Проект "Физкультура, которая лечит душу"
проект по физкультуре

Рекина (Брызгалова, Корнеева) Елена Сергеевна


В нашей школе работае локально-экспериментальная площадка "Физкультура, которая лечит душу". О её работе идёт речь в данном проекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korneeva_e.s._fizkultura_kotoraya_lechit_dushu.docx644.83 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 г.ХОЛМСКА

ПРОЕКТ

«ФИЗКУЛЬТУРА,

КОТОРАЯ ЛЕЧИТ ДУШУ»

/современные образовательные технологии на уроках

физической культуры и во внеурочной деятельности/

(Сроки реализации: 2010-2015г.г.)

                   

 

             

               Автор проекта:

КОРНЕЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА,

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 8 г. Холмска

Холмск, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы, значимость для развития системы образования. Краткое теоретическое обоснование.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.

В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.

Снижение учебной мотивации, низкий уровень здоровья школьников делает необходимым

  • пересмотр и разработку новой  системы организации физического воспитания, обучения и развития учащихся,
  • поиск, изучение и введение современных форм, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья.

Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений (НП «Наша новая школа», ФГОС НОО, ФГОС ООО, письмо Минобрнауки России от 8 октября2010 г. № ИК-1494/19, методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации и др.).

Разработка учебных программ по любому из школьных предметов, отвечающих требованиям жизни и общества, запросам педагогической деятельности, относится к категории «вечных» проблем теории и практики школьного образования. Обозначенный статус проблемы обусловлен постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенных в учебные программы целей и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одними из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций являются состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационально организованного физического воспитания[1].

В свете сказанного и тенденций, наметившихся в совершенствовании системы школьного образования, особое значение имеет проблема эффективности физического воспитания школьников, осуществляемого в рамках учебного предмета «Физическая культура», призванного заложить основы физического образования и разностороннего физического развития детей. Главными критериями полноценности программы являются: полнота отражения в ней целей и задач, их соответствие возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы; соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания образования.

В настоящее время существует несколько подходов и  суждений о цели физического воспитания в школе. Учителям физической культуры предложены несколько учебных программ по физической культуре:

  • комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов общеобразовательной школы (авторы — В. И. Лях и Г. Б. Мейксон, 2009);  
  • программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся начальных школ (программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов, основанная на одном из видов спорта — баскетболе (авторы — М. Я.Виленский, Е. Н.Литвинов и В. И. Туркунов, 1990);
  • программа физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей для учащихся 1-11-х классов (В. И.Лях и Г. Б.Мейксон, 1993),
  • образовательная программа (А. П. Матвеев, 2005);
  • комплексная программа физического воспитания школьников (В.И. Лях, А. А. Зданевич, 2012);
  • педагогическая программа спортивно ориентированного воспитания школьников (В.К. Бальсевич, 2004);
  • и др.

Исходя из запросов современного общества,  необходимо принять меры к перестройке физического воспитания в школе, прежде всего, уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания в существующих программах.

Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, целью их физического воспитания следует признать решение оздоровительных задач. Однако свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач — это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой — лишь одно из условий, от которых зависит здоровье ребенка.

Еще один вид задач — задачи, направленные на углубленное изучение одного вида спорта (баскетбола, волейбола, гимнастики)[2]. В. И. Лях и другие полагают, что цель физического воспитания заключается в содействии всестороннему развитию личности[3]. Иного мнения придерживается В. Н. Шаулин[4]: «Декларирование всесторонности (всесторонность недостижима по определению: нельзя охватить все, распылять внимание) отвлекает от основного, затмевая тем самым истинные намерения». По его мнению, физическое воспитание должно быть направлено на разностороннее развитие личности. Задачи носят образовательный характер, акцент делается на обучении школьников двигательным навыкам и умениям, их вооружении умениями и способами самостоятельного воздействия на свою телесность, получении знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.

Существуют и иные суждения о цели физического воспитания в школе, которые сводятся главным образом к тренировочной направленности, к так называемой кондиционной тренировке, развитию физических качеств. Задачи носят тренирующий характер: повышение уровня двигательной подготовленности детей на уроках, улучшение функционального состояния, приучение к занятиям физическими упражнениями[5].

В настоящее время цель общего среднего физкультурного образования — обучение школьников основам самостоятельной двигательной деятельности. Задачи физического воспитания имеют образовательный характер и направлены на обучение школьников основам физкультурно-оздоровительной деятельности.

Для решения проблемы в   2010 году на базе МБОУ СОШ № 8 г. Холмска был разработан Проект по теме: «Физкультура, которая лечит душу или современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности», открыта локальная экспериментальная площадка (далее ЛЭП) для 1 – 11 классов.

Цель: улучшение субъективного самочувствия, укрепление физического и психического здоровья, формирование навыков  и умений правильного движения, осанки, создание условий для творческой самореализации,психологической комфортности школьников.

