«ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
методическая разработка на тему

Тридворнова Светлана Николаевна

 

Как известно, в современной системе дополнительного образования детей  образовательный процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских  образовательных программ.  В статье осписывается как правильно разработать педагогу дополнительного образования образовательно - методический комплекс, который будет дополнять  программу дополнительного образования детей . Так же описывается классификация основных видов методической продукции, рекомендуемых к включению в ОМК и дополняющих образоваетльную программу, технология разработки некоторых видов методической продукции, используемых в ОМК. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ОМК) И ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Разработана:

-Методистом, педагогом дополнительного образования МОУ ДОд Чердаклинского ЦДОд  Тридворновой С.Н.

- методистом, педагогом дополнительного образования МОУ ДОд Чердаклинского ЦДОд   Бильдиной Е.Н.

Рекомендована:  педагогам дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей  Чердаклинского Центра дополнительного образования детей.


Как известно, в современной системе дополнительного образования детей (ДОД) образовательный

процесс  строится преимущественно на основе авторских разработок педагогов, т.е. авторских  образовательных программ. 
К числу таких программ относятся: модифицированные (созданные педагогом путем переработки,   пополнения, изменения других программ), а также авторские оригинальные программы (заявляющие и доказывающие новизну подхода автора-разработчика и принадлежащие ему на правах интеллектуальной собственности).
Помимо авторских разработок, в отдельных направлениях деятельности современных учреждений дополнительного образования детей (УДОД) используются типовые программы для внешкольных учреждений, разработанные несколько десятилетий назад Министерством просвещения СССР и рекомендованные к практическому применению.
В последние годы появилось некоторое количество образовательных программ, рекомендованных к использованию в системе ДОД Министерством образования РФ, Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по физической культуре и спорту (обычно такие программы называют примерными).
Действительно, начинающие работать в системе ДОД педагоги, как правило, испытывают большие трудности в программном обеспечении своей деятельности, поскольку большинство уже созданных программ (за редким исключением) труднодоступно для воспроизведения другими педагогами в силу недостаточной предъявленности (а нередко и просто отсутствия) их методического обеспечения. Ответ на вопрос «как реализовать программу?» чаще всего остается за рамками ее основного текста, существуя в латентном виде и будучи известен только автору-разработчику. Кстати, эта же проблема – реальной работы другого педагога по готовой образовательной программе – сопутствует и современным примерным программам, для практической реализации которых (в силу выраженной наукообразности изложения материала) педагогу-практику нередко необходим методист-переводчик с научного языка на язык практики.
Интенсивный рост количества образовательных программ нередко приводит к их дублированию, многократному «изобретению велосипедов» и в итоге – к постепенной трансформации программного поля ДОД в сторону преобладания модифицированных разработок, в которых все труднее обнаружить что-то новое, оригинальное. 
Между тем потребности детей и родителей на дополнительные образовательные услуги не стоят на месте, и типичной реакцией образовательных учреждений на изменение спроса становится замена одних видов деятельности другими с непременным требованием к педагогу о разработке новой программы. Последнее связано для педагога с большими затратами времени и сил и нередко вызывает у него негативную реакцию вплоть до ухода из системы ДОД. Однако динамика спроса на образовательные услуги часто требует не столько замещения видов деятельности, сколько расширения квалификации педагога в сфере привычного для него тематического пространства, активизации методической работы, применения иных технологий, введения новых приемов. 
Таким образом, в условиях активного насыщения рынка образовательных услуг большим количеством авторских программ, аккумулировавших опыт многих педагогов, существенно возрастает роль методического обеспечения их деятельности. Вместо привычной мобилизации педагога на разработку все новых и новых образовательных программ целесообразно перенести акцент на создание авторских методических систем. Создать собственную методическую систему – это значит воспроизвести авторские способы проектирования целостной образовательной среды, формируемой на основе авторской программы, особых подходов ее разработчика к осуществлению образовательной деятельности, его индивидуального стиля, особого «методического почерка».
Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе ДОД может стать создание апробированных на практике программ-эталонов, сопровождаемых развернутым методическим обоснованием, набором дидактических материалов, возможностью профессионального общения с автором-разработчиком. 
Являясь по существу авторской методической системой, по форме такой набор программно-методических материалов может быть представлен в виде образовательно-методического комплекса (ОМК). ОМК – это совокупность объединенных единым концептуальным основанием программно-методических материалов, регламентирующих образовательную деятельность и организующих образовательный процесс в рамках определенного вида деятельности той или иной направленности ДОД. 

