Главные вкладки

    ПРОГРАММА «ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Подготовка и участие в олимпиаде стимулируют совершенствование образовательного процесса в школе по предмету «Физическая культура», содействуют повышению интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, формируют у них представление  о  здоровом  образе  жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx43.13 КБ

    Предварительный просмотр:

                                 ПРОГРАММА

    «ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРЕДМЕТУ

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    Подготовка и участие в олимпиаде стимулируют совершенствование образовательного процесса в школе по предмету «Физическая культура», содействуют повышению интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, формируют у них представление  о  здоровом  образе  жизни.

                   

    Авторы программы:

    Гуляков А.Е., Гулякова А.П. учителя физкультуры

                    МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12

                         с углубленным изучением английского языка»

     города Чистополя РТ

    2011 г

                               ПРОГРАММА

    ГОТОВИМСЯ К ОЛИМПИАДАМ ПО ПРЕДМЕТУ

    «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

    Пояснительная записка

          На современном этапе развития отечественной системы образования особое значение приобретает разработка новых организационно-методических форм, активизирующих потребность в приобщении к ценностям, накопленным в области физической культуры. Предмет «Физическая культура» - единственный общеобразовательный учебный предмет школьной программы, представляющий относительно самостоятельную часть культуры человечества, которая специально ориентирована на совершенствование естественных, физических, природных свойств организма. Без освоения ценностей, накопленных в этой сфере культуры, невозможна профилактика заболеваний, укрепление здоровья, без которого, в  свою очередь, процесс образования в целом утрачивает свой смысл.

         Одно из реальных средств повышения эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе, престижности и, как следствие, качества преподавания предмета является популяризация олимпиадного движения.

         В 2000 году Министерство образования Российской Федерации включило физическую культуру в список предметов, по которым проводятся олимпиады школьников. В республики Татарстан олимпиада по предмету «Физическая культура» проводится министерством образования республики Татарстан  в   рамках  программы  «Одаренные дети»  с 2003 года.

         Олимпиада школьников по предмету «Физическая культура» представляет собой одну из форм организации целостного образовательного процесса в школе и характеризуется как комплексное соревнование по выявлению качества освоения учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным содержанием программы по физической культуре.

         Предметная область «Физическая культура» интегрирует знания по физической культуре, системы физических упражнений и формы занятий физическими упражнениями. Овладение предметным содержанием этой области ориентировано на активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы. А закономерности взаимосвязи сознательности и активности позволяют надеяться на самостоятельное использование ценностей сферы физической культуры не только в школьный период, но и на протяжении всей последующей жизни

                  В такой своей целевой и содержательной направленности подготовка и участие в олимпиаде стимулируют совершенствование образовательного процесса в школе по предмету «Физическая культура», содействуют повышению

    интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями, формируют у них представление  о  здоровом  образе  жизни.  Программу олимпиады  включены

    две группы  заданий,  выбранных  из  содержания  практического  и  теортико – методического разделов учебной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов.

    Основными задачами олимпиады являются:

    • определение уровня теоретической, технической и физической

              подготовленности учащихся по предмету «Физическая культура»;

    • выявление учащихся основной и средней школы с высокими показателями психофизического развития и двигательной дееспособности;
    • повышение качества преподавания физической культуры в

    общеобразовательных школах;

    • создание условий, способствующих активизации работы в сфере физической культуры и спорта, формированию интереса к занятиям физическими упражнениями.

          С 2003 года организовали в школе кружок «Олимпионик» по подготовке к олимпиадам по физической культуре во внеурочное время для одаренных и желающих детей. За семь лет работы кружка выработали систему подготовки и разработали программу.

    Программа состоит из практического

    и теоретико – методического заданий.

         Практические задания включают выполнение упражнений базовой части программы «Физическая культура» по разделам: гимнастика, лёгкая атлетика, и спортивные игры.

         Теоретико – методические задания состоят из выбора правильного ответа из нескольких представленных вариантов на тестовые вопросы, сформулированные в соответствии с требованиями к уровню подготовленности обучающихся по образовательной области «Физическая культура».

