Доклад по теме "Физическая подготовленность учителя -важнейшая часть качественного преподавания"
статья по физкультуре на тему

Перфильев Николай Яковлевич

« Здоровье и физические кондиции учителя - неотъемлемая составляющая уровня и качества преподавания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»

Выступление на районном методическом объединении учителе физической культуры и ОБЖ

«Физическая подготовленность учителя -важнейшая часть качественного преподавания»

Подготовил и провел учитель ОБЖ и физической культуры Перфильев Н.Я

                                                   г. Инсар 2012 г.

« Здоровье и физические кондиции учителя - неотъемлемая составляющая уровня и качества преподавания»

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Мы же, наоборот, при отсутствии состояния полного физического, духовного и социального благополучия имеем присутствие всяческих болезней.

Вот об этом, а также о том, как избежать или уменьшить возможность приобретения некоторых болезней я и хочу поговорить на сегодняшнем совещании.

Анализируя заболевания членов нашего коллектива можно выделить две основные группы: Заболевания сердечно-сосудистой системы и заболевания опорно-двигательного аппарата. Наиболее распространенным представителем заболеваний опорно-двигательного аппарата является остеохондроз. Остеохондроз - болезнь человека, как биологического вида. Массовая заболеваемость связана, прежде всего, с вертикальным положением человека, при котором нагрузка на позвоночник и межпозвоночные диски значительно выше, чем у животных. При этом заболевании страдают диски - хрящевые прокладки между позвонками, из-за чего межпозвонковые отверстия суживаются и выходящие через них спинномозговые нервные корешки ущемляются. Это вызывает сильную боль. Но если страдающий остеохондрозом научится правильно сидеть, стоять, лежать, то боль они могут предупредить или уменьшить. Как правильно сидеть:

избегайте слишком мягкой мебели - она не для вас. Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, корпус должен поддерживаться седалищными буграми, а это возможно только на жестких сиденьях. к той мебели, на которой вам приходится сидеть подолгу, предъявляются следующие требования:

  • высота стула, кресла должна соответствовать длине голени - надо чтобы нога упиралась в пол.
  • для людей маленького роста рекомендуется подставить под ноги скамеечку.
  • максимальная глубина приблизительно 2/3 длины бедер.
  • под столом должно быть достаточное пространство для ног, чтобы их не надо было сильно сгибать.
  • если вы вынуждены долго сидеть, старайтесь примерно каждые 15-20 мин. немного размяться, поменять положение ног.
  • следите за тем, чтобы спина плотно прилегала к спинке стула.
  • сидите прямо, не сильно наклоняя голову и не сгибая туловище, чтобы не напрягать мышцы тела.
  • если по роду деятельности вам приходится подолгу ежедневно читать, сделайте приспособление на столе (пюпитр) поддерживающее книгу на достаточной высоте и наклонно к столу, чтобы верхнюю часть туловища вам не надо было наклонять вперед.
  • перед экраном телевизора не сидите и не лежите долго в одной позе. Периодически меняйте ее, вставайте, чтобы поразмяться. Посидели 1-1,5 часа, откиньтесь на спинку стула или кресла, расслабьте мышцы, сделайте несколько глубоких вдохов.

Как правильно стоять:

Когда человек долга стоит, позвоночник испытывает значительные нагрузки, особенно

поясничный его отдел.

  • меняйте позу через каждые 10-15 мин., опираясь при этом то на одну то на другую ногу, это уменьшит нагрузку на позвоночник.        ^
  • если есть возможность, ходите на месте, двигайтесь.
  • время от времени прогибайтесь назад, вытянув руки вверх, сделайте глубокий вдох. Этим можно несколько снять усталость с мышц плечевого пояса, шеи, затылка, спины.

-если вы моете посуду, гладите белье, попеременно ставьте то одну, то другую ногу на небольшую скамеечку или ящик. Страдающим остеохондрозом гладить лучше сидя или поставив гладильную доску так, чтобы не приходилось низко наклоняться.

