Дифференцированный подход к оценке знаний, умений и навыков, с учётом индивидуальных особенностей школьников
по физкультуре на тему

Предлагаю систему оценки теоретических знаний, двигательных умений, физических качеств учащихся с учётом их  физических способностей, индивидуальных особенностей.  В соответствии  с положением о введении «Технологии безотметочного обучения учащихся I ступени образования» в школе проводится апробация этой системы по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Министерство образования Российской Федерации в целях реализации Концепции модернизации российского образования, осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся предлагает изменить систему оценивания на уроках физической культуры, учитывая природные задатки и индивидуальные способности обучающихся, оценивать возможности их личных достижений в сфере физической культуры.

Современная реформа системы образования предполагает в настоящее время: обновление содержания образования и внедрение  новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности,  укрепляющие, сберегающие её здоровье. Оценивать теоретические знания, двигательные умения и физические качества необходимо, учитывая, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

 В соответствии  с положением о введении «Технологии безотметочного обучения учащихся I ступени образования» в школе проводится апробация этой системы по совершенствованию структуры и содержания начального общего образования.

Предлагаю систему оценки теоретических знаний, двигательных умений, физических качеств учащихся с учётом их  физических способностей, индивидуальных особенностей. В учебном процессе  ориентируюсь на конкретный результат, чтобы к моменту контроля ученики, как на предшествующих уроках, так и в системе домашних заданий и дополнительных занятий, готовились выполнить соответствующие их возрастным и индивидуальным качествам контрольные нормативы, тесты-упражнения, по освоению учебной программы по  различным видам спорта.

Результаты обрабатываются по специальной таблице возрастных оценочных нормативов, что определяет динамику роста или снижение показателей физических качеств учащихся и даёт возможность оценить в итоге уровень физической подготовленности данного ученика.

В каждой четверти имеется блок необходимых для освоения программы контрольных упражнений и тестов-упражнений, которые оцениваются как  на практических занятиях по видам спорта школьной программы, так и теоретические знания: высокий, средний, низкий уровень физической подготовленности учащихся. 

Оценивая достижения ученика важно учитывать исходный уровень его физических качеств, что само по себе свидетельствует о его физических способностях, подготовке, ориентирует на индивидуальные темпы продвижения (пророст) в развитии конкретных физических качеств и улучшении контрольных нормативов, что даёт проследить динамику развития физической подготовленности учащихся в процессе обучения.

Применяю в учебном процессе при освоении учебного материала по видам спорта личностно-ориентированное обучение: 

  • Цель обучения – физическое развитие личности;
  • Принцип – индивидуального подхода в процессе усвоения учебного материала;
  • Форма индивидуализации – дифференцированный подход к оценке знаний, умений и навыков с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
  • Средства обучения – задания, которые соответствуют уровню индивидуального развития и возрастным особенностям.

Оценивание учащихся провожу блоками по видам спорта при освоении  учебной программы: лёгкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, гимнастика, ориентируясь на итоговый результат с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

В процессе обучения, учитываю по поведению учащихся в коллективе, тип их темперамента, т.к. это характеризует активность, подвижность учащихся при освоении учебной программы  на уроках физической культуры. Учитывая  темперамент учащихся, даю индивидуальные задания, регулирую дозировку физической нагрузки.

Типы темпераментов высшей нервной деятельности:

  • Меланхолик – слабый тип;
  • Холерик – сильный неуравновешенный;
  • Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • Флегматик – сильный уравновешенный, с малой подвижностью.

Учитывая природные данные каждого учащегося, его телосложение учитель определяет для себя задачи для индивидуальной деятельности в учебном процессе.
Всех учащиеся можно определить
по  типу телосложения:

атлет – физически, гармонично развитые учащиеся;

аскет – высокий, с длинными конечностями;

пикник – маленький с короткими конечностями, расположен к полноте.

По итогам ежегодного традиционного медицинского осмотра многие учащиеся имеют хронические заболевания, приходиться дифференцировать физические нагрузки при выполнении технических элементов программного материала, учитывать состояние здоровья учащихся, дифференцированно подходить  к физическим нагрузкам.

Критерии в оценивании знаний, умений и навыков учащихся I ступени образования:

  • распределение учащихся по группам с учётом физических способностей, индивидуальным особенностям;
  •  - освоение учебной программы с выполнением контрольных тестов по развитию основных физических качеств;
  •  - оценка физической подготовленности учащихся;
  • динамика личностного развития школьника. 

На протяжении многих лет оцениваю учащихся по уровню физического развития: низкий, средний и высокий, на основании сдачи контрольных нормативов и тестов-упражнений определяющих физические качества учащихся, утверждённых Министерством просвещения, и в итоге по их физической подготовленности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В процессе освоения учебного материала по предмету, отслеживаю результаты по каждому контрольному нормативу, тесту-упражнению, индивидуально работаю над физическим качеством дополнительно, с тем учеником, который не справился с учебным нормативом или тестом-упражнением.                  

Для объективного оценивания апробирую, разработанную систему индикаторов качества усвоения учебного материала по физической культуре.

Высокий  - ученик результативно, уверенно, правильно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.

Средний - ученик технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность и интерес, но допускает не более двух мелких ошибок, ведущих к неточному выполнению деталей техники. Самоконтроль и самооценка непостоянны (эпизодически проявляются). Может придумать и выполнить несложные физические упражнения, комбинации. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.

Низкий - ученик выполняет упражнение  с одной грубой ошибкой,

ведущей к искажению основы техники, или тремя мелкими – приведшими к неточному выполнению деталей техники. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. Снижен интерес к физическим упражнениям.

В ходе эксперимента разработана технология развития физических качеств школьников.

Технология развития физических качеств:

Контрольные тесты-упражнения по основным физическим качествам:

Скоростно-силовые – прыжок в длину с места;

Сила:

- мышц брюшного пресса – поднимание тела из                                                                                      положения лёжа;

Выносливость – бег 1000 м;

Гибкость – наклон вперёд из положения сидя;

Мониторинг личностного физического развития учащихся:

  • Оценочный лист класса уровня физической подготовленности учащихся при освоении учебной программы по видам спорта;
  • Результаты контрольных тестов-упражнений;
  • Сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года;
  • Динамика развития физических качеств учащихся.
  • Динамика развития личности.  

Результаты уровня физической подготовленности класса

I ступени образования

 Индикатором развития физического качества на данный момент, критерием оценивания учащихся является показанный им результат контрольных тестов-упражнений по основным физическим качествам. Для сравнения,  анализа, динамики физического развития школьников суммирую результаты  физических качеств на начало и конец учебного года, что определяет физическую подготовленность учащихся.   

    Отжимание  (раз)                                            Прыжки в длину (см)

                                                                                                           

Поднимание туловища   (раз)                                      Удержание тела (вис)   (сек)

Наклон тела     (раз)                                                 Бег 1000 м    (сек.)

Сравнительный анализ физических качеств учащихся I ступени образования  показывает на стабильную, положительную динамику развития физических качеств, соответствующих возрастным особенностям учащихся.      

Диаграммы  наглядно демонстрируют значительное улучшение результатов сдачи контрольных тестов-упражнений.

Результат свидетельствует, что в течение учебного года возросла эффективность учебного процесса на уроках физической культуры, дополнительных и самостоятельных занятиях учащихся.

Обеспечиваю каждому ученику одинаковый доступ к занятиям физической культурой, отрабатываю технику выполнения физических упражнений, провожу пропаганду здорового образа жизни, прививаю интерес учащихся к регулярным занятиям физической культурой  и спортом, используя разноуровневый по сложности и субъективной трудности для каждого учащегося усвоения учебного материала программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

Оценка сочинений и изложений Оценка диктанта. Оценка устных ответов учащихся...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике...

Нормы оценок знаний, умений и навыков учащихся пол русскому языку

Оценки устных ответов учащихся, нормы оценок диктантов, сочинений и изложений...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка устных ответов учащихся Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логичес...

Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

Данный материал освещает контрольно-оценочную деятельность учителя, соблюдая принципы гласности и открытости....

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературе

Нормы оценки знаний умений и навыков учащихся по литературеОценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ...

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность ...