Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей
методическая разработка по физкультуре по теме

Полушатова Любовь Николаевна

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.rab_.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Красноярского края Эвенкийского муниципального района

«Детско-юношеская спортивная школа»

Методическая работа на тему:

Методическая деятельность и её специфика в системе дополнительного образования детей

Выполнил:

инструктор-методист I категории:

Полушатова Л.Н.

Тура

2010 г

1. Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей. 

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.

Основные виды методической деятельности:

-            самообразование,

-           методическое исследование,

-            описание и обобщение передового опыта,

-           создание методической продукции,

-           обучение педагогических кадров, методическое руководство,

-            методическая помощь,

-           методическая коррекция.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности. 

2. Методическая служба учреждений дополнительного образования

         Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.

Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город.

Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по-новому.

В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности. Произошли серьезные изменения в деятельности и структуре методических служб, имеющих сегодня разные цели, задачи, формы и направления деятельности.

Важным условием успешной деятельности методической службы является правильный выбор ее модели. Сегодня существуют различные модели методических служб в зависимости от свойств, которые они должны выполнять, и от подходов, на основе которых они создаются.

Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.

В работе методических кабинетов сочетаются традиционные формы работы (консультации, семинары) и новые для массовой практики (конкурсы педагогического мастерства, психологические практикумы и др.).

Методический отдел создается в структуре органов управления образованием на базе методических кабинетов. Здесь прослеживается три тенденции:

•      методический кабинет вводится в структуру органов управления и преобразуется в информационно-методический отдел с сохранением прежних функций;

•      методический кабинет ликвидируется, а в штат РОНО (УНО) вводится должность методиста по организации курсов повышения квалификации;

•      третья тенденция — слияние инспекторского отдела и методического кабинета; при этом методист становится, по сути, инспектором, задачей которого является инспектирование методического обеспечения деятельности.

Информационно-методические центры (кабинеты) появились в последние годы на базе методических кабинетов, которые за счет материально-технических и информационных возможностей создали информационный банк данных о достижениях педагогической науки и массовом опыте, организовали обобщение и распространение этой информации в регионе.

В настоящее время задачей информационно-методического кабинета становится аттестация учащихся, педагогических работников и образовательных учреждений.

Научно-методический центр (кабинет) создается на базе нескольких районных методических кабинетов и принимает их функции. Эта модель распространена в крупных городах. Ее особенность в том, что приоритет отдан опытно-экспериментальной деятельности, разработке вариантов учебных планов, программ и их экспертизе. Повышение квалификации кадров в них ведется не только в методическом, но и в теоретическом аспекте.

Учебно-методический отдел (кабинет) создается в структуре институтов повышения квалификации. Его основная функция — дополнительное профессиональное образование и методическая помощь педагогическим работникам. В последние годы организуются курсы подготовки экспертов аттестационных комиссий, и оказывается методическая помощь педагогам, защищающимся на первую и высшую категории.

3. Обновления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей. 

Учреждение дополнительного образования детей противоречиво, но последовательно идет по пути развития и обновления.

Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г.) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в том числе и методической по следующим причинам.

Во-первых, ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем;

Во-вторых, становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей.

Чтобы определить причины обновления деятельности методической службы, остановимся на наиболее актуальных идеях развития дополнительного образования детей.

Очевидно, что в основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития, которая охватывает все категории педагогических работников системы дополнительного образования детей. Стремясь осуществить развитие учреждения, руководители активизировали методическую деятельность, а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием отнеслись к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами.

В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эту задачу необходимо включать в план деятельности методической службы учреждений дополнительного образования.

Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения — с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе разновозрастные. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей — такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы. Педагоги, как правило, выбирают определенную технологию развивающего образования (или ее элементы), осваивают и реализуют ее на практике.

В учреждениях дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс.

Поддержка и развитие детского творчества — одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения.

Педагог имеет возможность развивать на занятиях все психические функции ребенка. Но для того чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого ребенка. Поэтому диагностика реальных возможностей учащихся представляет собой обширное поле деятельности.

В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей. Реализация такого подхода к работе требует детальной проработки методического обеспечения деятельности всех служб учреждения.

Мы обозначили наиболее актуальные идеи обновления деятельности учреждения дополнительного образования детей, решение которых позволит усовершенствовать методическую службу.

Обновление деятельности методической службы мы рассматриваем с таких качественных позиций, как:

•      изменение работы с педагогическими кадрами на основе системного осмысления образовательной практики и спроса на дополнительное образование;

•      творческая переработка накопленного педагогического опыта;

•      совершенствование сложившегося опыта работы на основе введения инноваций.