Состав ОМК.
Образовательно-методический комплекс включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное использование материалов ОМК. В их числе: 
 пояснительная записка к ОМК (с указанием актуальности данного ОМК, его концептуальных основ, перечня представленных в ОМК материалов, информации о возможных сферах применения ОМК и его потенциальных пользователях); 
 образовательная программа дополнительного образования детей, отвечающая федеральным требованиям к образовательным программам ДОД ; 
 пакет методических материалов. 
Это могут быть:
o методические рекомендации по организации образовательной деятельности; 
o методическое пособие для педагога; 
o методические разработки отдельных тем и занятий; 
o описание диагностических методик; 
o справочно-информационные материалы; 
o дидактические материалы (карточки, таблицы, схемы, рисунки и т.п.); 
o инструкция по технике безопасности; 
o глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
o компакт-диск, содержащий дополнительное программное обеспечение, электронное пособие и т.п.; 
o другие методические материалы.
 программа проведения мастер-классов по данной программе с краткой аннотацией;
 расписание консультаций разработчика ОМК;
 электронный адрес автора-разработчика для осуществления дистанционных контактов.
Потенциальными источниками для создания ОМК в системе ДОД могут стать программы, имеющие адаптированную к практике УДОД методическую базу, включающую контрольно-диагностический блок. Также обязательным условием для формирования ОМК на базе авторской программы должно быть наличие у автора-разработчика опыта презентации программы в целом и проведения мастер-классов по тематике учебного курса. В качестве исходных для ОМК образовательных программ могут предлагаться:
• программы-лауреаты региональных и всероссийских конкурсов авторских образовательных программ;
• апробированные в практике УДОД программы, выполненные на высоком теоретическом и методическом уровне, подтвержденном письменными отзывами специалистов, знающих специфику ДОД.
Практическая значимость ОМК. 
Акцентирование внимания педагогов-практиков на методическую составляющую их профессиональной деятельности, приобретение опыта методической работы полезно, прежде всего, самим педагогам, поскольку позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире детских потребностей и интересов, с меньшими издержками переходить при необходимости от одних видов деятельности к другим. 
Не менее полезно развернутое методическое обеспечение создаваемых программ и для педагогического сообщества в целом. Обеспечение лучших авторских программ развернутым методическим сопровождением и разработка на этой основе ряда ОМК по конкретным видам деятельности в рамках основных направленностей ДОД в образовательном пространстве г. Москвы позволили бы:
1) сделать интересный опыт наиболее авторитетных в городе педагогов действительно понятным и доступным для реализации;
2) познакомить педагогов-практиков с реальными способами создания методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность в условиях ДОД; 
3) предложить образцы программно-методических материалов, отталкиваясь от которых педагоги могли бы более продуктивно выстраивать собственные модели образовательной деятельности, разрабатывать собственные образовательные программы.
Адресаты ОМК. 
В качестве непосредственных адресатов ОМК могут быть:
 педагоги, начинающие работать в системе ДОД (для них ОМК может выполнять роль условной примерной программы с набором методических приложений, позволяющих адаптировать предлагаемую программу к конкретной учебной группе и работать непосредственно по данной программе);
 педагоги, имеющие опыт работы в близких к данному ОМК сферах деятельности (им могут быть полезны отдельные блоки ОМК, прежде всего, учебно-тематический план и содержание программы, а также методические и дидактические материалы, которые можно использовать для развития вариативности собственной образовательной деятельности);
 методисты системы ДОД, а также ориентированные на профессиональное общение с коллегами педагоги-практики (для них интересен ОМК как целостная система, демонстрирующая технологию обобщения и транслирования педагогического опыта, его преобразования в такие формы, которые были бы доступны пониманию коллег). 

Создание ОМК – дело для педагога абсолютно добровольное, здесь недопустимо какое бы то ни было принуждение. Вместе с тем наличие у педагога ОМК – это значимый показатель его профессиональной зрелости, свидетельство высокого уровня его методической компетентности. 
Наличие же в учреждении ряда ОМК, созданных на базе лучших авторских программ – это характеристика качественного уровня работы его методической службы с педагогическими кадрами.
Активная работа над созданием ОМК и их использование в практике УДОД будет содействовать распространению интересного педагогического опыта, повышению методической культуры педагогов и методистов, улучшению качества программно-методического обеспечения дополнительного образования детей.
Наиболее удачные ОМК, признанные педагогическим сообществом города, могут быть рекомендованы для прохождения через экспертный совет Министерства образования и науки РФ на предмет возможного приобретения ими статуса примерных программ, рекомендованных к использованию в системе дополнительного образования детей.

ОМК И УМК: АНАЛОГИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время в педагогической практике, как в средней, так и в высшей школе, достаточно широко используются учебно-методические комплексы (УМК), разработанные на основе вариативных программ.
При этом чаще употребляется понятие «учебно-методический комплект» и реже – «учебно-методический комплекс». Однако до сих пор они не имеют четкого определения ни в справочной педагогической литературе, ни в учебниках по педагогике, ни в учебно-методических пособиях по предметам. В результате данные понятия трактуются неоднозначно, разные авторы по-разному определяют их состав, что в каждом конкретном случае изменяет возможности их использования. Это подтверждают данные периодической печати, отдельных изданий, диссертационного фонда.
На основе анализа специальной литературы представляется возможным заключить, что в целом эти понятия, хотя и синонимичны, но все же имеют некоторые различия, скорее по структуре, чем по сущностным характеристикам.
Термин «учебно-методический комплект» в основном применяется в общеобразовательной школе и обычно рассматривается как относительно закрытая система печатных и электронных учебных изданий по конкретному учебному предмету, объединенных концептуально, структурно и содержательно. В качестве целостной системы данный набор обучающих средств позволяет обеспечить достижение заданных государственным стандартом образовательных результатов, определяемых программой по данному предмету, на основе оптимального использования возможностей каждого вида входящих в комплект изданий. 
Структура учебно-методического комплекта обычно включает следующие компоненты: 
 учебную программу; 
 учебник (учебное пособие) для учащихся; 
 рабочую тетрадь ученика; 
 сборник заданий;
 методическое руководство для учителя;
 электронное пособие;
 дидактический материал.
Структурные элементы учебно-методического комплекта должны отвечать определенным требованиям (см. Приложение).
Основное предназначение учебно-методических комплектов, разрабатываемых для общеобразовательной школы, состоит в том, чтобы организовать ребенку – косвенно, через учебно-методический комплект – индивидуальную поддержку в освоении учебного материала путем создания таких условий, при которых обучение осуществляется в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выгодский) ученика на основе учета уровня его актуального развития.

В вузах чаще применяют термин «учебно-методический комплекс» (УМК). Учебно-методические комплексы по различным дисциплинам сегодня рассматривают как важный компонент информационной образовательной среды вуза.
Обычно вузовский УМК содержит все необходимые учебные материалы по изучаемому курсу: 
o программу курса; 
o электронный вариант лекций; 
o практикум; 
o электронные учебники; 
o вопросы для подготовки к экзаменам; 
o варианты контрольных работ; 
o комплекс тестовых заданий по курсу; 
o систему рейтинговых оценок; 
o совокупность контролирующих мероприятий; 
o темы проектов, рефератов, курсовых работ и т.д.
УМК могут быть оформлены даже в виде учебных Web-сайтов, размещаемых в локальных сетях факультета и на серверах открытого доступа. 
Примечательность УМК вузов заключается в возможности их использования как в традиционном учебном процессе, так и в его новых моделях, предусматривающих организацию самостоятельной работы студента на основе модульно-рейтинговой системы. Эта система жестко определяет план-график обучения, но предоставляет возможность каждому обучаемому формировать индивидуальный режим обучения с помощью управляющих рейтинговых параметров.
Общая отличительная черта УМК, используемых в вузах, состоит в их ориентации на внедрение в учебный процесс обучающих, контролирующих и управляющих компьютерных средств. Эти средства позволяют организовать систему самостоятельной работы студентов с активным использованием автоматизированных систем генерации и приема контрольно-измерительных материалов, доступных в среде Интернет, сформировать на этой основе систему электронного общения студентов с преподавателями.

Анализ учебно-методических комплектов, используемых в общеобразовательной школе, а также вузовских УМК показывает, что большинство разрабатываемых здесь моделей предназначены, прежде всего, для индивидуальной учебной работы обучающихся. 
Предлагаемые для системы ДОД образовательно-методические комплексы (ОМК) строятся в соответствии со спецификой дополнительного образования детей. Главная отличительная особенность ОМК состоит в том, что это – система средств не столько учебного, сколько образовательного назначения, что отражено в его названии - образовательно-методический комплекс. 
Последнее означает, что все входящие в ОМК компоненты (от образовательной программы до дидактических материалов и мастер-классов) должны быть ориентированы на решение трех групп взаимосвязанных задач и – соответственно этому – достижение трех видов результатов: 
 обучающих (обучение по конкретной предметной области, развитие специальных способностей ребенка);
 развивающих (развитие общих способностей);
 воспитательных (формирование личностных качеств).
Иными словами, и образовательная программа, и методическое пособие, и дидактические средства, и проводимые автором мастер-классы должны содержать предлагаемые автором способы развития специальных и общих способностей ребенка, а также его личностных качеств. 
Иная постановка вопроса в системе ДОД неприемлема в силу специфики самой этой системы, ориентированной на создание наилучших условий для раскрытия индивидуальности каждого конкретного ребенка.
По сути дела речь идет о создании в составе ОМК сквозных модулей, пронизывающих все его компоненты. 

Содержанием развивающего модуля может быть развитие:
• общих интеллектуальных способностей ребенка, которые включают все когнитивные процессы, т.е. «…не только мышление, но также восприятие, внимание, память, воображение и речь»; 
• коммуникативных способностей (знаний, умений и навыков, связанных с процессом общения), при помощи которых обучают детей слушать и понимать друг друга, устанавливать доброжелательные отношения, оказывать влияние, позитивно разрешать конфликтные ситуации , сочувствовать и сопереживать ближнему; формируют умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитывают уважение к чужому мнению, развивают умения общаться в различных социальных группах (в классе, учебной группе, семье).

Содержание воспитательного модуля может охватывать «направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием». 
Здесь вычленяются: 
• социально-нравственное направление – может включать усвоение понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общих человеческих ценностях; формирование элементов гражданско-патриотического сознания; усвоение обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; усвоение понятий культуры социальных отношений, таких, как готовность брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение ; 
• общекультурное направление – может включать усвоение общеэстетических понятий (эстетической способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства), усвоение экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; усвоение знаний и умений, определяющих управление собой (осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности).

Обучающий модуль должен быть разработан по конкретной предметной области в рамках основных направленностей ДОД, возможно, от базового образовательного минимума до более высоких уровней. Этот модуль может включать развитие специальных способностей, связанных с той или иной предметной областью. 
К подобным способностям относятся, к примеру, математические, лингвистические, физико-технические и др. способности Они могут быть выработаны при наличии у ребенка определенных задатков и при условии как можно более раннего его включения в специально организованную, развивающую эти способности, деятельность. 
Развивающий и воспитательный модули по сути своей являются универсальными и могут быть использованы в образовательной программе любой направленности в различном объеме и различных сочетаниях.

