Главные вкладки

    Программа подготовки учащихся к Олимпиаде по предмету «Физическая культура»
    учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Мантаев Дорджи Баяевич

    Цель программы: подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; создание условий и предоставление возможностей учащимся для достижения успеха и раскрытия их потенциальных возможностей.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_s_olimpiadnikami.docx34.57 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ

    РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АЦРМО

    МОБУ “ТРОИЦКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ.Б.Б.ГОРОДОВИКОВА

    «ОЛИМПИОНИК»


    Программа подготовки учащихся к Олимпиаде по предмету «Физическая культура»

    Автор: Мантаев Д.Б.

    Учитель физической культуры

    “Отличник физической культуры и спорта РФ”

    “Почетный работник общего образования РФ”

    2015г.



                                                         Пояснительная записка

    В 1999-2000 учебном году Министерство образования Российской Федерации впервые включило физическую культуру в перечень учебных предметов, по которым проводится Всероссийская олимпиада школьников. Приказом Министра образования был утвержден состав оргкомитета олимпиады и состав соответствующих предметных комиссий.

        Всероссийская олимпиада школьников представляет собой конкурсное испытание учащихся основной и средней школы — юношей и девушек (раздельно). Конкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера. Практическое задание заключается в выполнении упражнений базовой части. Примерной программы по физической культуре по разделам: гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол. Теоретико-методическое задание заключается в ответах на тестовые вопросы. Тематика вопросов соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней школы по образовательной области предмета «Физическая культура».

       Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, выделяются следующие этапы олимпиады: Школьный — организуется общеобразовательными учреждениями в октябре. Участие в нём могут принимать желающие учащиеся 5—11 классов школ. Муниципальный — организуется органами местного самоуправления или местными органами управления образования в ноябре-декабре. Региональный — организуется совместно государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и советами ректоров высших учебных заведений в январе-феврале. Заключительный – организуется Федеральным агентством по образованию и проводится в апреле. Участники на заключительный этап выбираются исключительно из победителей и призеров регионального этапа.

        В программу олимпиады включены две группы заданий, выбранных из содержания практического и теоретико-методического разделов учебной программы по физической культуре. Практические задания заключаются в выполнении упражнений из разделов: гимнастика, спортивные игры и легкая атлетика. Проверка подготовленности участников олимпиады по каждому разделу осуществляется в соответствии с разработанными правилами и регламентом конкурсных испытаний.

       В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации победители Всероссийской олимпиады, выявленные в ходе проведения заключительного этапа, получают преимущественное право на зачисление в центральные высшие учебные заведения в области физической культуры, а победители республиканские или областные высшие учебные заведения. Олимпиада представляет собой нечто большее, чем отбор абитуриентов. Она сегодня имеет все признаки общественного движения, нацеленного на формирование высокой культуры тела, духа и разума современного человека. Постепенно олимпиада по физической культуре должна приобрести массовый характер, пробудить в школьниках желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями и стремиться к здоровому образу жизни. С каждым годом количество участников Всероссийских олимпиад школьников растет, что свидетельствует о повышении ее популярности, а основы подготовки учащиеся получают в школе благодаря своим учителям. Олимпиада - это наиболее эффективное средство развития, выявления способностей и интересов учащихся.

                     

    I. Основные положения программы «Олимпионик»


    Цель программы: подготовка учащихся к участию в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; создание условий и предоставление возможностей учащимся для достижения успеха и раскрытия их потенциальных возможностей.

    Основные задачи программы:

    • популяризация в школе целостного представления о физической культуре как важном факторе формирования всесторонней личности;
    • формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в постоянном физическом самосовершенствовании;
    • расширение теоретических знаний и двигательного опыта физкультурно-спортивной деятельности, привитие практических умений организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой;
    • выявление и поощрение наиболее подготовленных школьников, добившихся высоких результатов в развитии физической культуры.



