Основные закономерности развития детей
статья по физкультуре по теме
Данная научно-методическая работа по своему содержанию и направленности ориентирована на формирование движенмия , развития двигательных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizra_-rabota_kucherya.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно- методическая работа
Основные закономерности развития детей
Автор: Кучеря Елена Николаевна
1.1. Развитие двигательных способностей детей.
Развитие двигательных способностей является составной частью индивидуального развития человека. Известно, что жизнь человека, её отдельные этапы ограничены во времени. Индивидуальное развитие с момента оплодотворения яйцеклетки, то есть образования зиготы, и до смерти организма представляет собой непрерывный процесс, входе которого организм претерпевает ряд закономерных морфологических (структурных), биохимических и функциональных изменений.
В науке об индивидуальном развитии ведущими понятиями являются рост и развитие. Под ростом понимаются количественные изменения активной массы тела (длины тела, веса и т.д.); под развитием – процесс качественных преобразований, которые подготавливаются количественными изменениями, например, усложнением строения организма и систем, изменением механизмов регуляции функции.
Важной частью индивидуального развития является физическое развитие и, как следствие, процесс биологического преобразования клеток, тканей, отдельных органов, систем и органов в целом. Роль движений, физических упражнений в раз витии организма огромна. Сложившаяся в ходе эволюции прямая и обратная зависимость между двигательными и вегетативными функциями обеспечивает естественную стимуляцию процессов роста и развития, ограничение объёма и интенсивности движения существенно снимает функциональную активность всех систем организма, растаивает взаимосвязь органов, затормаживает процесс роста и развития.
Индивидуальное развитие человека характеризуется рядом закономерностей:
Рост и развитие запрограммированы генетически, но явление наследственности (генотипа) определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы существенно зависит от влияния внешней среды. Нельзя представить себе развитие организма, рассматривая генотип и среду, где он обитает, отдельно друг от друга.
Влияние генетических и средовых факторов на развитие человека в различные возрастные периоды неодинаково. Наиболее выражено влияние средовых факторов в первые годы жизни и в подростковом возрасте (пубертатный период развития) к сожалению, «то, осуществляется дифференцированное управление процессами развития, остаётся загадкой. То же относится к вопросу о том, как факторы среды включаются в специфику развития и каков диапазонов их возможностей для его преобразования» (Н.П.Дубин, 1970).
Эффект явления этапов внешней среды на организм человека зависит, с одной стороны, от природы признака, свойства организма и, с другой – от силы средовых факторов (питание, климат, время года, солнечная реакция, тренировка). Например, дети растут, прибавляя в весе, как правило, летом и осенью. Есть признаки, свойства организма, которые жёстко регулируются генами, и разные условия среды не оказывают существенного влияния на их развитие. Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, чрезмерно сильные могут затормозить развитие. Наибольший эффект оказывают средние (оптимальные) воздействия.
Рост и развитие происходят только в одном направлении и состоят в последовательном и необратимом «прохождении» отдельных фаз (периодов) жизни. Затем интенсивность роста ослабевает и только в период полового созревания снова усиливается.
Индивидуальное развитие неравномерно. Так, у детей этапы быстрого увеличения размеров тела (длины и массы тела, продольных и поперечных размеров) сменяются этапами относительного замедления, периоды ускоренного развития чередуются с этапами медленного совершенствование функций.
Индивидуальное развитие происходит гетерохронно (неодновременно). Различные органы формируются в разное время, одни функциональные системы развиваются раньше, другие позднее. Так, морфологически головной и спинной мозг наиболее интенсивно растут в раннем детстве и к 10-12 годам достигают окончательных размеров. Формирование половых органов до 10-11 лет происходит относительно медленно, а в 11-12 лет быстро. Развитие нервно- мышечных механизмов управления движениями завершается к 13-14 годам, а формирование силы мышц на 3-5 лет позднее. Подобное неодновременное и избирательное созревание частей и структур органов является биологически целесообразным и обеспечивает формирование функциональных систем, необходимых на отдельных этапах развития организма человека.
Во время всей жизни человека непрерывно изменяется соотношение двух взаимосвязанных процессов – ассимиляции и диссимиляции. В период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции. Имеет место усиленный синтез белков и нуклеиновых кислот. Это сопровождается относительно большим, чем у взрослых, расходом энергии.
В процессе индивидуального развития изменяется характер, соотношение нервных и гуморальных влияний. Так, на ранних этапах развития преобладают механизмы симпатической регуляции. Это, например, проявляется в учащении сердечной деятельности, дыхания в условиях относительною покоя. С возрастом увеличивается влияние блуждающего нерва: замедляется частота сердечных сокращений, частота дыхания, снимается интенсивность обмена веществ.
Человек – биосоциальное существо. Его развитие происходит, с одной стороны, по биологическим законам, а с другой – по законам общества, в котором он живёт.
Для формирования человека как личности исключительное значение имеют социальные и экономические условия жизни: воспитание, обучение и гигиенические условия, трудовая деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом
1.2. Возрастная периодизация.
Развитие организма происходит непрерывно, и границы возрастных периодов условны. Поэтому трудно точно определить окончание одного и начало другого этапа развития. Кто же каждый организм имеет свой «почерк» развития.
Для более полной характеристики особенностей индивидуального развития помимо календарного (паспортного) возраста учитываю так называемый биологический возраст. Это объясняется тем, один организм может развиваться быстрее, а другой медленнее. Поэтому сроки отдельных этапов развития у разных людей неодинаковы. Под биологическим возрастом понимают выраженность (зрелость) признаков, характеризующих физическое и половое развитие, умственную и физическую работоспособность, функциональные возможности организма. Нередко календарный возраст не совпадает с биологическим: человек биологически может быть старше или моложе, чем это значится по паспорту. Например, биологический возраст подростков с низкими показателями физического развития может отставать от календарного на 1-2 года, а у подростков с высоким физическим развитием опережать на 1-2 года. Следовательно, разница между календарным и биологическим возрастом может достигать 3-4 года. Поэтому при оценке двигательных способностей необходимо учитывать не только паспортный, но и биологический возраст.
Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т.д.),срокам окостенения скелета («костный возраст»), времени прорезывания и смены зубов у детей, развитию первичных и вторичных половых признаков, началу менструации у девушек и т.д. Наиболее простым и доступным способом определения биологического возраста являются оценка развития первичных и вторичных половых признаков и сроки появления месячных у девочек.
2.1. Двигательный аппарат.
По мере развития детей происходит процесс окостенения скелета, то есть замена хрящевой ткани костной. Окостенение различных частей скелета происходит в разные сроки. Например, окостенение ключицы, лопатки заканчивается в 20 лет, запястья- в 10- 13 лет, фаланг пальцев рук - в 9- 11 лет. Полное окостенение скелета завершается к 20- 24 годам. У лиц женского пола этот процесс происходит на 1-2 года раньше, чем у субъектов мужского пола. Так как сроки формирования отдельных костей относительно постоянны и тесно связаны с определёнными возрастными этапами развития, «костный возраст» используют для определения истинного биологического возраста детей.
Развитие костной ткани в значительной степени зависит от увеличения мышечной ткани. За весь период роста человека мышечная масса увеличивается в 30 – 35 раз. Как и костная ткань, мышцы развиваются не равномерно. Так, поперечник двуглавой мышцы плеча и четырёхглавого разгибателя голени к 6 годам увеличивается в 5 раз, а к 17 годам – в 8 раз. Высокие темпы роста характерны для мышц ног, меньшие — для мышц рук. Темпы роста мышц-разгибателей опережают развитие мышц-сгибателей. У подростков 12—14 лет большинство мышц имеют все виды соединительнотканных структур, но они менее выражены, чем в мышцах взрослых.
С возрастом изменяется возбудимость и функциональная подвижность (лабильность) мышц. Мышечная ткань приобретает способность воспроизводить более высокий ритм раздражений. К14— 15 годам функциональная подвижность достигает данных взрослых.
