Уроки направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления младших школьников.
методическая разработка по физкультуре

Колосова Альфия Нурулловна

Содержание уроков направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления развивает у детей чувства сопереживания, навыков узнавания и дифференцировки эмоциональных реакций и переживаний, а также навыков практического владения выразительными движениями и действиями. Развитие и создание возможностей для формирования самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния и своего поведения, формирование терпимости к позиции другого. Развитие у детей навыков группового взаимодействия, общения и групповой сплоченности. Помощь ребенку в сознании своего реального «Я», повышения уровня самооценки, уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.odt43.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Уроки направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления младших школьников.

Физическая культура  обладает высоким функциональным потенциалом в восстановлении психического здоровья школьников.

Доказано, что физические упражнения- основное и специфическое средство, используемое для решения комплекса оздоровительных задач, всестороннего развития личности ребенка, эффективной профилактики и коррекции психофизического состояния организма.

Известно, что между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка существует теснейшая связь.

Содержание уроков направленные на взаимосвязанное(сопряженное) применение средств двигательной активности и психорегулирующих воздействий в процессе обучения, воспитания и оздоровления развивает у детей чувства сопереживания, навыков узнавания и дифференцировки эмоциональных реакций и переживаний, а также навыков практического владения выразительными движениями и действиями. Развитие и создание возможностей для формирования самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния и своего поведения, формирование терпимости к позиции другого. Развитие у детей навыков группового взаимодействия, общения и групповой сплоченности. Помощь ребенку в сознании своего реального «Я», повышения уровня самооценки, уверенности в себе.

  1. Сценарий урока по физической культуре во 2 классе.

Тема урока 1. « Я и мои эмоции».
Цель: Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам.

Игры и упражнения на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоция, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

Вводная часть. Беседа о роли жестов и мимики в выражении эмоционального состояния при общении людей. Учитель показывает, как выражаются доброжелательность, гнев, удивление, радость, грусть, страх, стыд.
Разминка. Ходьба с одновременным выполнением этюдов.

 Нахмуриться, как осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнуться, как кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; будто ты увидел чудо. Позлиться как ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; человек, которого толкнули. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака.
Легкий бег с переходом на этюды в движении: `Лиса на охоте` (бег мелкими шажками зигзагом с остановками), `Медведь пробирается сквозь лес` (ходьба широкими шагами вперед в стороны, руки полусогнуты в локтях), `Лягушка прыгает на берегу` (прыжки на двух ногах из глубокого приседа с изменением направления вперед в стороны), `Цапля летит над болотом` (бег с плавными движениями руками как крыльями).
Ходьба с успокаивающими дыхательными упражнениями.
ОРУ `в парах.
Основная часть.«Передача чувств».Цель-научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ребёнку даётся задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, взрослый может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Через стекло».Цель – развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики лица и выразительных движений. Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора детям можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т. п., или дети сами придумают свои сообщения. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали дети при передаче сообщений, легко ли им было.

Подвижные игры. «Ловишки», «Прорыв цепи».
Заключительная часть. Упражнения на восстановление дыхания. Упражнение «Волшебный мешочек».Цель – познакомить со способами управления и регуляции настроения.

В волшебный мешочек предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Домашнее задание.
 Этюд «Нарисуй своё настроение и расскажи, почему оно сегодня такое».- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?- Какого цвете твоё настроение? На что похоже твоё настроение?

   Тема 2. « Я и мое тело».

   Цель:  Знакомить учащихся с возможностями собственного тела.

     Вводная часть. Учитель рассказывает для чего нужна людям ловкость, быстрота, гибкость,

     сила.

Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а  также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически запущен. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Это упражнения развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, стимулирующие двигательное и эмоциональное самовыражение.

Разминка. Ходьба. Бег. ОРУ в парах.(упражнения на гибкость)

Игра «Море волнуется».

Цель – помочь детям владеть своим телом.

Дети бегают по залу, изображая руками движения волн.

Учитель говорит:

 Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура — замри! Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри». Учитель ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.

Эстафеты.

1. «Бег с эстафетной палочкой» (команды строятся в колонны. Первые номера держат эстафетную палочку. По сигналу участник выполняет бег до стойки, обегает её, возвращается и передаёт эстафетную палочку следующему).

2. «Наездники» (команды стоят в колоннах. Первые два участника держат гимнастическую палку между ног. По сигналу начинают бег до стойки, огибают её, возвращаются и передают гимнастическую палку следующей паре).

3. «Бег сороконожек» (команды строятся по росту. Впереди тот, кто выше. Левую руку просуньте между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берёт вашу руку правой рукой. Остальные продолжают эту цепочку таким же образом. Каждая команда по сигналу начинает своё движение к финишу. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишу не расцепившись. Финиш по последнему участнику).

  1. КТО СИЛЬНЕЕ ”Основная цель. Заинтересовать учеников к толканию ядра.

Организация. Размечаются флажками две линии на расстоянии одна от одной на длину обычного броска мячика, выполненного слабым по подготовке учеником из числа участников игры.

В игре принимают участие две команды, расположенные за двумя линиями, одна напротив второй. Все участники команды имеют порядковые номера, а также каждая команда имеет свой порядковый номер.

Проведение. Жеребьевкой устанавливается команда, которая первой вступает в игру.

Участник первой команды под номером первым толкает набивной мяч на площадку второй команды. Участник под первым номером второй команды в свою очередь толкает мяч на площадку первой команды, но он должен выполнить толкание из места приземления мяча. Второй номер первой команды толкает мячик на площадку соперника с тем же условием. Игра продолжается таким образом до тех пор, пока одна из команд не оттиснет другую команду на ее территории так далеко, что последняя уже не сможет перетолкнуть набивной мяч за границы своей площадки.

Заключительная часть. Упражнения на дыхание.

Релаксация «Волшебный сон».Цель - развивать  внутреннюю раскованность.

Дети, начнем новую игру. Ложитесь так, как вам удобно. Сделайте вдох- выдох. Расслабьте ноги, руки. Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ноги отдыхают, шея не напряжена и расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко (2 раза) .Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали, хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться! Домашнее задание. Выполнить дома упражнения на расслабление.

   Тема 3.  «Я и другие».      

   Цель:  развивать коммуникативные способности и навыки совместной          деятельности  в  процессе уроков физической культуры.
   
Вводная часть. Учитель рассказывает, как важно проявлять организаторские способности,        начиная с групповой игры и заканчивая любой взрослой деятельностью. При этом игра    выступает как модель жизни.

 Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу

Разминка. Ходьба и бег со сменой направляющего. ОРУ.(дети по очереди придумывают упражнения для разминки)

 Игра «Пошли письмо».Цель – воспитывать гуманные отношения друг к другу. Все дети стоят в кругу. Один – водит. Ведущий говорит: «Я посылаю письмо от Оли к Серёже». Дети передают письмо пожатием руки. Водящий должен заметить у кого письмо.

    Основная часть.

Игра «Удержи равновесие»

Цели: Эта игра способствует развитию чувства доверия участников друг к другу и формированию в группе атмосферы взаимной поддержки. Когда дети пытаются удержать равновесие, поодиночке или в парах, им становится очевидно, что для этого необходимо постоянно вносить некоторые коррективы в положение своего тела. При этом надо быть очень собранными и внимательными.

Инструкция: Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на стволе дерева? Кто из вас хотя бы раз балансировал, стоя на высокой каменной стене? Видели ли вы в цирке акробата, который идет по тонкому качающемуся канату? Когда мы так балансируем, нам надо быть очень внимательными и все время двигать руками и телом так, чтобы

удержать равновесие.

Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать, друг другу, и приподнимите одну ногу. Покажите мне, как вы можете не терять равновесия, помогая себе движениями рук и тела.

Объединитесь в пары и встаньте лицом друг к другу. Возьмите друг друга за руки или за локти. Присядьте немножко, а затем вернитесь в исходное положение, так чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого...

Попробуйте другие положения, в которых надо уравновешивать друг друга: держитесь, друг за друга только одной рукой, скрестите руки, попробуйте присесть и встать, держа спину прямо...

Теперь сядьте на пол друг против друга. Возьмитесь за руки и изобразите работу пилы...

Теперь развернитесь и сядьте спиной к спине. Попытайтесь вместе встать, опираясь только на спину партнера. Как только вам удастся встать, попробуйте таким же образом сесть. Повторите это несколько раз...

Сейчас разойдитесь по четыре человека. Двое становятся рядом, плечо к плечу. Двое других прислоняются к ним спиной. Пары соприкасаются друг с другом лишь спинами. Сядьте в таком положении вместе на пол, а затем попытайтесь встать.

Возможно, для того чтобы игра проходила успешно, детям нужно будет сцепиться руками и ввести сигнал, обозначающий начало приседания.

Упражнение «Гусеница»

Участники группы встают плотно друг за другом, руками держатся за пояс впереди стоящего и слегка приседают на колени сзади стоящему. Получившаяся «гусеница» должна пройти какое-то расстояние.
Заключительная часть.  Игра «Эстафета дружбы».Цель – окончание занятия.Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает ведущий: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания! »

Домашнее задание. Придумать упражнения для разминки.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

      Дистанционный курс повышения квалификации.(Сопряженное психофизическое      развитие младших школьников на уроках физкультуры.) В. А. Радионов.

  1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.-М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-М.:Просвещение, 1984.
  3. Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения.-Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.-Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос, 2001.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры .- М.: Детство-Пресс, 2000.

    8. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников   Миниск: Гамма, 1995.

 9 .Элькони Д. Б. Психология игры-М.1978г.


                                                                                 




Э


О

ЭКСТЕРНАТ.РФ

ВНИМАНИЕ, ОПРОС!

Вы готовы принимать участие в семинарах и вебинарах и посещать курсы повышения квалификации по субботам?

Да, готов (-а)

Нет, не готов (-а)

Другое (опишите подробнее в письме на editor@ext.spb.ru)

   

САЙТЫ

АВТОРИЗАЦИЯ

Имя пользователя

Пароль

 Запомнить меня

 Забыли данные входа на сайт?

 Зарегистрируйтесь!

СЕРВИСЫ

ПЕРЕВОД САЙТА

Дата проведения13

Выбрать язык​

О


Обновить

Отправить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия воспитания эмоциональной культуры младших школьников в процессе обучения игре на домре, гитаре

   На современном этапе всё большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительным воздействием сре...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников (на материале сказки «Sivka -Burka» в УМК « Starlight 3»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему:  Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации  обучению чтению и говорению младших школьников(на материале сказки «Sivka -Burka»  в У...

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Проектная деятельность является эффективным средством патриотического воспитания. Работа над проектом дает возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувство, эмоции, ...

Возможности проектной деятельности в процессе воспитания патриотических чувств младших школьников

Метод проекта – это не просто набор приёмов и действий, подобранных педагогом....