    Участники программы: программа рассчитана на учащихся 7 – 11 классов, проявивших активность в учебном процессе, достигших высокого уровня физической подготовленности по всем разделам школьной программы и глубоких знаний в области физической культуры и спорта.
    Срок реализации программы: 1 год, программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю).
    Прогноз результатов реализации программы: В результате реализации программы «Олимпионик» учащиеся получат возможность развивать знания, умения и навыки в области физической культуры и спорта, на основе демонстрации которых:

    • будут выявлены наиболее талантливые школьников для участия в муниципальном этапе олимпиады по предмету «Физическая культура»;
    • повысится уровень образованности учащихся в области физической культуры и спорта;
    • повысится престиж и качество преподавания предмета «физическая культура» в нашей гимназии.


    Методическое обеспечение программы: подготовка к олимпиаде предполагает:

    • индивидуальную работу с учащимися по совершенствованию физических качеств и технической подготовки по лёгкой атлетике, баскетболу, волейболу, футболу, гимнастике;
    • индивидуальную работу с учащимися по теоретической части олимпиады – тестирование знаний в области теории физической культуры и спорта в открытой и закрытой формах;
    • самостоятельную работу учащихся по решению тестов в области теории физической культуры и спорта (домашние задания).


    Формы контроля и методы оценки ЗУН учащихся: Контроль готовности учащихся к участию в олимпиаде, оценка ЗУН в области физической культуры и спорта проводится согласно положению и рекомендациям о проведении школьного и муниципального этапов олимпиады: практическая часть – техничное выполнение упражнений и достижение высоких показателей двигательной подготовленности, теоретическая часть – выполнений теста с результатом не менее 50% от максимального.
    Материально-техническое обеспечение: при подготовке учащихся к олимпиаде по физической культуре необходим чистый спортивный зал, спортивный инвентарь, учебный кабинет, учебная, научная и методическая литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс, возможность выхода в интернет, сборники тестов.

    Система организации подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре включает в себя следующие элементы:


                                                      II. Учебно-методический план

    Название темы:

    Кол-во часов

    Теория (час)

    Практика (час)

    1

    Вводное занятие. Инструктаж.

    1

    1

    2

    Физические качества спортсмена, физическая подготовка и подготовленность.

    Развитие быстроты и координации.

    3

    1

    2

    3

    Самоконтроль. Осанка человека.

    Развитие скоростной выносливости.

    2

    1

    1                                                                                                                                                      

    4

    Режим дня. Здоровое питание. Лёгкая атлетика.

    Развитие скоростной выносливости.

    2

    1

    1                      

    5

    Вредные привычки. Волейбол.

    Технические приёмы волейбола.

    2.5

    0.5

    2                

    6

    Баскетбол.

    Технические приёмы баскетбола.

    2.5

    0.5

    2                  

    7

    Футбол.

    Технические приёмы футбола.

    2.5

    0.5

    2                  

    8

    Гимнастика.

    Техника выполнения акробатических упражнений.

    2.5

    0.5

    2                            

    9

    Закаливание. ЗОЖ.

    Техника выполнения акробатических упражнений.

    2.5

    0.5

    2                  

    10

    Олимпийские игры.

    Техника выполнения акробатических упражнений.

    4

    2

    3                  

    11

    Теория и методика физической культуры и спорта.

    Техника выполнения акробатических упражнений.

    10

    8

    2                            


    ИТОГО: 

    34

    16 

    18


    III. Содержание программы (34 час)

                Программа «Олимпионик» состоит из теоретической и практической частей.


    Тема 1.

    1/0 


    Теоретическая часть: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности во время проведения практической части олимпиады. Инструктаж по заполнению бланков теоретической части олимпиады. Домашнее задание.

    Практическая часть: Нет.


    Тема 2.

    1/2


    Теоретическая часть: Физические качества спортсмена, физическая подготовка и подготовленность, средства и методы повышения уровня физической подготовленности, методы измерения уровня двигательных способностей. Формы организации занятий.

    Практическая часть: Развитие быстроты и координации: различные виды челночного бега, ускорения из разных стартовых положений, бег «ёлочкой».


    Тема 3.

    1/1 


    Теоретическая часть: Самоконтроль, виды самоконтроля, дневник самоконтроля, самоконтроль своих физических качеств. Осанка человека, определение, её формирование и профилактика нарушений: сколиозы, кифозы, лордозы, плоская спина, плоскостопие. Способы оценки осанки.