  •  во время уборки квартиры, работая с пылесосом, также старайтесь низко не наклоняться, лучше удлините шланг дополнительными трубками. Убирая под кроватью, под столом встаньте на одно колено.
  • чтобы поднять предмет с пола опуститесь на корточки или наклонитесь, согнув колени и опираясь рукой о стул или стол. Так вы не перегружаете поясничный отдел позвоночника. Как правильно поднимать и перемещать тяжести:

Одна из основных причин обострения остеохондроза и образования грыж межпозвоночного диска, особенно в пояснично-кресцовом отделе, - подъем и перенос тяжестей. Остро, неожиданно возникает боль в пояснице в тех случаях, когда поднимают тяжести резко, рывком, а затем переносят тяжелый предмет в сторону, поворачивая при этом туловище.

  • тяжелую ношу не носите в одной руке, особенно на большое расстояние, чтобы не перегружать позвоночник, разделите груз и несите его в обеих руках. Недопустимо держать тяжесть, резко сгибаться и разгибаться (наклоняться назад).
  • вообще больному с остеохондрозом поднимать и переносить тяжести более 15 кг. нежелательно.
  • Советуем приобрести тележку или сумку на колесиках, для переноски тяжестей на значительные расстояния очень удобен рюкзак с широкими лямками. Вес полного рюкзака распределяется на вес позвоночника, да и руки остаются свободными, но если уж приходится поднимать тяжелое, соблюдайте следующие правила:
  • наденьте, если у вас есть, пояс штангиста или любой широкий пояс;
  • присядьте на корточки, при этом спина должна быть прямой, шея выпрямлена; ухватив, двумя руками, тяжесть поднимайтесь, не сгибая спину.

Как правильно лежать:

Спать лучше не на мягкой постели, но и не на досках. Постель должна быть полужесткой, чтобы тело, когда человек лежит на спине, сохраняло физиологические изгибы (шейный лордоз, грудной кифоз и поясничный лордоз). Для этого:

  • на всю ширину кровати или дивана положите щит, а сверху поролон толщиной 5-8 см. Накройте его шерстяным одеялом и стелите простыню.
  • при отдаче боли в ногу можно под коленный сустав подкладывать валик из пледа - это уменьшает растяжение седалищного нерва и снимает боль в ноге.
  • Когда болит спина, многие пациенты предпочитают спать на животе. Чтобы поясница сильно не прогибалась, что вызывает еще большую боль, под низ живота подкладывайте небольшую подушку.
  • Любителям сна на боку можно спать, положив одну ногу на другую, а руку - под голову. Встать с постели утром больным с острыми проявлениями остеохондроза бывает очень трудно. Поступайте так:
  • сначала сделайте несколько простых упражнений руками и ногами;
  • затем если вы спите на спине, повернитесь на живот;
  • опустите одну ногу на пол;
  • опираясь на эту ногу и руки, перенесите вес тела на колено и постепенно вставайте, не делая резких движений.

И еще один совет. Тем, кто любит баню, предпочтительнее сухой пар (сауна), а во время

обострения и от сауны придется отказаться.

Причины развития остеохондроза

Люди начинают чувствовать проявления остеохондроза чаще всего после 35 лет. Развитию и

обострению остеохондроза позвоночника способствуют его макро- и микротравмы, статические и

динамические перегрузки, а также вибрация.

Это может быть вызвано:        

  • работой, связанной с частыми изменениями положения туловища - сгибаниями и разгибаниями, поворотами, рывковыми движениями,
  • подниманием тяжелых грузов,

-неправильной позой в положении стоя, сидя, лежа и при переноске тяжестей,

  • занятиями физкультурой и спортом без учета влияния больших физических нагрузок,
  • неблагоприятными метеоусловиями - низкая температура при большой влажности воздуха.

  По локализации различают шейный, грудной, поясничный, крестцовый и распространенный

остеохондроз. Чаще всего диагностируется поясничный остеохондроз (свыше 50% случаев),

шейный (более 25%) и распространенный (около 12 %).

Формы занятий физкультурой

Людям, страдающим остеохондрозом позвоночника, можно рекомендовать следующие формы

занятий физкультурой:

  • утреннюю гигиеническую гимнастику;
  • физкультурную паузу в процессе труда;
  • лечебную гимнастику;
  • плавание;
  • вытяжение позвоночника;
  • занятия физической культурой по избранной программе;
  • самомассаж.

Утреннюю гигиеническую гимнастику лучше начать с самомассаж поясницы и спины, а затем выполнить упражнения для мышц рук, пояса верхних конечностей и туловища, маховые движения ногами, прыжки на месте (подскоки), упражнения в смешанном или чистом висе, а также дыхательные упражнения. Закончить утреннюю гимнастику желательно водной процедурой, после которой необходимо насухо вытереть тело и сильно растереть полотенцем поясницу и спину.

Физкультурная пауза проводится в течение 5-6 минут. Для тех, кто работает в положении сидя с опущенной головой, рекомендуется комплекс состоящий из 8 - 9 упражнений, выполняемых в исходном положении - стоя, в среднем темпе и со средней амплитудой. Тем, кто работает в положении стоя, рекомендуется выполнять 7-9 упражнений в положении сидя с несколько подтянутыми ногами с небольшим напряжением, в среднем темпе и с ограниченной амплитудой. После упражнений следует активно помассировать поясницу и спину в течение 1 - 3 минут, а затем расслабить мышцы ног.

Лечебная гимнастика показана, прежде всего тем, кто страдает частыми обострениями остеохондроза в виде радикулита. В комплекс включаются общеразвивающие специальные и дыхательные упражнения, а также упражнения на расслабление мышц и самомассаж. Заниматься рекомендуется ежедневно, лучше утром. Большинство упражнений выполнять в и.п. - лежа или в упоре стоя на коленях, т.к. при этом снимается осевая нагрузка с позвоночника и в определенной степени расслабляются мышцы, удерживающие его в вертикальном положении. Примерный комплекс лечебной гимнастики, зависящий от вида остеохондроза, представлен ниже. Плавание. Наиболее эффективно плавание на спине. Плавать рекомендуется 2-3 раза в неделю по 1-1.5 часа. В осенне-зимний период плавать лучше в закрытом бассейне, чтобы избежать охлаждений, которые крайне нежелательны для больных остеохондрозом. Вытяжение позвоночника. Для этого можно использовать следующие простые приемы: Лежа на животе (или на спине), руки вверху. Сильно потянуться руками вверх, затем расслабиться. Повторить 7-8 раз. Спину не прогибать, ноги от пола не отрывать. Чистый вис, при котором нет опоры. При этом можно выполнять упражнения: "маятник", сгибание и разгибание ног, прогибание туловища.

Стоя между столом и стулом: опереться одной рукой на стол, другой на спинку стула и согнуть ноги.

В занятия физкультурой по избранной программе можно включать бег, гимнастику, игры и.т.п. Основная часть занятий обычно полностью посвящается ритмической гимнастике, легкой атлетике, плаванию, катанию на лыжах и.т.д. Продолжительность - 20 - 30 минут и более. Самомассаж - эффективное средство профилактики развития и обострения остеохондроза, направленное на улучшение обменных процессов в мышцах, связках, и межпозвоночных дисках, снятие мышечного напряжения и уменьшение болей. Продолжительность сеанса 10-15 минут. Остеохондроз шейного отдела позвоночника - 'Вертите головой!' Родители часто говорят расхожую фразу, обращенную к малышам: "Не верти головой!" Я призываю к обратному: непременно вертите головой. В любом возрасте. Только так вы сможете избежать опасного заболевания - остеохондроза шейного отдела позвоночника.

  Шея предназначена природой не только для того, чтобы удерживать голову и поворачивать ее в

разные стороны, что, кстати, с годами для людей нетренированных, не следящих за своим

здоровьем, становится делом довольно сложным. Через область шеи проходят спинной мозг,

артерии, питающие головной мозг, нервные корешки и стволы, осуществляющие нервную связь с

руками, сердцем, легкими.

Постоянная статическая нагрузка нередко приводит к развитию нижнешейного остеохондроза.

Так как же предотвратить возникновение недуга и укрепить эту группу мышц, удерживающую

межпозвоночные диски? Конечно выполняя специальные физические упражнения:

Надавите лбом на ладонь и напрягите мышцы шеи. Упражнение выполните 3 раза по 7 секунд.

Затем на ладонь надавите затылком также 3 раза по 7 секунд.

Напрягая мышцы шеи, надавите левым виском на левую ладонь (3 раза по 7 секунд), а затем

правым виском надавите на правую ладонь (3 раза по 7 секунд).

Голову слегка запрокиньте назад. Преодолевая сопротивление напряженных мышц шеи,

прижмите подбородок к яремной ямке. Выполните упражнение не менее 5 раз.

Голову и плечи держите прямо. Медленно поверните голову максимально вправо (5 раз). Столько

же раз выполните движение влево.

Подбородок опустите к шее. Поверните голову сначала 5 раз вправо, а затем 5 раз влево.

Голову запрокиньте назад. Постарайтесь коснуться правым ухом правого плеча (5 раз). Выполните

это же движение, стараясь левым ухом коснуться левого плеча (5 раз).

Эти упражнения рекомендуется включать в утреннюю гигиеническую гимнастику, а также

выполнять их в течение рабочего дня. Делать их можно и сидя и стоя.

Выполнение упражнений в течение длительного времени - надежная профилактика остеохондроза

шейного отдела позвоночника.

Однако совершать круговые вращательные движения головой нельзя ни в коем случае. Это

может привести к травме.

Остеохондроз грудного отдела позвоночника - 'Расправьте плечи!'

Боль, возникающая время от времени в грудном отделе позвоночника, знакома каждому, кто

занимается тяжелым физическим трудом. Как правило эти болезненные, неприятные ощущения

служат первым признаком того, что в организме начинает развиваться достаточно неприятное

заболевание - остеохондроз грудного отдела позвоночника. Часто этот недуг поражает и лиц так

называемых сидячих профессий: конструкторов, операторов ЭВМ, водителей автомашин.

Но совсем необязательно, что у вас, даже если вы каждый день перетаскиваете тяжелые предметы

или вынуждены долгие часы сидеть за письменным столом, будет остеохондроз.

Надежная преграда болезни - правильная осанка. Формировать ее, как вы сами понимаете, надо с

раннего возраста. Но можно этим заняться и в 30 - 40 лет. Вот уж действительно - лучше поздно,

чем никогда!

Спину при ходьбе старайтесь держать прямой, плечи - расправленными. Если вы к тому же будете

регулярно выполнять упражнения, развивающие и поддерживающие тонус мышц спины и живота,

обеспечивающие нормальную подвижность всех сегментов грудного отдела позвоночника, то

остеохондрозу вас не одолеть.

И.п. - делая вдох, встаньте прямо, руки вниз, ноги вместе. Вытяните руки вверх - выдох.

Прогнитесь назад и сделайте глубокий вдох. Затем опустите руки, наклонитесь вперед, чуть

скруглив спину, опустите плечи и голову - выдох. Повторите 8-10 раз.

И.п. - сидя на стуле. Заведите руки за голову - вдох, максимально прогнитесь назад 3-5 раз,

опираясь лопатками о спинку стула, - выдох.

И.п. - встаньте на четвереньки. Максимально прогните спину и задержитесь на 2 - 3 секунды в

этом положении. Голову держите прямо. Вернитесь в и.п. и снова проделайте то же упражнение 5

- 7 раз.

И.п. - лягте на живот и упритесь руками в пол. Силой максимально прогнитесь назад, стараясь

оторвать корпус от пола.

И.п. - лежа на животе, руки вдоль тела. Прогнитесь в грудном отделе позвоночника, пытаясь

максимально поднять вверх голову и ноги.

 Эти упражнения, разгружающие грудной отдел позвоночника, советуют выполнять на протяжении

дня во время коротких перерывов в работе. В упражнениях с 3 по 5-е дыхание произвольное. 4-е и

5-е упражнения выполняйте 5-8 раз.

Эти упражнения можно включать в утреннюю гимнастику. Очень полезно выполнить несколько

движений после работы. Главное, чтобы профилактический комплекс вы делали ежедневно, тогда

вы надежно застрахуете себя от остеохондроза.

Остеохондроз поясничного отдела

Следующий небольшой комплекс упражнений служит отличной профилактикой остеохондроза

поясничного отдела позвоночника. Включите его в утреннюю гимнастику и выполняйте

ежедневно. Он не займет много времени, пользу же принесет огромную: поможет сохранить ваш

позвоночник гибким, подвижным до преклонного возраста.

Вис или полувис в течение 70 сек. на перекладине, которую можно прибить над дверью.

И.п. - стоя руки на бедрах. Наклоны вперед, назад, вправо, влево. Повторите по 10 раз в каждую

сторону.

