"Стремление к цели"
методическая разработка по физкультуре по теме

куницын константин игоревич

Методические рекомендации о способах активизации учащихся в процессе определения целей и задач урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stremlenie_k_tseli.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы вызвать активное стремление к цели.

     Успех в организации учебной деятельности школьников во многом зависит от осознания ими ясной цели урока и вытекающих из неё задач, которые им необходимо поставить перед собой. Это известно каждому учителю. Но далеко не все дети легко справляются с возникающими здесь трудностями. В чём же они?

     Прежде всего, в различении целей и задач урока. Частные, конкретные задачи (иногда их называют заданиями) должны подводить школьников к намеченной цели. Конечно же, и цели и задачи должны быть ясными, чёткими и понятными для ребят, но пожалуй, наибольшая сложность и трудность состоят в том, чтобы сама постановка цели вызвала у детей активное стремление к её достижению. А для этого она должна быть привлекательной для них. Привлекательность же – понятие неоднозначное. Больше всего она зависит от возрастных особенностей учеников. Что увлекает младших, то может совсем не интересовать подростков, а тем более старшеклассников. Опытный учитель не только знает, но и учитывает разнообразие интересов и потребностей школьников. При прохождении программного материала (в зависимости от его содержания и интереса детей) педагог подводит ребят к самостоятельной постановке таких задач, которые стимулируют их к активной деятельности. Тщательно продумывая этот процесс, умело направляя детей, учитель тем самым исключает такие случаи, когда ученики спрашивают: « А что мы сегодня будем делать на уроке?»

   Общая образовательная цель физической культуры – научить школьников управлять собственными двигательными действиями, умело использовать их в сложных жизненных ситуациях. Доступна ли эта цель пониманию каждого класса начиная с 1-го. Нет, не доступна. И это естественно – в силу возрастных особенностей учащихся. Только в  старших классах ученики могут осознать в полной мере её жизненную важность и необходимость. И то, если их постепенно подводить к ее пониманию, решая на пути к ней множество частных, конкретных задач. Причём в разных классах, на разных этапах обучения акцентируются преимущественно те задачи, которые наиболее отвечают возрастным особенностям детей их интересам, склонностям и.т.п. Одновременно решаются и такие важные для всех этапов обучения задачи, реализация которых способствует достижению общей цели учебной деятельности на уроках физической культуры. Одна из таких задач – уметь применять с пользой разученные двигательные действия.

    Учащиеся, конкретизируя совместно с педагогом, задачи урока, всегда должны чётко понимать значение разучиваемого двигательного действия, необходимость и важность его освоения. Причём любого действия, пусть даже не столь распространённого, как бег, прыжки и метания. Вот, в частности пример: обычно очень сложно добиться от учащихся понимания практического значения кувырка вперёд, не говоря уже о кувырке вперёд с шага. А между тем это действие отлично готовит к мягкому, безопасному падению. Практическое применение кувырка можно наблюдать в игре футболистов. А так, как эта очень распространённая  игра, ребята, особенно мальчики, осознав практическое применение этого элемента, начинают старательно его осваивать, а глядя на них «загораются» и все остальные учащиеся класса.  Теперь, на вопрос, чем вы занимались на уроке, дети не ответили бы – кувыркались. Они бы сказали примерно так: учились падать.

    Ещё один пример – обучение игре в баскетбол. Здесь важно подчеркнуть, что изучая эту игру человек учиться: ориентироваться в сложных игровых моментах,  принимать мгновенные решения в постоянно меняющейся ситуации, развивать глазомер, скорость, реакцию, точность движений при передачах и бросках мяча и.т.д. Ставя пред собой такие задачи, ребята предупредят возможные возражения некоторых учеников: «А я не хочу играть в баскетбол, не люблю». Ведь для таких школьников станет очевидным, что баскетбол лишь увлекательное средство решения серьёзных, жизненно важных задач.

     Чтобы активизировать деятельность подростков на уроке, можно использовать и соревновательный способ выполнения задачи. Дело в том, что психологи установили: подростков привлекает всё, связанное с утверждением их личности, в том числе и высокие  личные достижения в спорте. Как правило, их оставляет равнодушными цель овладения техникой движения. Поэтому, прежде чем подойти к цели освоения  техники, скажем прыжка в высоту, ребята должны поставить перед собой другую, интересную и привлекательную для них задачу – достичь заметного сдвига в личном результате. Это как-то особенно стимулирует школьников, помогает успешно выполнить ряд задач, связанных с овладением техникой и развитием двигательных качеств. Можно обратить внимание класса на то, что Иванов, например, не может преодолеть планку на установленной высоте из-за неумелого отталкивания, а Петров – из-за неправильного разбега и.т.д. Тут же совместно подбирается соответствующий комплекс упражнений помогающий исправить эти недостатки. Тогда всё воспринимается совсем иначе: овладение техникой приобретает личностный смысл. Такой метод позволяет в наибольшей степени активизировать учебную деятельность детей.

      Этот метод можно применять и при обучении технике многих других двигательных действий. Сначала должна быть совместно поставлена задача: выявить лучший результат в беге (прыжках, метаниях и т.д.) на данном этапе прохождения программного материала в классе. Намеченные задачи выполняются соревновательным способом: определяются сильнейшие бегуны, метатели и т.д. Это побуждает и всех других детей стремиться к достижению высоких результатов. Ученики как раз и ставят перед собой задачи личного характера: улучшить показатели, овладеть техникой, совершенствовать ее элементы.

      В средних и особенно в старших классах, личностный смысл приобретают и задачи развития отдельных двигательных качеств. Ведь многие подростки и юноши мечтают стать сильными, выносливыми, крепкими, а девушки – стройными, изящными, грациозными, легкими и пластичными в движениях.

     Всё вышесказанное  свидетельствует о том, что правильно поставленные детьми, совместно с учителем цели и задачи урока физической культуры позволяют сделать его максимально привлекательным, а процесс овладения двигательными умениями и навыками превратить в осознанную необходимость  и увлекательное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в 7 классе «Воспитание подростка: как сформировать стремление к здоровому образу жизни»

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми. Секрет этой гармонии ...

Программа спортивно-патриотического объединения «Стремление»

Настоящая программа дополнительного образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Данная программа ...

Презентация "Стремление учителя к профессиональному росту - требование современной школы.

Презентация "Стремление учителя к профессиональному росту - требование современной школы"...

Эссе "Стремление к цели"

Творческая работа ученицы 11 класса о новой  России...

Психологическое консультирование "Что делать, если у подростка нет цели и стремлений?"

Цикл консультаций для родителей по вопросам взаимодействия с подростками....