Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"
методическая разработка по теме
Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.
Путешествие в прошлое Земли - тема третьего года обучения по программе "Твой дом" дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.
Программа "Твой дом" ориентированна на работу с детьми младшего школьного возраста с системе дополнительного образования в области экологического воспитания. Программа представляет собой двухступенчатый четырехгодичный курс обучения:
первая ступень - одногодичный, пропедевтический курс, направленная на выявление и формирование первичного интереса к природе;
вторая - трехгодичная, погружение в программу, направленная на развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка по отношению к природе.
Стратегическая устремленность программы - развитие у ребенка представлений о себе, как неотделимой части природы на основе укрепления эмоционально-чувственного отношения к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_itogovogo_uroka_3_klass.doc | 245 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие» с функциями межшкольного центра
ФИО учителя: Заостровская Марьяна Юлиевна
Предмет: Игровая экология
Год обучения: 3 год
Номер урока в теме: 35-36 (заключительные по курсу)
Тема занятия: Итоговая аттестация
Цель: Проверить сформированность универсальных учебных действий (УУД).
Задачи:
- Предметные УУД
- Обобщить знания, обучающихся по теме Путешествие в прошлое
- Метапредметные УУД
- Проверить способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.).
- Оценить умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
- Оценить умение удерживать цель и идти к ней; умение действовать «по правилам».
- Коммуникативные УУД: умения слушать, объяснять, договариваться и приходить к общему мнению, работать в команде.
Тип урока: Итоговый урок
Оборудование:
- техническая составляющая – интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook.
- дидактическая составляющая – разработка итогового занятия, повязка на глаза, жетоны.
Основные понятия: Прошлое, Вселенная, планета, Земля, миф, легенда, гипотеза, теория, эволюция, археология, клетка, папоротник, хвощ, динозавр, скелет, племя, старейший, тотем, приручение, одомашнивание животных, культурные растения, генеалогическое древо, предки, традиции.
План урока (с указанием времени):
- Организационная часть (5 минут)
- Проверка знаний (60 минут)
- Обобщение (10 минут)
- Подведение итогов (5 минут)
Использованные ресурсы
Ход урока
Обязательно должен содержать описание методики использования интерактивных образовательных и технических средств.
Этап урока | Что делают | Использование интерактивных средств (с указанием времени) | |
Учитель | Ученики | ||
Орг. часть | Приветствие. В соответствии с темой нашего сегодняшнего занятия ответьте на вопрос: почему последний кадр в ленте времени пустой? Лента времени наглядно показывает нам процесс эволюции. Посмотрите, какой он длительный. Возраст нашей планеты около 5млрд лет. | Должны принять цель и правила работы | Заставка – титульный слайд |
| Учитель поэтапно открывает на вопросы для обобщения знаний и организовывает совместную беседу. | Обучающиеся, в порядке очередности, высказывают своё мнение. | 2 слайд |
| 1. Подготовка к путешествию Перед началом своей операции путешественники сверяют часы и договариваются о языке жестов и прочих важных вещах. Нам тоже предстоит уточнить терминологический язык и потренироваться в умении объясняться друг с другом. 1.1. Термины Учитель перелистывает слайд и открывает первую ячейку в первом столбике таблицы. Задание прочитать расшифровку термина и записать на листочке его название. Затем учитель открывает по очереди все ячейки 1 столбика. (Задание рассчитано на повышенный уровень знаний). Если учитель видит, что задание у всех вызывает затруднение, то открывает ячейки второго столбика, где даны ответы, но надо найти соответствие между ячейками первого и второго столбиков. (Ученики, которые справились на первом этапе, могут себя проверить). 1.2. Описание предмета (формирование коммуникативных навыков) А сейчас мы испытаем себя умением работать в команде. Нам потребуется два эксперта, умеющие понимать других людей с полуслова и команда умельцев объяснять другим людям сложные вещи. Добровольцу завязывают глаза, ставят спиной к экрану, а остальным показывают слайд с изображением картофеля. По правилам игры команда должна объяснить своему товарищу что они увидели, не используя при этом слова написанные на доске (и однокоренные слова). Будем считать, что теперь мы прошли предварительные испытания и готовы к настоящему путешествию. 2. Путешествие в прошлое Перед нами машина времени, которая может перенести нас в прошлое. Учитель приглашает по очереди учеников для включения машины времени. После выбора даты путешествия, с помощью гиперссылки включается слайд, характеризующий данный период времени. Учитель вытягивает закладку и предлагает ученику, запустившему машину времени, прочитать вводную характеристику того периода времени развития Земли, куда все попали. Далее учитель предлагает желающим дополнить эту характеристику. Педагог перелистывает слайд. Открывается слайд с заданием-испытанием, которое надо пройти, чтобы вернуться обратно. После выполнения задачи слайд перелистывается к исходному (с машиной времени).
Учитель: Мы попали в прошлое, когда планеты солнечной системы только формировались. Рассмотрите схему строения Солнечной системы. Чтобы нам вернуться обратно в наше время необходимо вспомнить название и порядок планет.
Учитель: Мы попали в прошлое, когда на Земле только зарождалась жизнь. Породы того времени дошли до нас в сильно измененном состоянии. Высокие давления и температуры преобразовали первоначальный облик породы, уничтожив всякие следы древней жизни. Поэтому изучение древнейшего животного и растительного мира связано с огромными трудностями. Предлагает прочитать характеристику периода (на закладке). Для возвращения домой необходимо найти живой организм, который появился на нашей планете раньше других и перенести его туда, где он родился. Когда задание выполнено с помощью гиперссылки возвращаемся в настоящее.
Учитель: Мы попали на Землю периода динозавров. Давайте вспомним, каких динозавров вы знаете? (Находим лучшего знатока динозавров). Учитель перелистывает слайд. Чтобы нам вернуть обратно нужно пройти испытание. Отгадайте, кто спрятался на картинке?
Учитель: В какой период времени мы попали? Здесь нас ожидает новое испытание. Учитель перелистывает слайд и приглашает учеников для решения вопросов блиц-турнира.
Учитель: Мы попали во времена, когда только зарождалось сельское хозяйство. Люди выбирали заинтересовавшие их дикие растения и учились за ними ухаживать. Учитель предлагает ученикам пройти очередные испытания.
Учитель предлагает обучающимся посмотреть фрагмент мультфильма «Кошка, которая гуляет сама по себе» и ответить о каком процессе шла речь в данном фрагменте. Чтобы запустить видео необходимо нажать на гиперссылку. | Ребята прочитывают расшифровку термина и записывают его на листочках. После того как учитель открыл затемнение со второго столбика, ученики у которых были затруднения, могут ещё раз попытаться выполнить это задание. Одному ученику завязывают глаза, а остальные по очереди пытаются объяснить ему, что они все видят. Ученик включает кубик, который показывает, куда отправит нас машина времени. После остановки кубика, ученик нажимает на кнопку с выпавшей датой и прочитывает всем временную характеристику. К доске приглашается второй по цепочке ученик, для решения данной задачи. Обучающиеся рассматривают схему. Один ученик читает характеристику периода, желающие могут дополнить эту характеристику. Ученик перелистывает слайд и выполняет задание (можно приглашать учеников к доске по очереди, чтобы каждый перетаскивал по одной планете 1-ую, 2-ую, 3-ую …). Последний обучающийся, выполнив задание, нажимает на кнопку Проверка. После обсуждения итогов нажимается стрелка «Домой» и мы возвращаемся в наши дни. Один из учеников запускает машину времени. Ученики рассматривают иллюстрацию, характеризующую данный период. Один ученик читает характеристику периода, желающие могут её дополнить. Приглашается ученик для следующего испытания (Найти «первый» живой организм). После выполнения задания нажимает стрелку «Домой». Ученики рассматривают иллюстрацию, характеризующую данный период. Один ученик читает характеристику периода, желающие могут её дополнить. Ученики по цепочке называют «имена» динозавров (до последнего ответа). Ученики по цепочке выходят к доске, выбирают картинку, называют, кто на ней изображен и проверяют в «волшебной таблице». После выполнения задания нажимает стрелку «Домой». Ученики рассматривают иллюстрацию и высказывают свои предположения, куда они попали и проверяют их с помощью характеристики на закладке. Ученики по очереди выходят, выбирают вопросы и отвечают на них. После выполнения задания нажимает стрелку «Домой». Ученики рассматривают иллюстрацию, характеризующую данный период. Один ученик читает характеристику периода, желающие могут её дополнить. После выполнения задания нажимает стрелку «Домой». Обучающиеся смотрят видео-фрагмент, отмечают изменения, которые происходят и вспоминают, что данный процесс называется эволюция (естественный процесс развития живой природы, направленный на выживание наиболее приспособленных к условиям среды организмов). | Таблица (с затемнением) терминов На экране слайд с машиной времени |
| Начиная новую эру, мы будем писать не на чистой странице. Мы принесем с собой наше прошлое. «Только тогда можно понять сущность вещей, Когда знаешь их происхождение и развитие» Аристотель (384-322 гг. до н.э.) Вернемся к титульному слайду. (Притча, о учителе и ученике «Всё в твоих руках» Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Выберете будущее, о котором вы мечтаете... | Почему мы оставили на ленте времени (рамка титульного слайда) последний кадр «пустым»? Выберите будущее, о котором вы мечтаете (открытое голосование с помощью звездочек). | |
| Оцените своё участие в сегодняшней игре. Чей вклад в командную игру был сегодня максимальным? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/
В данном документе представлена схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...
Занятие в системе дополнительного образования детей
В системе дополнительного образования детей основной формой организации процесса обучения является учебное занятие. В презентации раскрываются функции, этапы и формы организации занятия, формы выявлен...
Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...
Путешествие по сказочной планете. Занятие по промежуточной аттестации в системе дополнительного образования обучающихся творческого объединения "Игровая экология"
Занятие в системе дополнительного образования творческого объединения "Игровая экология" раскрывает тему "Путешествие по сказочной планете". Ребята узнают как природа может показать и "рассказат...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей по изучению боевых искусств (карате)
В статье представлены игровые упражнения и игры для развития спортивных качеств...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...
Выступление на МО "Основные требования к современному учебному занятию в системе дополнительного образования детей"
laquo;Великая цель образования- не знания, а действия» Г. СпенсерЛ. А. Новиков приводит следующее определение понятия «требование». По его мнению — это усл...