Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей по изучению боевых искусств (карате)
методическая разработка

 Шпирко  Александр  Валентинович

В статье представлены игровые упражнения и игры  для развития спортивных качеств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpirko_aleksandp_valentinovich.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

 Шпирко Александр Валентинович

   педагог доп. Образования,

СОШ №334 Невского района

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей по изучению боевых искусств (карате)

        Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.

        Подвижные игры и игровые задания с элементами единоборства - любимый вид физических упражнений школьников подростков и юношей. Игры-упражнения с элементами единоборства наиболее отвечают анатомо- физиологическим и психическим особенностям детей и подростков (спортсменов).

        Использование игровых средств на занятиях по изучению карате и других единоборств  способствует освоению искусства владения своим телом, формированию умения сохранять устойчивость, маневрировать, маскировать свои намерения, развитию способности самостоятельно решать поставленные задачи, защищаться отступая, осуществлять захваты и освобождаться от них. Благодаря наличию соревновательных моментов, игры-упражнения оказывают эффективное воздействие на развитие физических качеств и прежде всего силовых, скоростных, выносливости, координации ловкости, а также на воспитание таких ценных морально-волевых качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

        В методической литературе, к сожалению, еще недостаточно раскрыты возможности соревновательно - игрового метода с целью развития физических качеств у спортсменов. Однако практика показывает, что при правильном использовании данного метода дети и подростки  всегда увлечены, внутренне подтянуты.

        Игры на занятиях и тренировках выступают как средство побуждения, стимулирования спортсменов к реальным достижениям в области единоборств (карате).

профессор Г. К. Селевко, автор «Энциклопедии образовательных технологий» отмечает: «Игровая деятельность, применительно к изучению боевых искусств, используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий;

- как элементы технической и боевой подготовки бойца;

- как технология подготовки к экзамену на пояс ( кю) . 

        Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на спортсмена. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр -  наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.

Игра является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации, выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Кроме того, игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической подготовки  способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально-волевых качеств, укреплению организма спортсмена.

Использование игровой технологии на тренировках  и занятиях помогает повышать эмоциональность спортсменов .

Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов. При организации игр необходимо выбрать безопасное место для их проведения.

                 На тренировках    по изучению боевых искусств систематически используются следующие игры по разделам:

Игры с преимущественным развитием координации и ловкости.                               «Пятнашки в парах»

Каждый участник получает задание первым коснуться той или иной части тела соперника. Условия могут быть самыми разнообразными: осалить одной или двумя руками, коснувшись ноги, руки, поясницы, затылка, лопатки соперника.

Методические указания. Данные задания выполняют на месте, стоя в полный рост или на коленях, передвигаясь по ограниченной площадке или по всему залу. На выполнение каждого задания отводится не более 1 мин.

«Борьба за преимущество»

Цветную ленточку длиной 15-20 см. каждый участник располагает в различных частях своей одежды: за поясом спортивных брюк, в одном из карманов курточки или брюк, в спортивной обуви, помещая её так, чтобы конец ленточки выступал наружу не менее чем на 7-10 см. По сигналу соперники, используя перемещения, захваты, обманные движения, стремятся завладеть ленточкой соперника и в то же время сохранить свою собственную, Продолжительность поединка 1-1,5 мин.

Методические указания. Условия поединка можно разнообразить – помещать одновременно две-три ленточки в разных местах одежды. Во время игры не разрешается трогать руками свою ленточку.

Игры с преимущественным развитием устойчивости и равновесия

 «Пятнашки »

Участники занимают положение упора лежа друг перед другом на расстоянии шага. По сигналу каждый, применяя рывки за руку, старается вывести из равновесия соперника и вынудить его коснуться какой либо частью тела пола, кроме ступней  опорных рук.

Методические указания. Обращать внимание, чтобы игроки не поднимали таз высоко от пола, не перемещались назад с положенной дистанции.

« Хозяин острова»

Игроки, стоя на линии в 1м друг от друга, захватив одноименную руку партнера за большой палец и используя этот захват, стремятся вынудить своего соперника сойти с линии - своего острова. Продолжительность игры 1-1,5 мин.

