Скольжение и смазка лыж
методическая разработка по физкультуре по теме

Боднарюк Дмитрий Юрьевич

Подготовка лыж

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skolzhenie_i_smazka_lyzh.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЫЛЬГОРТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» им. В.П. Налимова

Россия Республика коми Сыктывдинский район с. Выльгорт

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СКОЛЬЖЕНИЕ И СМАЗКА ЛЫЖ»

Исполнитель:

Учитель физической культуры Д. Ю. Боднарюк

Выльгорт 2014


Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Методы проверки скольжения лыж…………………………….......................4
  2. Обработка скользящей поверхности лыж - смазка…………………………9

Выводы…….……………………………………………………………………..11

Список литературы………………………………………………………………13

Введение

Сегодня в спорте высших достижений, когда высокие технологии играют одну из ключевых ролей, а физические кондиции спортсменов не так уж сильно отличаются друг от друга, когда временные показатели между гонщиками на финише пятидесятикилометровой гонки разнятся всего лишь на несколько секунд, правильная смазка лыж обретает решающее значение.

Скольжение лыж зависит от их подготовки- смазки. Пластиковые лыжи нуждаются в правильной подготовке и уходе, а именно в 3-х вещах: подготовке поверхности качения, нанесении на эту поверхность грунта и нанесении парафина и/или мази держания.  В настоящее время ведущие фирмы выпускают такое количество различных мазей и парафинов, что человеку, далекому от лыжного спорта, порой не просто разобраться, что к чему. Что делать с таким количеством смазки и как этим пользоваться? для чего мажут лыжи? Что бы он хорошо скользили, лыжники говорят - "катили" и не проскальзывали назад, на языке лыжников - "держали". Поэтому все смазки можно разделить на две большие группы: мази скольжения или парафины - обеспечивают наилучшее скольжение, мази держания или просто лыжные мази - обеспечивают отсутствие проскальзывания, "держат".

Смазку лыж можно рассматривать как технику или как искусство, которое доступно каждому. Нельзя не заметить, что технологии подготовки и смазки беговых лыж постоянно совершенствуется, и тем, кто этим занимается, необходимо постоянно следить за обновлением ассортимента различных товаров и оборудования, а так же за техникой выполнения различных процедур.

  1. Методы проверки скольжения лыж

Тестирование мази и лыж - это сложное занятие, и многое из того, что проходит через "проверку", не дает достоверной информации. С другой стороны, понимание методов тестирования поможет любому лыжнику делать более осознанный выбор инвентаря и мази. Чтобы быть достоверным, тестирование должно быть максимально простым. В этой главе мы рассмотрим целый ряд различных методов тестирования, от самых элементарных до таких, которые доступны только лыжным командам или лыжникам, способным потратиться на достаточно дорогое оборудование. Но существуют и более простые правила и методы тестирования.

Первое правило тестирования: Исключайте переменные. Это необходимо для получения точных выразительных результатов. Исключение переменных означает, что для тестирования мази лыжи должны соответствовать друг другу по прогибу, марке и структуре. Для тестирования структуры - по прогибу, марке и мази. А для тестирования лыж - по структуре и мази. Рассмотрим четыре самых распространенных типа тестирования: тестирование с использованием радара скорости, тест на длину выката, тест на "соревновательное" скольжение и субъективное тестирование.

Радары скорости. Наиболее "научный" метод тестирования - это использование радара скорости: вы пересекаете световой луч, который запускает секундомер, проезжаете заданную дистанцию и пересекаете следующий световой луч, который останавливает секундомер. В последнее время в продаже появился целый ряд недорогих и простых систем измерения скорости. Они состоят из устройства, надеваемого на ногу, которое срабатывает, когда вы проезжаете мимо врытого в снег столбика с электромагнитом. Проблемы, которые могут мешать выполнению этого теста:

  • ветер;
  • изменения в лыжне вызванные катанием по ней или выпадением снега; истирание мази;
  • неровность лыжни: изгибы, бугры;
  • неровность горы разгона;
  • чехлы на ботинках (они могут цепляться за стенки лыжни, замедляя скольжение);
  • снег в лыжне может отличаться от снега вне лыжни;
  • неровное движение лыж от спуска к спуску.

