Подвижные игры и эстафеты
план-конспект урока (физкультура и спорт, 5 класс) по теме

Варианты различных спортивных игр и эстафет на  уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt-basketbol.doc60 КБ
Microsoft Office document icon podvizhnye_igry_i_estafety.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

 План – конспект урока № 1                                                

Тема:  Спортивные игры (баскетбол)

Задачи:  1. Обучение техники поворотов на месте и в движении

               2. Обучение техники ведения мяча с изменением направления

               3. Обучение техники броска мяча в кольцо после ведения

               4. Развитие двигательных способностей: скорости, координации

инвентарь: мячи набивные, мячи баскетбольные

Дата проведения:

Место проведения : спортзал

Учитель: Части урока

Содержание урока

Дози- ровка

Организационно – методические указания

Подготовительная часть

  • построение
  • рапорт дежурного
  • сообщение задач урока
  • разминка: ходьба, бег разными способами
  • 1 – правым боком приставным шагом
  • 2 – спиной вперед
  • левым боком приставным шагом
  • 4 – ускорение

ОРУ в движении по кругу

Основная часть

Разделяю зал на 3 части, класс на 3 группы

1 группа – бросок по кольцу после ведения

  • бросок в кольцо с места
  • ведение без броска
  • ведение шагом
  • ведение бегом
  • ведение с броском в кольцо

2 группа – повороты на месте и в движении

  • повороты на месте без мяча
  • повороты на месте с мячом
  • ведение мяча с поворотом

3 группа – ведение мяча

  • на месте
  • вокруг  себя
  • в движении по кругу
  • в движении по трапеции 3-х секундной зоны и 3-х очкового броска

развитие двигательных способностей

  • скорости
  • координации

Заключительная часть

  • построение
  • итоги урока
  • задание на дом

10мин

1 мин

1мин

8 мин

27 мин

3мин

             2          1       4

                    3    

при выполнении соблюдать дистанцию 1,5-2 м

           1            2         3

Использую интервальной круговой тренировки. Распределяя задания, показываю каждой группе упр-ие в целом, а затем помогаю исправлять ошибки, переходя от группы к группе

Повороты выполнять вокруг сзади стоящей ноги – от пола не отрывать

Кисть при ведения мяча не напрягать

Использую непрерывный метод круговой тренировки (см.карточку)

Мальчики отжимание 3х 15-20, девочки отжимание 3х 10-15

 

План – конспект урока №  2                          

Тема:  Спортивная игра (баскетбол)

Задачи:  1. Закрепление техники поворотов на месте и в движении

           2. Закрепление техники ведения мяча с изменением направления

           3. Закрепление техники броска в кольцо после ведения

           4. Развитие двигательных способностей, силы

Инвентарь:  мячи, рукоход, гимнастическая лестница

Дата:

Место: Спортзал

Учитель:

Части урока

Содержание урока

Дози- ровка

Организационно- методические указания

Подготовительная часть

  • построение, рапорт
  • сообщение задач урока
  • разминка: ходьба, бег по кругу на каждой стороне зала разное задание по свистку

1 – ходьба «гусиный шаг»

2- прыжки на одной ноге

3 - прыжки на двух ногах

4 – ускорение по диагонали зала

ОРУ с набивными мячами

Основная часть

1 станция – бросок по кольцу после ведения

ошибки:

  • выполнение больше двух шагов без ведения мяча
  • бросок без использования щита
  • кисть не участвует в броске

2 станция – повороты на месте и в движении

ошибки:

  • поворот на всей ступне
  • поворот в ту сторону, где находится мяч (нет прикрытия мяча туловища)
  • поворот на прямых ногах

3 станция – ведение мяча с изменением высоты отскоки по прямой

ошибки:

  • напряжена кисть
  • при ведении не работают ноги

4 станция – ведение мяча по кругу, трапеции

ошибки:

  • мяч далеко  выходит вперед
  • мяч задерживается сзади

Развитие двигательных способностей – силы

Заключительная часть

  • построение
  • подведение итогов
  • задание на дом

10мин

3 мин

Выполняет по методу круговой тренировки

Дистанция  2 м

                  1

                                         2

                 3

работаем в 4 отделения одновременно на 4 станциях с переходом по команде.

Поворот выполняется на носочке сзади стоящей ноги

Исправляю ошибки инди- видуально, используя наглядный метод в обучении

Кисть при ведении не напрягать

См. карточку №

См. урок № 1

План – конспект урока № 3                                

Тема:  Спортивные игры (баскетбол)

Задачи:  1. Совершенствование  техники поворотов, ведения мяча по прямой и с изменением направления, броски мяча в кольцо с места и после ведения

            2. Развитие двигательных качеств скорости, координации

Инвентарь:  мячи

Дата:

Место: зал

Учитель  

Части урока

                 Содержание  

дозировка

Организационно – методические указания

Подготовительная часть

  • построение, рапорт
  • сообщение задач урока
  • разминка: ходьба, бег с изменением скорости и направления
  • ОРУ на месте по станциям с разными мячами

2 человека на станции

1 станция – броски двумя руками от груди волейбольного мяча

2 станция – броски из –за головы футбольного мяча

3 станция – броски одной рукой от плеча баскетбольного мяча

4 станция – броски двумя руками снизу набивного мяча

Основная часть

  • разделяю класс на 4 команды
  • использую расчет на 1-4

1-2 команда двухсторонне игра на 1 половине поля

3-4 команды на второй половине поля

во время игры делаю замечания, исправляю ошибки

Развитие двигательных способностей

  • скорости
  • координации

Заключительная часть

  • построение
  • итоги урока
  • домашнее задание

10мин

1мин

1мин

8 мин

27 мин

3 мин

Использую интервальный метод круговой тренировки

Выполнение упражн. По свистку

         1                   2

Использую игры по кругу. Каждая команда набирает очки.