Методическая служба сохранена практически во всех учреждениях дополнительного образования детей. Даже там, где она в свое время была упразднена, педагогические коллективы вынуждены были ее возродить, так как ликвидация методической службы приводила к значительному снижению уровня профессионального потенциала педагогов.

В деятельности методической службы учреждений дополнительного образования детей можно отметить слабые стороны.

1.    Недостаточная координация методической деятельности учреждений дополнительного образования детей органами управлениями образованием, районными, окружными учебно-методическими центрами и др.

2.    Недостаточный уровень оперативного информирования по вопросам методической деятельности и педагогического анализа.

3.    Недостаточный уровень подготовки методистов, отсутствие специальной базовой подготовки методиста в вузах.

4.    Формальный подход к возможностям повышения квалификации; невнимание к личным запросам и потребностям педагогов и методистов.

5.    Поверхностный характер обобщения педагогического опыта, научно-методического обеспечения образовательного процесса, воспитательной деятельности.

6.    Низкая эффективность системы отслеживания влияния методической службы учреждения на состояние и результативность образовательного процесса.

7.    Недостаточный уровень экспертизы программного и методического обеспечения образовательного процесса.

8.    Необоснованный выбор методологических подходов к разработке нормативного и дидактического обеспечения образовательного процесса.

Подобное состояние методической службы обусловлено ее слабой организацией, изменением содержания и методов обучения, дефицитом кадров, колоссальным объемом работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между методистами и педагогами.

Таким образом, современная ситуация в образовании, перестройка экономических основ деятельности учреждений, изменение статуса и задач дополнительного образования, новые требования к нему со стороны детей и родителей, а также ряд других причин придают особую актуальность организации деятельности методической службы, которая сегодня должна:

•      обеспечить развитие учреждений дополнительного образования детей;

•      развить творческий потенциал педагогов, выявить и обобщить опыт лучших, выделить в нем главное и довести до сотрудников;

•      решить задачи по разработке и внедрению новых технологий образования;

•      добиться высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме и новых педагогических технологиях;

•      разработать образовательные программы нового поколения (интегрированные, комплексные, модульные и т.д.) для системы дополнительного образования детей;

•      организовать проведение опытно-экспериментальной работы.

Педагог дополнительного образования сегодня находится в принципиально новых условиях, для которых характерно:

•      отсутствие жесткой регламентации его работы;

•      значительное расширение источников информации;

•      модернизация социальных функций педагога, изменение системы ценностей, развитие индивидуальности, стиля, готовности к принятию решений, мобильности применения профессиональных качеств.

Для педагога с творческим подходом к работе — это благо, а для остальных — проблема. Следовательно, правомерно ставить вопрос об усилении деятельности методической службы, так как в большинстве случаев сам педагог с такими проблемами справиться не сможет. 

Целевое назначение и задачи методической службы

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей — объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, заведующие структурными подразделениями, педагоги.

Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической службы.

В небольших по объемам деятельности учреждениях основную методическую работу выполняют высококвалифицированные педагоги или в штатном расписании есть один методист, который решает все вопросы, связанные с программно-методическим обеспечением деятельности.

В многопрофильных учреждениях распространены следующие модели методических служб:

•      в каждом структурном подразделении (учебном отделе) вводится должность методист по профилю деятельности;

•      создается методический кабинет с четко выраженной структурой и штатным расписанием, в состав его входят руководитель кабинета, методисты по направлениям деятельности и педагоги-психологи;

•      в учреждении, сориентированном на широкую программно-методическую и научно-исследовательскую работу, вводится должность заместителя директора по научно-методической работе, создается новое звено — информационно-методический кабинет, а в каждом структурном подразделении есть методист по профилю деятельности.

Любая модель методической службы должна помогать педагогу в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала педагогического коллектива.

Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей предоставляет возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества.

В соответствии с этим определяются следующие задачи методической службы:

1.    Исследование образовательных потребностей социума.

2.    Анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении (структурном подразделении).

3.    Предоставление педагогическим работникам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программах, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей.

4.    Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса путем внедрения программ нового поколения, новых педагогических технологий обучения и воспитания.

5.    Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.

6.    Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования, осуществление непрерывной связи с институтами повышения квалификации.

7.    Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательного учреждения в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценке авторских программ, пособий, учебных планов, помощь в подготовке работников образования к аттестации.

8.    Осуществление в установленном порядке редакционно-издательской деятельности.

9.    Организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями, методическими центрами и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.

 Направления и содержание деятельности методической службы

Направления и содержание деятельности методической службы охватывает тот круг проблем, которые связаны со спецификой педагогической работы с детьми в сфере дополнительного образования.

Основные направления деятельности методической службы учреждения дополнительного образования детей продиктованы современной ситуацией в образовании:

1.    Совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании детей).