По мере развития совершенствуется двигательная сенсорная система, посредством которой оценивается величина усилия, скорость и пространственная точность движений. Например, при выполнении таких движений, как ходьба, прыжки подростки 13—14 лет анализируют пространственные характеристики движений не хуже, чем взрослые. Это свидетельствует о достижении высокого уровня координационных способностей к этому возрастному периоду.
2.2. Формирование движений.
Освоение новых движений происходит с первых дней жизни человека. На основе безусловных рефлексов во взаимодействии с внешней средой формируются такие естественные локомоции, как ходьба, бег, прыжки. Так, по мере развития происходит стабилизация ходьбы: увеличивается длина шага, уменьшается темп движений и колебание тела. Совершенствование двигательного навыка в беге происходит благодаря удлинению фазы полета и уменьшению длительности опоры. От 3 до 10 лет время полета увеличивается более чем в 2 раза. Наибольший темп скоростного бега (частота беговых шагов) отмечается у школьников 10 лет, а у юных спортсменов—в 12—13 лет. Затем происходит снижение темпа движений. Наименьшая частота беговых шагов (4,02 шага в с) зафиксирована у 16-летних юношей.
Изменение длины шага и темпа позволяет увеличить с возрастом максимальную скорость бега. Так, максимальная скорость бега у девочек 10— 11летсоставляет 5,37м/с, ав 17—18 лет —8,08 м/с. Причем, меньше снижается скорость в конце бега на короткие дистанции, что свидетельствует о повышении скоростной выносливости.
Прыжок как сложный двигательный навык, требующий значительной силы и быстроты, возникает лишь на третьем году жизни. Ему предшествуют движения типа перешагивания, для которых характерна перекрестно-реципрокная координация. Прыжок посредством одновременного разгибания обеих ног связан с торможением этой координации.
С возрастом увеличение результата в прыжках обеспечивается благодаря повышению мышечной координации, развитию силы мышц, быстроты. Подобный прирост не является равномерным. Наибольший прирост дальности прыжка отмечается у мальчиков до 13 лет, а у девочек—до 12—13 лет. В последующие годы (до 17—18лет) он замедляется. У юных спортсменов наиболее интенсивный прирост отмечен от 13—14летдо 15— 16лет (табл. 1).
Возрастные изменения результативности прыжков отражаются в кинематико- динамических характеристиках отталкивания. У детей от 11 до 18 лет повышается скорость при постановке ноги на планку, уменьшается длительность опоры, увеличивается усилие в фазе амортизации. Наибольшие изменения наблюдаются в период от 13—14 лет (табл. 2).
Метание так же, как и прыжок, требует определенной силы мышц и способности управлять своими движениями. Поэтому навыки метания, приемам ловли небольших предметов, мячей, мешочков формируются на втором-третьем году жизни. Так, на втором году жизни удается бросить небольшой мячик на 40—50 см, а к трем годам дальность броска доходит до 100—120 см. В последующие годы прирост дальности броска происходит неравномерно: наибольший отмечен у мальчиков в 11 и 13—14 лет, а у девочек—в 14лет.
Результаты прыжка вверх, в длину, тройным с места у юных спортсменок.
(В.П. Филин с соавт, 1968)
Возрастная группа (лет) | Прыжок (см) | ||
вверх с места | в длину с места | тройной с места | |
11-12 | 45,13 | 183,93 | 550,8 |
13-14 | 45,09 | 189,16 | 590,7 |
15-16 | 50,86 | 229,63 | 711,2 |
17-18 | 52,56 | 239,36 | 745,0 |
Кинематико- динамические параметры отталкивания у юных спортсменок (ВЛ. Филин с сонет, 1968)
Возраст (лет) | Временные характеристики | Динамические характеристики | |
Скорость в момент постановки ноги на планку, м/с | Длительность опоры, м/с | Вертикальное усилие в фазе амортизации (кг) | |
11-12 13-14 15-16 17-18 | 8,05 8,22 8,63 8,79 | 152,0 140,2 136,2 132,0 | 53,2 66,8 1 10,2 124,5 | |
2.3. Формирование двигательных навыков.
