Конспект теоретического урока. Спорт в жизни человека
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) по теме

Формирование знаний о роли спорта в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_urok._sport_v_zhizni_cheloveka.rar1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект теоретического урока

по физической культуре для учащихся 5-го класса.

Тема «Спорт в жизни человека»

     Цель – сформировать знания о роли спорта в жизни человека.

Задачи:

  1. Познакомить с видами различных спортивных соревнований.
  2. Рассказать о  позитивных и негативных сторонах  мирового спорта.
  3. Сформировать разницу в понятиях «физическая культура» и «Спорт».
  4. Подвести к итогу, что занятия спортом доступны каждому.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа-проектор, презентация

Методы: лекция, беседа

Учитель: А.В. Ткачев

Ход урока:

Слайд 1

I.Организационный момент 

Тема урока – спорт в жизни человека.

Цель урока – выяснить роль и значение спорта в жизни современного человека.

II.Актуализация знаний

          Вопросы к учащимся:

           - Что такое спорт?

         - Физическая культура и спорт – это одно и то же?

III. Изучение нового материала

Слайд 2

Спорт - это специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека в условиях спортивных соревнований.

  Вопрос к учащимся:

      - Как вы понимаете понятие специфический?

     - Что вы понимаете под предельными возможностями человека?

Слайд 3

История спорта тесно связана с историй человечества.

Древний человек – охотился  на зверя, ловил  рыбу, возделывал нивы, боролся за удобные пастбища, умел  защищаться и нападать, бегать и плавать, грести и стрелять. И чем лучше они умели это делать, тем большего добивались на жизненном пути.

Например:

В  каменном  веке проводились состязания в беге, прыжках через рвы, метании камней, бумерангов, стрел и копий

В  Древней Греции  с  776 г. до н. э. проводились Олимпийские игры.

Наивысшего рассвета физическая культура и спорт достигли в VIII- IV вв. до н. э. в Древней Греции – в  государствах Спарте и Афинах.

    В древнем Риме молодых людей учили читать и писать, обучали гимнастике, учили владеть оружием, метать копье и дротик, ездить верхом, биться на кулаках, приучали переносить холод и голод, обучали плаванию и преодолению рек в том месте, где были водовороты и быстрое течение…

   История спорта интересная и длинная. Более подробно мы познакомимся в старших классах.

Но, что интересно, понятия физическая культура и спорт, как разные вид деятельности человека проявились  в XIX веке. Именно тогда  спорт из средств укрепить здоровье либо заполнить досуг превратился в особый, самостоятельный вид деятельности. Главными в ней стали победы и рекорды, способность доказать свое превосходство над противником. А у физической  культуры  определились свои задачи.

    Спорт в наши дни – одна из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности.  Участник состязаний может испытать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту, и, кроме того, преодолеть, превзойти себя.

Слайд 4

   В спорте главное – достижение самого высокого результата, а здоровье является лишь одним из условий на пути к успеху (часто за лавры победителя спортсмену приходится расплачиваться именно здоровьем).

Слайд 5

  Спорт – дорогое удовольствие:  для того чтобы вырастить всего лишь одного олимпийского чемпиона, необходимо затратить десятки миллионов долларов. Подготовка чемпиона начинается с юного возраста – например, гимнастика, фигурное катание с 4 – 5 лет.

В России будущие чемпионы начинают заниматься:

- в детско-юношеских спортивных школах;

- затем – в специализированных школах;

- в школах олимпийского резерва.

Слайд 6

    Виды соревнований:

 - Самый первый чемпионат мира - соревнования конькобежцев в Амстердаме в 1889 г.  и т.д.

 Слайд 7

   Современные виды соревнований в различных видах спорта.

Вопрос к учащимся:

- Какие виды спортивных соревнований вы смотрите?

 Слайд 8

   Самые главные и желанные соревнования для любого спортсмена – Олимпийские игры.

Паралимпийские игры – игры для спортсменов-инвалидов, которые проводятся сразу после Олимпийских игр и на тех же  спортивных сооружениях.  Первые Паралимпийские игры были проведены в 1960 г. Более подробно познакомимся с этим видом соревнований на следующих уроках.