2.    Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительного образования).

3.    Внедрение в практику учреждения дополнительного образования научных исследований и достижений передового педагогического опыта, пристальное внимание к научной и теоретической компетентности педагога.

4.    Организация работы по повышению квалификации педагогических работников учреждения дополнительного образования.

5.    Руководство работой методических объединений, кафедр, лабораторий и творческих групп педагогов.

6.    Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики.

7.    Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их профессиональных потребностей и проблем.

8.    Участие в аттестационных, экспертных комиссиях.

9.    Оказание помощи образовательным учреждениям (школам, детским садам, клубам по месту жительства и др.) в организации дополнительного образования.

10.  Проведение различных семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, диспутов и т.п.

Содержание деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования детей определяется в соответствии с задачами развития и характером планируемых нововведений.

Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление трудностей переходного этапа от внешкольного воспитания к дополнительному образованию, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессионального мастерства и может включать в себя:

•      развитие мотивационной сферы личности педагогическими средствами;

•      программно-методическое обеспечение стратегических направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей;

•      разработку и создание учебно-методических материалов: программ, пособий, положений, тезисов, текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, экскурсий, активных форм обучения и т.п.;

•      создание проектов совместной деятельности учреждения дополнительного образования и общеобразовательных школ (воспитательная и образовательная деятельность);

•      представление методических рекомендаций для педагогов по организации учебно-воспитательного процесса, по планированию деятельности, отчетности, созданию образовательных программ учебных групп и детских коллективов;

•      осмысление форм, методов и технологий дополнительного образования детей;

•      создание информационного банка учебно-методической литературы по дополнительному образованию;

•      разработка рекомендаций для педагогов, детей и родителей;

•      составление сценариев конкурсов и критериев их оценки.

Содержание деятельности методической службы формируется на основе следующих источников:

•      законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования Российской Федерации и регионов России, определяющих цели и задачи всей методической работы;

•      программ развития региона, учреждения, авторских программ, учебников и учебных пособий, позволяющих обновить традиционное содержание методической службы образовательного учреждения;

•      новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической службы;

•      инноваций, нововведений, новшеств, во всей полноте раскрывающих содержание методической работы;

•      диагностики и прогнозирования состояния учебно-воспитательного процесса, уровня развития учащихся данного учреждения, помогающих определить методическую тему, основные задачи, проблемы методической деятельности и самообразования педагогов;

•      использования информации о массовом и передовом опыте методической службы, помогающей избавляться от ошибок, в учреждениях дополнительного образования детей и общеобразовательных школах города, региона, республики;

•      максимально творческого подхода в выборе содержания и планирования методической работы.

Другими словами, основными источниками деятельности методической службы должны стать наука, практический опыт и творчество педагогических работников.

Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях. 

4. Методологические подходы в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей. Значение методологии в методической деятельности методиста УДОД.

Методология:

-  совокупность приемов и методов исследования, применяемых в науке;

- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

учение о научном методе познания;

- наука о логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания;

- методология наук: учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В понимании методологической проблематики существуют различные подходы. Применительно к исследовательской практике особенно актуально соединить широкое и узкое понимание методологии - как учение о методе научного познания, так и учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания.

Подходы:

Системный, Личностно-ориентированный, Проектный, Ресурсный, Проблемный. 

Основные функции методической службы 

1. ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 

В работах педагогов, посвященных организации деятельности методических служб учреждений дополнительного образования детей, принято использовать функциональный подход. Функция (лат. functio - совершение, исполнение) – деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит, вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого. В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия функции. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о функциях какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой - о некотором социальном явлении как функции другого явления (например, о преступности как функции экономического положения). Особую роль понятие функции играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры; примером может служить структурно-функциональный анализ в педагогике.

Количество и содержание функций (ролей в системе дополнительного образования) методической службы в подходах разных различно.

Так, Буйлова, Кочнева выделяют следующие функции методической службы: 

Информационная функция методической службы

Информационная функция направлена на сбор и обработку информации по проблемам методической работы, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности учреждения дополнительного образования детей.

В современных условиях возрастает потребность руководителей учреждений, методистов и педагогов в информации. Руководители методической службы должны иметь информацию о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать воздействие. Это ведущее требование при формировании системы информационного обеспечения.

Для учреждений дополнительного образования, где система информационного обеспечения отсутствует, целью будет организация простейшего информационного обеспечения; там же, где такая система функционирует, целью будет ее модернизация с использованием современной электронной техники.

К отбору информации важно предъявлять следующие требования:

•      актуальность;

•      насыщенность;

•      предельная конкретность;

•      объективность.