                                               

    ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Практика раздела «Гимнастика»

             Акробатическая  комбинация  включают  в  себя  следующие  элементы.

     Девушки: Перекаты. Кувырки. Перевороты. Стойки. Равновесие. Шпагаты. Мосты. Перекидки. Колесо. Прыжки. Вращения.

       Контрольные упражнения

                          И.п. – о.с. Дугами во внутрь руки в стороны и шагом вперед равновесие («ласточка»), держать – выпрямиться, шаг вперед и махом одной, толчком другой стойка на руках, обозначить – кувырок вперед – встать и махом одной толчком другой два переворота вправо или влево («колёса») в стойку ноги врозь, руки в стороны – приставляя ногу, повернуться в сторону движения – шаг правой вперед и махом левой прыжок с поворотом направо кругом на правую, левую назад – шаг левой вперед и прыжок со сменой прямых ног («ножницы»), шагом левой вперед наскок на обе ноги и прыжок ноги врозь правой («разножка») – шаг правой вперед и отставляя левую на шаг в сторону, стойка ноги врозь, руки вверх, наклоном назад «мост», держать – перекат вперед в сед согнув ноги – сед углом, руки в стороны, держать – сед – наклон вперед, обозначить, кувырок назад в группировке, кувырок назад в упор стоя согнувшись – выпрямиться – 2 – 3 шага разбега – кувырок вперед прыжком – прыжок вверх прогнувшись – кувырок вперед – прыжок ноги врозь.  

             Юноши: Перекаты. Кувырки. Перевороты. Стойки. Равновесие. Шпагаты. Мосты. Перекидки.  Колесо.  Прыжки.  Вращения.  

     

    Контрольные упражнения

                          И.п. – о.с. Руки вверх и шагом вперед равновесие («ласточка») руки в стороны, держать – стойка на руках, обозначить, кувырок вперед в стойку ноги врозь, руки в стороны – наклон прогнувшись, обозначить, силой согнувшись стойка на голове и руках, держать – силой опуститься в упор лежа и перейти в сед на пятках с наклоном вперед – кувырок вперед и прыжок вверх с поворотом кругом – с прыжка или шагом переворот в сторону с поворотом на 90* (рандат) и прыжок вверх прогнувшись – упор присев – кувырок назад – кувырок назад в стойку на руках, обозначить, опуститься в упор стоя согнувшись – выпрямиться в стойку руки в стороны – с двух-трех шагов толчком обеих ног прыжок согнувшись ноги врозь – кувырок вперед – кувырок вперед прыжком – прыжок с поворотом на 360*.

    Перекладина

             Размахивание в висе и мах дугой. Подъёмы: подъём разгибом; подъём двумя в упор сзади; подъёмы назад; подъём махом назад. Обороты: оборот назад в упор; оборот вперед в упоре. Перемахи. Соскоки.

    Контрольные упражнения

           1. Из размахивания в висе разным хватом подъем двумя в упор сзади – поворот налево кругом в упор – мах дугой  в вис – подъем махом назад и оборот назад – мах дугой – махом назад соскок – «хлестом».

            2. Из размахивания хватом сверху махом вперед подъем разгибом – перемах правой (левой) в упор верхом – перехват правой рукой в хват снизу и перемахом левой вперед поворот направо кругом в упор – отмах назад и оборот назад в упоре – мах дугой в вис – махом назад соскок прогнувшись, отпуская правую (левую) руку с поворотом на 90º.

    Брусья параллельные

             Подъемы махом вперед, назад, разгибом. Стойка на плечах и кувырки. Перемахи. Соскоки.

    Контрольные упражнения

           1. Из стойки внутри брусьев с прыжка в вис – подъем разгибом – махом назад стойка на плечах – опусканием назад упор на согнутых руках – махом вперед подъем в сед на правом бедре на левой жерди – соскок боком вправо через обе жерди силой.

