«Эмоциональное состояние – главное составляющее психического здоровья учителя»
статья по физкультуре по теме

Сухомлинский писал так: «Профессия педагога – это работа сердца и нервов, где требуется ежедневное и ежечасное расходование душевных сил».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnaya_lektsiya_na_temu.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Эмоциональное состояние – главное составляющее психического здоровья учителя»

Профессия может существенным образом менять характер человека, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы в школе.

Сухомлинский писал так: «Профессия педагога – это работа сердца и нервов, где требуется ежедневное и ежечасное расходование душевных сил».

Наличие эмоциональной напряженности особенно ярко проявляется у учителей. Напряженные ситуации педагогической деятельности вызывает неадекватность в оценке происходящего, импульсивные действия по отношению к ученикам, способствуют формированию таких личностных качеств как безынициативность, пассивность, чувство собственной профессиональной непригодности. Переживаемые эмоциональные состояния нередко сопровождаются вегетативными проявлениями:

  • Тремор рук
  • Изменения в мимике, тонусе лица;
  • Учащающееся сердцебиение
  • Появление красных пятен на лице и др.

Это отрицательно сказывается на самочувствии педагога, вызывает сильное переутомление, снижение работоспособности. В отдельных случаях, эмоциональное напряжение достигает критического момента и педагог теряет самообладание и проявляет себя в пассивной – защитной(слёзы) или агрессивной( окрики, нервное хождении по классу, резкий стук по столу и др. ) форме.

Такие реакции могут наблюдаться у педагогов, как способ разрядки эмоций на рабочем месте, в классе. Нужно заметить, что эмоциональные перегрузки могут служит стимуляторами для заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний, заболеваний нервного характера (нервные истощения, неврозы, невралгии)

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

Часто психологические стрессы возникают у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно людям с повышенной ответственностью за исполнение обязанностей. Каждая напряженная ситуация оставляет след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу.

Поговорим об учителе, о том, как он себя чувствует при возникновении конфликтной ситуации.

Хочется спросить, а что вы чувствуете в такой момент?

  • Досаду. К ним со всей душой, хочется хоть чему - ни будь научить, а они..?
  • Раздражение. У меня тема, хочется быстрее её дать, а там разговоры
  • Безысходность. На минуту заинтересуешь, а потом опять шум. Несколько человек работают, хоть бы им не мешали
  • Злость. Сидят на всем готовом, в голове пусто, так хоть бы не хамили.

И как обычно мы реагируем в такой ситуации?

  • Перестань, сколько можно, мы не успеем, а завтра контрольная…
  • Выйди вон, я докладную директору напишу, пусть разбирается… 

Итак, если я правильно поняла, это замечания, нарекания, порицания и т.п. А как мы это делаем? (Часто повышаем голос). И приносит ли это желаемый результат? (Редко). Весь наш опыт говорит о том, что это малоэффективно.

А что вы чувствуете в этой ситуации?

  • Вину, беспомощность, бессилие, страх, некомпетентность…

Помогает ли это разрешить ситуацию? Наверно, нет. Да ещё и настроение портится из-за того, что не сдержались, давление поднимается, сердце хватает.

А если, например, вы едите в автобусе и вам на ногу наступает незнакомый мужчина, как вы реагируете на ситуацию? (С юмором). Тогда в чем же дело? Почему на конфликтную ситуацию в школе мы реагируем агрессией, а в автобусе с юмором? А разница в ресурсном состояние.

Сейчас я предложу вам памятку по сохранению психологического здоровья.

  1. Никогда не говорите о себе ничего плохого. Ищите источник своего несчастья в элементах, которыми можно изменить будущие действия. Себя и других подвергайте только конструктивной критике - что в следующий раз можно сделать по-другому, чтобы добиться желаемого?
  2. Сравнивайте свою реакцию, свои мысли и чувства с теми, что есть у ваших членов семьи, друзей, коллег и других людей, чтобы иметь возможность оценить уместность и пригодность своих реакций, сопоставив их с подходящей общественной нормой.
  3. Укрепляйте свои контакты с окружающими, должно быть несколько близких друзей, с которыми вы сможете поделится чувствами, радостями и опасениями. Расширяйте структуры своей социальной поддержки.
  4. Выработайте у себя чувство уравновешенной перспективы времени, в рамках которой вы сможете гибко сосредотачиваться на требованиях, предъявляемых задачей, ситуацией и вашими потребностями;  ориентируйтесь на будущие, когда предстоит что-то сделать, на настоящие, когда цель достигнута, на прошлое, чтобы не терять связи со своими корнями.
  5. Всегда ставьте себе в полную заслугу свои успехи и счастье. Определите и помните все качества, которые делают вас особенными и неповторимыми, сильные стороны и свои защитные резервы. Используйте их с пользой при контактах с другими людьми.
  6. При потере контроля над ситуацией отдалитесь от неё, выйдя физически из неё. Перенеситесь в воображение и будущее, чтобы со стороны взглянуть на то положение дел, которые ныне представляется невыносимым. Найдите участливого слушателя. Дайте выход своим чувствам.
  7. Помните, что за неудачей и несбывшимися надеждами скрывается благо. Они могут означать, что поставленные цели вам не подходят, или спасти вас от ещё больших разочарований в будущем. Урок есть в каждой неудаче.
  8. Приучайте себя получать удовольствие от здоровых видов деятельности. Не жалейте времени на то, чтобы расслабится, поразмышляйте о чем-то другом, получить массаж, насладится делами в одиночку, чтобы лучше понять себя.

А сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут активизировать ваши ресурсы. Хочу напомнить, что умения и навыки возникают при многократном повторении. Когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете то, что на самом деле прямо противоположно тому, что вы действительно хотите

                                


Упражнение 1.

                                «Разгладим море»

Представьте себе какую – ни будь конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).

 Закройте глаза, посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуальной рукой разгладьте это море до ровного зеркала.

Что вы теперь чувствуете? Попробуйте ещё раз.

                                Упражнение 2

                                «Внутренний ребенок»

Обычно в стрессовой ситуации включается ваш «внутренний ребенок», и мы начинаем действовать исходя из этого внутреннего его – состояния. А как обычно начинают действовать дети, которым что – то не нравится? А мы? Правда похожи? Это и естественно. Именно эго – состояние отвечает за наши чувства. И когда плохо нам, плохо и нашему «внутреннему ребенку». Сейчас представьте себя ребенком 4 – 5 лет. Внимательно рассмотрите во что вы одеты, какие у вас волосы, какое выражение лица. Теперь подойдите к этому ребенку, угостите его чем – ни будь приласкайте, возьмите на руку и скажите: «Я тебя очень сильно люблю(ласковое имя) и всегда буду беречь и защищать». Посмотрите, как теперь выглядит ваш ребенок, прижмите его к себе. Уменьшите ребенка до размеров горошины и положите в свое сердце. Посмотрите, как она себя там чувствует. А как себя чувствуете вы?

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной  деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению эмоциональной культуры педагога, где показателем является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

10 способов справиться со стрессом и сохранить психическое здоровье учителю

Старайтесь планировать. К стрессу может привести простейшая дезорганизация. Наличие огромного количества одновременных планов может приводить к путанице, забывчивости, ощущению, того, что у вас о...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения ...

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Материал содержит характеристику синдрома эмоционального выгорания, стадий и симптомов СЭВ. В материале рассказывается о качествах, помогающих педагогу избежать профессиональное выгорание. Также содер...

«Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов учреждения».

laquo;Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья специалистов учреждения»....

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПОДДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕДАГОГОВ

В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно. Ведь вы сами на 100% ответственны за все события в своей жизни....