Метод с радаром скорости не пригоден для подбора лыж о котором мы поговорим позже в этой главе, но он имеет следующие преимущества:

  • дает объективные и удобные для регистрации данные времени, скорости;
  • тест может выполняться на скоростях, свойственных соревновательной или тренировочной скорости передвижения лыжника;
  • дает возможность протестировать большое количество лыж, мазей за короткое время;
  • подходит для подбора мази и структуры.

Знайте, что при использовании этого метода возможен большой предел погрешности. Отклонения от спуска к спуску на 0,1 км/ч - обычное дело, и эти значения могут быть гораздо больше. На практике различия внутри серии спусков на одной и той же паре лыж часто бывают больше, чем разница между средними спусками двух пар лыж. Это ставит под сомнение надежность данного метода, однако если вести тщательные записи результатов, появляются долговременные закономерности; эти записи являются самой весомой информацией. Тесты с использованием радара скорости, выполняемые вне лыжни, привносят бесчисленное число дополнительных переменных (без лыжни просто невозможно одинаково скатиться на каждой паре лыж). По моему опыту, подобные тестирования дают результаты с таким широким разбросом данных, что оказываются просто бесполезными.

Тест на длину выката. Это наиболее распространенный и самый простой метод тестирования: скатываетесь со склона из общей начальной точки, и смотрите, какие лыжи уезжают дальше. Трудности, которые могут возникнуть во время выполнения этого теста те же самые, что и при использовании радара скорости, однако добавляется еще одно обстоятельство - на решающей финальной части выката скорость лыжника значительно ниже скорости, свойственной передвижению на лыжах. На этом участке, где скорость и кинетическая энергия имеют наименьшие значения, минимальные изменения ветра, нагрузки, и т.д., могут создать огромную разницу в результатах. Тест на длину выката делает также невозможной квантификацию данных. Главное преимущество этого метода - его простота; в некоторой степени он может оказаться полезным при подборе лыж.

Тест на "соревновательное" скольжение. Первые два метода предполагают, что все спуски выполняет один лыжник. Тем не менее, широко распространен и третий метод, который можно было бы назвать тестом на "соревновательное" скольжение, где два лыжника определяют, кто из них скользит дальше и разгоняется быстрее. Два лыжника встают бок о бок, затем, держась за руки для уравнивания стартовой скорости, начинают скольжение вниз по лыжне. По завершении равного старта, лыжники должны отпустить руки, и смотреть, чьи лыжи ускоряются быстрее или скользят дальше.

С этим методом также связаны определенные трудности:
• Лыжники с разным весом будут иметь разные результаты: вес влияет на распределение давления и, следовательно, на ускорение и скольжение. Тяжелый лыжник обычно быстрее наращивает скорость и дальше скользит.
• Как правило, разные лыжники пользуются лыжами разных марок или с различной структурой.

• Все лыжники загружают лыжи по-разному (переднюю или заднюю часть, скользят на кантах), влияя на скольжение и ускорение.

• Тест на "соревновательное" скольжение не подходит для тестирования большого количества лыж.

• Квантификация данных невозможна.

Некоторые из этих трудностей можно устранить, если лыжники будут постоянно меняться лыжами. Следует понять одну серьезную проблему, которая является общей для всех этих методов тестирования. Во время использования лыжных ходов, нагрузка на лыжи в период скольжения равна массе тела лыжника или превосходит ее. Например, во время передвижения классическим ходом вы скользите на одной лыже, загружая ее всей массой тела. В коньковых ходах, во время подготовки к следующему шагу, вы можете загрузить скользящую лыжу весом, превышающим массу вашего тела в несколько раз.

В противоположность этому, все тесты на скольжение выполняются при 50% массы тела (т.е. вес равномерно распределен на обе лыжи). Таким образом, все вышеописанные методы тестирования дают информацию по скольжению в условиях отличных от реального передвижения на лыжах.
Тесты на скольжение чаще всего используются для подбора мази или структуры. Для подбора же лыж следует пользоваться другим методом - методом "субъективного тестирования".

Субъективное тестирование - тест на длину выката, однако наиболее эффективным в этом случае будет метод субъективного тестирования, который также является хорошим методом тестирования мази. Субъективное тестирование выполняется двумя способами. Первый способ: для сравнения "расхождений" в скорости, ощущениях и определения того, какая из лыж "тормозит" на подъемах. Нужно покататься на двух разных лыжах - на одной ноге с лыжей из пары "А", и на другой - с лыжей из пары "Б". Второй способ: проходите небольшую петлю на одной паре лыж, а затем проходите ее же, но уже на другой паре. Метод субъективного тестирования требует практики, поэтому он должен быть постоянной и неотъемлемой частью подготовки спортсмена, независимо от того, какая стоит задача - тестирование лыж или мази. Лыжники должны знать свои лыжи; опыт, приобретаемый во время выполнения такого вида тестирования, бесценен.

Некоторые лыжные команды, в особенности итальянские, тестируют лыжи, устанавливая подряд сразу несколько радаров скорости. Это позволяет им тестировать степень ускорения лыж. Несколько лет назад велись работы по использованию маленького ролика или гребного колесика, закрепленного на пяточной части лыжи. Эта конструкция соединялась с небольшим компьютером, регистрирующим скорость и степень ускорения лыжи, которые в последствии можно было вывести в виде графика. Эта прекрасная идея не получила своего развития, однако представлялась и до сих пор представляется исключительно полезной. Русские придумали так называемую "взбивалку для яиц" - небольшую машинку с вращающимися полиэтиленовыми (Р-Тех) дисками. Вращающийся диск прикладывается к снегу и измеряется сопротивление. Это приспособление позволяет технику за короткое время, и с регистрацией всех данных, протестировать столько мазей, сколько у него есть в наличии дисков. Оно также позволяет технику за короткий срок протестировать мази в разных местах (в верхней точке, в нижней точке и т.д.). Велись также некоторые работы над приспособлением, которое тащило лыжу вдоль лыжни и измеряло сопротивление.
Все эти методы являются попытками собрать объективные и удобные для записи данные простым и легко выполнимым способом. При этом весьма желательно исключение погрешностей, связанных с самим лыжником (неравномерная загрузка лыж, сопротивление воздуха и т.д.).

  1. Обработка скользящей поверхности лыж - смазка.

Раньше, когда был только классический стиль передвижения (по лыжне) были только смазки (мази) держания. Это довольно ощутимая мазь, которая наносится на колодку лыж. Колодка - это под креплением, условно говоря. Делается это для того, чтобы эффективнее отталкиваться ногой в подъем; чтобы лыжа не "отдавала", "не стреляла" назад.

На данный момент существуют миллионы мазей держания. Обычно они подразделяются на температурные интервалы в 2-10 градусов. Подготовка лыж на гонку классическим ходом происходит так:

-лыжи очищаются специальными смывками, либо утюгом наносится мягкий парафин и тут же снимается еще горячий.

- концы лыж (все кроме колодки) парафинятся - об этом попозже

-на колодку наносится мазь держания тонким слоем, растирается пробкой. этот  пункт повторяется 2-5 раз.

Сложность подготовки лыж на классику составляет то, что очень непросто найти идеальный (ну или близкий к идеальному) баланс между хорошим "держанием" при отталкивании в гору и скольжением со спуска.

После появления конькового (свободного) стиля передвижения на лыжах, сами лыжи для "конька" стали производить короче, а палки длиннее. Появились мази скольжения - парафины. На данный момент их намного больше, чем мазей держания!

Существуют как простые парафины, так и профессиональные со сложными химическими добавками. А так же эмульсии, порошки, ускорители.

Подготовка лыж на конек производится примерно так:

-лыжи циклят - снимают некий тончайший слой циклом, железным специальным скребком (необязательно)

-лыжи чистят        

-наносят графит для снятия статического напряжения (1-3 раза в сезон) утюгом, снимают скребком, дочищают щетками разной жесткости.

-наносят основу - первый слой парафина, так же - утюгом, остывает 30-60 мин, снимают скребком, проходят щетками.

-затем или второй слой парафина, или смесь парафинов, или порошок, или эмульсию. Каждый слой по этой схеме - утюгом, остывает 30-60 мин, снимают скребком, проходят щетками.

-наносят накатку - несколько желобков очень неглубоких. Частота, глубина, количество бороздок зависят от температуры воздуха и снега, влажности, структуры снега.

- непосредственно перед стартом наносят ускоритель, растирают пробкой.

Для нанесения парафинов существует специальный станок, специальный утюг, пробки-растирки, скребки, щетки с различной щетиной, машинка для накатки, сами накатки, маски для смазчиков так как пары очень вредны. Также существуют маленькие брусочки для откатки различных вариантов смазки - это мини лыжа, брусок с 4 скользящими поверхностями, на каждой делают разный вариант, скатывают со спуска и смотрят дальность.