И.п. - стоя, руки на бедрах. Движение тазом вперед, назад. Повторите по 10 раз в каждую сторону.

И.п. - стоя на коленях, упор прямыми руками в пол. Сложитесь как перочинный ножик, затем

вернитесь в исходное положение. Повторите 15-20 раз.

И.п. - лежа на животе, упор согнутыми руками в пол. Выпрямите руки, отожмитесь от пола, не

отрывая ног. Повторите 10-15 раз.

И.п. - стоя на коленях, упор прямыми руками в пол. Максимально прогните спину вверх,

вернитесь в и.п. Повторите 10-15 раз.

И.п. - лежа на спине. Прижмите согнутые в коленях ноги к груди. Повторите 10-15 раз.

Наиболее ярким представителем сердечно-сосудистых заболеваний является НЦД (ВСД).

Классификация и причины

Нейроциркуляторная дистония (НЦД, вегето-сосудистая дистония) имеет функциональную природу. Для нее характерны расстройства нейроэндокринной регуляции деятельности сердечнососудистой системы. У подростков и юношей НЦД чаще всего обусловлена рассогласованием физического развития и степенью зрелости нервно-эндокринного аппарата. В другом возрасте развитию дистонии могут способствовать нервно-психическое истощение в исходе острых и хронических инфекционных заболеваний и интоксикаций, недосыпание, переутомление, неправильные режимы питания, половой жизни, физической активности (сниженная или слишком интенсивная).

Вегетативно-сосудистые нарушения бывают в разных органах и системах. Различают сердечнососудистые (сердцебиение, повышение или снижение артериального давления, бледность, потливость), пищеварительные (отсутствие аппетита, отрыжка воздухом, трудности при глотании, тошнота, икота) или дыхательные (одышка, стеснение в груди). Любые из вышеперечисленных расстройств имеют общую основу: ВСД -удел людей со слабой, неуравновешенной нервной системой. Любое проявление ВСД - это срыв взаимодействия между сосудистой и вегетативной системами, где огромную роль играют структуры, ответственные за регуляцию эмоций. Проявления ВСД очень многообразны, они могут быть похожи на все заболевания сразу. Поведение больных часто бывает назойливым, множество предъявляемых ими несуразных жалоб может привести врача в недоумение. Иногда же при установленном диагнозе ВСД остается не распознанным действительно имеющееся заболевание. Поэтому диагноз ВСД является диагнозом исключения и выставляется только после того, как будут проведены ЭКГ, исследование полей зрения, ЭЭГ, осмотры окулиста, эндокринолога, психотерапевта, сделаны клинические анализы мочи и крови.

ВСД характеризуется расстройством вегетативной регуляции внутренних органов, сосудов, обменных процессов вследствие первично или вторично возникающих отклонений в структуре и функции центральных отделов вегетативной нервной системы и обычно сопровождается психоэмоциональными нарушениями.

Этиологическими, предрасполагающими, провоцирующими факторами ВСД у детей являются наследственно-конституциональная отягощенность, неблагоприятное течение беременности и родов, острые и хронические инфекционные и соматические заболевания, очаги инфекции, органические заболевания головного мозга, эндокринная перестройка организма, патология эндокринных желез, аллергические состояния, неврозы.

В патогенезе ВСД ведущее значение имеет врожденная или приобретенная структурно-функциональная недостаточность центральных отделов ВНС, входящих в состав лимбикоретикулярного комплекса и гипоталамостволовых образований головного мозга. Изменения, обусловленные сбоями в управлении тонусом симпатической и парасимпатической систем (относятся к вегетативной нервной системе) со стороны высших вегетативных центров, могут привести к развитию так называемой вегетативной дистонии. Чаще всего она проявляется расстройством сердечно-сосудистой деятельности с развитием сосудистой дистонии. У некоторых людей вегетативная дистония наблюдается от рождения: они плохо переносят жару или холод, при волнении краснеют или бледнеют, покрываются потом. У детей вегетативная дистония может проявляться ночным недержанием мочи. У взрослых (чаще у женщин) нарушение регуляторных функций вегетативной нервной системы иногда протекает в виде приступов - вегетативных кризов.

