"Применение современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности"
методическая разработка по физкультуре на тему

Маркова Ольга Александровна
"Применение  современных образовательных технологий  в своей педагогической деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка

Тема:

"Применение

  современных образовательных

технологий  в своей

 педагогической деятельности"

        Выполнила:

Педагог-организатор  Маркова О.А.

г. Суворов

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Введение
  2. Сущность педагогической технологии
  3. Реализация образовательных технологий, применяемых в педагогической деятельности.

- Здоровьесберегающие образовательные технологии

- Игровые технологии

- Проблемные технологии

- Образовательные технологии

- Технология дифференцированного обучения

  1. Заключение
  2. Литература

I.ВВЕДЕНИЕ

Поиск путей совершенствования качества подготовки специалистов заставляет пересматривать как содержание образования и обучения, так и технологию образовательного процесса. Разработка новых методов и приемов обучения, создание новых форм организации учебного процесса, применение принципиально новых средств обучения открывает возможности для внедрения научно-технического прогресса в новые технологии обучения.

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии.

Здоровье – главное богатство человека, и здоровье каждого из нас – это проблема каждого из нас. Гражданский долг каждого  учителя – привлечение внимания к необходимости и реальной возможности сбережения здоровья в сложных социально-экономических условиях, пропаганда здорового образа жизни, привитие детям элементарных практических навыков оказания первой медицинской помощи.

Поэтому на сегодняшний день актуальной остается проблема здоровья и воспитания культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка

II. СУЩНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

 Педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. Можно выделить наиболее существенные признаки таких технологий: технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровень владения педагогической технологией, хотя и не ограничивается только операционным компонентом.

 Современными исследователями доказано, что научно обоснованные и качественно разработанные образовательные технологии помогают педагогу достигать планируемого результата профессиональной деятельности с максимальной степенью приближенности. Поэтому личность учителя, его культура, профессионализм, интуиция - все это условия успешности применения любой образовательной технологии. Вооружение педагога умениями самостоятельного анализа своей деятельности, а также анализа, отбора, разработки образовательных технологий - важная научно -методическая проблема.

Необходимо применять технологический подход к процессу осуществления педагогом самоанализа своей профессиональной деятельности, в частности ее гуманистической направленности.

III. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

 Применение   мной  современных здоровьесберегающих технологий в своей педагогической деятельности  отражает две линии оздоровительно-развивающей работы:

•        приобщение детей к физической культуре и спорту;

•        использование развивающих форм оздоровительной работы.

Для достижения целей  образовательных технологий в своей работе  применяю следующие группы средств здоровьесбережения:

  • средства двигательной направленности;
  • упражнения для развития двигательных качеств
  • подвижные и спортивные игры
  • дыхательные упражнения
  • упражнения для формирования правильной осанки
  • упражнения для профилактики плоскостопия
  • упражнения  для профилактики близорукости
  • массаж
  • использование оздоровительных сил природы (закаливание: воздух, солнце, вода)
  • гигиенические (выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена)

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

Игровые технологии

Человек играет только тогда,

когда он в полном значении слова человек,

и он бывает вполне человеком лишь тогда,

когда он играет.

Ф. Шиллер

Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Постоянен интерес человека к игровой деятельности. Этот вид физической активности восстанавливает физические и духовные силы. Поэтому я и использую в своей практике   игровую технологию, которую сочетаю с технологией успеха. Их сочетание повышает эмоциональность мероприятий, что благотворно влияет на развитие и здоровье воспитанников.

Дух соревнования - непременный спутник игры. Взаимодействие, желание помериться силами, сопереживание рождают азарт и увлеченность. Положительное отношение  к тренировкам и спортивно- массовым мероприятиям  невозможно без радостных переживаний, возникающих неоднократно. Позитивный эмоциональный настрой, чувство радости у воспитанников - один из критериев успешного обучения и воспитания. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства спортсмена, это залог успеха учебно-воспитательного процесса. Ситуация успеха становится фактором развития личности.

         По характеру педагогического процесса игры делятся :

  • обучающие,
  • тренировочные,
  • контролирующие,  
  • обобщающие;

По игровой среде:

  • с предметами,
  • без предметов.    

При использовании игровых технологий на уроках соблюдаю  следующие условия:

1) соответствие игры учебно- воспитательным целям ;

2) доступность для воспитанников данного возраста;

3) умеренность в использовании игр;

4) использование игры на определённом этапе обучения и воспитания

В спортивной школе мы проводим достаточное количество спортивно-массовых мероприятий, многие из которых стали традиционными:

- «Весёлые старты» (среди  групп НП и СОГ);

- «Спортландия» (Между школами района );

- «Рыцарский турнир» (среди групп НП и СОГ );  

- Соревнования по ОФП (группы СО Г,  НП  и УТ);

- «День Здоровья» (школы района);

- «Посвящение в пловцы» и многие др.

Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов, а также соблюдение вышеназванных правил, позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствует появлению удовлетворенности от занятий.

Проблемные технологии

Проблемное обучение имеет большое образовательное значение: оно удовлетворяет потребности воспитанников в знаниях, способствует их интеллектуальному развитию, более глубокому осуществлению личностно-ориентированного воспитания.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, задач в создающихся для этого проблемных ситуациях.