Слайд 9

    Достижения спортсмена фиксируется разрядной сеткой, установленной для каждого вида спорта Единой Всесоюзной спортивной классификации  (последние изменения - 2001 – 2005 гг.). (Юношеские и взрослые разряды) За более высокие достижения спортсмену присваивается спортивные звания:  мастер спорта России, заслуженный мастер спора России, мастер спорта России международного класса.

Слайд 10

    Победители и призеры различных соревнований получают медали, нагрудные значки, дипломы, кубки, призы.

Слайд 11

    МОК  за особые заслуги перед олимпийским движением награждает спортивного деятеля или спортсмена Олимпийским орденом. Орден был утвержден в 1975 г. Орден имеет две степени: золотой, серебряный.

Слайд 12

    По итогам выступления на Олимпийских играх и за высокие спортивные достижения, прославляющие нашу Родину, спортсменов награждают государственными наградами (орденами и медалями). За огромный вклад в развитие футбола знаменитому вратарю Льву Яшину присвоено звание - Герой Социалистического труда.

         Присвоено почетное звание Герой России:

        -  Егорова Любовь - лыжные гонки,
       - Лазутина Лариса - лыжные гонки,
      -  Карелин Александр – борьба.

Слайд 13

   Виды спорта – массовый, спорт высших достижений, профессиональный спорт (появился в XIX веке в Америке). Объяснить особенности каждого вида.

Слайд 14

   Различное значение спорта для каждого участника – для спортсмена, для болельщика, для тренера…

Слайд 15

Разнообразный мир профессий спорта… Беседа о том, как и где  можно получить профессию тренера, учителя физкультуры, спортивного комментатора, спортивного врача и т.д.

Слайд 16

   Трагедии и радости большого спорта:  Елена Мухина (1960-2006).

В спорте бывает разное.      

В конце 70-х скромная худенькая девочка блистала на гимнастическом помосте. Тогда она была одной из сильнейших гимнасток мира. В 1978-м она одолела казавшуюся непобедимой румынку Надю Команэчи, став абсолютной чемпионкой мира, и, возможно, стала бы олимпийской чемпионкой, если бы не...

   Канун Московской Олимпиады – 1980 год, 3 июля. Тренировки проходят в шикарном по тем временам Минском дворце спорта. Трудолюбивая Лена Мухина, пропустившая из-за травмы чемпионат мира 1979 года, работает буквально на износ. Полуторное сальто с поворотом на 540 градусов – новый, сложнейший элемент для вольной программы, подготовленный тренером Михаилом Клименко, несомненно, должен был поразить судей и оставить позади всех конкуренток.

До роковой тренировки она никогда не делала это сальто без страховки наставника. Но именно в этот день Михаил Клименко уехал в Москву – всего на один день, чтобы окончательно утвердить свою воспитанницу в составе сборной страны. По воспоминаниям знавших его людей, тренером он был очень жестким и подопечных не щадил. Некоторые даже считают его виноватым в том, что произошло. Как говорится, не нам об этом судить. Лена Мухина вышла на помост и решилась выполнить свое роковое сальто самостоятельно.

   У Лены не вышло полного вращения, девушка ударилась спиной о помост и больше не поднялась. Ее увезли в больницу, а вечером стал известен страшный диагноз – повреждение шейного позвонка.

Все оставшееся ей время – 26 лет – она провела практически в полной неподвижности. После многочисленных операций даже перевернуть страницу книги она была не в состоянии.

Как прожить столько лет, ежедневно, а может быть, и ежечасно вспоминая тот единственный миг, которого могло бы и не быть, шаг, которого можно было и не делать, прыжок, ставший последним движением в жизни. Но с Еленой Мухиной подобного не происходило. А если и происходило, то она унесла это с собой в небытие.

Мухина продолжала бороться – надежда если не вернуться в спорт, то хотя бы просто встать на ноги ее не оставляла. Через пять лет после травмы она обратилась в Центр Дикуля, но после нескольких месяцев тренировок сдали почки, организм не вынес нагрузок, она снова оказалась в больнице. И снова выкарабкалась. Пусть и с посторонней помощью, но могла сидеть в своем кресле, держать ручку и немного писать. Только одной ей известно, какие усилия нужно было к этому приложить. А между тем, несмотря на болезнь, она поступила в Московский институт физкультуры и закончила его. Преподаватели приходили на дом, занимались с ней. И только близкие знали, что гимнастика оставалась для нее чуть ли не смыслом жизни.

