассказа, объяснений, описания
  • Показ изучаемых упражнений, движений
  • Применение иллюстрированных материалов
  • Музыкальное сопровождение на уроке
  • Использование метода разбора при подведении итогов проделанной работы на уроке
  • Использование методов убеждения, поощрения и порицания.

 

      7. Применение средств и методов обучения двигательной активности

  • Варианты целостного разучивания двигательных действий
  • Варианты расчлененного разучивания двигательных действий
  • Умение акцентировать внимание учащихся на смысловой основе техники выполнения упражнений
  • Умение рассчитать нагрузки

8.Воспитание сознательности и активности занимающихся

  • Роль учителя в развитии любознательности и инициативы учащихся
  • Средства формирования осмысленного отношения к материалу
  • Понимание учащимися выполняемых упражнений
  • Активация учебной деятельности учащихся, формирование самостоятельности, уверенности
  • Средства мотивации самоконтроля и самооценки
  • Воспитание познавательных способностей и чувства ответственности

9. Развитие физических качеств и двигательных способностей

  • Планирование учебного материала по развитию двигательных способностей
  • Эффективность применения  методов и средств в решении задач урока
  • Приемы дифференцированной нагрузки
  • Знание критических зон развития двигательных способностей
  • Знание и учет внешних признаков утомления
  • Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку

10.Формирование основ знаний, учет успеваемости учащихся

  • Умение доступно и логично преподносить учебный материал
  • Применение способов повышения познавательных возможностей
  • Проверка усвоения материала на уроке
  • Использование межпредметных материалов
  • Учет выполнения учебных материалов
  • Системность урока

11.Формирование интереса к занятиям физической культурой

  • Нравственно-психологический климат урока
  • Средства формирования интереса к занятиям физической культурой
  • Педагогическое мастерство учителя

       12.Воспитание трудолюбия, формирование умений самостоятельно заниматься

  • Формирование умений трудиться на уроке в заданном темпе и в заданное время
  • Формирование волевых качеств
  • Отношение учащихся к занятию и учителю
  • Стимулирование учащихся к обладанию знаниями
  • Проверка знаний и умений учащихся самостоятельно выполняющих физические упражнения на уроке

13.Пути решения оздоровительных задач в ходе урока

  • Санитарно-гигиеническое состояние места проведения занятия
  • Дозировка упражнений, дифференцированный и индивидуальный подход
  • Способы чередования физической нагрузки и отдыха
  • Сообщение учителем основных знаний о гигиеническом назначении физических упражнений
  • Целесообразность избранной последовательности выполнения упражнений на уроке
  • Гигиенические процедуры, завершающие урок.

Примерный план анализа урока физической культуры дает возможность охарактеризовать его наиболее полно и  системно, позволяет учесть все достоинства и недостатки учебного занятия, выявить его сильные и слабые стороны, дать рекомендации и извлечь пользу для собственного педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Методические рекомендации при проведении уроков физической культуры в лицее с использованием спортивной игры в баскетбол.

Методические рекомендации при проведении уроков физической культуры в лицее с использованием спортивной игры в баскетбол.Ловля мяча. Классификация передачи мяча....

Карточки наблюдений и анализа уроков физической культуры.

  Данные карточки могут использовать как учителя физической культуры, так и завучи для анализа урока.   Содержание:1. Организационное обеспечение урока.2. Условия и характер деят...

Схема анализа урока физической культуры

С помощью этой схемы можно коректно оценить урок....

Методические рекомендации по проведению уроков физической культуры

Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.Основные задачи физкультурно-оздоровительной деятельности школьников. 1. Укрепление здоровья, коррек...

Анализ урока физической культуры

Анализ урока  физической культуры по ФГОС (шаблон)...

Анализ урока физической культуры по ФГОС.

Применение методов и методических приёмов: разнообразие методов и методических приёмов, используемых в уроке; правильность выбора и применение методов и методических приёмов в уроке в целом и при обуч...