Применение современных образовательных технологий как средство включения студентов в активную познавательную деятельность
статья по экономике по теме

Таранова Татьяна Геннадьевна

Одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе и не всегда способен самостоятельно организовывать собственную учебную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Применение современных образовательных технологий как средство включения студентов в активную познавательную деятельность

В  ГБОУ   СПО   ЯНАО   «Ямальский    полярный           агроэкономический техникум» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» обучаются студенты со всего округа.  Количество, обучающихся  коренных малочисленных народов Севера составляет   примерно 50 %. Другую половину обучающихся в основном составляют выпускники общеобразовательных школ г. Салехард и г. Лабытнанги ЯНАО и других регионов  России.  Таким образом, студенты различаются уровнем обученности, культурой, бытом, психофизиологическими особенностями. Россия - страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. В Концепции модернизации российского образования говорится, что потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, формирования толерантного сознания, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этно-национальной напряженности на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур, формирования самосознания и этнической  толерантности.

Все  это свидетельствует, что необходимо серьезное внимание уделять индивидуальному подходу в обучении. Следует подчеркнуть, что успешно программу способны усваивать 90% студентов.

Одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе и не всегда способен самостоятельно организовать собственную учебную деятельность. Поэтому моя тема самообразования связана с включением студентов в самостоятельную работу.

  В учебном процессе техникума сложилось два вида   самостоятельной работы:

  • аудиторная (в процессе учебных занятий);
  • внеаудиторная (домашняя работа и выполнение творческих заданий, курсовых и дипломных работ и пр.).

  Эти виды самостоятельной работы являются сторонами единого процесса – развития познавательной  самостоятельности  у студентов,   умения  самостоятельно приобретать новые знания и новые умения, а также созидание (конструирование)  нового в рамках исследовательской деятельности.

Успешность самостоятельной работы определяется умениями студентов учиться. Поэтому не случайно важнейшей задачей современной системы образования в процессе реализации ФГОС   является формирование  и развитие универсальных учебных действий (УУД) обучающихся.

Выбор темы самообразования «Включение студентов в самостоятельную работу» не является случайным. Образовательные  учреждения должны готовить  обучающихся к реализации концепции образования на протяжении всей жизни. С этой целью  рекомендуется   опираться на следующие основания:

  • научиться познавать;
  • научиться  работать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить в ладу с самим собою.

 

         Что значит  научиться познавать окружающий мир? Задача научиться познавать давно стала составной в системе задач образовательных учреждений. И она  видится в развитии у обучающихся УУД.        

Отметим, что сформированность интеллектуальных, информационно-коммуникативных, познавательных, исследовательских умений, умений самоорганизации, самоконтроля, а также рефлексивной культуры,  является основой    обретения  обучающимся готовности и способности учиться всю жизнь. Тем самым тезис «образование в течение жизни» становиться реальностью.

 Научиться  работать (действовать). Другой основой развития  обучающихся является решение задачи научиться работать, что связанно с необходимостью   приобретать компетентность, дающую возможность не только владеть профессионально-трудовыми  знаниями и умениями, но и  справляться с различными ситуациями (в том числе и непредвиденными).

Прежде всего, следует научиться использовать знания на практике, применять их к решению  возникающих проблем.  

  В условиях жесткой конкуренции рынка свое место  может «удержать» только профессионал. А для этого каждый должен:

  • формировать у себя потребность к постоянному познанию;
  • уметь эту потребность удовлетворять собственными силами;
  • иметь широкую компетентность, связанную с умением решать проблемы;
  • уметь работать в разных социальных и производственных условиях.

  Научиться  жить вместе. Важно научиться жить вместе, воспитывая в себе принятие и понимание другого человека, отношение к нему как к ценности. Для современных условий необходимо  стремиться к воспитанию  качеств и умений жить вместе в группе, в  общежитии,  в семье, в социуме, в мире. В этой связи исключительно важным является  развитие  чувства понимания взаимозависимости в мире, развивать у себя коммуникативность, умения предупреждать и снимать конфликты.

Основополагающим в коммуникации, безусловно, является осознание того, что другой человек является ценностью. Именно это позволяет принять другого. Прежде всего, должен сработать механизм принятия. Если мы принимаем другого, значит, в последующем и услышим его и, конечно, же, сможем понять его.

Научиться  жить в ладу с самим собою.  Четвертая важнейшая основа саморазвития   состоит в том, чтобы научиться жить, обеспечивая рассвет собственной личности. Чтобы научиться познавать, нужно хотеть познавать, поэтому необходимо  развивать в себе мотивацию к познанию, духовных потребностей, собственной индивидуальности: памяти, мышления эстетических чувств, физических возможностей.

Сейчас важнейшей задачей является помощь  студенту в самопознании, ибо только таким путем  он может построить траекторию своего развития.

Организация самостоятельной работы полагает владение студентами умениями учиться, в частности универсальными учебными действиями.

 Решение поставленных задач и в частности формирование УУД у  студентов  я  связываю с применением современных образовательных  технологий (см. таблицу 1).

Таблица 1

Используемые  образовательные  технологии

№ п/п

Образовательные   технологии

Обоснование применения данной технологии

1

2

3

1.

Личностно-ориентированное обучение  

В рамках данной технологии успешно решаются задачи формирования ценностей, смыслов, развитие субъектного опыта познавательной деятельности, творческих способностей и др. данная технология позволяет формировать  виды личностных УУД:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т. е. установление студентами связи между целью учебной деятельности и ее мотивом  
  •  нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2.

  Индивидуальное  обучения

В рамках данной технологии доминирующей выступает индивидуальная форма учебной деятельности, что оптимально для формирования метапредметных учебных умений (УУД), специальных, трудовых учебных умений и творческих способностей.  

3.

Проектное обучение

Образовательный процесс строится в логике  деятельности, имеющей смысл для обучающегося.  Обучающийся в процессе работы над проектом постигает реальные объекты, процессы. В процессе работы над проектом студенты  осваивают познавательные, личностные, логические регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана)

 4.

Групповые технологии

Деление учебной группы на микрогруппы (подгруппы для решения конкретных задач). В процессе групповой работы успешно формируются коммуникативные УУД

5.

Информационно-коммуникативные технологии

Обучения в режиме с компьютером, с использованием мультимедиа проекции. Предполагает владение способами извлечения и переработки информации .  

6.

Игровые технологии

Создаются условия для активного обучения,  представляющего собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся. формируются все виды УУД

7.

Здоровье сберегающие технологии

Привитие ценности здорового образа жизни и профилактики заболеваний. Благоприятные условия для формирования личностных УУД

8.

Оптимизация процесса обучения

Позволяет отбирать оптимальные  образовательные технологии для решения конкретных задач учебного занятия.

 

          Формирование  и развитие УУД студентов осуществляется на основе системно -деятельностного подхода в обучении.

Деятельностный компонент связан с включением студентов в учебно-познавательную деятельность.

В структуре  обучения выделяются процессы преподавания и учения.

Преподавание – это деятельность преподавателя по:

  • передаче информации;
  • организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • оказанию помощи при затруднениях в   учении;
  • стимулированию интереса, самостоятельности и творчества  обучающихся;
  • оценке учебных достижений  обучающихся.

Учение – это деятельность  обучающегося  по:

  • освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
  • стимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
  • осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных достижений и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Учебная деятельность обучающегося возможна, если происходит:

  • самостоятельное овладение новыми знаниями и оперирование ими;
  • самостоятельное овладение способами познавательной деятельности;
  • развитие мотивов учения;
  • овладение способами управления своей учебной деятельностью. 

 

 Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей. Именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата учебного занятия (29, с. 163).

Опорная карта урока  представляет собой модель, содержащую пути для конструирования учебного занятия  в определенной внутренней структуре, характеризующейся определенными связями и отношениями между компонентами (элементами) занятия.

 Целостный урок (учебное занятие) состоит из суммы этапов урока.  

Таким образом, в модели опорной карты учебного занятия по вертикали (вертикальные связи) расположены все этапы занятия, а по горизонтали (горизонтальные связи) представлены компоненты каждого УВМ занятия как системы: задачи УВМ, содержание учебного материала (СУМ), методы обучения (МО), формы организации познавательной деятельности (ФОПД)  и конечный результат (КР) каждого УВМ (см. таблицу 1).

Таблица 1

Модель  опорной карты  учебного занятия

1 этап занятия

Задачи 1этапа

СУМ 1  

МО1

ФОПД 1

КР 1

2 этап занятия

Задачи 2 этапа

СУМ 2  

МО 2

ФОПД 2

КР 2

--------------

--------------

--------------

-------------

-------------

--------------

--------------

--------------

--------------

-------------

-------------

--------------

--------------

--------------

--------------

-------------

-------------

--------------

n этапа занятия

Задачи

n этапа

СУМ n  

МО n

ФОПД n

КР n

 Сущностными  характеристиками опорной карты для конструирования учебного занятия является:

1. Последовательное деление целостного учебного занятия на отдельные  этапы. Причем сумма этих частей составляет целостное учебное занятие, а каждая структурная часть представляет собой целостное образование.  

2.  Внутренние связи и отношения между компонентами  этапа, причем  каждый этап   представляет собой целостное образование (систему):  задачи, СУМ, МО, ФОПД, КР.

3. СУМ всех этапов в сумме составляет СУМ учебного занятия.

4.   МО всех этапов в сумме составляет  МО учебного занятия.

5.  ФОПД всех этапов в сумме составляет  ФОПД учебного занятия

6.  КР всех этапов в сумме  обеспечивает КР учебного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект « Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"

ОДНИМ ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И  КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЮТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

"Применение современных образовательных технологий в своей педагогической деятельности"

"Применение  современных образовательных технологий  в своей педагогической деятельности"...

Применение современных образовательных технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии.

Применение современных образовательных  технологий во внеурочной деятельности учащихся по химии....

Статья "Применение современных образовательных технологий как средство повышения качества образования."

Наше время ставит перед школой задачи – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого уровня преподавания. В школах отказываются от тра...