        Задачи:

  1. Изучить нормативно-правовые, научно-методологические основы, современные подходы к организации урочной и внеурочной деятельности по физическому воспитанию.
  2. Разработать систему внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий в рамках урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающую физическую культуруучащихся «без освобождения» (организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми группы «риска»),  и её апробацию.
  3. Содействовать формированию навыков самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе    внутренних и поведенческих изменений; процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения оптимального уровня жизнедеятельности  и ощущения счастья и успеха.
  4. Разработать и апробировать критерии эффективности программы

Объект исследования: формирование навыков и умений саморегуляции, снижение нервного напряжения, улучшение общего физического и психического здоровья учащихся.

Предмет исследования: современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности по предмету.

Замысел: понимая необходимость пересмотра традиционных технологий обучения, направленных на формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, нами разрабатывается система и  программа по осуществлению нового подхода к урокам физической культуры и организации внеурочной деятельности по предмету.  Без особых материально-технических затрат, появляется возможность решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья,  формированию физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

Гипотеза:предполагается, чтосоздание системы внедрения современных образовательных технологий в образовательный процесс школы, позволит улучшить  психическое  и физическое  здоровье, эмоциональное благополучие учащихся, повысит уровень работоспособности и мотивации, обеспечит для каждого ученика «физкультуру без освобождения»

Научная новизна исследования состоит в изучении новых подходов, внедрении их в образовательный процесс, разработке и апробировании системы, плана-программы физического воспитания в рамках урочной

и внеурочной деятельности учащихся 1 - 11 классов на основе средств, технологий, методов развивающей направленности и экспериментальном обосновании её эффективности в современном образовательном процессе.


Практическая значимость исследования состоит в том, что

  1. разработанная в ходе эксперимента система и программа обеспечивает физкультуру без освобождения для всех и каждого;
  2. полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы, могут использоваться учителями физической культуры при проведении третьего урока и секционных занятий.

Сроки реализации:2010 – 2015 г.г.

Этапы:

I. Подготовительный этап: сентябрь, 2010 г. – май, 2011 г.

  • Диагностический
  • Прогностический
  • Организационно-подготовительный

II. Практический (основной) этап: сентябрь, 2011 г. – май, 2014 г.

III. Обобщающий (заключительный) этап: май, 2014г.  – май, 2015 г.

Ведущие методы:

  • методы стратегического планирования: прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование;
  • эмпирические методы: анкетирование, диагностика, наблюдение, анализ продуктов и результатов деятельности, педагогический эксперимент;
  • анализ эмпирических данных и мониторинга, прогнозирование.

Ожидаемые результаты:

  1. Модель «Система внедрения в образовательный процесс современных образовательных технологий в рамках уроков физической культуры  и внеурочной деятельности по предмету», обеспечивающая физическую культуру учащихся «без освобождения».
  2. Экспериментальная программа ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу…»,состоящая из набора семи модулей: «Юнитанцы», «Художественная гимнастика», «Японский мини-волейбол», «Черлидинг», «Акробатика», «Оздоровительная аэробика», «Тэкхвандо»,позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.
  3. Позитивная динамика субъективного самочувствия, физического и психического здоровья, сформированные навыки  и умения правильного движения, осанки;  создание условий для творческой самореализации по предмету; психологическая комфортность школьников.

Нормативно-правовое обеспечение.

  • Закон РФ «Об образовании»  (до 01.09.2013г.)
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО
  • Федеральный государственный образовательный стандарт ООО
  • Приказ Министерства образования Сахалинской области № 173-ОД от 17.02.2010 г. «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Сахалинской области».
  • Приказы по школе о пролонгировании, присвоении и прекращении статуса локальных экспериментальных площадок (от 29.12.10 № 372;                  30.09.2011 №314;03.09.2012г. №323; от 03.09.2013г. №373).

Материально-техническая обеспеченность.

Учебные помещения, информационно-техническое, физкультурное оборудование, дидактические и учебные пособия и материалы.

Финансовая обеспеченность.

Осуществляется в рамках бюджетного финансирования, участия в грантовых проектах, внебюджетной деятельности, спонсорской помощи (приложение 1)

Формы предоставления результатов:

учебно-методические разработки и пособия, научно-практические конференции, семинары-практикумы, семинары-тренинги, стендовые доклады, аналитические отчёты, компьютерные презентации уроков физической культуры и внеурочной деятельности по предмету, открытые уроки; мастер-классы, портфолио.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Понимая необходимость пересмотра традиционных технологий обучения, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, нами в 2010 году была разработана программа по определению нового подхода к урокам физической культуры и внеурочной деятельности по предмету. Эта программа лежит в основе деятельности локальной экспериментальной площадки «Физкультура, которая лечит душу», которая была рассмотрена и утверждена на экспертном совете школы.

В своей программе мы предлагаем в содержание вариативной части комплексной программы по физической культуре 1- 11 классов (В.И.Лях, А.А.Зданевич) включить такие разделы как: юнитанцы, художественная гимнастика, японский мини-волейбол, черлидинг, акробатика, тхеквандо, танцевальная аэробика (табл.1).

Ценность этой программы  заключается в том, что без больших материально-технических затрат, появляется возможность решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

Таблица 1

Модули программы локальной экспериментальной площадки

«Физкультура, которая лечит душу…»

Модуль

Цель программного модуля

«Юнитанцы»

(1 – 2 классы)

Цель программы - обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, воспитания ритмичности, музыкальности и выразительности движений.

Юнитанцы в значительной степени обеспечивают эстетическое воспитание учащихся, развивают художественно-двигательные навыки, что способствует формированию полноценной и всесторонне развитой личности.

«Художественная гимнастика»

(3 – 4 классы)

Цель программы: создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности средствами художественной гимнастики.

Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Занятия художественной гимнастикой призваны помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе.

«Японский

мини-волейбол»

(5 – 6 классы)

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни, по средствам спортивной игры мини-волейбол, обучение правилам  и проведения соревнований.

Мини-волейбол значительно проще и доступнее классического волейбола и большинства других спортивных игр. Особую значимость имеет рекреативная и коммуникабельная функция игры.

«Черлидинг»

(7 – 8 классы)  

Цель программы: обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, побуждение к проявлению творчества и лидерских качеств.

Актуальность занятий черлидингом определяется тем, что все соревнования сопровождаются дополнительными средствами агитации, каким и является данный вид спорта. Привлечение учащихся к занятиям творческими видами двигательной активности является дополнительным средством оздоровления детей и учащейся молодежи.

«Акробатика»

(9 классы)

Цель программы – углубленное обучение учащихся акробатики.

Занятия  акробатикой способствуют наиболее  успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей.

«Оздоровитель-

ная аэробика»

(10 – 11 классы, девушки)

Цель данной программы – совершенствование физического развития девушек 10 – 11 классов и повышение интереса к занятиям физической культурой нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики.

Особенностью данной программы является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала  в соответствии с возрастно-половыми особенностями и интересами учащихся.

«Тхэквандо»

(10 – 11 классы, юноши)

Цель данной программы – формирование физически здоровой, творческой и нравственной личности, способной к углубленному обучению теоретических и практических основ избранного вида спорта в доступной для них форме с дальнейшим их совершенствованием в современных социокультурных условиях.

Специфическая сфера современных здоровьесберегающих технологий диктует своеобразие закономерностей планирования тренировочного процесса. Основные принципы, на которых базируется данные технологии, использующиеся в нашей программе, следующие: принцип доступности, принцип индивидуализации, принцип «не навреди», принцип красоты и эстетической целесообразности, принцип целостности процесса обучения.

Особенностью данной программы мы считаем направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала в соответствии с мастерством учителя, материально-технической оснащенностью учебного процесса, интересов учащихся.

В целом, спланированная таким образом работа физического воспитания школьников играет большую педагогическую роль, воспитывает здоровый дух, помогает добиваться успехов в учебной деятельности, быть готовыми к преодолению трудностей. Способствует удовлетворению потребности школьников в физическом совершенстве, общем гармоническом, интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.        

            Результаты работы.

  1. Согласно календарному плану экспериментальной работы в начале основного этапа нами были разработаны проекты программ по 7-ми направлениям – модулям.

  1. В 2011- 2012 учебном году начали реализацию практического этапа ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу…»  в 1- 11 классах МБОУ СОШ № 8 г. Холмска. Были разработаны Положение и Модель спортивного общества «Лидер», Положение «О проведении конкурса «Лучший спортсмен школы».
  2. Согласно школьному плану по вопросам  инновационной деятельности,  календарному плану экспериментальной работы  были проведены диагностические исследования, анкетирование  обучающихся и родителей, их анализ. Проведены отчётные мероприятия (через экспертный и научно-методические советы школы, школьную,муниципальную  и областную НПК педагогов, конкурс «Учитель года-2011», публикации в профессиональных изданиях и др.), наглядно демонстрирующие  результаты реализуемой нами программы (прил.2-10)

Результаты собственных исследований и деятельности в рамках ЛЭП:

  • Анкетирование «Степень удовлетворённости учащихся и родителей СОШ № 8 г. Холмска уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями»(табл. 2).

Таблица 2

Мониторинг «Степень удовлетворённости учащихся и родителей СОШ № 8 г. Холмска уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями»

(2010 – 2012 учебные годы)

Год

Ступень обучения

первая

вторая

третья

Средний показатель

2009-2010

87%

73 %

69 %

76 %

2010-2011

90 %

82 %

89 %

87 %

2011-2012

98 %

96 %

100 %

98 %

2012-2013

98%

98%

100%

99%

  • Анкетирование «Рейтинг учебных предметов (табл. 3)

Таблица 3

Результаты анкетирования «Рейтинг предметов» (10 – наивысший балл).

МБОУ СОШ № 8 г. Холмска (2012 год)

предмет

Среднее количество баллов

3 А класс

7 А класс

10 А класс

Английский язык

9

4

7

Математика (алгебра)

7

6

8

Музыка

3

3

-

Природоведение (биология)

10

7

2

Русский язык

4

9

10

Технология

5

5

6

Физика

-

-

5

Физическая культура

8

10

9

Химия

-

-

3

Чтение (литература)

6

8

4

  • Анкета «Учитель-ученик» (методика описана в книге Н.А.Рогова «Настольная книга практического психолога»), (прил.4).
  1. Анализ продуктов деятельности, эмпирических данных и мониторинга: посещаемость уроков физкультуры и занятий секций; мониторинг заболеваемости; улучшение показателей физических качеств, результаты участия в состязаниях и конкурсах (прил.5)
  2. Участие в НПК, мастер-классы, открытые уроки, семинары:

-Мастер - класс «Оздоровительная аэробика» (10 класс), в рамках РМО, 2011г.

- Мастер класс «Японский мини волейбол» (6 класс), в рамках РМО, 2011 г.

- «Мастер класс «Яплнский мини волейбол» на областном конкурсе «Учитель года 2011»

- Открытый урок «Акробатика» (9 класс), в рамках РМО, 2012 г.

- Открытый урок «Юнитанцы» (2 класс), в рамках РМО, 2012 г.

-Мастер класс для учителей городских школ и воспитателей детских садов г. Холмска на районном семинаре, 2013 г.

- Презентация введение в общепедагогические технологии. Цель: «Мониторинг формирования личностных УУД учащихся 7 – 9 классов»

- Лауреат муниципальной НПК «Современные образовательные технологии на урокахфизической культуры и во внеурочной деятельности», 2013г.

6.Список работ, опубликованных по теме исследования

  • Корнеева Е.С., «Влияние оздоровительной аэробики на физическое развитие девушек 10 – 11 классов общеобразовательной школы», сборник материалов  I НПК «Педагогическая наука и образование», 2007г
  • Корнеева Е.С. «Мини-волейбол по-японски в школьной программе физического воспитания: вариативный компонент», сборник материалов  IIНПК «Педагогическая наука и образование», 2008г
  • Корнеева Е.С.«Игровой метод на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» сборник материалов IV НПК «Педагогическая наука и образование», 2010 г
  • Корнеева Е.С. Внеклассное мероприятие по физической культуре для учащихся 9 – 11 классов «Спорт и СМИ», сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2012г
  • Корнеева Е.С.Урок физической культуры «Пираты ХХ века», сайт Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», 2012г.
  • Корнеева Е.С. «Современные образовательные технологии на уроках

физической культуры и во внеурочной деятельности»,сборник ИМЦ по результатам  муниципальной НПК, 2013 г.

7.Разработан план мероприятий на 2013 – 2014 учебный год (прил. 6)

ВЫВОДЫ

1.Особенностью разработанной программы является то, что без особых материально-технических затрат,  разработанная модель занятий с обучающимися позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

2.Программа направлена на воспитание здорового духа, помогает добиваться успехов в учебной деятельности, быть готовыми к преодолению трудностей, способствует удовлетворению потребности школьников в физическом совершенстве, общем гармоническом, интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.

3. Дети с ослабленным здоровьем, наравне с остальными  получили возможность принимать участие в спортивной жизни школы, района. «Физкультура без освобождения» в общеобразовательной школе стала реальностью.

4. Участие автора данного исследования в обновлении физкультурно-оздоровительного содержания образовательного пространства школы позволило проявить творческую позицию, повысить уровень профессионального мастерства, компетентности, инициативы не только педагогу, но и ученикам 1-11 классов.

Несмотря на то, что программа ЛЭП еще не реализована в полном объеме, данная работа может быть использована в  любом образовательном учреждении. Разработана программа диссеминации её промежуточных результатов, которая с 2011 года была неоднократно представлена на НПК, семинарах-практикумах, курсах повышения квалификации. В 2013-2014 учебном году опыт работы по теме исследования предложен к обобщению на муниципальном уровне.


Приложение 1

Примерная смета расходов

«Физкультура, которая лечит душу»

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Источник финансирования

Сумма

1

Подготовка пакета материалов по организации экспериментальной площадки (печатание)

2010

Бюджетное, внебюджетное.

Участие в проектах

2.000

2

Подготовка пакета диагностического инструментария

2010

Бюджетное, внебюджетное.

2.000

3

Разработка программ, положений (печатание)

2010

Бюджетное, внебюджетное.

2.000

4

Приобретение литературы, методических и наглядных пособий

2010

Бюджетное, внебюджетное.

5.000

5

Обучение педагогов на авторских курсах, повышение квалификации педагогов

в течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

10.000

6

Изготовление костюмов для выступлений (гимнастика, черлидинг, школьный рэп, аэробика, юнитанцы)

в течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

100.000

7

Материально-техническое оснащение спортивных (игрового, гимнастического, тренажёрного) залов и кабинета физической культуры.

в течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

200.000

8

Организация соревнований, конкурсов, выступлений

в течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

5.000

9

Мотивация учащихся, стимулирование творческой деятельности

в течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

10.000

10

Оформление информационного стенда

В течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

5.000

11

Диссеминация результатов работы (Интернет, педчтения, конференции разного уровня)

В течение эксперимента

Бюджетное, внебюджетное, спонсорское

5.000

Итого:

336.000


Приложение 2

План реализации проекта ЛЭП  по этапам работы

I этап – подготовительный (май 2011г. сентябрь 2010г.)

Компоненты деятельности

Содержание

Ответствен-ные

1. Цель

Формирование желаемого образа ОУ и обеспечение готовности школьного сообщества к реализации программы эксперимента (обозначение проблемного поля, выявление потребности, которая должна быть удовлетворена в результате работы).

Обоснование идеи, актуальность выбора.

Совет ЭП

2. Задачи

1. Построить «картину» состояния исследуемого объекта.

2. Разработка программы эксперимента.

3. Разработка условий для реализации эксперимента.

2.1. Диагности-ческие

1. Анализ опыта ОУ по проблеме.

2. Выявление конкретных затруднений и проблем (педагогический совет).

3. Мониторинг ресурсной базы эксперимента.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.2. Прогности-ческие

1. Разработка содержания эксперимента

2. Выбор форм, методов и приёмов ведения экспериментальной работы.

3. Определение критериев, показателей, методов и приёмов оценки результатов.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.3. Организаци-онные

1. Оформление статуса ЭП.

2. Механизм реализации эксперимента.

3. Распределение функционала между участниками.

4. Информационная поддержка всех субъектов экспериментальной деятельности.

5. Выявление возможных рисков и сопротивлений, разработка компенсационных мер.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

3. Ведущие методы

Методы стратегического планирования: прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

4. Основной результат

Наличие у субъектов образовательного пространства отчётливого представления о будущем ОУ, мобилизационной готовности к осуществлению программированных преобразований и осознание значимости предполагаемых результатов.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

II этап - практический (основной) сентябрь 2011г. – май 2014г.)

1. Цель

Апробация новшеств.

Обновление жизнедеятельности ОУ за счёт вводимых преобразований.

2. Задачи:

2.1. Организационные

1. Создание педагогических групп опережения: исследовательские группы по различным направлениям эксперимента.

2. Формирование информационно-методического банка разработок отдельных педагогов и групп.

3. Обновление нормативно-правовой базы функционирования ОУ

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.2 Исполнительские

1. Организация работы опытно-экспериментальных групп опережения.

2. освоение локальных нововведений в образовательном процессе.

3. Осуществление мониторинга результативности образовательного процесса.

4. Проведение оперативной рефлексии процесса. Коррекция.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Михайлова М.В.

Шведова И.И. Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Экспертный совет

3. Ведущие методы

Исследовательские методы: анализ научно-методической литературы, локальный эксперимент, анализ хода и промежуточных результатов эксперимента. Организационные методы. Мониторинг.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

ГабоваЮ.С., фельдшер

4. Основной результат

Включение отдельных локальных нововведений в жизнедеятельности ОУ и сформированность нового качества образовательной системы:

1. Локальная экспериментальная площадка «Физкультура, которая лечит душу (телесно-ориентированная, ритмо-двигательная психотерапия)».

2. Формирование информационной, познавательной, социальной, коммуникативной культуры учащихся.

3. Оснащение спортивного зала, гимнастического зала, тренажёрного зала недостающим инвентарём оборудованием и инструментарием.

4. Создание программы «Физкультура, которая лечит душу (телесно-ориентированная, ритмо-двигательная психотерапия)1 – 11 классы».

5. Создание механизма обмена опытом.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Михайлова М.В.

Шведова И.И.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

III этап - Обобщающий (заключительный-май 2014г.– май 2015 г.)

1. Цель.

Формирование целостных и адекватных представлений о реальном состоянии образовательной системы, объективное оценивание процесса и результатов жизнедеятельности ОУ за прошедший период.

2. Задачи:

2.1. Аналитические

1. Осуществление рефлексии в сообществе педагогов, учащихся и родителей процесса и результатов.

2. Обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности.

3. Обеспечение внешней экспертизы.

4. Определение перспектив дальнейшего развития ОУ.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.2. Информационные

Осуществление презентации опыта в виде

  • Публикации результатов деятельности
  • Выступления на конференциях

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

2.3. Социализации

1. Осмысление эксперимента и распространение его результатов в массовую практику.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

3. Ведущие методы.

Рефлексивные методы: методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, анализа и обобщения.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

4. Основной результат.

Удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью ОУ и результатами процесса его развития.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.


Приложение 3

Система физкультурно-оздоровительной работы локальной

экспериментальной площадки «Физкультура, которая лечит душу»

2011 – 2013 гг.

Название

модуля

Дата

Форма реализации

(содержание работы)

Ответственные

1.Юнитанцы

В течение года

- урочная форма;

- динамическая пауза;

Корнеева Е.С., учитель физической культуры СОШ № 8 г. Холмска;

Романов В.В., учитель физической культуры СОШ № 8 г. Холмска;

Грабар И.Н., психолог СОШ № 8

г. Холмска;

Михайлова М.Н., психолог СОШ № 8

г. Холмска

Ноябрь 2011

- выступление на концерте, посвященном Дню матери, с композицией «Банана – мама»;

Декабрь 2011

- участие в школьном конкурсе «Танцевальный калейдоскоп» (технология танцевальной психотерапии)

Май 2012

- выступление на школьном отчётном концерте.

Ноябрь 2012

- выступление на концерте, посвященном Дню матери, с композицией «Барбарики»;

Май 2013

- выступление на школьном отчётном концерте.

2.Художественная гимнастика

В течение года

- урочная форма;

- кружковая работа;

Октябрь 2011

- участие в концерте посвящённом Дню учителя «Поздравлялка»;

Май 2012

- выступление на школьном отчётном концерте.

Ноябрь 2012

- выступление на концерте, посвященном Дню матери, с композицией «Аист на крыше»;

Май 2013

- выступление на школьном отчётном концерте.

3.Японский мини-волейбол

В течение года

- урочная форма;

- секционные занятия;

Апрель 2012

- школьные соревнования среди 5- 6 классов.

Апрель 2013

- районные соревнования среди 5- 6 классов.

4. Черлидинг

В течение года

- урочная форма;

- дополнительные занятия;

- выступление на школьных соревнованиях.

Декабрь 2012

- участие в мониторинге качества ООО АНО ДПО «Института проблем образовательной политики «Эврика» (мониторинг личностных УУД)

5.  Акробатика

В течение года

- урочная форма;

- дополнительные занятия;

Октябрь 2011

- выступление на концерте, посвященном Дню матери;

Декабрь 2011

- участие в школьном конкурсе «Танцевальный калейдоскоп»;

Апрель 2012

- открытый урок  на районном семинаре учителей ФК.

6.Оздоровительная аэробика

В течение года

- урочная форма;

- секционные занятия.

7. Тхэквандо

В

течение года

- урочная форма;

- секционные занятия;

- участие в районных, областных, Всероссийских, международных соревнованиях.

8. Отчёт о ходе эксперимента

Декабрь 2011

Май 2012

Выступление на научно-педагогическом совете школы

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Февраль -Март  2012

Участие в предметных неделях (школьный уровень)

Сентябрь 2012

Выступление на РМО учителей физической культуры

Декабрь 2012

Участие в областном конкурсе проектов о здоровом образе жизни. Проект «Движение – это жизнь!» (второе место)

Корнеева Е.С.

Николаева Лидия, ученица 7 а класса

Февраль -Март  2013

Участие в предметных неделях (школьный уровень)

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Март 2013

Участие в школьной НПК . Проект «Анти-АД» (победитель)

Корнеева Е.С.,

Антипова Анастасия, ученица 11 класса

Апрель 2013

Участие в областной НПК . Проект «Анти-АД» (лауреат)

Корнеева Е.С.,

Антипова Анастасия, ученица 11 класса

Апрель 2013

Выступление на муниципальной НПК (второе место)

Корнеева Е.С.


Приложение 4

Анкета «Учитель – ученик»

(Рогов Н.А. «Настольная книга практического психолога»).

Цель:

1. Выявление отношения учеников к учителю по трем параметрам:

гностическому (выявляет уровень доверия к знаниям, компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика);

эмоциональному – (показывает уровень симпатии ученика к учителю, уровень эмоционального доверия, комфорта, принятия учителя учеником);

поведенческому – (показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика).

2. Определение ведущей направленности учителя, его сильных и слабых сторон.

Результаты анкетирования учащихся 11 Акласса (апрель 2012 год).

Предмет

Гностический

%

Уровень

Эмоциональный

%

Уровень

Поведенческий

%

Уровень

Средний

Показатель

%

Уровень

Желание иметь похожие черты / Желание стать похожим на учителя (%)

А

У

Д

И

Т

1

Русский яз.

75о в

75ов

75о в

75 ов

10/5

3

2

литература

       5ов

75ов

75 ов

75ов

10/5

3

3

алгебра

50в

50в

50в

50в

5/5

2

4

геометрия

50в

50в

50в

50в

5/5

2

5

физика

75 ов

63 в

63 в

67 в

10/10

3

6

химия

75 ов

75 ов

75 ов

75 ов

10/10

3

7

биология

50 в

44 с

56 в

50 в

10/10

2

8

география

50 в

44с

50 в

46 с

3/2

2

9

история

63 в

71 в

71 в

68 в

15/5

3

10

информатика

56 в

56 в

63 в

58 в

5/7

2

11

Англ.яз.(Н.П..)

75о.в

60 в

64 в

67в

7/10

3

12

Англ.яз.(Т.И.)

65 в

56 в

56 в

55в

5/10

2

13

Физ. воспит.*

75о в

75о в

75ов

75 в

10/20

3

14

обществознание

53 в

50 в

63 в

54 в

5/5

2

15

психология

75 ов

75 ов

75 ов

75 ов

10/10

3

16

хореография

75 ов

75 ов

75 ов

75 ов

10/20

3

Общий:

2.5

* Учитель физической культуры – Корнеева Е.С.

- Преобладание среднего и  низкого уровня (до 40 баллов)  свидетельствует о наличии социально-психологических, педагогических проблем и рисков(1балл)

- Преобладание  высокого и среднего (от 40 до 60 баллов)  – для режима функционирования (2 балла).