Защитила кандидатскую диссертацию. Она научилась помогать себе и слышать свой организм. Когда ей не подошла система лечения знаменитого Валентина Дикуля (у нее стали отказывать почки), она сумела сама вытащить себя с того света. Она одной из первых из россиян получила Олимпийский орден за мужество. Она изучала психологию и парапсихологию и сама помогала людям, попавшим в эмоциональную яму. Она просто жила, ежедневно преодолевая боль. Она никому и никогда не позволяла себя жалеть – если замечала испуганные глаза, смотрящие на нее, прогоняла тут же.

В последний год жизни Елене Вячеславовне нездоровилось – видимо, силы бороться иссякли. Прощались с ней тихо и скромно в маленьком актовом зале клуба офицеров ЦСКА, куда пришли только самые близкие.

   Да, такие случаи в спорте бывают и они не редки.

Но спорт приносит и другое -  радость победы, чувство самоутверждения, самореализации.

Слайд 17

  1. Руководством спортивного движения в мире осуществляет МОК. (Международный олимпийский комитет, созданный в 1984 г.)

   Президентом  МОК на сегодняшний день является Жак Рогге.

Задача МОК:

      - организация и проведение Олимпийских игр;            

      - популяризация олимпийского движения;  

      - привлечение финансовых средств  для развития олимпийского     движения и развития строительства мировых спортивных сооружений;

      - право выбора города для проведения игр;

      - работа с НОК, с федерациями, с различными общественными

        организации во благо спорта, борьба с допингом и мн. др.

  1. В каждой стране, входящей в олимпийское движение, есть НОК – Национальный олимпийский комитет.

Миссия и роль НОК:

  - развитие и защита олимпийского движения в своих странах в соответствии с Олимпийской хартией;

  - НОК обязан бороться против любых форм дискриминации и насилия в спорте;

  - имеют исключительные права по представлению своих стран на Олимпийских играх, а также на региональных, континентальных или всемирных комплексных спортивных;

  - имеет полномочия по назначению города, который может подать заявку на организацию Олимпийских игр в своих странах;

  - НОК должен эффективно бороться за создание программ по распространению спорта на всех уровнях.

Президент НОК России  - Леонид Тягачев.

  1. В любом виде спорта есть руководящий орган – МСФ (Международные спортивные федерации).

Роль и миссия МСФ:

 - разрабатывать и обеспечивать выполнение, в соответствии с истинным смыслом олимпизма, правил занятий соответствующими видами спорта и следить за выполнением этих правил;

 - обеспечить развитие своего вида спорта во всем мире;

 -  брать на себя ответственность за технический контроль и руководство своими видами спорта на Олимпийских играх и на играх, проводимых под патронажем МОК;

 -  устанавливать свои критерии допуска к соревнованиям в Олимпийских играх в соответствии с Олимпийской хартией и представить их на утверждение МОК.

      Любая федерация борется за признание своего вида спорта олимпийским видом и введение его в программу Олимпийских игр.

(как пример, название нескольких федерации вы видите перед собой).

IV. Заключительная часть    

        Слайд 18

             Вопрос к учащимся:

- Физическая культура и спорт – это одно и то же?

Подведем итог:

-  Спорт, как правило, профессия,  физическая культура развлечение.

-  Спорт и начинается с занятий физкультурой.

-  Цель физической культуры – воспитание здорового, гармонично развитого человека.

-  Цель в спорте  – достижение самого высокого результата, а здоровье является лишь одним из условий на пути к успеху (часто за лавры победителя спортсмену приходится расплачиваться именно здоровьем).

Домашнее задание: опросить родителей, бабушек и дедушек по темам -  «Мой любимый вид спорта»  или «Самый необычный вид спорта в авше время».

Список использованной литературы:

  1. Лях В.И.  Физическая культура: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2006.
  2. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам. Методическое пособие/авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – М,: Глобус, 2008.
  1. Основы теории физической культуры 10-11 классы. Учебное пособие под общей редакцией Ф.И. Собинина, А.И. Замогильного. – М.: издательский центр ВЛАДОС, 2006.
  2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2006.