Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей
статья по физкультуре

Людмила Михайловна Игнатьева, педагог дополнительного образования

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей

 

Игра – дело серьезное

 

«В детском возрасте игра – это норма,

и ребенок должен всегда играть,

даже когда делает серьезное дело»

А. С. Макаренко

 

 

 

Игровая технология – один из популярных и наиболее эффективных педагогических приемов, особенно в системе дополнительного образования детей. В основе такой технологии -  усвоение ребенком общественного опыта в привлекательной для него, ненасильственной форме. В первую очередь игротехнология способствует умению строить отношения в коллективе, закладывает основы работы в команде, что необходимо как для малыша, так и взрослого человека. Родителям важно понять, что именно в детские годы формируется характер, и не всегда время, потраченное, к примеру, на изучение иностранного языка, в будущем окупится, если у подростка не окажется опыта командной работы, который формируется при игровых занятиях.

 

   Цели и привила игры

Следует учитывать, что дополнительное образование, как правило, связано со второй сменой, когда у школьника уже может накопиться эмоциональная усталость: внимание, концентрация, трудоспособность снижаются. И тогда игра становится основным методом, позволяющим сбросить напряжение, вновь «зарядить батарейки», возродить способность усваивать новые знания. Как известно, лучший отдых – смена занятий.

   Игровые технологии могут быть обучающими, развивающими, воспитательными, социальными, но все они направлены на то, чтобы

- разбудить активность детей;

- дать им оптимальный способ усвоения знаний, опыта;

- подвести ребенка к процессу творчества;

- вывести его на самостоятельность, активность, общение с другими детьми.

    При этом необходимо соблюдать главный принцип дополнительного образования: дети должны заниматься с удовольствием. В кружки, секции, творческие объединения ребята записываются по собственному желанию. Организация занятия в форме игры позволяет решить эту задачу: чтобы ребенок получал удовольствие. 

    В то же время игровой метод – игровая технология построения занятия не синоним развлечению. Она направлена на раскрытие творческих способностей, выявление скрытых пока ресурсов, которые в потенциале могут быть реализованы. И здесь немаловажен вопрос дисциплины. Решается он достаточно просто - в соответствии с выбранной игровой технологией. Любой игре присущи правила, регламентирующие структуру и ход игры, они должны соблюдаться. Договоренность участников группы о правилах поведения на занятиях и есть правила игры.

   А каковы же санкции за нарушение? Двойка как оценка невыполненных заданий допустима на уроках в школе, но не допустима для дополнительного образования. Педагог дополнительного образования должен проявить свою фантазию, придумать какие-либо забавные, не обидные  штрафы. При этом он не может действовать чрезмерно жестко, устанавливая свои правила. Лучше всего договориться с группой и дать возможность участникам самим придумать штрафы, стимулирующие исправлять ошибки, добиваться лучшего.

   Стимулы и оценки

    Делегировать ведущую позицию и полномочия самим участникам группы - еще одна значимая составляющая игровых технологий. В результате у ребенка повышаются самооценка, самосознание, ответственность, улучшаются коммуникативные навыки, навыки самовыражения, вырабатываются лидерские качества. При этом, опираясь на естественный азарт, стремление быть лучшим, педагог дополнительного образования создает условия здоровой конкуренции через игру, чтобы ребенок стремился достичь результата. Стимулом может быть звание «самого быстрого», «самого лучшего», наличие какого-либо приза, поощрения.

    Вместе с тем, стимулирующие игровые технологии не должны приводить к отрицательным психологическим нагрузкам, особенно в работе с группами из начальной школы. Степень реакции может быть не адекватна проигрышу и не соответствовать важности игры. Необходимо предупредить даже потенциальную возможность возникновения подобных ситуаций. Чтобы избежать их, можно предусмотреть, к примеру, чтобы победитель был не один, а несколько, а также, чтобы в группе не выявились явные аутсайдеры. В связи с этим стимулирующие игры хорошо проводить командами.

   Сама сфера дополнительного образования позволяет педагогу реализовывать свои авторские идеи, при использовании игровых технологий у него гораздо больше возможностей проявить творческий подход, чем в общем образовании. Разумеется, используемые при этом приемы и выбранные игры должны работать на главное - успешное освоение образовательной программы.

    Сегодня игровая технология по праву занимает ведущее место в системе дополнительного образования. По результатам исследований специалистов-психологов установлено: при использовании игровых методов, благодаря сближению учебного материала и практическому его применению во время игры, достигается высокое усвоение знаний и приобретение необходимого опыта. Плюс к этому, у детей значительно усиливаются мотивация и активность в обучении.

      Ключевая проблема - мотивация

   За счет игровой технологии решается одна из ключевых проблем педагогики — проблема мотивации получения знаний. Игра нравится обучающимся любого возраста: они готовы прикладывать много сил, тратить время, извлекать и использовать свой творческий потенциал. Именно поэтому игра, став средством педагогики, используется для достижения вполне конкретных целей, названных выше.

   При этом, как любое другое учебное занятие, педагогическая игра требует проектирования и подготовки. При разработке плана игрового занятия должны быть учтены и соблюдены основные принципы игротехнологии:

– состязательность, организация здоровой конкуренции;

– умение моделировать, имитировать, драматизировать;

– демократизация образовательного процесса;

– толерантность, конструктивность, свобода деятельности;

- эмоциональная заряженность играющих и их физические нагрузки.

  Следует отметить, что роль педагога в игровых технологиях – при всей кажущейся легкости организации и проведения занятия – ничуть не менее, а скорее даже более высока и ответственна, чем при обычном образовательном процессе. При внедрении этой технологии ведущий занятие должен в первую очередь сам досконально владеть внедряемыми приемами обучения и приучить детей к новым методам работы, анализировать ход учебного занятия и вносить коррективы, уметь оценивать результаты, используя методы педагогической диагностики.

   Игра как моделирование будущего

   Педагогические игры могут быть классифицированы по нескольким принципам и параметрам. Но каждая из них это своего рода моделирование будущего ребенка. Опыт показал, если у человека с детства не сформированы навыки общения, поведения в коллективе, отсутствует опыт командной работы, то дополнительные знания, полученные при занятиях с репетиторами, в будущем редко дают полноценную отдачу. Именно общественно-ориентированные игровые технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

    При выборе кружков, секций, творческих объединений дополнительного образования родителям следует поинтересоваться по каким методиками проводятся занятия. Кроме того, что игровая технология уже признана наиболее эффективной, с ее помощью ребенку можно привить интерес и даже любовь к тому или иному виду занятий. Как известно, если у человека, особенно маленького нет желания чем-то заниматься, то пользы будет немного. Желание возможно пробудить именно с помощью игровой технологии.   

      Приведем примеры некоторых видов игр, наиболее часто применяемых на практике и зарекомендовавшие наиболее эффективными с точки зрения формирования навыков работы в команде и получения необходимого опыта социального общения.

   Тренинговые игры способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе; создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях; развивают важные качества личности – умение понять другого, наблюдательность, внимание, воображение, интуицию.

   В ходе игры-имитации происходит реконструкция какого-либо события, имитируется конкретная деятельность людей и обстановка. При подготовке к проведению такой игры педагогу необходимо разработать сюжет, описать структуру события. Она способствует выработке практического опыта у ребенка в разных ситуациях.

   Игра-операция помогает отработать выполнение определенных специфических действий. Как правило, игры такого типа проводятся в условиях, которые копируют реальные.

   Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с необходимым предметным содержанием. В ходе их отрабатывается логика принятия решений, тактика поведения, выполнение обязанностей тех или иных лиц.

   Игра-соревнование позволяет отрабатывать элементы борьбы и сотрудничества – индивидуально и в команде. По содержанию эти игры чрезвычайно разнообразны, одной из главных задач ставится – выработка командного духа и умения действовать в команде.

 

Одна из главных задач дополнительного образования – организовать свободное время, социализировать и адаптировать ребенка к жизненным обстоятельствам, сформировать общую культуру, развить личность. Родителям важно точно определиться, что важнее для ребенка: получить только дополнительные знания или вместе с ними — опыт общения, командный дух, удовольствие от игры.

    Современные игровые технологии рассчитаны не только на педагогическое сопровождение развития личности ребенка, но и на его самообразование, на максимальную самореализацию в школьном коллективе и в обществе в целом. Педагогические игротехнологии – один из самых развивающихся сегодня секторов в сфере образования, впрямую сочетающийся с использованием компьютерных игровых программ. Их не всегда и не обязательно надо совмещать, но точно – недопустимо противопоставлять. Еще раз напомним: смена занятий – лучший отдых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignateva_l.m.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Игнатьева Л.М. педагог дополнительного образования

        ГБОУ школа № 485 Московского района

         Санкт-Петербурга

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей

Игра – дело серьезное

«В детском возрасте игра – это норма,

и ребенок должен всегда играть,

даже когда делает серьезное дело»

А. С. Макаренко

Игровая технология – один из популярных и наиболее эффективных педагогических приемов, особенно в системе дополнительного образования детей. В основе такой технологии -  усвоение ребенком общественного опыта в привлекательной для него, ненасильственной форме. В первую очередь игротехнология способствует умению строить отношения в коллективе, закладывает основы работы в команде, что необходимо как для малыша, так и взрослого человека. Родителям важно понять, что именно в детские годы формируется характер, и не всегда время, потраченное, к примеру, на изучение иностранного языка, в будущем окупится, если у подростка не окажется опыта командной работы, который формируется при игровых занятиях.