По мнению специалистов, в одном из своих проявлений проблемное обучение побуждает к решению индивидуального физического развития, физической и двигательной подготовленности, содействует приобретению специальных понятий и знаний о здоровье и гармоническом развитии человека, отражает запросы воспитанников в физическом самосовершенствовании.

Главным образом необходимо разобраться в правильности подачи проблемного обучения спортсмену. Далеко не все задачи, предлагаемые  в этой  области, можно решать с помощью проблемного обучения. Так же как и не всем будет это одинаково полезно.

 Я убеждена, что для достижения определенного уровня знаний, умений и навыков на  тренировке спортсмен должен быть заинтересован в их приобретении, ему должно быть это интересно.  Первая задача, которая лежит в основе всего обучения – это заинтересовать своих  воспитанников.   И, в первую очередь, необходимо выяснить и определиться, какой именно подход необходим: требуется работа в группе занимающихся или с учеником в отдельности.

Как один из вариантов, например, для побуждения к занятиям физической культурой использовать метод поощрения.

Усвоение специальных знаний и физкультурно-спортивных умений происходит на занятиях физическими упражнениями путем самостоятельного приобретения учеником системных сведений в области физической культуры и спорта, а также практического освоения двигательных действий в самостоятельных занятиях. Это осуществляется на основе оценки индивидуального уровня здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности ученика.

Педагогический контроль  за усвоением знаний и умений осуществляется общепринятыми способами при оценке выполняемых нормативных требований  и определения результатов воздействия физических упражнений на организм воспитанника. Он направлен на коррекцию задач, средств, методов и форм занятий, действий тренера и спортсмена  на пути физического самосовершенствования.  При этом следует обучить различным способам самоконтроля на занятиях.

Образовательные технологии

      Залогом успеха в воспитании и образовании здорового подрастающего поколения является тесное взаимодействие тренера-педагога и ученика в контакте с родителями и школой. При этом большое значение имеет само образовательное учреждение  ДЮСШ  с его традициями, уровнем организации тренировочного процесса и досуга, а также педагогическим коллективом, который постоянно повышает свое образование и находится в поиске инновационных технологий  в спорте.

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что недостаточно применять здоровьесберегающие и игровые технологии организации внеучебной деятельности. Необходим творческий подход. Как повысить значимость и уровень интеллектуализации предмета, который помогает не только сохранить здоровье, но и учит, как познать себя, как рационально использовать свои знания и умения в жизни? С этой целью я обратилась к межпредметным связям.  Итак, используя образовательные технологии, различные знания и умения в таких предметах как : биология, математика, русский язык, ОБЖ, история были разработаны новые праздники. А именно :

физкультура и  ОБЖ (занятия в школе юного туриста, игры по правилам дорожного движения);

физкультура и биология (день Айболита);

физкультура и история(«Спортивная викторина», праздник:  «По дорогам Олимпии» );

физическая культура и русский язык (использование  топографических диктантов в играх: перевод письменных  условных знаков  на схематические и др.);

физическая культура и математика( «Разведшоу»);

национальные традиции (изучение  игры «Лапта»)  Цель- возрождения народных игр.

Технология дифференцированного обучения

Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций,

 а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию,

через “Не хочу!”, стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли.

Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием,

 а не по принуждению

Ю.Г. Коджаспиров

Важнейшее требование обучения – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры

При разработке мероприятий учитываю уровень физического развития и физической подготовленности учащихся используя дифференцированный подход.

IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях модернизации системы образования все более важное внимание уделяется внедрению новых, прогрессивных педагогических технологий. Среди известных современной педагогической науке технологий, на  мой взгляд, особое место занимают здоровьесберегающие технологии, которые успешно внедряются образовательных учреждениях.

Важным слагаемым новых современных  образовательных технологий является формирование здорового образа жизни подрастающего поколения., совершенствование физического состояния учащихся через двигательную активность, формирование гармонично развитой личности, что является первостепенной задачей любого педагога.

Реализуя современные образовательные технологии, учитель должен приложить все усилия, чтобы здоровый образ жизни стал потребностью, нормой жизни для каждого ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анохина, И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / 2006. - 49 с.
  2. Ахутина, Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28
  3. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.-105с.
  4. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2006
  5. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М.: Нар, асвета. 1980. 128с.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998. 255с.
  7. Журнал «Физическая культура в школе», №1,2,3 – 2009г.
  8. Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009г.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных педагогических технологий в образовательной деятельности учителями иностранного языка

краткий обзор педагогических технологий, применяемых на уроках иностранного языка учителями гимназии №7...

Применение современных образовательных технологий как средство включения студентов в активную познавательную деятельность

Одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе и не вс...

План по самообразованию "Интенсификация урока на основе совершенствования форм учебной деятельности с применением современных технологий"

Данный план помогает обеспечить различные индивидуальные траектории получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности и интересы обучающихся. Обеспечить  более высокий уров...

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии.

Применение современных образовательных  технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии....

Выступление на семинаре учителей информатики по теме Особенности применения ИКТ в профессиональной деятельности современного учителя

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего...