Карточки наблюдений и анализа уроков физической культуры.
методическая разработка по физкультуре на тему

Усманова Элина Шагитовна

    Данные карточки могут использовать как учителя физической культуры, так и завучи для анализа урока.   

Содержание:

1. Организационное обеспечение урока.

2. Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.

3. Условия и характер деятельности учителя на уроке.

4. Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.

5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.

6. Применение методов слова.

7. Применение методов наглядного восприятия.

8. Использование практических методов обучения двигательным действиям.

9. Обеспечение сознательности и активности занимающихся.

10. Развитие двигательных  качеств.

11. Формирование основ знаний.

12. Учет успеваемости учащихся.

13. Формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

14. Воспитание трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка №1. Организационное обеспечение урока.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить организаторские способности учителя, педагогическую целесообразность его действий в соответствии с конкретными учебно-воспитательными задачами урока.

Содержание анализа.

  1. Приход учащихся к месту занятий (свободно по мере подготовки к уроку; по звонку строем), роль в этом учителя, дежурного, физорга. Своевременность начала урока, причины, вызывающие его задержку.
  2. Распределение времени между частями урока и видами упражнений (игры, метания и др.). Причины иного распределения времени в сравнении с рекомендуемыми и предусмотренными в плане урока.
  3. Распределение учащихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов, групповодов, дежурных и т.д.
  4. Построение и перестроение, размещение учащихся для выполнения различных видов упражнений (общеразвивающих, ходьбы, бега, прыжков, метаний, игр и др.). Целесообразность выбранных форм размещения и способов перемещения учащихся для выполнения заданий и обеспечение оптимальных пространственных условий работы (хорошей видимости учителя, удобства выполнения упражнений, обзора учителем всех занимающихся, обеспечение безопасности занимающихся, экономии времени занятий).
  5. Использованные способы организации учебной работы – фронтальный, поточный, сменный, групповой, индивидуальный и их варианты. Целесообразность использования форм и способов занятий для руководства учебной деятельностью и обеспечения качества обучения и воспитания учащихся.
  6. Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов, МУГСов и т.д. Распределение обязанностей между занимающимися при установке и уборке инвентаря (организация деятельности учащихся, экономия времени, соблюдение ТБ).
  7. Организация учащихся, освобожденных от занятий на уроках (выполнение ими: а) отдельных упражнений, например строевых; б) заданий учителя по оцениванию, комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, их поведения, прилежания; в) ответы на вопросы по основам знаний, страховка и т.д.).
  8. Выбор учителем места при показе различных видов упражнений, для контроля и наблюдений за всем классом в процессе занятий.
  9. Завершение урока (своевременность, построение, подведение итогов урока, уход учащихся в раздевалку).

Примечание. Следует отметить положительные стороны урока, имеющиеся недостатки, сделать выводы, высказать предложения, советы и рекомендации по устранению недочетов.

Карточка №2. Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и дать оценку деятельности, поведения и прилежания учащихся на уроке.

Содержание анализа.

  1. Внешний вид занимающихся (аккуратность, единообразная форма, прическа).
  2. Дисциплина учащихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений (строевых, общеразвивающих, игр и др.). Поведение учащихся в условиях соревнования.
  3. Отношение школьников к уроку в целом, отдельным видам упражнений и, в частности, к упражнениям вспомогательного характера.
  4. Отношение к учителю, товарищам, в том числе к слабоподготовленным и нарушителям дисциплины. Сплоченность ученического коллектива. Общественное мнение класса по вопросам дисциплины, характера и стиля общения.
  5. Отношения к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборки инвентаря.
  6. Качество использования обязанностей физорга, групповода, дежурного, судьи и отдельных заданий и поручений учителя. Знание и выполнение функциональных обязанностей. Форма, содержания и своевременность работы учителя по инструктированию учащихся-помощников.
  7. Методы оценки и стимулирования труда учащихся-помощников учителя. Их роль в формировании правильного отношения к выполняемым обязанностям, стремлении и желаний выполнять их добросовестно.
  8. Активность, сознательность, инициатива и настойчивость в овладении учебным материалом. Навыки самостоятельного выполнения упражнений, умение страховать и оказывать помощь товарищам.
  9. Общефизическая, техническая и тактическая подготовленность занимающихся. Общая культура движений (осанка, походка, манера держаться).

Примечание. Собранные и обработанные данные должны отражать положительные стороны учебно-воспитательного процесса и рекомендации по устранению недостатков.

Карточка №3. Условия и характер деятельности учителя на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить общепедагогические и специальные знания и умения учителя физической культуры.

 Содержание анализа.

  1. Умение владеть классом, организовать учебный процесс, поддержать интерес и внимание к занятиям у учащихся, способствовать к самостоятельности в их действиях, высокой сознательной дисциплине.
  2. Отношение педагога к ученическому коллективу, отдельным занимающимся с учетом их возраста и индивидуальных способностей (воспитанность, подготовленность, быстрота овладения учебным материалом, реакция на нагрузку, исполнительность, инициатива и др.). Педагогический такт.
  3. Умение правильно распределять места занятий учащихся в спортивном зале, выбирать своё место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки школьников, изменять темп урока, по ходу его вносить содержание изменения, продиктованные внешними условиями, состоянием занимающихся (утомление, возбуждение и т.п.).
  4. Речь учителя, его умение четко и доступно объяснять учебный материал, показать упражнение, убеждать учащихся. Владение командами, знание терминологии.
  5. Использование оценки как средства стимулирования учащихся к овладению учебным материалом, правильному поведению в коллективе.
  6. Методы педагогического воздействия, используемые учителем на уроке (убеждение, приучение, поощрение и порицание).
  7. Бодрость и живость (или, наоборот, вялость и медленность) в работе учителя.
  8. Двигательная подготовленность педагога: качество показа физического упражнения, игрового приема, общая культура движений и манера держаться перед классом.
  9. Внешний вид учителя (костюм, прическа и пр.).

Примечание. Собранные и проанализированные данные (положительные и отрицательные) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выводы и разобрать соответствующие предложения и рекомендации.

Карточка № 4. Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить дозировку отдельных упражнений, дифференцированное распределение нагрузки на уроке.

Содержание анализа.

  1. Приемы дозировки физической нагрузки, применяемые учителем (темп, повторяемость упражнений, продолжительность выполнения, применение отягощений, внешние условия выполнения задания).
  2. Дифференцированный подход к учащимся. Способы дифференциации нагрузки. Индивидуализация заданий.
  3. Соответствие дозировки выполняемых упражнений педагогическим задачам (развитие двигательных качеств, чередование режима работы с активным отдыхом и др.), особенностям занимающихся (пол, возраст, подготовленность, состояние здоровья, индивидуальные способности), внешним условиям (температура, атмосферные явления, одежда занимающихся).
  4. Способы регулирования нагрузки на протяжении всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, специальные упражнения в расслаблении, упражнения на регулирование дыхания). Темп урока его моторная плотность.
  5. Учет учителем внешних признаков утомления занимающихся при регулировании физической нагрузки на уроке (потоотделение, покраснение или побледнение лица, резкое учащение дыхания, нарушение координации движений, жалобы на усталость, боль в ногах, в области сердца, головную боль; тошнота, рвота).
  6. Стимулирование учащихся к поддержанию высокой физической активности при овладении учебным материалом. Время работы на уроке околопредельных нагрузок.

Примечание. Охарактеризовать и оценить эффективность использованных средств и методов, повышающих качество учебно-воспитательного процесса, КПД упражнений, достигнутые результаты.

Карточка №5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить знания и профессиональные действия учителя при оказании помощи и страховки, а также навыки самостраховки и взаимопомощи, сформированные у учащихся.

Содержание анализа.