Двигательные способности проявляются в формировании двигательных навыков. Этот процесс связывают с важным свойством нервной с; темы — пластичностью, которая обеспечивает высокую способность к обучению, освоению новых движений. Считают, что данное свойство в значительной мере передаётся по наследству.
Способность к освоению новых движений носит, как правило, избирательный характер. Она проявляется в наибольшей степени в отношении определенных двигательных координации. Поэтому важно определить «специфическую тренируемость в отношении определенных двигательных координации» (Н.В. Зимкин, 1986).
Процесс освоения новых движений — результат сложной деятельности центральной нервной системы по механизму образования нервных связей. Новые двигательные рефлексы возникают на базе безусловных, врожденных двигательных рефлексов или ранее приобретенных условных рефлексов. Другими словами, формирование двигательных навыков происходит на основе ранее выработанных двигательных координации. Например, обучение прыжкам в воду или сложным комбинациям в гимнастике осуществляется на базе ранее освоенных менее сложных движений. Чтобы повысить эффективность обучения, нередко используют «подводящие» упражнения, в процессе которых формируются необходимые элементы сложных движений.
Существенная роль в формировании двигательных навыков принадлежит также системе так называемых обратных связей. Благодаря сенсорным системам (двигательной, зрительной, слуховой и др.) организм получает информацию (обратную) о работе мышц, эффективности выполнения движений (точности, направленности, амплитуде и т. д.). Совершенствование механизма обратной связи происходит в процессе обучения и зависит от средового фактора. Таким образом, успешность овладения новыми движениями зависит, с одной стороны, от генетических факторов, а с другой — от факторов среды (обучения, тренировки и т. д.). В результате дети разного возраста отличаются неодинаковыми способностями в освоении новых движений. Существуют возрастные периоды, в которых обучение двигательным навыкам происходит наиболее успешно. Например, обучение сложным движениям в гимнастике, фигурном катании, прыжках в воду, словом, в сложнокоординационных видах двигательной деятельности осуществляется наиболее эффективно в 8—13 лет. Поэтому, не случайно возрастное развитие двигательной сенсорной системы, обеспечивающей анализ силовых, скоростных, пространственных характеристик движения, к 13 годам, то есть до периода полового созревания, в основном завершается (В.С. Фарфель, 1975). Напротив, у ряда подростков 13—15 лет в период полового созревания в результате нейроэндокринных изменений наблюдаются временные ухудшения координации движений. Это связывают с перестройкой двигательного аппарата, неравномерным приростом массы и длины тела, силы разных групп мышц. В это время, например, высокие и быстро растущие подростки, а также дети, имеющие избыточный вес, медленнее овладевают новыми движениями.
Двигательные способности детей проявляются в скорости образования двигательных навыков, в способности обеспечивать так называемый перенос навыков, а также образовывать сразу «с места» новые движения (механизм экстраполяции). В этом отношении дети одинакового возраста отличаются друг от друга.
Обычно формирование двигательного навыка проходит несколько стадий (фаз): 1) иррадиации; 2) концентрации; 3) стабилизации (автоматизации) . У двигательно-одаренных детей формирование двигательного навыка как бы «свернуто», весь процесс программирования новых движений (создание системы центральных и периферических механизмов и т. д.) существенно сокращен. Процесс овладения даже сложнокоординационными движениями может проходить, минуя первую и даже вторую фазы. Используя механизм двигательной памяти, процесс совершенствования (шлифовки) движений и автоматизации их выполнения происходит «с ходу».
2.4. Развитие двигательных качеств
Развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости в процессе тренировки происходит не изолированно, а во взаимосвязи с формированием двигательных навыков. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. В процессе формирования двигательных навыков в зависимости от структур осваиваемых движений, режима работы мышц, энергетической направленности упражнений происходит избирательное развитие отдельных групп мышц, качественных особенностей двигательных способностей.
Развитие двигательных качеств у детей происходит неравномерно. Так, у девочек наибольший прирост скоростно-силовых качеств (прыжок) установлен в возрасте 10— 11 и 13—14 лет, у мальчиков — 10—11 и 14— 15 лет. В другие возрастные периоды прирост существенно меньше.