    Практическая часть: Развитие скоростной выносливости – бег 400 м в зале.


    Тема 4.

    1/1 


    Теоретическая часть: Режим дня – определение, учёт возрастных особенностей при составлении распорядка дня, последствия нарушений режима. Здоровое питание – сбалансированное питание, здоровая пища, калорийность. Лёгкая атлетика – техника безопасности во время проведения занятий по лёгкой атлетике и соревнований, виды, классификация, правила соревнований, лучшие спортсмены, достижения, сензитивные периоды развития физических качеств, средства тренировки в лёгкой атлетике и способы оценки развития двигательных способностей.

    Практическая часть: Развитие скоростной выносливости – бег 400 м в зале.


    Тема 5.

    0.5/2


    Теоретическая часть: Вредные привычки – определение, влияние на организм, способы борьбы. Волейбол – техника безопасности во время проведения занятий по волейболу и соревнований, правила игры, история развития волейбола в мире и России, известные советские и российские спортсмены и тренеры, техника и тактика волейбола.

    Практическая часть: Технические приёмы волейбола – прямая подача мяча в зоны.


    Тема 6.
    0.5/2


    Теоретическая часть: Баскетбол – техника безопасности во время проведения занятий по баскетболу и соревнований, правила игры, история развития баскетбола в мире и России, известные советские и российские баскетболисты и тренеры, техника и тактика игры.

    Практическая часть: Технические приёмы баскетбола – двойное обведение стоек с забиванием на два шага, двойное обведение центрального круга и забивание на два шага.



    Тема 7.

    0.5/2

    Теоретическая часть: Футбол – техника безопасности во время проведения занятий по футболу и соревнований, правила игры, история развития футбола в мире и России, известные футбольные клубы и команды, знаменитые футболисты и тренеры.

    Практическая часть: Технические приёмы футбола – обведение стоек и забивание в ворота, бег «ёлочкой» и забивание в ворота.


    Тема 8.

    0.5/2


    Теоретическая часть: Гимнастика – техника безопасности во время проведения занятий по гимнастике и соревнований, разминка, сензитивные периоды развития гибкости, способы развития подвижности в суставах, стретчинг, техника выполнения гимнастических упражнений.

    Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений – требования к технике выполнения отдельных упражнений, разминка, выполнение упражнений со страховкой, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений.


    Тема 9.

    0.5/2


    Теоретическая часть: Закаливание организма – определение, принципы закаливания, средства закаливания, моржевание, баня. Здоровый образ жизни.


    Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений – разминка, интенсивная растяжка, выполнение упражнений со страховкой, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений, разучивание акробатической комбинации и её совершенствование.


    Тема 10.

    2/2


    Теоретическая часть: Олимпийские игры – история зарождения Олимпийских игр, даты, соревнования первых Олимпийских игр древности, имена героев, правила соревнований, причины запрета проведения Олимпийских игр. Возрождение Олимпийского движения современности, родоначальник современных Олимпийских игр, ритуал и символика Олимпийских игр, виды соревнований в программе Олимпиад, первые спортсмены – олимпийские чемпионы. Значение современного Олимпийского движения. Советские и российские спортсмены-олимпийцы. Даты и место проведения Олимпиад (летней и зимней).

    Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений –интенсивная растяжка, совершенствование техники выполнения акробатических упражнений, совершенствование акробатической комбинации.


    Тема 11.

    8/2


    Теоретическая часть: Теория и методика физической культуры и спорта – решение тестов с прошлых олимпиад, включающих вопросы теории и методики физической культуры и спорта, всех изученных видов спорта, режима дня, самоконтроля, правильного питания, сохранения и укрепления здоровья, формирования осанки, форм занятий и средств по самосовершенствованию и методов оценки своих физических кондиций.

    Практическая часть: Техника выполнения акробатических упражнений – совершенствование акробатической комбинации.

                       

    IV. Календарно-тематический план


    занятий 



    Темы занятий


    Даты

    занятий 


    1


    Вводное занятие. Инструктаж.


    2-3


    Физические качества спортсмена, физическая подготовка и подготовленность.

    Развитие быстроты и координации.


    4-7


    Самоконтроль. Осанка человека.

    Развитие скоростной выносливости.


    7-8


    Режим дня. Здоровое питание. Лёгкая атлетика.

    Развитие скоростной выносливости.


    9-10


    Вредные привычки. Волейбол.

    Технические приёмы волейбола.


    11-13


    Баскетбол.

    Технические приёмы баскетбола.


    14-16


    Футбол.

    Технические приёмы футбола.


    17-19


    Гимнастика.

    Техника выполнения акробатических упражнений.


    20-25


    Закаливание. Лыжная подготовка.

    Техника выполнения акробатических упражнений.


    26-28


    Олимпийские игры.

    Техника выполнения акробатических упражнений.


    29- 32


    Теория и методика физической культуры и спорта.

    Техника выполнения акробатических упражнений.


    33-34


    Участие во Всероссийской олимпиады школьников


    Список литературы

    1. Богданова В.А. Словарь специальных терминов по теории физической культуры и спорта / В.А. Богданова; Тюмен. гос. ун-т, фак. физ. культуры. - Тюмень: Вектор Бук, 2005. - 134 с.
    2. Бутин И.М.. Лыжный спорт: Учебник. – М.: «Владос-Пресс», 2003.
    3. Гимнастика. Учебник/ Журавин М.Л. и др. – М.: «Академия», 2001.
    4. Жилкин А.И. и др. Лёгкая атлетика: Учебное пособие/ М.:«Академия», 2003.
    5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Ф и С, 1966. – 200 с.
    6. Интернет-ресурсы.
    7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: ВЛАДОС, 2003. -176 с.
    8. Настольная книга учителя физической культуры: Справочно-методическое пособие /Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Астрель», 2003.
    9. Нестеровский Д.И.. Баскетбол: Теория и методика обучения: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2004.
    10. Новиков В.С., Дмуховский Р.А. Не забывайте о ваших мышцах (тренажёры и здоровье). – М.: Знание, 1987. – 48 с 3) Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие – М.: «Академия», 2003.
    11. Петров П.К.. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник – М.: «Владос», 2003.
    12. Семёнова Г.И., Городничева Н.Я. Развитие физических качеств: Учебно-методическое пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2002. – 44 с.
    13. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учебник/ Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов и др. – М.: «Академия», 2002.
    14. Спорт в школе. Методическая газета для учителей физической культуры. - М.: «Медиа-Пресс», 2004-2008 и другие.
    15. Сборники тестов олимпиад по предмету «физическая культура» прошлых лет.
    16. Физическая культура в школе. Учебно-методический журнал. – М.: «Школа-Пресс», 2000-2008.
    17. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с







    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская программа кружка «Юный Олимпиец» по подготовке к олимпиаде по предмету «Физическая культура»

    Данная программа рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Рецензия на авторскую программу Л.Ю. Котковой и Г.З. Кулаковой, подписана...

    ПРОГРАММА Школьного этапа олимпиады по предмету «Физическая культура»

    /Cmd+VКонкурсное испытание состоит из заданий практического и теоретико-методического характера./Cmd+VОпределение победителей и призеров осуществляется отдельно у девушек и юношей по двум группам – уч...

    Теоретические задания к школьной Олимпиаде по предмету «Физическая культура» для учащихся 5-6, 7 - 8, 9-11 классов

    КЛЮЧ  ОТВЕТОВтестовых заданий Олимпиады по физической культуредля учащихся 7 – 8 классов  № вопросаПравильный ответ№ вопросаПравильный ответ1А21Б2Б22А3В23Б4В24В5А25В6В26В7Б27А8Б28Б9А29В...

    Теоретические задания к школьной Олимпиаде по предмету «Физическая культура» для учащихся 7 - 8 классов

                            Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые ответы, выберите правильный ответ и впи...

    Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету "Физическая культура" (ФГОС ООО)

    Рабочая программа обучения учащихся 5 класса по предмету «Физическая культура»  по ФГОС ООО...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 6 классов по предмету физической культуры.

    Учитель  высшей квалификационной категории Ходосова Н.А...