Влияние вокальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста
статья по музыке на тему

 

Консультация для педагогов и воспитателей ДОУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и воспитателей на тему

«Влияние вокальной деятельности на развитие детей дошкольного возраста».

Задача: Рассказать педагогам о значении вокальных упражнений на детский организм, научить правильности их выполнения.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр.

Пение:

1) объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения,

2) тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств,

3) в процессе пения активизируются умственные способности детей (восприятие музыки требует внимания, наблюдательности, ребенок учится анализировать мелодии, текст, разбирается в структуре песни).  

4) очевидно воздействие пения на физическое развитие детей (пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания).

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

Метлов Н.А. (советский педагог-музыкант) в своей книге ''Музыка детям'' пишет об основных качествах детского голоса:

 о том, что «голосовой аппарат очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка… Голосовые связки тонкие, короткие, поэтому звук детского голоса высокий и очень слабый. Он усиливается резонаторами (полость тела, при попадании в которую голос усиливается. На звук «М» - нижний грудной резонатор, на звук «Н» - верхний головной). У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому голос несильный, но звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. При форсировании звука во время пения у детей развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание».

Для того, чтобы научиться правильно, красиво  петь, необходимо развивать оба резонатора. Этому могут помочь специальные системы упражнений. Опираясь на исследования и опыт ведущих музыкантов–теоретиков и практиков (Картушиной, Емельянова) я на муз. НОД использую специальные упражнения, которые помогают развивать вокальные навыки у детей, благотворно воздействуя на организм ребенка в целом.

Это

1. Фонопедические упражнения В.В.Емельянова Комплекс состоит из 6 групп упражнений, может помочь поставить голос не только детям, но и взрослым. Я использую первые две ступеньки этого комплекса, т.к. они соответствуют возможностям детей дошкольного возраста:

1) Артикуляционная гимнастика – для правильного звукообразования и четкой работы голосового аппарата (покусали кончик языка, до серединки, пожевали как конфетку на правых зубках, затем на левых, «Уточка», «Щеточка», «Иголочка»),

2) Интонационно-фонетические упражнения - помогают преодолеть дефекты речи, выравнивают гласные и согласные звуки. (Грудной резонатор развит слабо. Как его развить? Расскажем «Страшную сказку». Как развивать взаимодействие грудного и фальцетного резонаторов, ведь в пении важны оба регистра, т.к. мелодия не стоит на одном звуке? Выполняем упражнение «У жирафа есть вопрос» и «Динозаврик»).

Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, т.к. провожу их в игровой форме.

Работа с руками – обязательное условие на занятиях. Руки “отвечают” за определенные участки коры головного мозга. Они помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, эстетично, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми.

Сами того не замечая, дошкольники решают в игре сложные задачи по развитию дикции и артикуляции.

Также помочь правильному формированию певческих навыков могут помочь упражнения, предложенные Картушиной М.Ю. в ее книге «Вокально-хоровая работа в детском саду». Некоторые разработала она сама, некоторые в соавторстве. В основном, упражнения выполняются в сопровождении фортепиано, которые я использую на занятиях. Но есть такие, которые вы можете выполнять без музыки, просто проговаривая текст. Это упражнения на дыхание. Дыхание – очень важная составляющая часть правильного пения, поэтому в книге ей посвящены отдельные главы.

Перед упражнениями, пением, в начале занятия можно выполнить упражнение

«Сидит дед» 

Сидит дед,

Ему сто лет.

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.

(сл.народные, муз.М.Картушиной) (активизировать мышцы спины, расправить грудную клетку, эмоциональный настрой).

1) Дыхательные упражнение без звука:

Упражнение «Мороз» (греем руки дыханием – для равномерного выдоха)

2) Звуковые дыхательные упражнения:

Упражнение на дыхание с движениями  «Воздушный шар» (сл.и.муз.М.Картушиной):

Мы надули шар воздушный

Вот такой большой-большой,

Отпустили его в небо,

Помахали  в след рукой.

Полетел воздушный шарик

Прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился,

Лопнул-хлопнул БАМ!

Ш-ш-ш….

3) Речевые игры на дыхание:

Произнесение на одном дыхании скороговорок

«Ежик»:

Лежит ежик у елки,

Сосчитай ежа иголки:

Раз иголка, два иголка…

Важно помнить, что с детьми дошкольного возраста на одном занятии допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.

Общее воодушевление при выполнении упражнений, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно в каждом ребенке поддерживать заинтересованность, помогать детям приобретать веру в себя, освобождаться от напряжения, стеснения.

Таким образом, использование системы специальных упражнений  позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей. И очень важно, что дети могут выполнять их  в группе, дома для родителей и вместе с родителями, а также самостоятельно без чьей-либо помощи.

Николай Афанасьевич Метлов (1885—1971) — видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране. За свою жизнь он написал много детских произведений - детской музыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста"

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. С точки зрения гуманистической позиции все дети – од...

Педагогический совет "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14400796","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Познавательное развитие детей дошкол...

развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

вокально-хоровых работа с детими дошкольного возраста...

Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...

Буклет "Значение театральной деятельности в развитии детей дошкольного возраста."

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживани...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...