  1. При выполнении каких упражнений применялись помощь и страховка.
  2. Цель применения помощи и страховки (первоначальное изучение, уточнение представлений, преодолеть страх и поверить в возможность выполнения упражнения) и их целесообразность в каждом отдельном случае.
  3. Своевременность и правильность приемов помощи и страховки.
  4. Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки. Вооруженность учащихся знаниями и умениями методического характера (назначение упражнения, основные требования к технике выполнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять).
  5. Роль учителя в руководстве учащимися, оказывающими помощь и страховку. Наличие (или отсутствие) инструктирования по оказанию помощи, его содержание и польза.
  6. Виды поощрения учащихся, оказавших помощь и страховку. Их роль в формировании у учащихся желания и стремления самостоятельно оказывать помощь товарищам, нуждающимся в ней.

Примечание. Наблюдение следует организовать по видам упражнений, где применялись помощь и взаимопомощь, страховка и самостраховка. Обобщение материалов сопроводить предложениями, направленными на устранение недостатков, а также советами и выводами, обеспечивающими безопасность занятий учащихся на уроке.

Карточка №6. Применение методов слова.

Задачи наблюдений: установить знание учителем основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе.

Содержание анализа. 

  1. Методы слова, применяющиеся на уроке в целях вооружения учащихся основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного воспитания занимающихся.
  2. Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний, изложении содержания и правил игры, информация о правилах и нормах поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная и воспитательная ценность рассказа.
  3. Применение описания при ознакомлении учащихся с техникой предлагаемых движений, тактическими приемами. Полнота и точность описания, целесообразная последовательность характеристики элементов предлагаемых упражнений; наличие проверки воспринятого; ориентировка детей на мысленное построение модели собственных двигательных действий по данному описанию.
  4. Использование объяснений для раскрытия причинно-следственных отношений, закономерностей изучаемого, выяснение взаимосвязи его с раннее полученными знаниями по другим предметам и по физической культуре. Четкость определения назначения усваимого материала; убедительность обоснования требований к процессу изучения и его результатам; стремление привлекать к объяснению учащихся (стимулирование участия в рассуждениях, выводах); научно- познавательная и воспитательная ценность данного метода.
  5. Применение метода заданий при осуществлении наблюдений, комментирования решения двигательных задач, приобретении новых знаний, выполнений упражнений и пр. Характер предложенных заданий (исполнительский, поисковый, творческий); их форма, доступность формулировок; степень подготовленности и отношение учащихся к самостоятельному выполнению заданного; качество учебной работы по заданию, ее эффективность.
  6. Использование беседы для формирования положительного отношения к изучаемому, углубление и расширение знаний, выявления интересов, понимания изучаемого, определения затруднений в работе, развитие у занимающихся логического мышления, коллективного решения учебных задач. Характер беседы (вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннее обсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, ее воспитательно-образовательное значение.
  7. Использование указаний для ориентировки занимающихся возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности в коллективных действиях по поводу поведения и общения учащихся. Соблюдение меры в количестве указаний. Отметить целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и воспитании занимающихся, отношение к ним учащихся. Выяснить, обеспечен ли достаточный простор учащимся для принятия самостоятельных решений, проявления личной активности и ответственности.
  8. Использование метода разбора при подведении итогов в части или всей проделанной работы, выявлении достижений, определении направленности, характера дальнейших учебных действий и т.п. Виды разбора: односторонний (проводимый учителем или учеником), коллективный (проводимый совместно учителем и учащимся или только учащимися). Умение учителя руководить разбором, регулировать обмен мнениями, обеспечивать деловитость высказываний, корректность взаимоотношений. Достигнутый эффект разбора.
  9. Применение команд, распоряжение и словесной сигнализации при управлении действиями занимающихся, организованном начале, продолжении и завершении заданной работы; регулирование темпа движений. Соблюдение терминологических требований к командам в зависимости от возраста и подготовленности учащихся, особенностей выполняемых упражнений (строевых, гимнастических). Темп подачи команд и распоряжений с учетом конкретных условий проведения урока(в помещении или на открытом воздухе, местоположения учащихся, их состояние и др.).
  10. Использование методов убеждения, поощрения и порицания в нравственном воспитании учащихся; их целесообразностью; достигнутые результаты.
  11. Использование слов в целях оценки успеваемости и поведения учащихся. Виды оценок (оценочные суждения, оценка в баллах, определение оценки). Объективность оценок, их своевременность и форма объяснения детям; отношение учащихся к оценкам; привлечение к оцениванию учащихся приемы побуждения к самооцениванию выполняемых упражнений, поведения и отношений между учащимися.