Информация может быть разделена на два блока:

 Внешняя информация

Внутренняя информация

1.                   директивные и нормативные документы;

2.                   общественно-политическая информация (пресса) и т.п.;

3.                   научно-педагогическая информация и т.п.

 

о работе с педагогическими кадрами;

о качестве преподавания;

о внешних связях учреждения;

о качестве обучения по программам;

о состоянии программно-методического обеспечения;

о материально-технической базе

 Условно информацию можно разделить на две группы:

·              Оперативная (включает в себя данные, необходимые для того, чтобы оценить работу учреждения за небольшой срок (день, месяц) и оперативно решить наметившиеся проблемы);

·              Стратегическая (включает в себя данные об итогах учебного года, о реализации программы развития и перспективах развития учреждения).

Для создания целостной системы информационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей необходимо определить содержание информации, ее объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни потребления (административно-управленческий — директор, заместители директора, руководители структурных подразделений; педагогический — методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования). Далее определить, в какой форме и где эта информация будет доводиться до сведения педагогов, храниться и использоваться (информационный банк и т.д.).

Аналитическая функция методической службы

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

При организации информационно-аналитической деятельности необходимо соблюдение ряда принципов:

-индивидуализации получаемой информации о продвижении личности по образовательной траектории и достижению ею определенных этапов в соответствии с индивидуальными возможностями;

- полноты и интегрального анализа информации;

-открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов;

-непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности его использования;

-экономичности используемой информации.

Проблемно-ориентированный анализ методической деятельности должен выявить как проблемы отдельных педагогов (Я.С. Турбовской), так и проблемы в учреждении образования в целом (М.М. Поташник, В.С. Лазарев), решение которых позволит повысить результаты его работы

Контрольно-диагностическая функция методической службы

Контрольно-диагностическая функция занимает особое место в деятельности методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения.

Содержание педагогической диагностики включает:

- оперативное изучение и оценку педагогических явлений и процессов;

-  регулирование и коррекцию процесса или явления.

Диагностика профессиональной подготовленности педагога включает изучение его научно-теоретической подготовки (знание основ своего предмета и т.п.); методической подготовки (владение методами и приемами обучения и т.п.); психолого-педагогической подготовки (знание возрастных особенностей детей и т.п.).

Учреждение дополнительного образования детей со своей стороны должно осуществлять постоянный контроль методической работы на диагностической основе.

Контроль является хорошим стимулом для педагогов к поиску путей совершенствования своей методической работы.

В практике образовательных учреждений используется, как правило, режим непосредственного контролирования, поэтому контроль зачастую приобретает неконструктивный характер и приводит к демотивации педагогов. Следует отметить и его субъективность, поскольку контролирующий (методист, руководитель структурного подразделения, завуч) оценивает работу педагога (занятия, формы работы) с позиции собственного опыта преподавания.

Изучение качества работы педагога, качества знаний и умений его учеников должно проводиться внутри учреждения на основе разработанных методической службой программ управления качеством.В таблице приводится сравнительный анализ различных форм контроля.

 Сравнение различных форм контроля

  

Объект наблюдения

 

 

Профессиональная деятельность педагога

Режим прямого контролирования

Режим совместного аналитического исследования

Предмет анализа

Формы учебно-методической работы педагога: занятие, работа в методобъединениях, участие в работе педсоветов, конференциях, семинарах и т.д.

Эффект, который производит деятельность педагога в учебном процессе или (что лучше?) педагогическое воздействие на обучающихся, а также эффективность этого воздействия для реализации целей обучения и воспитания.

Отличительные особенности

Оценивающий характер по выработанным общепринятым педагогическим критериям, результатом чего является соответствие или несоответствие им деятельности педагога

Характер совместного аналитического исследования педагога и методиста, в ходе которого выявляются и решаются профессиональные проблемы педагога

Подход к оценке работы педагога

Субъективный

Объективный

 

Профессиональные роли методиста

Необходимые знания и умения

Аналитик

Диагност

Знания принципов, методов проблемно-ориентированного анализа и диагностики образовательно-воспитательного процесса в учреждении

Прогнозист

Знания методов прогностики, их возможностей и ограничений. Умение организовать работу по прогнозированию, подготовке вероятных сценариев развития ситуаций

Программист Проектировщик

Знания нормативных актов, требований к документам. Владение методами разработки документации методической и нормативной, программ, проектов

Организатор Координатор

Знание особенностей организационного процесса, ситуации в коллективе, реакции на управленческие решения. Умение организовать повышение квалификации педкадров, совместную деятельность творческих групп, координация их работы

Информатор

Знание принципов систематизации педагогических, методических, информационных материалов

 

Функциональные обязанности методиста учреждения дополнительного образования детей определяются спецификой содержания и направления деятельности того структурного подразделения, в рамках которого он работает

 Место и значение инновационной деятельности в процессе профессионального саморазвития педагогов

Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т. е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое мастерство, т. е. педагогическую умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приёмов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса, – два базовых уровня профессионального развития – то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ 

1. Технология педагогического управления. 

