Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
консультация

Скуряева Надежда Михайловна

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных методов и приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, формируется эмоциональная сфера.

В дошкольном детстве многие музыкальные впечатления ребенок получает не столько от самой музыки, сколько от эмоциональной реакции близких – матери, отца, бабушки, дедушки и других. Детские глаза и уши смотрят и слушают нас и впитывают полученные знания, как «губка».

В          искусстве,          особенно         в музыке,        ребенку          необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример. Это один из основных музыкальных уроков детства. Сами взрослые должны не только любить музыку,   знать   ее,   обладать    достаточным  уровнем музыкальной культуры, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

Музыка в этом вопросе - незаменимый помощник, так как выполняет сразу несколько функций:

  • Музыка формирует чувство ритма и воображение, активизирует память, духовно обогащая внутренний мир и являясь великолепным средством общения.
  • Музыка прививает ребенку красоту, гармонию, любовь и благородство. Именно

музыка является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит бережно относиться к культурному наследию.

  • Музыка способствует лучшему развитию речи у детей раннего возраста, а

школьникам поможет в изучении иностранных языков. Музыка издавна считается хорошим средством для лечения заикания – детям гораздо легче напевать, чем говорить.

В работе с детьми дошкольного возраста художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература,   прежде  всего,   доставляет   им   радость   интересным   содержанием, красотой        художественных                     образов,                выразительностью языка, музыкой стихотворной            речи.            У   ребенка     появляются    любимые                          песенки    и   стихи.     Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, которые создают яркий образ, который, как правило, близок и знаком детям и поэтому вызывает различные эмоции.  Потешки благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности  и     выразительности                   речи.        Например:   «Петушок»,

«Ладушки», «Вышла курочка», « Водичка-водичка» и т. д.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение  заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен для детей, еще не овладевших навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией. Во время звукоподражаний и пения повышается

 

нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани, развивается дыхание. Через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Грибок

Для игры каждому ребёнку нужен грибок, изготовленный из материи или связанный и свободно одевающийся на палец.

 

Гриб-грибок, гриб-грибок,          Дети надевают на указательный палец грибок Он забрался на пенёк.                 и показывают его, поворачивая из стороны в Мимо шла Маринка,                    сторону.

Прыгнул к ней в корзинку.         На последнее слово сгибают палец («прячут

грибок в корзинке»).

На повторение песни дети одевают грибок на другой палец. Пальчиковая игра проводится 3 – 4 раза.

 

«Заяц Егорка»

Ребёнок-«заяц Егорка» скачет по кругу на 2-х ногах и на последний аккорд падает на спину.

Заяц Егорка                              Дети поют, приложив ладони к щекам и качая головой. Свалился в озёрко.                 «Заяц Егорка» лежит и болтает руками и ногами.

Бегите под горку,                    Дети протягивают обе руки вперёд. Спасайте Егорку!                   Делают призывные махи руками 2 раза.

Заключение.    Ребята подходят к «Егорке» и за руки осторожно поднимают его.

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРЫ где можно найти логопедические распевки https://www.youtube.com/watch?v=zN5czDUFxqY

https://www.youtube.com/watch?v=E33mA5PaYj4

 

https://www.youtube.com/watch?v=6bxTK8ZYrMk

 

 

 

 

Систематическое и целенаправленное использование музыкальной деятельности способствует успешному развитию детей.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние вокальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ...

Педагогический журнал "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях  фольклор рассматривается как приоритетное содержательное направление образовательно-воспитательной деятельности, широко используемое на з...

Закономерности речевого развития детей дошкольного возраста.

Описание основных периодов речевого развития детей дошкольного возраста в норме....

Гендерные особенности речи и оптимизация речевого развития детей дошкольного возраста

В статье обсуждаются вопросы гендерной социализации  дошкольников и ее влияние на развитие речи  и черты личности....

Гендерные аспекты речевого развития детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

"Речевое развитие детей дошкольного возраста"

Выступление на родительской конференции...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста

Представляет интерес для родителей дошкольников....