- Преобладание высокого и очень высокого уровня (от 60 баллов и выше) характерно для режима развития (3 балла).

Выводы:

  1. Общий уровень отношения ( по трем параметрам) учеников 11А класса к учителям  = 2,5 балла, что в целом соответствует режиму  развития.
  2. В режиме развития  преподаются 9 предметов из 16-ти.
  3. Преподавание предметов, находящихся в зоне социального (отношения «Учитель-ученик») риска нет.

Педагог-психолог, зам. директора по УВР __________Грабар И.Н.

Приложение 5

Результаты  за 2011-2012, 2012-2013год.

Участие в соревнованиях,  конкурсах, акциях, викторинах,

НПК разных уровней

2011- 2012

Акции.  Уровень.

класс

2011

2012

Футбол в зачет Спартакиады школьников

13 участников 9-11 кл.

V место

II

место

Русская лапта в зачет Спартакиады школьников

8 участников,

9-11

IV место

«Старты юных» Соревнования по легкой атлетике

18 участников

II и III места

Русская лапта в зачет Спартакиады школьников

9-11

IV место

Международные соревнования по мини-волейболу

8 участников

9-11

IV место

Настольный теннис

4 участника

 I  место

Школа безопасности

8 участников 10-11 кл.

7 участников

7-8 кл.

II место

III место

Мини-футбол среди школ района

7 участников

IV место

Районные соревнования по баскетболу

8 участников

II

место

Волейбол в зачет Спартакиады школьников (девушки)

14 участников

III место

Волейбол в зачет Спартакиады школьников (юноши)

14 участников

II

место

Шахматы в зачет Спартакиады школьников

5 участников 10-11 кл.

IV место

V место

Баскетбол (мальчики) в зачет Спартакиады школьников

9 участников 9-11 кл.

II место

I место

Баскетбол (девочки) в зачет Спартакиады школьников

6 участниц 9-11 кл.

IV место

V место

Стрельба из пневматической винтовки за Кубок Холмского спортивно-технического клуба РОСТО

4 участника 10-11 кл.

V место

Березовский М.

(III место в личном первенстве)

Смотр-конкурс призывников «А, ну-ка, парни!»

5 участников 10-11 кл.

V место

II

место

Волейбол (юноши) в зачет Спартакиады школьников

9 участников 10-11 кл.

II место

Волейбол (девушки) в зачет Спартакиады школьников

8 участниц 10-11 кл.

III место

Районные соревнования «Лыжня России»

5 участников, 9 – 11 классы

IV место

Международный фестиваль юных футболистов «Локобол-2010»

32 участника, 3 – 11 классы

Мини-футбол «Кожаный мяч-2010»

Младшая группа (1999-2000 г. р.)

III место

Мини-футбол «Кожаный мяч-2010»

Средняя группа (1997-1998 г. р.)

III место

Мини-футбол «Кожаный мяч-2010»

Старшая группа (1995-1996 г. р.)

III место

«Спартакиады надежд-2010» - легкая атлетика.

18 участников

Личное первенство

Маграб Д., Панкрашин Д., Мун М.

III место

Пилипенко А.

III место

Сидоренко С., Завадский Д.

II место

Чернецова О., Ким Н.

II место

Районный конкурс строя и песни

21 участников

6 Акл.

I  место

Областные соревнования по туризму и спортивному ориентированию «Российский азимут»

Николаева А, 11Б кл., 2 место (кубок, диплом, медаль)

Бритенко Г. Бритенко Е, выпускницы школы МОУ СОШ №8

V Всероссийская спартакиада учащихся России по тяжелой атлетике

Казанцев В., 10А кл.,  кандидат в мастера спорта, 2 место, серебряная медаль

Турнир по русской лапте, посвященный Дню защиты детей

14 участников 5-6 кл.

III место

2012-2013

№ п.п.

Акции. Уровень

класс

Кол-во детей

2011 – 2012

результат

1

Муниципальные соревнования  по стрит-болу

7-9

16

2 место

2

Районные соревнования по баскетболу

9-11

12

2 место

3

Районные соревнования по плаванию в рамках «Президентских спортивных игр»

8-10

4

1 место

4

Муниципальные соревнования «Безопасное колесо»

3

4

2 место

5

Соревнования по стрельбе из пневматической винтовки в рамках муниципального этапа «Президентских спортивных игр»

8-10

20

1 место

6

Баскетбол ( «Президентские спортивные игры»)

8-10

12

3 место

7

Итоги «Президентских спортивных игр»

8-10

20

2 место

8

Танцевальная композиция «Аист на крыше» в рамках ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу»

3а,3б

24

9

Танцевальная композиция «Богатырская наша сила» в рамках ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу»

2-3

12

10

Танцевальная разминка в рамках ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу»

1

46

11

Танец черлидеров (совместно с М.В. Михайловой)

7

12

12

Сборы, соревнования по тхеквондо (с июля по декабрь)

1-10

25

Призеры, победители

13

Муниципальные соревнования по лыжным гонкам среди ОУ города и района

7-11

4

I место

14

Смотр-конкурс «А ну-ка, парни!» среди юношей старших классов в рамках месячника военно-патриотического воспитания

9-11

5

Глянь Р. (11кл.)-победитель в подтягивании на перекладине.