Технология педагогического управления рассматривается как система целенаправленных, последовательных управленческих воздействий на управляемую систему для достижения поставленной цели с наименьшими затратами временных, материальных и других ресурсов.

Если цель – это обоснованная идеальная модель результатов деятельности, то целью управления образовательным учреждением является её развитие, перевод в новое качественное состояние, в инновационный режим работы.

Если рассматривать технологию как построение системы операций, то логика построения технологии педагогического управления будет иметь следующий вид:

1. Анализ реальной образовательной ситуации в данном образовательном учреждении, выявление противоречий в педагогической практике как источника проблемы.

2. Определение целей и критериев их достижения.

3. Прогнозирование промежуточных и конечных результатов, выявление ожидаемых новообразований в личности педагога (его опыте, знаниях и поведении).

4. Проектирование модели развития педагогов и образовательного учреждения в целом.

5. Разработка особой системы педагогического взаимодействия руководителя и педагогов, педагога и студентов.

6. Управленческое – информационное, психологическое и методическое – обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности.

2. Технология анализа методического процесса. 

1. Аналитическое обоснование цели и задач на предстоящий год или этап методической работы.

2. Вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно повлиявших на конечные результаты.

3.  Выявление взаимосвязи между конечными результатами деятельности образовательного учреждения, факторами и условиями их формирования.

4.  Оценка качества педагогического (методического и образовательного) процесса в целом, осознание общих и частных задач, которые стоят перед образовательным учреждением в целом и перед каждым участником педагогического процесса, что способствует мотивации по принятию этих задач.

5. Показ роли педагогической науки, передового опыта, инноваций в достижении полученных результатов.

6. Стимулирование каждого педагога на собственное развитие на основе самооценки итогов и оценки его коллективом.

7.  Установление преемственности в целях, содержании и формах работы педагогического коллектива. 

3Технология целеполагания.

         Алгоритм формулировки целей был предложен Дж. Л. Моррисем, показавшим, что правильная формулировка целей управления должна начинаться с глагола определенной формы или повелительного наклонения, характеризующего выполняемое действие, и отражать следующие основные положения:

- конкретизировать требуемый конечный результат;

- конкретизировать заданный срок достижения цели;

- конкретизировать максимальную величину допустимых затрат сил, средств, времени и энергии;

- давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели;

- отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя;

-  быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения;

-  быть реальной и достижимой, но не легкой;

- обеспечивать большую отдачу от затрат времени и ресурсов по сравнению с другими возможными целями;

-  быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени;

-  исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместных работ;

- должна соответствовать основным принципам и методам научной организации труда;

- совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов в организации;

- фиксироваться в письменном виде;

- быть согласованной менеджером в личной беседе с подчиненными.

 4. Технология диагностирования в системе методической работы.

 1. Определение целей и задач педагогического диагностирования в системе методической работы.

2.  Планирование предстоящего диагностирования.

3.  Выбор оптимальных диагностических средств (критериев, уровней, методов).

4.  Сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с оптимальным).

5.  Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, ее анализ.

6.  Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство, на основе анализа достоверной информации.

7.   Прогнозирование перспектив дальнейшего профессионального развития педагогов.

8.  Практическое использование результатов педагогического диагноза в организации внутри(до)школьной методической работы.

9.  Осуществление коррекции по управлению методическим процессом с целью дальнейшего профессионального развития педагогов. 

5. Технология педагогического прогнозирования.

         Под технологией педагогического прогнозирования понимается описание последовательности деятельности руководителя (педагога), направленной на исследование перспектив образовательного процесса.

Технология педагогического прогнозирования представляет собой сложный процесс, состоящий из последовательно сменяющих друг друга этапов:

1) анализ понятийного аппарата по педагогической прогностике;

2) определение объекта прогнозирования;

3) анализ исходного состояния объекта прогнозирования, выявление причин, его породивших;

4) определение целей, задач и времени, необходимого для педагогического прогнозирования;

5) выбор путей и методов получения предпрогнозной информации;

6) сбор информации о прогнозируемом объекте;

7) оценка степени достоверности и точности прогностических данных;

8) обработка полученной информации, ее анализ, систематизация и классификация;

9) синтез компонентов прогнозируемого объекта в некоторое новое единство на основе анализа достоверной информации;

10) моделирование с целью получения модели прогноза;

11) выработка конкретных рекомендаций;

12) практическое применение данных педагогического прогнозирования в профессиональной деятельности. 