Симптомы и течение

Больных беспокоят слабость, утомляемость, расстройства сна, раздражительность. В зависимости от реакции сердечно-сосудистой системы выделяют 3 типа НЦД: кардиальный, гипотензивный и гипертензивный. Кардиальный тип - жалобы на сердцебиение, перебои в области сердца, иногда ощущение нехватки воздуха, могут отмечаться изменения сердечного ритма (синусовая тахикардия, выраженная дыхательная аритмия, наджелудочковая экстрасистолия). На электрокардиограмме изменений нет или же иногда отмечаются изменения зубца Т. Гипотензивный тип - утомляемость, мышечная слабость, головная боль (нередко провоцируется голодом), зябкость кистей и стоп, склонность к обморочным состояниям. Кожа обычно бледная, кисти рук холодные, ладони влажные, отмечается снижение систолического АД ниже 100 мм рт.ст. Гипертензивный тип - характерно преходящее повышение артериального давления, которое почти у половины больных не сочетается с изменением самочувствия и впервые обнаруживается во время медицинского осмотра. На глазном дне в отличие от гипертонической болезни изменений нет. В некоторых случаях возможны жалобы на головную боль, сердцебиение, утомляемость.

Тахикардия при незначительной физической нагрузке, тенденция к повышению (гипертонический тип) или понижению (гипотонический тип) артериального давления, холодные кисти, стопы. Кроме того, может наблюдаться так называемый "респираторный синдром", который заключается в ощущении "дыхательного корсета", одышке, поверхностном дыхании с ограничением вдоха. Гипертонический тип ВСД характеризуется подъемом артериального давления до 140/90 - 170/95 мм. рт. ст, а гипотонический тип вегетативно - сосудистой (или нейроциркуляторной) дистонии -снижением артериального давления до 100/50 - 90/45 мм.рт.ст. Клиническую картину ВСД дополняют: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, обморочные состояния

Лечение

Предупреждение сосудистой дистонии должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, организации рационального режима труда и отдыха. Необходимо избегать нервных перенапряжений, при заболевании тщательно соблюдать режим и другие назначения врача. Преимущественно немедикаментозные методы :4 нормализация образа жизни, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и некоторыми видами спорта (плавание, легкая атлетика). Используется физиотерапия, бальнеотерапия, санаторно-курортное лечение. При раздражительности, расстройствах сна - препараты валерианы, пустырника, валокордин, иногда транквилизаторы. При гипотензивном типе - лечебная физкультура, беллоид, кофеин, фетанол. При гипертензивном типе - бегаадреноблокаторы, препараты раувольфии.

1. Сбалансированный режим дня, сон - наилучший отдых (8-10часов).

2. Адекватная физическая активность. Только подростки с АД 140-90 и выше занимаются в подготовительной физкультурной группе остальные в основной. Хороший эффект оказывают занятия в бассейне, бег, лыжи, аэробика, танцы, лыжи. Можно использовать велотренинг.

Лечебная физкультура

Дозированное применение  физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и

торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших

органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.

Занятия лечебной физкультурой — прекрасное средство тренировки организма и. повышения

работоспособности. При выполнении упражнений необходимо руководствоваться следующими

правилами:

  • учитывать состояние Вашего здоровья;
  • физическую нагрузку соразмерять с возрастом и тренированностью организма;
  • противопоказаны игры, при которых возможны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения;
  • противопоказаны упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) и требующие напряжения.

ЛФК оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов при выраженных спастических реакциях у больных и выравниванию асимметрии в состоянии тонуса сосудов. Это в свою очередь сопровождается отчетливым снижением АД. Физические упражнения повышают сократительную способность миокарда. У больных нормализуются показатели венозного давления, увеличивается скорость кровотока как в коронарных, так и в периферических сосудах, что сопровождается увеличением минутного объема сердца и уменьшением периферического сопротивления в сосудах. Под влиянием дозированных физических упражнений нормализуются показатели липидного обмена, коагулирующая активность крови и активизируется противосвертывающая система. Развиваются компенсаторно-приспособительные реакции, повышается адаптация организма больного к окружающей среде и различным внешним раздражителям. Особенно благоприятное влияние на больных оказывают специальные физические упражнения. Под влиянием ЛФК у больных улучшается настроение, уменьшаются головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца и т. д. Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого при проведении дозированных проб с нагрузкой. Больным показаны утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм (преимущественно в санаторно-курортных условиях), спортивные игры или их элементы; физические упражнения в воде, упражнения на тренажерах, массаж воротниковой области.