Двигательные качества формируются неодновременно (гетерохронно); наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости наблюдаются в разном возрасте. В результате в каждом возрастном периоде соотношение показателей развития отдельных двигательных качеств неодинаково. Различные темпы развития являются результатом сложного взаимодействия наследственных и средовых факторов, причем доля влияния их в разном возрасте неодинакова. Так, например, влияние генетической программы развития у детей с возрастом увеличивается, но в период полового созревания (11—14 лет) ослабевает, что связывают с нейроэндокринной перестройкой организма. Последнее понятно, так как генетический контроль осуществляется посредством нервных и гормональных механизмов.
Развитие двигательных качеств зависит также от функционального состояния ряда систем организма, «периферических» факторов: мышц, периферического кровообращения, запасов «местных» источников энергии. Так, выносливость в значительной степени определяется аэробными возможностями организма, деятельностью сердечно-сосудистой, дыхательной систем, тканевым обменом, наличием в мышцах медленных («выносливых») мышечных волокон.
2.4.1. Сила мышц. Сила скелетных мышц развивается в тесной связи с ростом костной и мышечной ткани, формированием суставно-связочного аппарата. Сила мышц зависит от периферических и центрально-нервных (координационных) механизмов. К числу первых относят длину и поперечник мышцы, ее композицию (соотношение быстрых и медленных мышечных волокон). К числу вторых — механизмы внутримышечной координации, эмоциональный фактор.
Важным периферическим механизмом является число и толщина мышечных волокон, определяющие поперечник мышцы. При прочих равных условиях, чем толще мышца, тем больше проявляемая ею мышечная сила. Под влиянием силовой тренировки (величина усилий при этом должна быть не менее 70—80% от максимального напряжения) увеличивается число и объем мышечных вол окон, то есть происходит так называемая рабочая гипертрофия мышц.
Сила мышц связана преимущественно с быстрыми мышечными волокнами, которые имеют большую площадь поперечного сечения и большее число сократительных элементов. Эти волокна хорошо приспособлены для быстрых и мощных усилий. Поэтому, чем больше в мышце быстрых мышечных волокон, тем она сильнее. Например, процент быстрых мышечных волокон в четырехглавой мышце бедра у тяжелоатлетов составлял 33,3 %, а у бегунов-стайеров лишь 4,5%. Соответственно у тяжелоатлетов почти в 2,5 раза больше площадь поперечного сечения быстрых мышечных волокон.
Под влиянием силовой тренировки соотношение медленных и быстрых волокон изменяется несущественно, что, по-видимому, свидетельствует о большом влиянии генетического фактора. При этом следует учесть, что при силовой тренировке преимущественно «усиливаются» быстрые мышечные волокна. Таким образом, более высокий процент быстрых мышечных волокон является важной потенциальной предпосылкой развития силы мышц.
Не умаляя значения «периферических» факторов, увеличение силы мышц, как правило, связывают преимущественно с координационными механизмами, то есть со способностью нервной системы управлять двигательным аппаратом, напряжением мышц. Обычно рассматривают два координационных механизма: внутримышечную и внемышечную координацию. Первый механизм (внутримышечный) связывают с влиянием трех основных факторов;
1. Сила мышц определяется числом вовлеченных в процесс сокращения двигательных нервных клеток (мотонейронов). Чем большее число нервных клеток приходит в активное состояние, тем выше напряжение мышц, тем большее усилие она способна развить.
2. Величина развиваемого усилия зависит также от частоты импульсации двигательных нервных клеток. Значительное напряжение мышц, большие усилия обусловлены, как правило, высокой (в определенных пределах) частотой нервных импульсов. Напротив, умеренные усилия являются следствием небольшой частоты импульсации.