6. Технология проектирования методической системы.

         В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские.

Технология проектирования оптимального для образовательного учреждения варианта методической системы состоит из следующих основных этапов.

I. Выдвижение гипотезы – развернутого предположения, где максимально подробно изложена система мер, за счет которых ожидается получить высокую эффективность методического процесса.

1.    Выявление противоречий в педагогической практике на основе анализа внешней и внутренней образовательной ситуации.

2.    Самоопределение в пространстве философии образования.

3.    Определение основных педагогических принципов.

4.    Формулирование целей проекта.

II. Формирование концепции - руководящей идеи, ведущего замысла.

1.    Определение цели развития методической системы на основе анализа существующей.

2.    Выявление структурных элементов концепции как системы.

3.    Анализ необходимых (кадровых, финансовых, материально-технических и др.) ресурсов - условий для реализации идей концепции.

4.    Обеспечение взаимодействия методической службы с внешней средой.

5.    Создание условий для развития методической системы.

III. Разработка модели - материально реализуемой системы, изучение которой дает нам новую информацию об объекте.

1.    Анализ педагогического коллектива (состава, уровня профессионального развития и т. д.).

2.    Постановка целей и задач методической работы.

3.    Разработка содержания методического обучения.

4.    Выбор организационных форм, развивающих, педагогических технологий.

5.    Разработка профессиограммы, циклограммы и др.

IV. Составление деятельностно-ресурсного плана.

1.    Определение этапов методического процесса, сроков и исполнителей реализации проекта.

2.    Разработка содержания методической и управленческой деятельности.

3.    Ресурсное обеспечение реализации проекта.

Педагогический менеджмент, как и всякая деятельность, имеет целенаправленный характер. Это предопределяет необходимость вычленять основные цели менеджмента в учебных заведениях и определять правила их научно обоснованной формулировки. В качестве таких основных целей определяются следующие:

1)    эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и учащихся;

2)    определение соответствия деятельности руководителей образовательного процесса учебных заведений конкретным целям и реальным планам развития образовательного учреждения;

3)    полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и их со-подчиненность главной цели — воспитанию, учению и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности, формированию у него готовности к труду, активной жизненной позиции, научного мировоззрения. 

7. Технология программирования (разработки программы опытно-экспериментальной и научно-методической работы). 

1.  Выявление проблем и обоснование их актуальности - диагностико-аналитический этап.

1.1  Диагностика затруднений педагогов.

1.2  Анализ состояния учебно-воспитательного процесса.

1.3  Выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в ликвидации с помощью новых методик, технологий, структур.

2.    Разработка развернутой программы ОЭР и НМР - прогностический этап.

2.1  Постановка цели, ее декомпозиция в веер задач.

2.2  Построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т. д.).

2.3  Формулирование гипотезы, прогнозирование положительных результатов и возможных негативных последствий.

3.    Организация экспериментальной, научно-методической и исследовательской работы – организационный этап.

3.1  Подготовка материальной базы.

3.2  Распределение управленческих функций.

3.3  Организация специальной подготовки кадров.

3.4  Научно-методическое обеспечение.

3.5  Стимулирование творческих педагогов, участвующих в ОЭР.

4.    Реализация программы – практический этап.

4.1  Проведение исходных констатирующих срезов.

4.2  Реализация проекта (новой технологии, методики, системы мер и т. п.).

4.3  Отслеживание процесса, промежуточных (текущих) резу-зультатов.

4.4  Корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы.

5.    Оформление и описание хода и результатов ОЭ, НМ и НИР – обобщающий этап.

5.1  Обработка данных, соотнесение полученных результатов с поставленными целями.

5.2  Анализ всех результатов.

5.3  Корректировка гипотезы, модели в соответствии с результатами.

5.4  Описание хода и результатов методической работы.

6. Распространение новаций в педагогическом коллективе -внедренческий этап.

6.1  Изучение новой технологии, методики и др. в педагогическом коллективе.

6.2  Целенаправленное распространение лучшего опыта по реализации разработанных новшеств.

6.3  Внедрение новации как управляемый процесс. 

8. Технология моделирования методического процесса. 

Прежде чем рассмотреть технологию моделирования, важно разобраться в понятии модели и моделирования.

Модель – это знаковая система, отражающая какой-либо объект.

Модель – это объект, выбранный или преобразованный человеком в познавательных целях, дающий новую информацию об объекте.

Моделирование – это идеализированный способ конструирования основных компонентов методического процесса и их взаимосвязи.

