Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.
статья по теме

Кучерова Юлия Викторовна

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Закономерности речевого развития детей

                              дошкольного возраста.

В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребёнка далеко ещё не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

Непременным условием для всестороннего развития ребёнка является его общение со взрослыми. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство  человеческого общения. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - это развитие и коррекция речи. Развитие речи включает в себя следующие направления: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование разговорной (диалогической) речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Первые осмысленные слова появляются в речи ребёнка обычно к концу первого года. Однако, во-первых, их недостаточно - всего около 10, во-вторых, малыш очень редко употребляет их по своей инициативе. Примерно в середине второго года жизни в развитии речи ребёнка происходит существенный сдвиг: он начинает активно использовать накопленный к этому времени словарь в целях обращения к взрослому. Появляются первые предложения, которые включают два слова; три и четыре слова появляются позже, к двум годам. К полутора годам ребёнок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается - до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими, и приведённые данные, конечно, приблизительны. Но главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые малыш использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму. С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком - овладение грамматическим строем речи. Усвоение грамматики происходит очень интенсивно, и основные грамматические конструкции ребёнок усваивает к трём - трём с половиной годам. К этому времени он употребляет в своей речи все падежные конструкции, формы глаголов, сложные предложения с союзами. К трём годам словарь ребёнка возрастает до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова ( предлоги, союзы, частицы), междометия. Нередко к началу четвёртого года жизни усваиваются и все звуки родного языка, но в норме все звуки должны появиться в речи к пяти годам. Владение родным языком - это не только умение правильно построить предложение, ребёнок должен научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ состоит из ряда предложений и называется связной речью. Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить. Таким образом, связная речь, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, вместе с тем с первых занятий по её формированию становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи. В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребёнком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием. Наряду с другими задачами речевой работы в детском саду большого внимания требует воспитание звуковой культуры речи. Развитие звуковой стороны речи - это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в содержание понятия звуковой культуры речи включается не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, ритм, громкость и т.п. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым:  логопеду,  воспитателям и другим педагогам - в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на родительской конференции...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Представляет интерес для родителей дошкольников....

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Психолого-логопедические основы речевого развития детей дошкольного возраста"

Цель мастер-класса: совершенствование, систематизация и актуализация знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста.В течение учебного года было проведено три мастер-класса, на которых...