           2. Из размахивания в упоре на руках махом назад подъем в упор – махом вперед в сед ноги врозь – перехватом вперед и силой согнувшись стойка на плечах, держать – кувырок вперед в сед ноги врозь – перемах внутрь – мах назад – махом вперед соскок вправо с поворотом налево кругом.

    Брусья разной высоты

             Подъемы. Скрещения. Круги. Перемахи. Обороты. Спады и опускания. Повороты. Соскоки.

    Контрольные упражнения

           1. Из размахивания изгибами в висе хватом за в/ж вис присев на левой на н/ж, правую вперед – подъем переворотом в упор на в/ж – спад назад с премахом ноги врозь в вис лежа на н/ж – круг правой с поворотом налево на 270º в сед на правом бедре – сед согнувшись (угол) – встать на левой – правую назад – приседая на левой – хват левой за н/ж – толчком левой и махом правой соскок прогнувшись.

           2. Из виса на в/ж лицом к нижней, размахивая изгибами – перемах ноги врозь, вис лежа сзади на бедрах на н/ж – поднимая и сгибая левую, вис присев на левой и махом правой и толчком левой подъем переворотом в упор на в/ж – опускание вперед в вис лежа сзади на бедрах на н/ж – поворот в сед на левом бедре, правая назад; руки: левая рука хватом за в/ж, правая рука в сторону – поднимая и соединяя ноги, поворот налево с перехватом правой справа за н/ж и перемахом обеими влево соскок углом с поворотом направо кругом.

    Бревно

                  Наскоки. Повороты. Прыжки. Равновесие. Соскоки.

    Контрольные упражнения

             1. И.п. – о.с. Наскок прыжком на конец бревна – шагом правой на конце бревна левая нога сзади, руки в стороны – шагом левой равновесие «ласточка», держать – выпрямиться, руки вверх, шаг правой, полуприседая и выпрямляясь, круг левой рукой книзу – шаг левой, полуприседая и выпрямляясь, круг правой рукой книзу – поворот кругом на носках, руки к низу – шаг польки с правой ноги, шаг польки с левой ноги – махом одной и толчком другой ноги соскок вперед.

              2. Из стойки продольно, махом правой и толчком левой, перемах поворотом налево в сед ноги врозь, опорой спереди – махом назад упор лежа на согнутых руках и толчком ног упор присев, правая спереди – встать и шагом правой равновесие, держать – выпрямиться в стойку на правой, левую назад на носок, руки в стороны – приставить левую, прыжок ноги вместе – прыжок со сменой ног – прыжок ноги вместе – прыжок со сменой ног – присед – поворот на 180º в приседе – встать – два шага галопа с правой – шаг правой и шагом левой соскок вправо прогнувшись.

    Опорный прыжок

          Девушки. Гимнастический конь в ширину, высотой 120 см.

    Прыжок согнув ноги. Прыжок ноги врозь. Прыжок боком.

         Юноши.   Гимнастический конь в длину, высотой 125 см.

    Прыжок ноги врозь. Прыжок согнув ноги.

    Практика раздела «Спортивные игры»

    «Баскетбол»

              Юноши и девушки: перемещения в баскетбольной стойке; остановка на два шага и прыжком; дриблинг на месте; ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления движения; ведение мяча правой и левой рукой обегая фишек – ориентиров; ведения мяча правой и левой рукой по кругу и по дуге; ведение мяча в высокой и низкой стойке в движении по прямой и спиной вперед; передача мяча двумя руками от груди; передача мяча одной рукой от плеча; бросок от груди двумя руками с места; бросок одной рукой с места; бросок одной рукой после ведения; бросок одной рукой после ловли мяча; бросок после подбора мяча; штрафной бросок; бросок из-за трехочковой дуги.

    «Волейбол»

                      Юноши и девушки: верхняя прямая подача; нижняя прямая подача; подача в прыжке;  верхняя боковая подача;  нижняя боковая подача; верхняя и нижняя  передача; нападающий удар; одиночное блокирование; прием мяча после подачи; передача после приема мяча в зону №3.

    «Футбол»

             Юноши и девушки: ведение мяча змейкой, восьмеркой, по кругу и дуге; ведение обегая фишки – ориентиров левой и правой ногой; ведение мяча удары по мячу (по неподвижному и катящемуся внутренней стороной стопы, внешней частью подъёма); ведение мяча правой и левой ногой поочередно внутренней и внешней частью подъёма стопы; ведение носком; жонглирование мяча головой, ногой; удары правой и левой ногой по воротам.

    Практика раздела легкая атлетика

    Специальные беговые, прыжковые и метательные упражнения.

    Бег 60 м., 100м., 500м., 1000м., 1500м., 3000м.

    Повторный бег 8 – 10 Х 60м для бегуна на 100м.

    Повторный бег с переменной, невысокой, интенсивностью:

                               6 – 8 Х 250м для бегуна на 500м,

                               4 – 6 Х 500м для бегуна на 1000м.

    Переменный бег 30 – 60м  с повышенной скоростью + 300м  медленно (6-8 раз).

    Контрольный бег на 500 – 1000 м.

    Прыжок в длину и высоту с разбега.

    Метания мяча и гранаты.

    ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

    Культурно - исторические основы физической культуры:

    -соотношение понятий «культура» и «физическая культура»;

    -отличительные признаки физической культуры;

    -смысл и взаимосвязь понятий «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое совершенство»;

    -история возникновения и этапы развития физической культуры;

    -общая характеристика основных направлений использования физической культуры в современном обществе;

    -история Игр Олимпиады и современного спортивного движения.

    Специфическая направленность физического воспитания:

    -взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания;

    -смысл основных специфических задач, решаемых в процессе физического воспитания;

    -физические упражнения как средства физического воспитания, их содержание и техника;

    -использование естественных сил природы и гигиенических факторов в физическом воспитании.

    Основы теории и методики обучения двигательным действиям:

    -двигательные действия как предмет обучения в физическом воспитании;

    -умения и навыки как способы управления движениями, их отличительные признаки и закономерности формирования;

    -особенности этапов обучения;

    -роль подводящих, подготовительных и идеомоторных упражнений в процессе обучения;

    -методы расчленено-конструктивного и целостно-аналитического упражнения, избирательного и сопряженного воздействия в процессе обучения.

    Основы теории и методики воспитания физических качеств:

    -общая характеристика физических качеств;

    -способы оценки уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координированности и их разновидностей;

    -регламентация нагрузки и отдыха как основа методики воспитания физических качеств;

    -влияние нагрузки и ее компонентов на процессы адаптации;

    -методика воспитания основных физических качеств и их разновидностей.

                Формы организации занятий в физическом воспитании:

    -взаимодействие эффектов отдельных занятий физическими упражнениями как основа непрерывности физического воспитания;

    -разнообразие форм занятий;

    -характерные черты урочных форм занятий;

    -особенности содержания самодеятельных тренировочных занятий общеукре-пляющей, общеподготовительной и общеразвивающей направленности;

    -особенности содержания утренней гигиенической гимнастики физкультурных минуток и пауз, микросеансов упражнений, физкультурно-рекреативных занятий, соревнований.

    Методика решения некоторых частных задач физического воспитания:

    -осанка и ее роль в процессе укрепления и сохранения здоровья;

    -характерные признаки правильной осанки и методика ее формирования;

    -общее представление о нормальном телосложении, возможности физического воспитания в процессе формирования желаемых параметров частей тела, методика увеличения мышечной массы;

    -избыточная масса тела и ее влияние на состояние здоровья;

    -причины, вызывающие тучность и ожирение;

    -методика использования физических упражнений в процессе снижения избыточной массы тела.

    Некоторые условия, способствующие решению задач физического  воспитания:

    -здоровый образ жизни,  режим дня,  рациональное питание,  закаливание, основы личной гигиены,  профилактика  травматизма.