Зотов В. (11 кл.)- победитель в поднятии гири весом в 16 кг.

Команда СОШ №8 -победители в спортивной эстафете.;

II-е общекомандное место.

15

Первенство России по тхэквондо

6

1

Додон Е.(6 кл.), бронзовый призёр

16

Муниципальный смотр-конкурс «Наследники славы отцов»

7-10

20

II место

Iместо-Победители в номинации «Строевая подготовка» и «Лучший командир» (Мун М., 9 а кл.)

III место в конкурсе боевых листков.

17

Муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

6

20

II место

18

Творческий конкурс муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

6

16

I место

19

Теоретический конкурс муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»

6

16

II место

20

Муниципальный конкурс строя и песни

4

21

II место

21

Муниципальный конкурс «Звездный десант»

5

7

1 место

Выводы:

Высокий уровень участия и результативности по всем показателям.


Приложение 6

Календарный план

реализации программы локальной экспериментальной площадки

«Физкультура, которая лечит душу…»

на базе МБОУ СОШ №8 г. Холмска на 2013-2014 учебный год

п/п

Содержание работы

сроки

ответственный

1

Организация работы опытно-экспериментальных групп опережения.

в течение года

Корнеева Е.С.,  учитель физической культуры,

Романов ВА., учитель физической культуры, Михайлова М.В., психолог,

Грабар И.Н., заместитель директора по УВР, психолог

2

освоение локальных нововведений в образовательном процессе.

в течение года

3

Участие во Всероссийской акции «Лонгмоб Сочи- 2014»

сентябрь-февраль

4

Осуществление мониторинга результативности образовательного процесса.

октябрь 2013 -

май 2014

5

Проведение оперативной рефлексии процесса. Коррекция.

в течение года

6

Создание сборной команды школы по Черлидингу 6 – 8 классов

сентябрь 2013

7

Участие в НПК (район, область)

в течение года

8

Участие в школьных конкурсах, концертах, показательных выступлениях

в течение года

9

Участие в школьных и районных соревнованиях

в течение года

10

Участие в предметных неделях

февраль-март

11

Участие в областном конкурсе проектной деятельности

ноябрь 2013

Руководитель ЛЭП _________________ /Корнеева Е.С./

        

«_______» ____________2013г.

Педагог-психолог, зам. директора по УВР __________Грабар И.Н.


[1]Ендропов О.В., Болдырева И.О., Подоляк А.Л. Оптимизация объема и интенсивности нагрузки в процессе физического воспитания в общеобразовательной школе // Методические рекомендации. – Новосибирск, 2009. – 62 с.

[2]В. И.Лях и Г. Б.Мейксон. Программа физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей для учащихся 1-11-х классов. М.: «Просвещение», 1993г.

И.А.Виннер, Н.М.Горбулина, О.Д. Цыганкова. Образовательная программа Физическая культура. Гимнастика 1- 4 классы. М.: «Просвещение», 2010 г.

[3]М. Я.Виленский, Е. Н.Литвинов и В. И. Туркунов .Программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов, основанная на одном из видов спорта — баскетболе. М.: «Просвещение», 1990г.  

[4] В.Н. ШаулинНаучные основы развития самостоятельности у учащихся 6-17 лет при формировании физической культуры : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04; 13.00.01 / Санкт-Петербург, центр гуманитарного образования,1996 г.

[5]В.И. Лях, А. А. Зданевич Комплексная программа физического воспитания школьников 1- 11 классов. М.:«Просвещение», 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка лечит душу и тело

Лечение музыкой29 Мар 2013, Автор: Natali  "Музыка лечит душу и тело"Источник: http://artpsiholog.ru/lechenie-muzykoj/ © Психология отношений...

Конспект урока самопознания в 3 классе Тема:Доброта – это солнце, которое согревает душу

Цель: формирование  и развитие   важных  нравственных качеств – доброта,отзывчивость,милосердие Задачи: -формирование  представления о  доброте как вечной духовной ...

Музыка лечит душу и тело

Статья о реализации здоровьесберегающих технологий на занятиях пением....

Классный час для старшеклассников «Стихи, которые лечат душу» (Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Ларисы Рубальской)

сценарий классного часа о жизни и творчестве Ларисы Рубальской, в ходе которого, не только звучат стихи поэтессы, но и ранее записанные песни, в исполнении автора и звёзд эстрады....

Статья "Рукоделие лечит? Рукоделие лечит. Рукоделие лечит!"

В данной статье рассказывается о влиянии различных видов рукоделия на организм человека. Рукодельничайте и будьте здоровы!...

Внеурочное мероприятие по литературе литературная гостиная “ Писатель,который затрагивает душу”

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, составляющего часть воспитания, является внеурочная работа . Внеурочная работа - важнейшая составная часть профессиональной деятельности учителя-словесни...