3. Сила сокращения скелетных мышц зависит от порядка включения во времени различных двигательных нервных клеток. При кратковременных и мощных усилиях одновременно (синхронно) включаются различные мотонейроны, обеспечивая проявление значительной силы. Напротив, если мотонейроны работают с разной частотой и неодновременно (асинхронно), то развиваемое усилие невелико. Вероятность синхронизации нервных импульсов возрастает при высокой частоте импульсов и увеличении числа активированных мотонейронов.
Второй механизм (межмышечных) также определяется действием ряда факторов:
1. Сила мышц определяется рациональным, избирательным «выбором» для совместной деятельности «нужных» для данного усилия мышц и мышечных групп. Это выбор происходит под влиянием обучения, тренировки благодаря влиянию центральной нервной системы.
2. Степень мышечного напряжения зависит от торможения активности «ненужных» мышц-антагонистов в одних суставах и, напротив, от усиления ее у мышц антагонистов других суставах. Словом, необходимо сложное взаимодействие мышц-антагонистов в зависимости от структуры движений.
3. Осуществление усилия связано с одновременным и последовательным включением в работу многих мышц. Для этого необходима слаженная организация во времени большого числа мышечных сокращений. Это
также обеспечивается посредством межмышечной координации.
4. Результат усилия зависит от умения концентрировать мышечные сокращения (акцентировать работу отдельных мышц) в отдельные фазы двигательного навыка, от использования упругих свойств мышц.
Определенный вклад в реализацию силы мышц может внести эмоциональный фактор (использование игрового и соревновательного методов тренировки, музыки, положительного внушения, «боевой» установки ит.д.). Сообщаются данные о том, что посредством гипнотического внушения удавалось увеличить усилие у спортсменов на 30%, а у не спортсменов на 10%.
Увеличение мышечной массы и, в результате, силы мышц происходи также под влиянием гормонов высокоактивных продуктов желез внутренней секреции. Так, установлено существенное влияние андрогинных гор монов4. Считают, что они увеличивают синтез мышечных белков, что способствует росту мышечной ткани. Использование анаболиков в спортивно! практике отрицательно сказывается на здоровье: поражаются печень и почки, нарушается, угнетается функция половых желез.
Таким образом, сила скелетных мыши зависит от многих факторов. К сожалению, еще недостаточно изучен вклад отдельных факторов в увеличение силы мышц под влиянием тренировки, а также в процессе естественного развития детей.
У детей и взрослых (до 20—25 лет) с возрастом происходит естественное повышение как максимальной, так и относительной силы мышц (и 1 кг веса тела). Это результат увеличения мышечной массы, активизации сократительных структур мышцы, совершенствования нервной и гормональной регуляции. Большое значение механизмов регуляции в увеличении силы мышц доказывается тем, что в возрастном диапазоне от 4—5 до 20—30летвесмышечноймассывсреднемвозрастаетв7,5—8,5 раз, а максимальная сила разных мышечных групп—в 9— 14 раз. Другое наблюдение. Развитие мышечной массы, а с ней и силы мышц идет параллельно с увеличением продукции андрогенных гормонов. В возрасте 6—7 и после 12—1 3 лет образование гормонов усиливается. Именно в эти возрастные периоды наблюдается заметное утолщение мышечных волокон.
Силу мышц (при изометрическом напряжении) удается измерить уже в возрасте 4—5 лет.
Возрастное развитие силы мышц характеризуется рядом особенностей:
—увеличение силы отдельных мышц и разных групп мышц происходит непараллельно. Каждая мышца имеет «почерк» развития, различающийся по величине наибольшего прироста, темпами усиления, временем завершения (стабилизации) развития. В результате в каждом возрастном периоде формируется своеобразная топография силы, то есть соотносительные величины силы различных групп мышц;
—различия в развитии отдельных групп мышц определяют неодинаковый прирост силы мышц. Так, возрастном диапазоне от 4—5 до 20—30 лет максимальная сила мышц-разгибателей туловища, бедра увеличивается в 12—14раз, а сила мышц-сгибателей кисти, бедра, разгибателей шеи — в 3—4 раза;
— по сравнению с максимальной силой, относительная сила мышц (на ] кг веса) с возрастом изменяется меньше. Более того, относительная сила мышц у подростков 13—-15 лет приближается к данным взрослых. Это говорит о том, что подростки обладают относительно своего веса достаточной силой;
— сила мышц развивается неравномерно. Существуют возрастные периоды ускоренного и замедленного развития силы. Так, максимальная сила от 6—7 до 9—11 лет повышается относительно равномерно. Затем к 13 годам рост силы мышц увеличивается. Наибольший прирост максимальной силы большинства мышц имеет место в период с 13—14до 16— 17 лет. В последующем темп нарастания замедляется и стабилизируется. Это следует учитывать при оценке двигательных способностей и при формировании двигательных навыков;
—развитие силы отдельных групп мышц происходит гетерохонно (неодновременно). Так, сила более крупных мышц, по сравнению с относительно небольшими по размеру мышцами, достигает максимума в более поздние сроки. Например, мышцы-разгибатели туловища, бедра развиваются быстрее, а мьшцы-сгибатели голени медленнее. Неодинаковым является и темп относительного развития различных групп мышц. В одни возрастные периоды одна группа мышц характеризуется наибольшими изменениями силы, в другие периоды—другие группы мышц. Одна из причин более быстрого развития отдельных мышц состоит в том, что данные мышцы более активно участвуют в общих усилиях двигательного аппарата, а следовательно, больше тренируются;
— существуют возрастные различия в развитии силы мышц-сгибателей и разгибателей. Сила мышц-разгибателей нижних конечностей, как правило, увеличивается с возрастом больше, чем мышц-сгибателей. По отношению к верхней конечности проявляется другая зависимость. Сила отдельных мышц-сгибателей верхних конечностей равна или больше силы мышц-разгибателей. Например, сила сгибателей и разгибателей кисти, предплечья, плеча увеличивается, в основном, параллельно, а сила мышц-разгибателей туловища, бедра, голени существенно выше их антагонистов:
— у девочек по сравнению с мальчиками наблюдается меньший естественный прирост максимальной и относительной силы мышц. Девочки также характеризуются более равномерным ростом силы мышц;
— сила скелетных мышц зависит от индивидуальных темпов развития детей, биологического возраста. Чем выше биологический возраст, оцениваемый нами по темпам полового созревания, тем больше сила изучаемых групп мышц. Напротив, у подростков 12—16 лет, разного паспортного возраста, но одинаковых (гомогенных) по уровню полового созревания, наблюдаются примерно равные показатели мышечной силы (табл. 3). Поэтому, для нормативной оценки прогнозирования силы мышц необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст детей:
— у юных спортсменов максимальная и относительная сила разных групп мышц повышается по мере роста квалификации и возраста. Особенно усиливается сила тех групп мышц, которые корреллируют со спортивным результатом. (Считают, что под влиянием силовой тренировки увеличивается площадь, занимаемая быстрыми мышечными волокнами / быстрыми гликолитическими/). В зависимости от структуры основных движений, у юных спортсменов формируется своеобразная топография силы разных групп мышц. Спортивная тренировка не изменяет вскрытую ранее зависимость развития силы мышц от индивидуальных темпов полового созревания. Напротив, делает эту взаимосвязь более тесной: у юных спортсменов, опережающих по биологическим данным свой возраст, показатели максимальной и относительной силы были выше по сравнению с отстающими сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Путь развития России» как возможность понять исторические закономерности развития нашего государства
Данный урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития, и каковы механизмы её проявления. Решение п...
Основные закономерности химических реакций. Производство серной кислоты контактным способом
Диагностическая работа для обучающихся 9-х классов....
Методический доклад "Объективные и субъективные закономерности развития музыкального восприятия детей".
Одной из главных практических задач в данной области является нахождение наилучших для каждого типа нервной системы путей и методов воспитания и обучения детей. Знание признаков, характеризующих ...
Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.
Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....
Методическая разработка по теме "Основные понятия генетики. Основные закономерности наследственности"
Представляю план-конспект урока...
урок биологии 10 класс "Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития"
Презентация для ознакомления с темой...
Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"
Статья раскрывает ответы на вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....