    При подготовке школьников к теоретико-методическому

    конкурсу используем следующие учебники и учебные пособия

    1. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.
    2. Физическая культура: Учебник для учащихся 11-х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «Физическая культура» /Под общ. ред. А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. – Москва: «Спорт Академ Пресс», 2003.
    3. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 3-е издание, стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004.
    4. Большая энциклопедия спорта /Е.Я. Гик и Научно – редакционный совет. – Москва: ОЛМА Медия Групп, 2007.
    5. Физическая культура. Школьные олимпиады. 9 – 11 классы.: Методическое пособие /авт.-сост.: А.П. Матвеев, А.А. Красников, А.Б. Лагутин. – Москва: Дрофа, 2002.
    6. Олимпиада по предмету «Физическая культура». Методическое пособие. /Н.Н. Чесноков, В.В. Кузин, А.А Красников – Москва: Физическая культура, 2005.
    7. Физическая культура. 9 – 11 классы: организация и проведение олимпиад. Рекомендации, тесты, задания /авт.-сост.:  А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2009.
    8. Олимпийские задания по физической культуре. 9 – 11 классы /авт.-сост. И.Н. Марченко, В.К. Шлыков – Волгоград: Учитель, 2010.
    9. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам (всероссийским, региональным, городским, районным, школьным). Методическое пособие /авт.-сост.: П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – М.: Глобус, 2008.

    Методическое указание

          Содержание тестовых заданий теоретико-методического конкурса ежегодно  изменяется и усложняется, причем на часть вопросов не предлагаются варианты ответа, необходимо точно знать правильный ответ. При подготовке школьников к теоретико-методическому конкурсу необходимо формировать систему знаний по разделам теории и методики физического воспитания и спорта, используя учебники, учебные пособия, как для школ, так и для вузов. Для оценки уровня теоретической подготовки можно использовать задания, опубликованные в журнале «Физическая культура в школе», тесты предыдущих олимпиад, но при этом  учить школьников размышлять при ответе на вопросы, а не механически заучивать ответы тестовых заданий. Самый оптимальный вариант подготовки к республиканскому и Всероссийскому этапам олимпиады – это система учебно-тренировочных сборов, во время которых для работы со школьниками необходимо привлечение тренеров-специалистов по гимнастике или акробатике, волейболу, футболу, баскетболу, легкой атлетике, целенаправленно  дополнительно  заниматься  теоретической  подготовкой.

    УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ

         Проводятся четыре раза в неделю по 2 часа. Применяется на занятиях групповой метод организации обучения. Занимающиеся после разминки делятся на группы, получают практические  и  теоретико-методические  задания  для  углубленного  изучения.

    Расписание занятий

               Вторник:           – Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол)

               Четверг:            – Спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол)

               Суббота:            – Гимнастика и теоретическая подготовка

               Воскресенье:     – Гимнастика и теоретическая подготовка

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»

    Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...

    ПРОГРАММА Школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура»

    /Cmd+VКонкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера./Cmd+VОпределение победителей и призеров осуществляется отдельно у девушек и юношей по двум группам – уч...

    Рабочая программа для 5 класса по предмету физическая культура.

    В рабочую программу включены:1). Поиснительная записка.2). Распределение учебного времени.3). Требования к уровню подготовленности учащихся 5 класса.4). Тематическое планирование.5). Календарно-темати...

    Теоретические задания к школьной Олимпиаде по предмету «Физическая культура» для учащихся 5-6, 7 - 8, 9-11 классов

    КЛЮЧ  ОТВЕТОВтестовых заданий Олимпиады по физической культуредля учащихся 7 – 8 классов  № вопросаПравильный ответ№ вопросаПравильный ответ1А21Б2Б22А3В23Б4В24В5А25В6В26В7Б27А8Б28Б9А29В...

    Теоретические задания к школьной Олимпиаде по предмету «Физическая культура» для учащихся 7 - 8 классов

                            Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы, выберите правильный ответ и впи...

    Рабочая программа 1-4 класс по предмету физическая культура

    Рабочая программа 1-4 класс по физической культуре разработанна в соответствии с ФГОС...

    Программа подготовки учащихся к Олимпиаде по предмету «Физическая культура»

    Цель программы: подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; создание условий и предоставление возможностей учащимся для дос...