Методические указания. В ходе поединка запрещено помогать свободной рукой. Вариант: 1) захват за одну руку 2) захват обеими руками                                                                     «Держи равновесие»

Оба игрока занимают положение упора лежа напротив друг друга на расстоянии шага. По сигналу каждый участник старается вывести из равновесия своего партнера, лишив его опоры подсекающими движениями руки.

Методические указания. Во время игры не разрешается захватывать соперника за руку, касаться пола коленом и животом.                                                                                      

« Ограниченный бой»

В круге диаметром 3 м лицом друг к другу, стоя на одной, а другую поддерживая двумя руками за голень, находятся два игрока. Упираясь плечом и грудью, соперники стремятся заставить друг друга оставить пределы круга или коснуться другой ногой пола. Победителю в поединке зачисляется 1 очко.                                                                                                  

Игры с преимущественным развитием силовых качеств.

«Сохрани мяч»

Стоя лицом друг к другу, соперники равноценным захватом обеими руками удерживают набивной мяч. По сигналу каждый пытается овладеть мячом и , сделав это, должен поднять его над головой. Количество попыток нечетное. Варианты: 1) соперники стоят на коленях лицом друг к другу; 2) соперники, сидя спиной друг к другу, равноценным захватом удерживают мяч над головой.                                                                                         Методические указания. Победа присуждается тогда, когда мяч поднят над головой.                                                                                                                                       « Новый хозяин острова »

Оба игрока становятся в центр круга . По сигналу каждый старается, обхватив руками соперника, поднять его и вынести из круга, не давая возможности коснуться ногами пола. Продолжительность схватки 1,5-2 мин.

Методические указания. Партнеры подбираются одинаковые по весу. Запрещается упираться руками в лицо и в шею соперника, цепляться ногами за ноги партнера, делать подножки. Вариант: То же самое ,но играют командами.

«Перетягивание, сидя на полу»

Игроки садятся на пол лицом друг к другу так, чтобы ступни разведенных в стороны ног одного упирались в ступни другого, разноименные руки соединены в замок. По сигналу каждый игрок тянет на себя руки, стремясь таким способом приподнять соперника над полом и продержать в таком положении 5 сек. Количество попыток не четное.Методические указания. Следить за тем, чтобы игроки не сгибали ноги в коленях. Если игрок умышленно распускает захват, ему засчитывается поражение.

 «Обруч» Игроки образуют, держась за руки. По сигналу они, дергая друг друга назад –вперед, стараются разорвать круг. Два игрока, между которыми образовался разрыв, выходят из игры. Затем вновь по сигналу игра возобновляется. И снова из нее выходят два игрока, разорвавшие соединение рук,.. Выигрывают игроки, оставшиеся в круге последними.

         Игровые технологии (использование подвижных игр) укрепляют здоровье, развивают находчивость, чувство товарищества, дают возможность реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов. 2004 г. В.И. Лях, А.А. Зданевич.                                                                                                      2. Подвижные игры. В.Г. Яковлев, В.П. Ратников. М. «Просвещение» 2009г.

3.Силовая подготовка детей школьного возраста. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. М. «НЦ ЭНАС» 2002г.

      4. «Игры и эстафеты. В.В. Кузин, С.А. Полиевский. М. «ФиС» 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...

Занятие в системе дополнительного образования детей

В системе дополнительного образования детей основной формой организации процесса обучения является учебное занятие. В презентации раскрываются функции, этапы и формы организации занятия, формы выявлен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Педагог-организатор в системе дополнительного образования детей осуществляет работу с учащимися, а также обеспечивает организацию и проведение широкого спектра мероприятий, в том числе направленных на...

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...

Выступление на МО "Основные требования к современному учебному занятию в системе дополнительного образования детей"

laquo;Великая цель образования- не знания, а действия» Г. СпенсерЛ. А. Новиков приводит следующее определение понятия «требование». По его мнению — это усл...