Еще одна отличительная особенность ОМК – его непосредственная направленность на педагога и опосредованное воздействие на ребенка. 
Содержание и характер образовательного процесса в дополнительном образовании детей в гораздо большей степени, чем в общем среднем и высшем образовании, зависят от личности педагога, его мировоззрения, квалификации, и самое главное, от трактовки той или иной предметной области, учебного материала. Образовательный диалог ребенка и педагога в дополнительном образовании детей является ведущим средством общения и обучения. 
Образовательный процесс в дополнительном образовании детей представляется более гибким и «живым», чем в системе основного образования, его осуществление и регуляция привязаны к определенной учебной, творческой, нравственной ситуации, каждый раз заново создаваемой педагогом. Это, с одной стороны, помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития ребенка, а с другой стороны, постоянно корректировать в соответствии с уникальностью каждого ребенка образовательные средства педагога (методику, дидактику). 
Вот почему большая часть методических и дидактических материалов в составе ОМК предназначена именно педагогу, а уже через него – обучающимся.

ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ В ОМК:


• соответствие образовательной программы «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 18.06.2003 ;
• соответствие прилагаемых методических материалов целям, задачам, содержанию образовательной программы;
• соответствие образовательной программы и методических материалов принципам доступности, сочетания 
инвариантности и вариативности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ВКЛЮЧЕНИЮ В ОМК И ДОПОЛНЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ


I. Информационно-ознакомительная продукция (имеет целью изложить определенные сведения, подлежащие распространению среди обучающихся и их родителей с целью ознакомления с образовательной программой):
 буклет; 
 листовка;
 аннотированный каталог;
 информационно-методический справочник и т.п.
II. Организационно-методическая продукция (создается для разъяснения цели и порядка (алгоритма) осуществления образовательной деятельности по предлагаемой программе):
 инструкция;
 методическая записка;
 методическая разработка;
 методические рекомендации;
 методическое пособие;
 тематическая папка;
 инструктивно-методический плакат и т.п.
III. Прикладная методическая продукция (вспомогательный дидактический материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий отдельные разделы и темы образовательной программы):
• карточки;
• тестовые задания;
• графики;
• схемы;
• чертежи;
• рисунки;
• карты;
• фотографии;
• иллюстрации;
• видеоролики;
• модели;
• тематическая подборка материала – текстового и наглядно-иллюстративного и т.п.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ВИДАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОМК

Буклет – издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.

Листовка – непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

Аннотированный каталог – нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень кратких характеристик документа или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.

Информационно-методический справочник – сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной деятельности и по ее организации.

Инструкция – пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр. 

Методическая записка – пояснения к последующим методическим материалам, изложенным более сжато: схемам, графикам, таблицам.

Методическая разработка – логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия. Описание последовательности действий должно также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.

Методические рекомендации – вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса либо направления ДОД. Как правило, методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с заявленной тематикой.

Тематическая папка объединяет:
○ нормативные документы, определяющие деятельность в данном конкретном направлении;
○ методические рекомендации;
○ методические разработки конкретных дел;
○ сценарии;
○ материалы из опыта работы;
○ библиографию;
○ дидактический материал.

Инструктивно-методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения.

Тематическая подборка материала – подбор текстового и наглядно-иллюстративного материала по определенному разделу программы или отдельным темам (например, подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.).

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ ВИДОВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОМК

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом). 
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. 
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
 титульный лист; 
 аннотацию;
 сведения об авторе (авторах);
 пояснительную записку;
 содержание;
 список рекомендуемой литературы по данной теме;
 приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
 название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
 фамилия, имя, отчество автора;
 название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);
 название города;
 год разработки.
2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
сути рассматриваемых вопросов;
 предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
 источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации); 
 возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
 обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
 определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);
 краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);
 обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области. 
4. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике: 
 описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;
 дать советы по решению: 
организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы);
финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), 
кадровому обеспечению (требования к экспертам);
 вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
 предостеречь от типичных ошибок.
5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
 планы проведения конкретных дел, мероприятий;
 тестовые задания;
 методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
 примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
 методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
 схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;
 примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

КАК СОСТАВИТЬ МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ


Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации. 
Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
Примерная схема методической разработки может включать:
 название разработки; 
 сведения об авторе;
 цель мероприятия;
 возраст детей; 
 условия осуществления мероприятия; 
 перечень используемого оборудования и материалов; 
 описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;
 методические советы по его организации и подведению итогов;
 список использованной литературы;
 приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

КАК РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам ДОД в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе ДОД могут быть условно разделены на пять основных типов.
1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности ДОД.
3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области ДОД.
4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений ДОД.
5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении ДОД.
Типовая структура методического пособия включает:
- введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников ДОД оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;
- теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
- практическую часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в ДОД;
- дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного УДОД, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам ДОД рекомендуемых работ.

ПРИКЛАДНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ В СОСТАВЕ ОМК

В качестве прикладной методической продукции в составе ОМК используются вспомогательные дидактические материалы, дополняющие, иллюстрирующие, более полно раскрывающие отдельные разделы и темы образовательной программы. Дидактические материалы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал .
Назначение дидактических материалов
Изначально дидактические материалы формируются в минимальном наборе и усеченной конфигурации, что позволяет не затенять содержание начальных шагов преподнесения учебного материала. Будучи жестко подчиненными целям и задачам учебного процесса, они непрерывно модифицируются и тем самым усиливают свою роль, выполняя ряд функций. В числе таких функций: нормативно-прикладная, прогностическая, преобразовательная .
Дидактические материалы могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков. Их можно использовать в качестве способа предъявления обучающимся заданий для проверки усвоения знаний по конкретным темам; средства самостоятельной работы в учебной группе или дома; способа подведения итогов учебной, поисковой, творческой, исследовательской деятельности учащихся.
Виды дидактических материалов:
• демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
• раздаточный материал (задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
• модели, макеты;
• тесты;
• игры.
Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.
Требования к дидактическим материалам: 
• ориентация на обучение с опережением (учебный материал должен быть сложнее того, которым ребенок может легко овладеть; следует учитывать принципиальное положение Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»);
• увлекательность содержания (качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения; поэтому задания должны выполняться не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно);
• вариативность форм и способов подачи материала;
• нацеленность на развитие творческих способностей (этому способствует разнообразие видов деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все задания выполнялись ими самостоятельно).
Технология создания и применения дидактических материалов 
Определение целей обучения: педагог должен, прежде всего, для себя, ответить на вопрос: для чего, для каких целей он создает тот или иной дидактический материал. Поводом для актуализации могут послужить проблемы учащихся при усвоении того или иного материала, опережение в развитии, выстраивание межпредметных связей и т.п.
Отбор содержания учебного материала – один из ключевых моментов создания дидактических материалов. Педагог, находясь в контексте образовательной программы, должен выбрать такой аспект учебного материала, который бы позволил более эффективно донести содержание до каждого ребенка, обеспечив быстрое восприятие за счет максимальной наглядности и доходчивости. Для этого сначала необходимо осуществить анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания. Затем следует определение области применения и цели использования дидактических средств в системе занятий.
Разработка средств контроля знаний и способов их применения. Средства контроля знаний при применении дидактических материалов находятся в прямой зависимости от образовательных целей, поставленных при их разработке. Если дидактический материал разработан с целью закрепления, проверки или коррекции знаний и навыков, то и средства контроля должны адекватно отражать их динамику, например, в виде индивидуальных карт и т.п. Если же дидактический материал служит для проведения исследований и ресурсом для создания новых творческих работ учащихся, то средства контроля могут быть опосредованными.
Включение дидактических материалов в образовательный процесс предполагает ряд этапов (апробация, корректировка, применение), а иногда и создание определенных условий для более эффективного использования. Так, например, методика применения дидактических материалов может предполагать активную работу учащихся в малой группе в диалоговом режиме, чему будет способствовать специфическое оборудование помещения, расположение детей за «круглым столом», использование мозаичного раздаточного материала с учебной информацией и заданиями, требующего коллективного решения и т.д.