   Цели и привила игры

Следует учитывать, что дополнительное образование, как правило, связано со второй сменой, когда у школьника уже может накопиться эмоциональная усталость: внимание, концентрация, трудоспособность снижаются. И тогда игра становится основным методом, позволяющим сбросить напряжение, вновь «зарядить батарейки», возродить способность усваивать новые знания. Как известно, лучший отдых – смена занятий.

   Игровые технологии могут быть обучающими, развивающими, воспитательными, социальными, но все они направлены на то, чтобы

- разбудить активность детей;

- дать им оптимальный способ усвоения знаний, опыта;

- подвести ребенка к процессу творчества;

- вывести его на самостоятельность, активность, общение с другими детьми.

    При этом необходимо соблюдать главный принцип дополнительного образования: дети должны заниматься с удовольствием. В кружки, секции, творческие объединения ребята записываются по собственному желанию. Организация занятия в форме игры позволяет решить эту задачу: чтобы ребенок получал удовольствие.  

    В то же время игровой метод – игровая технология построения занятия не синоним развлечению. Она направлена на раскрытие творческих способностей, выявление скрытых пока ресурсов, которые в потенциале могут быть реализованы. И здесь немаловажен вопрос дисциплины. Решается он достаточно просто - в соответствии с выбранной игровой технологией. Любой игре присущи правила, регламентирующие структуру и ход игры, они должны соблюдаться. Договоренность участников группы о правилах поведения на занятиях и есть правила игры.

   А каковы же санкции за нарушение? Двойка как оценка невыполненных заданий допустима на уроках в школе, но не допустима для дополнительного образования. Педагог дополнительного образования должен проявить свою фантазию, придумать какие-либо забавные, не обидные  штрафы. При этом он не может действовать чрезмерно жестко, устанавливая свои правила. Лучше всего договориться с группой и дать возможность участникам самим придумать штрафы, стимулирующие исправлять ошибки, добиваться лучшего.

   Стимулы и оценки

    Делегировать ведущую позицию и полномочия самим участникам группы - еще одна значимая составляющая игровых технологий. В результате у ребенка повышаются самооценка, самосознание, ответственность, улучшаются коммуникативные навыки, навыки самовыражения, вырабатываются лидерские качества. При этом, опираясь на естественный азарт, стремление быть лучшим, педагог дополнительного образования создает условия здоровой конкуренции через игру, чтобы ребенок стремился достичь результата. Стимулом может быть звание «самого быстрого», «самого лучшего», наличие какого-либо приза, поощрения.

    Вместе с тем, стимулирующие игровые технологии не должны приводить к отрицательным психологическим нагрузкам, особенно в работе с группами из начальной школы. Степень реакции может быть не адекватна проигрышу и не соответствовать важности игры. Необходимо предупредить даже потенциальную возможность возникновения подобных ситуаций. Чтобы избежать их, можно предусмотреть, к примеру, чтобы победитель был не один, а несколько, а также, чтобы в группе не выявились явные аутсайдеры. В связи с этим стимулирующие игры хорошо проводить командами.

   Сама сфера дополнительного образования позволяет педагогу реализовывать свои авторские идеи, при использовании игровых технологий у него гораздо больше возможностей проявить творческий подход, чем в общем образовании. Разумеется, используемые при этом приемы и выбранные игры должны работать на главное - успешное освоение образовательной программы.

    Сегодня игровая технология по праву занимает ведущее место в системе дополнительного образования. По результатам исследований специалистов-психологов установлено: при использовании игровых методов, благодаря сближению учебного материала и практическому его применению во время игры, достигается высокое усвоение знаний и приобретение необходимого опыта. Плюс к этому, у детей значительно усиливаются мотивация и активность в обучении.

      Ключевая проблема - мотивация

   За счет игровой технологии решается одна из ключевых проблем педагогики — проблема мотивации получения знаний. Игра нравится обучающимся любого возраста: они готовы прикладывать много сил, тратить время, извлекать и использовать свой творческий потенциал. Именно поэтому игра, став средством педагогики, используется для достижения вполне конкретных целей, названных выше.