Существующие разновидности моделей классифицируются следующим образом:

1.    По форме преставления: графические, макетные, схематические, концептуальные, матричные, знаковые.

2.    По характеру подготовки (специалистов) к участию в профессиональной деятельности:

а) экстенсивная, б) продуктивная, в) интенсивная.

3.    По длительности действия:

а) статистические (1 - моментальные), б) динамические.

4.    По доминирующему методу исследования:

а) теоретические (абстрактные), б) эмпирические.

5.    Разновидности нормативных моделей:

а) модель деятельности, б) модель образования, в) модель включения в процесс.

Проблемы построения моделей: слабое владение технологией целеполагания, неточность прогнозирования, страх руководителей (пользователей) и неправильное использование результатов – связаны с этапами построения модели:

1.           Постановка цели и задач.

2.           Определение информационных ограничений.

3.           Проверка на достоверность.

4.           Реализация выводов и обновление модели.

Руководителям, занимающимся моделированием методического процесса, важно знать условия эффективного использования модели в решениях методических проблем. К объективным условиям можно отнести:

-  ресурсную обеспеченность (информационную, кадровую, научно-методическую и др.);

- управленческое мастерство;

- микроклимат в коллективе;

- обновление моделей;

- использование компьютерных технологий.

К субъективным же условиям относятся:

-  готовность педагогов к инновациям;

-  сопротивление членов педагогического коллектива;

-  страх руководителей методических подразделений как пользователей технологии моделирования;

- методическое обучение сотрудников, причастных к организации методической работы, использованию разработанных моделей, например, модель системы оптимальной методической работы.

Моделирование является важнейшим этапом процесса проектирования (см. п. 6).

Таким образом, технология моделирования включает в себя следующие этапы:

1.           Анализ педагогического коллектива (на основе диагностики состава, уровня профессионального развития т. д.).

2.           Постановка целей и задач методической работы для разных групп педагогов.

3.           Разработка содержания методического обучения преподавателей.

4.           Выбор оптимальных организационных форм, развивающих, педагогических технологий.

5.           Пересмотр (если этого требует новая модель) штатного расписания.

6.           Разработка профессиограммы, циклограммы управления и др.

7.           Определение информационных и других ресурсных ограничений.

8.           Внедрение разработанной модели.

9.           Проверка модели на достоверность.

10.      Реализация выводов и обновление модели.

11.      Технология планирования системы методической работы.

Последовательность процесса планирования наиболее известна руководителям любого уровня, поэтому напомним его основные этапы:

1. Анализ итогов функционирования методической системы за прошедший период. Каковы сильные и слабые стороны сложившейся системы? Каковы возможности внутренней, особенно инновационной, и внешней среды?

2. Построение «дерева целей» плана. Что планируем достичь, что получить?

3. Определение альтернативных путей достижения целей.

4. Выбор лучшей - оптимальной - системы методической работы.

5. Освоение (реализация) плана.

Уметь планировать методическую работу значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует, чтобы вместо «авось» был точный расчёт; вместо «кое-как» - чёткий план работы; вместо «когда-нибудь» - точные календарные сроки. Планирование является важнейшей функцией управления, потому так важно овладеть технологией планирования, особенно в системе методической работы. 

9.    Технология управления инновационным процессом. 

Технология управления инновационным процессом – это система целенаправленных последовательных операций и комплексной деятельности по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновационный процесс можно организовать в несколько этапов.

На первом из них формулируются задачи с указанием конечной цели, условий, устанавливается уровень разработанности проблемы, определяется перспективность.

Главное на первом этапе - разработать иерархию целей, обозначить кратчайший путь, оптимизирующий последовательность выполнения операции для достижения конечной цели.

Второй этап предполагает выдвижение, уточнение и корректировку основных гипотетических положений инновации. Содержание гипотезы предопределяет очень многое: и организацию, и методы, и состояние инновации.

Сущность третьего этапа в том, чтобы теоретически обосновать задачи инноваций, разработать технологию. В этот период важно определить содержание и формы реализации конкретных задач.

Четвертый этап - это сопоставление результатов с положениями гипотезы, оценка их соответствия цели и задачам.

Пятый этап - это обобщение собранного материала. Собранные факты подвергаются классификации по разным основаниям.

Очевидно, что эффективное управление инновационным процессом требует от руководителя владения технологиями анализа, целеполагания, диагностирования, прогнозирования, проектирования, программирования и др.

Задания для практикума: Разработайте модель методического процесса с преподавателями своего методического подразделения. 

Содержание профессиональной деятельности методиста УДОД. 

1. Диагностико-аналитическая деятельность методиста. Подготовка диагностического инструментария. Диагностика учащихся. Диагностика педагога. Анализ занятия педагога дополнительного образования. Анализ воспитательного мероприятия. Проблемно-ориентированный анализ деятельности в дополнительном образовании. Обработка и оформление результатов диагностико-аналитической деятельности. Мониторинг результативности образовательного процесса.

2. Деятельность по проектированию программно-методического обеспечения дополнительного образования. Планирование методической деятельности УДОД. Проектирование программы развития учреждения дополнительного образования детей. Разработка образовательной программы дополнительного образования и УМК к ней. Оказание консультативной помощи педагогам в разработке образовательных программ, дидактических и методических материалов. Планирование и организация работы методического совета УДОД.

3. Деятельность по повышению квалификации педагогов дополнительного образования. Разработка программ повышения квалификации. Формы реализации программы – традиционные (индивидуальные: консультации, консультирование, самообразование, стажировки, посещения занятий опытных педагогов, наставничество, работа над личной методической темой и т.д.; групповые: заседания творческих групп, школа молодого специалиста, психолого-педагогические проблемные семинары, круглые столы и т.д.; коллективные: научно-практические педагогические конференции, педчтения, лекции по психолого-педагогическим проблемам, разнообразные выставки, работа коллектива над единой методической темой;) и нетрадиционные (педагогический ринг, дискуссия, ярмарка педагогических идей, творческие и педагогические мастерские, мастер-классы, деловые и ролевые игры, конкурсы педагогического мастерства, стажерские площадки). Методические объединения по профилям как особая форма повышения, квалификации. Методическое обеспечение программ: подготовка наглядности, презентации, Ведение картотеки учета повышения квалификации сотрудников.

4. Деятельность экспертно-аттестационная. Планирование и организация работы экспертного совета УДОД. Рецензирование методических разработок педагогов, публикаций их исследований и работ. Экспертиза образовательной программы, практической деятельности по ее реализации, УМК: способы оценки, оформление экспертного заключения. Экспертная диагностика в ходе аттестации. Рецензирование методической продукции как особый вид экспертизы.

5.  Информационно-издательская деятельность по проблемам дополнительного образования детей. Переработка профессионально значимой информации, систематизация педагогических, методических, информационных материалов по дополнительному образованию детей. Создание и использование фондов медиатеки. Изучение и обобщение актуального опыта. Выпуск информационных бюллетеней. Оформление методических материалов (рекомендаций, разработок, сценариев и т.п.). Подготовка к печати статей, методических и дидактических пособий для педагогов и учащихся. Разработка рекламных материалов по дополнительному образованию детей. Освещение деятельности в средствах массовой информации.

6.  Деятельность по методическому сопровождению ОЭР по дополнительному образованию детей. Создание условий для успешной организации опытно-экспериментальной работы. Разработка положений об опытно-экспериментальных площадках, временных творческих коллективах УДОД. Подготовка методических материалов в соответствии с направлениями опытно-экспериментальной работы УДОД. Экспертиза инновационных проектов. Индивидуальная помощь педагогам-экспериментаторам.

7.             Экспериментальная деятельность методиста по обновлению целей, содержания, форм и педагогических технологий дополнительного образования.Педагогическое творчество и инновационная деятельность. Определение темы. Построение программы деятельности. Планирование эксперимента. Осуществление экспериментальной деятельности. Оформление результатов. Установление связи с научно-исследовательскими организациями по профилю, высшими учебными заведениями, системой повышения квалификации для обеспечения эффективности осуществления экспериментальной работы. Ведение документации по планированию, содержанию, контролю, отслеживанию результатов экспериментальной деятельности, подготовка материалов к печати и рекомендация к их использованию в практике.

8.  Индивидуальное методическое сопровождение педагога дополнительного образования по решению им его задач. Этапы сопровождения образовательной деятельности педагога. Создание условий для полноценной реализации педагога. Помощь в планировании деятельности. Оказание помощи в вопросах комплектования групп и сохранности контингента учащихся. Первая встреча с воспитанниками. Помощь в подготовке, проведении и самоанализе занятия. Методическое сопровождение педагога по реализации образовательной программы дополнительного образования детей. Методическое сопровождение педагога дополнительного образования по созданию образовательной среды. Предоставление всесторонней и актуальной информации о современных технологиях обучения, воспитания и развития детей. Консультирование по вопросам анализа и оценки результативности своей деятельности. Методическое сопровождение участия педагогов дополнительного образования в городских и всероссийских программах и конкурсах. Выявление и предупреждение методистом затруднений педагога дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей  образовательный процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских ...

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей. Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку.

Варианты использования БРС в системе дополнительного образования детей.Использование БРС при изучении истории и культуры Санкт-Петербурга: от внеурочной деятельности к уроку....

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...