Упражнения лечебной физкультуры

Сердечно-сосудистая система является одной из наиболее важных систем в организме. Вегетативные расстройства могут быть вызваны различными причинами, как то: нехватка кислорода, умственное перенапряжение, большая физическая или эмоциональная нагрузка, перепады атмосферного давления. Постоянно проявляющиеся под влиянием этих факторов компенсаторная реакция сердца ограничивает человека во многих видах деятельности. Изложенные ниже упражнения устраняют и ослабляют влияние некоторых симптомов ВСД, в случае если заболевание не носит тяжелый характер. В последнем случае необходимо применение медикаментозного и санаторно-курортного лечения.

Лечебная физкультура при ВСД включает: общеразвивающие и специальные упражнения, а также подвижные игры.

Общеразвивающие упражнения

  1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10—12 раз.
  2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же повторить другой рукой 5—6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук — вдох, при опускании — выдох.
  3. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Выполнять окре-стные движения прямыми руками в течение 15—20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.
  4. Лежа на спине, руки вперед — в стороны. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Мах выполнять быстро. Во время маха — выдох.
  5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок. Во время маха — выдох.
  6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять окрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, за-тем другой руки. Выполнять 15—20 с.
  7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.
  8. Сидя на полу, упор руками-сзади, прямые ноги слегка под-няты. Выполнять окрестные движения 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9.        Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги.
Выполнять 15—20 с. Смотреть на мысок одной ноги.

  1. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх — влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх — вправо. Повторить 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.
  2. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести •вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить другой ногой влево 6—8 раз каждой ногой. Смотреть на мысок.

12.        Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка при-поднята. Выполнять круговые
движения ногой в одном и другом направлении. Повторить 10—15 с каждой ногой. Смотреть на
мы-сок.

  1. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10—15 с. Смотреть на мыски.
  2. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться — вдох, опустить палку — выдох. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.
  3. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку. Повторить 8—12 раз.
  4. Стоя, держать гантели впереди. Круговые движения рука-ми в одном и другом направлении — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.
  5. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую — опускать, затем наоборот — 15—20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.
  6. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15—20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.
  7. Стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, за-тем в другую сторону 20—30 с. Смотреть на кисть. Выполнять од-ной и другой рукой.
  8. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8—10 раз в каждую сторону.
  9. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Заключение

Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья, уровня тренированности и рекомендации лечащего врача. Завершить свое выступление хочу двумя пословицами: «От худого семени не жди доброго племени!» и « Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным!». Трудно ожидать от человека больших трудовых подвигов, если он, в первую очередь, озабочен и озадачен своей болезнью. Поэтому необходимо постоянно помнить, что наше здоровье, чаще всего, в наших руках.

Литература

Ю.И.Курпан, Е.А. Таламбум, Л.Л. Силин "Движения против остеохондроза позвоночника" - М: Физкультура и спорт, 1987.

Журнал "Здоровье" №1 за 1991 год

Н.А. Касьян "Боль в спине" М: Физкультура и спорт, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Доклад на семинаре учителей физической культуры : "Методика преподавания акробатических упражнений на первой ступени образования"

Многие учителя физической культуры не любят гимнастику. Во-первых, за сравнительно низкую плотность занятий. Во-вторых, за повышенную в сравнении с уроками по другим разделам учебной программы травмоо...

Доклад по теме «Здоровьесберегающие педтехнологии – важнейший элемент профессиональной компетенции учителя»

Материал для выступления на педсовете или МО учителей русского языка и литературы....

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога»

Доклад на тему: «Курсовая подготовка педагогов образовательных организаций как важная часть профессионального развития педагога» методиста МОУ ДПО "МЦ "Раменский дом учителя"...

Учебно-полевая практика одна из важнейших составных частей в преподавании географии.

Областью изучения географии является сама жизнь, то есть то, что окружает детей в их повседневной жизни. Учащиеся, сидя за партами в классе, не всегда понимают, что в их жизни могут присутствовать явл...