   При этом, как любое другое учебное занятие, педагогическая игра требует проектирования и подготовки. При разработке плана игрового занятия должны быть учтены и соблюдены основные принципы игротехнологии:

– состязательность, организация здоровой конкуренции;

– умение моделировать, имитировать, драматизировать;

– демократизация образовательного процесса;

– толерантность, конструктивность, свобода деятельности;

- эмоциональная заряженность играющих и их физические нагрузки.

  Следует отметить, что роль педагога в игровых технологиях – при всей кажущейся легкости организации и проведения занятия – ничуть не менее, а скорее даже более высока и ответственна, чем при обычном образовательном процессе. При внедрении этой технологии ведущий занятие должен в первую очередь сам досконально владеть внедряемыми приемами обучения и приучить детей к новым методам работы, анализировать ход учебного занятия и вносить коррективы, уметь оценивать результаты, используя методы педагогической диагностики.

   Игра как моделирование будущего

   Педагогические игры могут быть классифицированы по нескольким принципам и параметрам. Но каждая из них это своего рода моделирование будущего ребенка. Опыт показал, если у человека с детства не сформированы навыки общения, поведения в коллективе, отсутствует опыт командной работы, то дополнительные знания, полученные при занятиях с репетиторами, в будущем редко дают полноценную отдачу. Именно общественно-ориентированные игровые технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.

    При выборе кружков, секций, творческих объединений дополнительного образования родителям следует поинтересоваться по каким методиками проводятся занятия. Кроме того, что игровая технология уже признана наиболее эффективной, с ее помощью ребенку можно привить интерес и даже любовь к тому или иному виду занятий. Как известно, если у человека, особенно маленького нет желания чем-то заниматься, то пользы будет немного. Желание возможно пробудить именно с помощью игровой технологии.    

      Приведем примеры некоторых видов игр, наиболее часто применяемых на практике и зарекомендовавшие наиболее эффективными с точки зрения формирования навыков работы в команде и получения необходимого опыта социального общения.

   Тренинговые игры способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе; создают адекватный эмоциональный фон общения, доверительность и доброжелательность в отношениях; развивают важные качества личности – умение понять другого, наблюдательность, внимание, воображение, интуицию.

   В ходе игры-имитации происходит реконструкция какого-либо события, имитируется конкретная деятельность людей и обстановка. При подготовке к проведению такой игры педагогу необходимо разработать сюжет, описать структуру события. Она способствует выработке практического опыта у ребенка в разных ситуациях.

   Игра-операция помогает отработать выполнение определенных специфических действий. Как правило, игры такого типа проводятся в условиях, которые копируют реальные.

   Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с необходимым предметным содержанием. В ходе их отрабатывается логика принятия решений, тактика поведения, выполнение обязанностей тех или иных лиц.

   Игра-соревнование позволяет отрабатывать элементы борьбы и сотрудничества – индивидуально и в команде. По содержанию эти игры чрезвычайно разнообразны, одной из главных задач ставится – выработка командного духа и умения действовать в команде.

Одна из главных задач дополнительного образования – организовать свободное время, социализировать и адаптировать ребенка к жизненным обстоятельствам, сформировать общую культуру, развить личность. Родителям важно точно определиться, что важнее для ребенка: получить только дополнительные знания или вместе с ними — опыт общения, командный дух, удовольствие от игры.

    Современные игровые технологии рассчитаны не только на педагогическое сопровождение развития личности ребенка, но и на его самообразование, на максимальную самореализацию в школьном коллективе и в обществе в целом. Педагогические игротехнологии – один из самых развивающихся сегодня секторов в сфере образования, впрямую сочетающийся с использованием компьютерных игровых программ. Их не всегда и не обязательно надо совмещать, но точно – недопустимо противопоставлять. Еще раз напомним: смена занятий – лучший отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...

Занятие в системе дополнительного образования детей

В системе дополнительного образования детей основной формой организации процесса обучения является учебное занятие. В презентации раскрываются функции, этапы и формы организации занятия, формы выявлен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Педагог-организатор в системе дополнительного образования детей осуществляет работу с учащимися, а также обеспечивает организацию и проведение широкого спектра мероприятий, в том числе направленных на...

Выступление на МО "Основные требования к современному учебному занятию в системе дополнительного образования детей"

laquo;Великая цель образования- не знания, а действия» Г. СпенсерЛ. А. Новиков приводит следующее определение понятия «требование». По его мнению — это усл...