У спортсменов, выступающих на высоком уровне, выбор еще более сложный. У них у каждого до 30 пар лыж. Лыжи бывают холодные и теплые, с различной структурой под разный снег, что в сумме с множеством вариантов смазки увеличивает количество выбора.

Выводы

Существует четыре самых распространенных типа тестирования: тестирование с использованием радара скорости, тест на длину выката, тест на "соревновательное" скольжение и субъективное тестирование.

Радары скорости. Наиболее "научный" метод тестирования - это использование радара скорости: вы пересекаете световой луч, который запускает секундомер, проезжаете заданную дистанцию и пересекаете следующий световой луч, который останавливает секундомер.

Тест на длину выката. Это наиболее распространенный и самый простой метод тестирования: скатываетесь со склона из общей начальной точки, и смотрите, какие лыжи уезжают дальше.

 Тест на "соревновательное" скольжение. Тест, где два лыжника определяют, кто из них скользит дальше и разгоняется быстрее.

Субъективное тестирование. Первый способ: для сравнения "расхождений" в скорости, ощущениях и определения того, какая из лыж "тормозит" на подъемах. Нужно покататься на двух разных лыжах - на одной ноге с лыжей из пары "А", и на другой - с лыжей из пары "Б". Второй способ: проходите небольшую петлю на одной паре лыж, а затем проходите ее же, но уже на другой паре.

        Скольжение лыж зависит напрямую от их смазки, а точнее сказать от подготовки лыж к соревнованиям. Умение определить зернистость снега, выбрать одну или несколько мазей и правильно их нанести – необходимое умение для каждого, кто серьезно занимается лыжами.

        Технология подготовки лыж на конек производит следующие стадии: циклевка - снимают некий тончайший слой циклом, железным специальным скребком (необязательно),чистка, нанесение графит для снятия статического напряжения (1-3 раза в сезон) утюгом, снимают скребком, дочищают щетками разной жесткости, нанесение основы - первый слой парафина, так же - утюгом, остывает 30-60 мин, снимают скребком, проходят щетками, нанесение второй слой парафина, или смесь парафинов, или порошок, или эмульсию, нанесение накатки - несколько желобков очень неглубоких, нанесение ускорителя.

Список литературы

  1. Коркоран М.  Подготовка беговых лыж к соревнованиям: Пер. с франц. А.В. Зубковой. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002 г.
  2. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие / И.М. Бутин. - М.: Академия,2000.-368с.
  3. Б.А. Борисов, П.А. Ганцев. Методика подготовки скользящей поверхности лыж к соревнованиям. Методическое пособие. - Кемерово, 2003г.
  4. О спорте и здоровом образе жизни.

http://slovpak.ucoz.ru/publ/o_lyzhakh/vsjo_o_lyzhakh/podgotovka_lyzh_k_sorevnovanijam_strategija_dlja_sorevnovanij/18-1-0-212.

  1. Rex Ski Wax лыжные смазки. http://rex.fi/russian/glide_waxes/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».

Урок физики в 7 классе по теме: «Сила трения. Трение скольжения. Трение качения».Цели урока:1. Обучающая- познакомить учащихся с силой трения, выяснить какие  виды силы трения существуют; в...

Сценарий урока на тему: "Коэффициент трения скольжения"

Работа представляет собой сценарий урока по физике в 10 классе на тему «Коэффициент трения скольжения». Применяется для изучения новой темы....

Техническое обслуживание автомобилей. Тема урока Техническое обслуживание системы смазки двигателей.

План - конспект Тема № 5.   Техническое  обслуживание  автомобилей. Тема урока  Техническое  обслуживание системы смазки двигателей....

«Назначение и устройство системы смазки дизельного двигателя»

Методическая разработка урока по теме:«Назначение и устройство системы смазки дизельного двигателя». Цель методической разработки – помочь ученикам в освоении материала по теме «Назначение и устройст...

План-конспект урока 6 класс. ТЕМА: Регулировка скорости. Чистка и смазка швейной машины.

Обучение  учащихся выполнять регулировку,  чистку и смазку швейной машины.Систематизация и обобщение  теоретических и практических знаний.Коррекция и развитие зрительного, и ...

Физмка 7классЛабораторная работа Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения....

План урока "Уход за швейной машиной. Чистка и смазка швейной машины"

Цель урока - создать условия и способствовать формированию и развитию умений и навыков для восприятия учащимися бережного отношения к швейной машине; способствовать осознанию основных способов восприя...