Примечание. Оценить умение педагога творческих сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы конкретными методическими приемами, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения урока, учебные ситуации и возможности учащихся. Сделать вывод и дать рекомендации учителю. В практической работе учителя физической культуры осуществляют обучение физическим упражнениям, взаимосвязано используя несколько способов сочетания методов словесной передачи знаний и демонстраций. Так, например, при изучении новой учебной темы слово предшествует показу. Сам по себе показ учителя не должен сопровождаться объяснением.

Подобная взаимосвязь методов слова с методами наглядного восприятия, где объяснение следует за показом, показ сопровождается объяснением, делает процесс обучения насыщенным и высокоэффективным.

Карточка №7. Применение методов наглядного восприятия.

Задачи наблюдений: Знание учителем, проводящим урок, основного состава методов, в частности методов наглядного восприятия, а также умение целесообразно подбирать и эффективно использовать их в учебно-воспитательном процессе.

Содержание анализа.

  1. Показ учителем изучаемых упражнений, действий, чтобы создать представление об изучаемом движении, его отдельных сторонах, деталях и др. Достоинства и недостатки показа техники движений учителем: своевременность показа, продолжительность; обеспечение предварительной подготовки учащихся к наблюдениям; влияние показа на характер последующей учебной работы (механическое подражание, осмысленное воспроизведение, творческое варьирование), достигнутый результат.
  2. Показ изучаемых упражнений, движений, действий выделенным для этого хорошо подготовленным учеником. Причины, побудившие это сделать: Учитель сам по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить двигательное действие; при показе учитель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; необходимо снять предубеждение учеников в невыполнимости задания; на примере ученика можно нагляднее показать индивидуализацию техники выполнения. Достигнутый результат.
  3. Применение иллюстративных материалов (схем, рисунков, фотоснимков, кинограмм, моделей для демонстрации положений и перемещений частей тела при выполнении упражнений и др.). Использование слухового, зрительного и суставно-мышечного ориентирования (хлопков, метронома, цветных флажков, разметок, предметных ориентиров, организации «прочувствования» относительно пассивных движений, направляемых партнером, и др.) Продуманность соответствующих приемов, умение правильно использовать их. Достигнутая степень наглядности, ее влияние на процесс обучения.
  4. Музыка на уроке. Цель использования музыки (регулирование темпа, ритма; формирование представления, стимулирование воображения, эмоциональное воздействие и др.) Умение выбрать музыкальное произведение и руководить выполнением под него упражнений. Отношение детей к занятиям под музыку, их эффективность.
  5. Взаимосочетание методов демонстрации. Применение сочетания: показа упражнения в целом с повторным акцентированным показом какой-либо части или элемента; показа учителя (учащегося) с демонстрацией какого-либо иллюстративного материала. Умение обоснованно подбирать такие сочетания и гибко реализовывать их в условиях урока; достигнутая эффективность таких сочетаний.
  6. Двигательная подготовленность учителя, культура движений.

Примечание. Анализируя просмотренный урок, оценить умение педагога творчески сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы и методические приемы, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения занятий, учебные ситуации и возможности учащихся. В ходе анализа урока сделать выводы и дать конкретные рекомендации учителю.

Карточка №8. Использование практических методов обучения двигательным действиям.

Задачи наблюдений: определить знание учителем методов практического обучения двигательным действиям, а также умение целесообразно подбирать и эффективно использовать их в учебном процессе.

Содержание анализа.

  1. Варианты расчлененного (по частям) разучивания двигательных действий: раздельное разучивание составных частей движения с последующим объединением их в единое целое; последовательное «поточное» разучивание элементов гимнастической комбинации, связывая очередной элемент с предыдущим и др. Целесообразность избранного расчленения, соблюдения меры в изолированной работе над составными частями, своевременность перехода к целостному выполнению разучиваемого; внимание к организации процесса запоминания учащимися элементов и связей между ними. Подводящие упражнения, используемые для облегчения усвоения целостного двигательного акта. Закрепление усвоенного, доведение его до непринужденного, выразительного исполнения.
  2. Вариант  целостного разучивания двигательных действий: первоначальное разучивание в упрощенной форме; разучивание в облегченных условиях; целостное разучивание в основном варианте и др. Целесообразность избранного варианта, наличие необходимых предпосылок для полноценного обучения (достаточная физическая, координационная и психологическая подготовленность учащихся), невозможность расчленения двигательного действия на части; простота двигательного действия, особенно при хорошей подготовке учеников.
  3. Умение акцентировать внимание учащихся на основе (основном механизме) техники движений, затем – на более существенных деталях и, наконец, на всех деталях (с учетом индивидуальных возможностей учащихся); умение своевременно обнаружить и исправить допускаемые учащимися общие и индивидуальные ошибки, переключать их от выполнения упрощенных форм действий в облегченных условиях к углубленному разучиванию в типичных ситуациях, совершенствование в технике и закрепление навыка в усложненных, изменяющихся условиях.
  4. Умение в ходе обучения рассчитать первоначальные нагрузки и постепенно увеличивать их с целью совершенствования действий, обеспечения развития интеллектуальных, двигательных и волевых качеств. Результативность обучения.

Примечание. Следует охарактеризовать и оценить целесообразность выбора той или иной методики обучения двигательным действиям на уроке. Дать советы, высказать рекомендации по устранению выявленных недостатков с целью улучшения качества учебно-воспитательного процесса.

         Проследить, как учитель использовал игры и соревнования в условиях усложнения двигательной деятельности. Примененные учителем игры, игровые и соревновательные упражнения; их соответствие программным требованиям, уровню подготовленности детей, условиям занятий, логике учебного процесса. Разработанность конкретных воспитательно-образовательных и гигиенических задач при выполнении игровых и соревновательных упражнений (обучение самостоятельному применению приобретенных умений и навыков в усложненных условиях, совершенствование в технических и тактических действиях, воспитание в игре моральных и волевых качеств стимулирование процесса физического развития и т.д.). Умение учителя сконцентрировать внимание занимающихся на качестве действий и поступков, добиваться своевременного понимания и исправления недочетов и ошибок, корректировать эмоциональные проявления.

        Качество судейства игры, соревнования; его влияние на поведение занимающихся, умение определить результаты и оценить достижения, а также недостатки в коллективных и индивидуальных действиях участников игры, соревнования; способность учащихся наметить задачи дальнейшего совершенствования в данном виде игровой и соревновательной деятельности.

         Как сочетались на уроке основные принципы обучения, к примеру сознательность и активность. Сознательность в обучении связана прежде всего с пониманием цели учения, понимания того, для чего нужен изучаемый материал. Сознательное усвоение задания, осмысленное формирование двигательных умений и навыков невозможно без активности занимающихся.

Карточка №9. Обеспечение сознательности и активности занимающихся.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить умение учителя использовать данные принципы и добиваться положительных практических результатов в условиях урока. Определить соответствие (или несоответствие) использованных принципов задачам урока и содержания обучения.

Содержание анализа.

  1. Привлечение внимания учащихся к определению, разъяснению и конкретизации цели занятий. Сообщение о задачах урока, назначение новых упражнений, техника и тактика их выполнения.
  2. Средства формирования осмысленного отношения к изучаемому материалу, выбор времени включения их в урок (в начале занятия, перед выполнением определенного упражнения, в период овладения им).
  3. Наличие четкой установки для передачи учащимся знаний и умений, а также стремлении приобщить занимающихся к поисковой деятельности, создавать в учебном процессе проблемные ситуации, добиваться от каждого самостоятельных творческих усилий, наличие определенного сочетания сознательности и активности как дидактических принципов, рождающих данное методическое направление, его воспитательно-образовательная ценность.
  4. Понимание учащимися (или отсутствие понимания) выполняемого упражнения, приема. Осознание ошибок в разучиваемых упражнениях и поиск путей их устранения. Умение занимающихся анализировать успехи и неудачи.
  5. Правильное (или неправильное) сочетание активности учителя и учащихся; активизация учебной деятельности учащихся, формирование самостоятельности и уверенности в себе.
  6. Средства мотивации познавательных умений, навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
  7. Достижения (или потери) учителя в развитии у школьников любознательности, наблюдательности, активности, инициативы, в воспитании у них познавательных способностей, самостоятельности и чувства ответственности за свои действия, поведение и прилежание в учебном труде.

Примечание. При характеристике и оценке способов и приемов обеспечения на уроке сознательности и активности занимающихся учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их двигательной подготовленности, длительность работы учителя с классом. Охарактеризовать используемые принципы, приемы и средства, дать рекомендации по устранению недостатков.

Карточка №10. Развитие двигательных качеств.

Задачи наблюдений: дать характеристику используемых на данном уроке средств и методов, оценить их эффективность для решения задач развития двигательных качеств.

Содержание анализа.

  1. Планирование учебного материала по развитию двигательных качеств в годовом плане-графике и конспекте анализируемого урока. Отбор материала; дозировка; распределение по частям урока.
  2. Подготовка необходимых методических пособий (карточек, рисунков) и учебного оборудования.
  3. Формирование у учащихся интереса к учебному материалу, постановка задач перед напряженной самостоятельной работой.
  4. Использованные средства (упражнения, комплексы, эстафеты, подвижные игры и т.д.) и их эффективность в решении задач урока.
  5. Применение методов (повторный, переменный, равномерный, соревновательный, круговой тренировки) при выполнении различных упражнений и достигнутые результаты.
  6. Дифференцированный подход к учащимся в развитии двигательных качеств (состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность и т.д.) Приемы дифференциации нагрузки.
  7. Знание учителем и учет критических зон развития основных двигательных качеств в работе с учащимися различных возрастных групп.
  8. Знание и учет в работе внешних признаков утомления (резкое покраснение или побледнение лица, потливость, учащение дыхания, появление некоординированных движений, покачивание, замедленное выполнение команд, жалобы на усталость, боль в ногах и сердце, одышка, тошнота).
  9. Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку и использование их в ходе урока.
  10. Задания для самостоятельных занятий учащихся в послеурочное время. Их оценивание. Выставление отметок в дневник, журнал.

Примечание. При подведении результатов наблюдений следует дать характеристику эффективности каждого из средств и методов, использованных на уроке, высказать советы и конкретные предложения по устранению отмеченных недостатков.

Карточка №11. Формирование основ знаний.

Задачи наблюдений: дать характеристику применяемых на уроке средств и методов, оценить их эффективность в решении поставленных задач, формирование основ знаний.

Содержание анализа.

  1. Материал раздела «Основы знаний» в годовом плане-графике и конспекте урока. Отбор материала для урока; уточнение его объема и перечня.
  2. Подготовка необходимых методических пособий-таблиц, рисунков, карточек, технических средств.
  3. В какой момент урока сообщались знания, учитывались ли при этом специфика изучаемого материала. Многократность обращений к изучаемым фактам. Понятиям на данном уроке, нескольких или серий уроков.
  4. Умение учителя экономно и логично преподносить учебный материал, отбирать факты, четко излагать основные понятия и ведущие идеи. Умение конкретизировать внимание учащихся на главном.
  5. Межпредметные связи. Использование знаний учащихся, полученных на уроке физики. Математики, природоведения, анатомии и физиологии человека, общей биологии, истории и обществоведения.
  6. Создание условий для формирования навыков и умений применять полученные знания в практической деятельности (правила составления комплекса упражнений для утренней зарядки; определение функциональной нагрузки по ЧСС; подготовка мест занятий; судейство игр и т.д.).
  7. Способы повышения познавательных возможностей учащихся. Проблемные ситуации, вопросы к учащимся.
  8. Проверка усвоения материала урока; глубина усвоения с учетом разного уровня возможностей учащихся. Формы проверки (беглый, выборочный, тотальный опрос; оценка фрагмента диафильма, карточки, посвященной соответствующей проблеме, например, расставить в нужном порядке упражнения, найти ошибку в правилах и др.).
  9. Сообщение учителем списка литературы для самостоятельного закрепления пройденного на уроке материала, углубления и расширения знаний.

Примечание. Собранные и обработанные данные должны отражать положительные стороны учебно-воспитательного процесса и рекомендации по устранению недостатков.

Карточка №12. Учет успеваемости учащихся.

Задачи наблюдений: характеризовать и оценить целесообразность и правильность организации и проведения учета успеваемости учащихся.

Содержание анализа.

  1. Учет степени усвоения заданий, выработки умений и навыков. Каковы формы учета (опрос по вызову, беседа в группе и др.) Анализ ошибок занимающихся, исправление их учителем, формы оценок (в балах, словами «хорошо», «плохо»), оценочные суждение.
  2. Контроль и учет овладения техникой изученных действий. Какое упражнение подверглось учету, форма проведения учета (вызов каждого отдельно, выполнение заданий в небольшой группе, выборочный просмотр занимающихся на фоне остальной группы). Поправки учителя, повторное выполнение упражнения, формы оценок (баллы, данные результатов и др.). Оценочные суждения.
  3. Учёт выполнения учебных нормативов, отражающих физическую и техническую подготовленность занимающихся. Укажите, какое упражнение подверглось учету (вызов каждого ученика отдельно, выполнение заданий в небольшой группе, выборочная проверка).
  4. Создание условий для качественного выполнения оцениваемого упражнения. В какой части урока проводилось контрольное выполнение (в конце – после большой общей нагрузки; в середине – после разминки; в начале урока – без спецподготовки). Включение спецупражнений, игровых заданий для снижения нервного и физического напряжения. Атмосфера взаимоотношения между учителем и учащимися во время контрольных упражнений.
  5. Комментированное оценивание: оценку получаем за то, чему учились на уроках, объясняется причина снижения отметки, дается разрешение на дополнительную попытку выполнить упражнение. Оценивание в соответствии с рекомендациями программы (учебные нормативы), выявленные отступления – завышение или снижение требований. Причины иного подхода к нормам оценивания. Оценивается фактическое выполнение упражнения или с учетом поведения, прилежания учащихся.
  6. Системность учета: текущий (за выполнение отдельных упражнений, заданий на дом, за устные ответы на вопросы учителя, за выполнение контрольных упражнений, нормативов); контрольный (учет усвоения знаний, овладение техникой изученных действий или выполнение учебных норм); сочетание текущего и контрольного учетов.
  7. Привлечение актива, всех учащихся к проведению учета успеваемости. Обучение учащихся оценивании.
  8. Учет поведения занимающихся, активности, трудолюбия, прилежания.

Примечание. При подведении результатов наблюдения следует дать характеристику эффективности каждого вида и формы учета успеваемости на уроке, высказать советы и предложения по устранению замеченных недостатков.

Карточка №13. Формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.

Задачи наблюдений: оценить умение учителя планировать и использовать на уроке средства и методы формирования у учащихся интереса к занятиям физическими упражнениями.

Содержание анализа.

  1. Планирование развития устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Использование непредвиденных обстоятельств для активизации внимания учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  2. Методы и приемы формирования интереса к занятиям физическими упражнениями.
  3. Средства, формирующие интерес к занятиям физической культурой (подвижные игры, имитационные упражнения, соревнования, подборка материалов о спорте, спортсменах).
  4. Условия, обеспечивающие формирование интереса к урокам физической культуры (музыкальное сопровождение, эстетическое оформление мест занятий, предметные ориентиры, индивидуализация обучения и воспитания, разнообразные формы самостоятельно работы, помощь ученику в преодолении трудностей, обеспечение успеха в учении и др.).
  5. Мотивация творческого отношения к занятиям физическими упражнениями (объяснение значения выполняемых упражнений для улучшения здоровья, физического развития, достижения высокого уровня двигательной подготовленности и личных количественных показателей, подготовки к будущей профессии, предстоящей военной службе).
  6. Нравственно-психологический климат урока. Радость общения, чувство бодрости, жизнерадостности. Общий можорный тон, заданный учителем; опора на положительное, вера педагога в каждого из учащихся. Нешаблонное проведение урока, использование методических приемов, которые позволяют проявить инициативу, творчество, активность, самостоятельность.
  7. Педагогическое мастерство учителя – непременное условие заинтересованного отношения учащихся к урокам. Понимание педагогом психологических особенностей школьников разного возраста, умение учитывать их запросы и формировать жизненные потребности. Является ли учитель образцом, примером, достойным подражания. Его моральный облик, общая и педагогическая культура.

Примечание. Следует проаналировать эффективность использованных средств, методов и приемов формирования интереса к занятиям физическими упражнениями в соответствии с возрастом , конкретными задачами и возможностями занимающихся. Дать рекомендации по устранению недостатков, реализации неиспользованных возможностей.

Карточка №14. Воспитание трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению.

Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить средства и методы воспитания трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению.

Содержание анализа.

  1. Отражение задач воспитания трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению в годовом плане-графике и конспекте урока и конспекте урока.
  2. Отношение учащихся к заданиям учителя, качество выполнения физических упражнений (выполняются все задания; задания выполняются качественно и в полном объеме; класс работает в заданном темпе весь урок и т.д.)
  3. Формирование волевых качеств (урок на открытом воздухе в любых погодных условиях; работа на полосе препятствий; организация игровых ситуаций и соревнований; усложнение игр и заданий специальными правилами).
  4. Обеспечение условий для качественного решения задач урока (максимальная занятость учащихся на уроке; высокая моторная плотность занятий; дифференцированные и индивидуальные задания).
  5. Формирование умения трудиться на уроке в заданном темпе и на заданное время, начинать и заканчивать упражнения строго по команде учителя, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Формирование навыков судейства и руководства группой товарищей.
  6. Участие занимающихся в подготовке мест занятий, инвентаря (быстро, слаженно, организованно); целесообразное распределение обязанностей, нахождение верного пути и способа расстановки и уборке оборудования, экономия сил и времени, дифференцированный подход и т.д.
  7. Подготовка учащихся к определенным видам профессий. Включение в урок специальных упражнений ППФП для формирования навыков, развития двигательных качеств, соответствующих трудовой деятельности, использование наиболее полезных и значимых с учетом профессионального самоопределения учащихся физических упражнений для самостоятельных занятий в качестве домашних заданий

Примечание. Собранные данные (положительные и недостатки) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выводы и разработать конкретные рекомендации и предложения.

                

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...

Рекомендации к анализу урока физической культуры коллегой-предметником.

Все учителя и преподаватели, работающие в учебных заведениях, особенно в школах посещают уроки своих коллег с целью обмена опытом, знакомства со стилем работы с учащимися другим учителем, с целью полу...

Схема анализа урока физической культуры

С помощью этой схемы можно коректно оценить урок....

Анализ урока физической культуры

Анализ урока  физической культуры по ФГОС (шаблон)...

Анализ урока физической культуры по ФГОС.

Применение методов и методических приёмов: разнообразие методов и методических приёмов, используемых в уроке; правильность выбора и применение методов и методических приёмов в уроке в целом и при обуч...

Карточка «Самостоятельная работа на уроке физической культуры»

Карточка  «Самостоятельная работа на уроке физической культуры». Тема: «Круговая тренировка по баскетболу»....

анализ урока физической культуры

анализ урока физической культуры...