Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»
проект

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnoteka.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Организация семейной умнотеки

как средства психолого-педагогической поддержки семьи

в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста,

в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Сентябрь 2021 г.                                                 Подготовила учитель-логопед Полозкова Т.И.

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о том, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.

Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр и игровых упражнений. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными. При этом тесно переплетены с процессом обучения и активно способствуют формированию знаний и умений детей.

Игра – это важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт. В наибольшей степени это касается именно дидактических игр.

С целью повышения компетентности родителей в области развития познавательного процесса детей в игровой деятельности в МДОБУ «Ново-Девяткинский ДСКВ №1» был реализован проект «Семейная игротека. Умнотека».

Задачи:

1. Учить родителей повышать уровень интеллектуально-познавательной деятельности детей через игру.

2. Заинтересовать родителей в совместной игровой деятельности с детьми.

3. Познакомить родителей с разновидностями дидактических игр для развития восприятия с учетом специфики их применения в семейном воспитании.

4. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре.

5. Сформировать у родителей понятие о домашней предметно-игровой среде в области познавательного развития.

6. Развивать восприятие детей с использованием дидактических игр.

На подготовительном этапе мы провели анкетирование с целью выявления актуального запроса родителей на разрабатываемую нами инновационную форму взаимодействия. По форме - анкетирование было анонимным, тем самым родители получили возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».

Результаты анкетирования

Вопросы

Результаты

1. В чем, по-вашему мнению заключается роль игры в развитии ребенка?

Этот вопрос вызвал затруднения.

2. Играете ли вы со своим ребенком?

40% ответили утвердительно.

3. Есть ли у вашего ребенка настольные игры? Какие?

Недостаточное количество игр (1-2).

4. На что вы опираетесь в подборе игрушек?

Наличие денег, эстетический вид, техника безопасности, санитарные требования, соответствие возрасту ребенка.

Изучив ответы родителей, мы пришли к выводу, что первый вопрос вызвал затруднение у 45% родителей, они не отдают должного значения развивающей роли игры.

У 60% родителей не хватает времени на игры с ребенком, они не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школьной поре, а игровую деятельность не считают такой же важной для развития ребенка, как учебная деятельность. Не у вех есть достаточное кол-во настольных игр. На пятый вопрос родители отвечали, что материальные проблемы семей не позволяют покупать развивающие игры и игрушки. Ответы на данные вопросы помогли спроектировать дальнейшую работу с родителями по данной теме.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Дата проведе

ния

Содержание

Цель

Октябрь 2019 г.

Открытие Семейной игротеки

(презентация подпроекта Умнотека для родителей)

Ноябрь 2019 г.

Умнотека «Развиваем

речь играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса речи детей в игровой деятельности

Декабрь 2019 г.

Умнотека «Развиваем

память играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса памяти детей в игровой деятельности

Январь 2020 г.

Умнотека «Развиваем мышление играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса мышления детей в игровой деятельности

Февраль 2020 г.

Умнотека «Развиваем восприятие играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса восприятия детей в игровой деятельности

Март 2020 г.

Умнотека «Развиваем воображение играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса воображения детей в игровой деятельности

Апрель 2020 г.

Умнотека «Развиваем мышление играя 2»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса мышления детей в игровой деятельности

Май 2020 г.

Праздничное закрытие семейной игротеки

Октябрь 2020 г.

Умнотека «Развиваем восприятие играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса восприятия детей в игровой деятельности

Ноябрь 2020 г.

Умнотека «Развиваем мышление играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса мышления детей в игровой деятельности

Декабрь 2020 г.

Умнотека «Развиваем

память играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса памяти детей в игровой деятельности

Январь 2021 г.

Умнотека «Развиваем внимание играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса внимания детей в игровой деятельности

Февраль 2021 г.

Умнотека «Развиваем воображение играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса воображения детей в игровой деятельности

Март 2021 г.

Умнотека «Развиваем

речь играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса речи детей в игровой деятельности

Апрель 2021 г.

Умнотека «Развиваем мышление играя»

повышение компетентности родителей в области развития познавательного процесса мышления детей в игровой деятельности

Май 2021 г.

Итоговая игротека Квест игра «По острову сокровищ»

В заключении нам хочется отметить, что проводимая целенаправленная и систематическая работа дает положительные результаты.

- повысился интерес родителей во взаимодействии с ДОУ;

- родители стали больше уделять внимания своему ребенку;

- родители приобрели теоретический и практический опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»

План по самообразованию: «Познавательное развитие детей  дошкольного возраста посредством игр математического содержания»...

Педагогический совет "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14400796","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Познавательное развитие детей дошкол...

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...

План работы по теме самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности»

Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...