ЧТО ТАКОЕ МАСТЕР-КЛАСС И КАК ЕГО ПРОВЕСТИ

Мастер-класс – это одна из продуктивных форм методической работы, которая не только дает возможность распространять инновационные элементы педагогической деятельности, но и вдохновляет коллег на постоянное развитие, самосовершенствование. Это занятие в прямом эфире, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Цель мастер-класса — в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.
Мастер-класс предполагает изложение материала в ходе совместной с участниками мастер-класса работы. Ведущий раскладывает процесс создания демонстрируемого произведения (продукта, процесса, конкретной методики) на этапы и постепенно демонстрирует их, а участники также поэтапно повторяют действия преподавателя.
Мастер-класс – это:
• главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы;
• эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;
• особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;
• форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества;
• открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;
• особый вид обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающуюся на собственные принципы и имеющую особую структуру;
• способ передачи педагогического мастерства одного педагога другому и умение автора занятия найти дело всем участникам, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;
• форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как: личность педагога с новым мышлением, не простое сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений, интерпретативная культура представления опыта и др.
Важные особенности мастер-класса:
- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;
- создание условий для включения всех участников в активную деятельность;
- постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание различных ситуаций;
- приемы, раскрывающие творческий потенциал как Учителя (автора мастер-класса), так и «учеников» (участников мастер-класса).
Алгоритм проведения мастер-класса
Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.
Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».
Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).
Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.
Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. 

Используемая литература:

1. Виды методической продукции. Справочник. – Ярославль, 1995.
2. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2003. № 6.
3. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник / Автор-составитель Д.Е. Яковлев. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Зайнутдинова Л.Х. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). – Астрахань: АГТУ, 1999. 
5. Ибрагимова Г.Ж. Учебно-методический комплект – требование времени // Непрерывное образование. 2006. № 4. 
6. Иода Е.В. Бизнес-планирование: Учебно-методический комплекс. – М.: РосНОУ, 2003.
7. Каргина 3.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей // Внешкольник. 2006. № 5.
8. Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей-предметников / RELARN-2004. Тезисы доклада: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_18.html.
9. Краснова Г.А., Беляева М.И., Соловов А.В. Технология создания электронных обучающих средств. – М.: МГИУ, 2002. 
10. Лобашев В.Д. Некоторые характеристики дидактических средств // Дополнительное образование и воспитание. 2006. № 6.
11. Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы различного уровня и направленности // Официальные документы в образовании. № 34 (241), декабрь 2003.
12. Методические рекомендации по составу и структуре учебно-методических комплексов / А.А. Сытник, Т.Э. Шульга, Н.И. Мельникова и др. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 
13. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.
14. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
15. Опыт проектирования образовательных программ (Методические рекомендации) / Автор Е.Ю. Васильева. Вып.12. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.
16. Пак Н.И. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов с помощью учебно-методических комплексов: http://uop6.kspu.ru/uploads/1111475192/pak.doc
17. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-пресс, 2003.
18. Проектирование образовательных программ в учреждении дополнительного образования детей / Сост. Л.Н. Буйлова. – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. 
19. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / Сост.: Л.Н. Буйлова и др. – М., 2002.
20. Сытник А.А., Шульга Т.Э., Мельникова Н.И., Папшев С.В., Аверьянова С.Ф. Концептуальная модель организации учебного процесса в системе открытого образования в структуре интегрированного университета. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
21. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. Письмо Минобразования РФ № 28-02-484/16 от 18.06.2003 г. // Внешкольник. 2003. № 9.
22. Чуракова Р.Г. Презентация учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа» // Методист. 2004. № 1.
23. Шевякова И.А., Ярославцева М.Ю. Общеучебные навыки как системно-деятельностная основа компетентностного подхода в образовании. Инновационная технология. – Ижевск, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...

Роль методиста в системе дополнительного образования детей

В статье рассматривается роль методиста в учреждениях дополнительного образования, его должностные обязанности и права.Ключевые слова: дополнительное образование, методист, методическая деятельность, ...