1 очко – выигрыш

0 очков – проигрыш

0,5 очка – ничья

команды играют по 5 мин

одних сужу сам, а двух назначаю учеников по желанию

см. карточку №  

см. урок № 1

План – конспект урока № 4        

Тема:   Спортивные игры (баскетбол)

Задачи:  Зачет: Техника ведения мяча

          Совершенствование техники поворотов

  Зачет:  Техника броска в кольцо после ведения

Развитие двигательных способностей:  - скорости, координации

Инвентарь:  мячи

Дата:

Место: спортзал

Учитель: 

Части урока

Содержание урока

Дози- ровка

Организационно – методические указания

Подготовительная часть

Основная часть

1 станция – Зачет техники ведения мяча

уч-ся выполняют упражн. несколько раз для разминки

- принимаю зачетпоточным методом дифференцированно

  • ведение по кругу
  • ведение с изменением направления и скорости
  • ведение с разной высотой отскока

2 станция – совершенствование техники поворотов

  • индивидуально исправляю ошибки

3 станция – зачет броска по кольцу после ведения

  • ведение мяча шагом с остановкой и броском в кольцо
  • то же самое только бегом

Развитие двигательных качеств

  • скорости
  • координации

Заключительная часть

  • построение
  • итог урока
  • домашнее задание

10 мин

27 мин

3мин

См. подготовит. часть урока № 1

Разделяю класс на 3 группы, работаем по 3 станциям, переход по часовой стрелке.

Если уч-ся плохо выполняют упр., откладываю зачет на след. Урок или назначаю после уроков.

Ноги при повороте сгибать. Туловище наклонено вперед, мяч прижат руками к груди

Старший группы принимает зачет и выставляет карандашом в рабочем журнале оценки, я на подведении итогов утверждаю

Непрерывный метод круговой тренировки. См.карточку №

См. урок № 1



Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ

Задания, выполняемые в движении

Ходьба и бег. Класс движется в колонне по одному (1-8). Восемь шагов выполняется в обычном темпе, затем восемь шагов - бегом, но не меняя длины шага.

Опасная зона. Занимающиеся идут в обход по залу в колонне по одному. По заранее обусловленному сигналу преподавателя (например, руки в стороны) ходьба прекращается и все принимают упор присев. По другому сигналу (например, руки вверх) принимается стойка ноги врозь. Если руки преподавателя находятся внизу, группа продолжает движение по залу.

Ходьба с хлопками. Класс движется в колонне по одному (1-8). На первый и пятый счеты занимающиеся выполняют хлопок руками над головой. На счет *один» хлопок руками выполняют первые номера колонны, на счет «два» - вторые номера, насчет «три» - снова первые и т.д. На каждый счет делают хлопок руками под ногой.

Ползуны. Группа движется в колонне в обход. Все рассчитываются на первый-второй (1-8). После семи шагов вперед, принимают стойку «ноги врозь» (1-4). Вторые номера пролезают под ногами своих партнеров и принимают стойку ноги врозь. На счет 5 - 8 то же выполняют первые номера. Задание повторяется.

Одна минутка. Группа движется в колонне по одному. По сигналу преподавателя занимающиеся самостоятельно определяют отрезок времени в 1 минуту. Когда, по мнению учащегося, пройдет минута, он делает приставной шаг влево и поднимает руку вверх. Когда все остановятся, преподаватель называет фамилии тех, кто выполнил задание наиболее точно.

Запомни и выполни задание. Занимающиеся движутся в колонне по одному. При прохождении верхней границы зала занимающиеся идут на носках. При прохождении левой границы в полуприседе. При прохождении нижней границы передвигаются прыжками на двух ногах. При прохождении правой границы идут строевым шагом.

Группа движется в обход в колонне по два (1-6). Пять шагов вперед - приставить ногу (7-8). Поворот лицом друг к другу (9-10). Приставной шаг влево (11-16). Партнеры меняются местами.

Задания, проводимые во время бега

Поворот по хлопку. Бег в колонне по одному. По хлопку в ладоши группа поворачивается на 180° и бежит в противоположную сторону. По второму сигналу (два хлопка) - выполняется поворот на 360°. После этого группа продолжает бег в том же направлении. Сигналы рекомендуется подавать в различной последовательности,

Семафор. Преподаватель поднимает руки вверх - группа бежит в колонне по одному. Преподаватель опускает руки до уровня плеч - все должны быстро остановиться. После второй команды, можно сделать не более двух шагов.

Бег с изменением положения:

а) руки в стороны («самолет»);

б) руки за спину;

в) круговые движения правой рукой в боковой плоскости, левая - на поясе;

г) круговые движения рук в одном направлении;

д) попеременные круговые движения рук в одном направлении (как при плавании кролем);

е) 1-2 - руки вперед, 3-4 - руки вверх, 5-6 - руки в стороны, 7-8 - руки вниз. .

Класс смирно! Эту игру лучше проводить в начале урока. Учитель предлагает классу выполнять за ним все движения, если перед этим прозвучит слово « класс », а если нет, то упражнение не делают. Ученик, допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает играть.

Запрещенное движение. Ученики выполняют за учителем все движения, кроме запрещенного (например, руки вверх). Ошибся - шаг вперед.

Руки вверх. Построение в одну шеренгу. Учитель, проходя вдоль строя, и показывает на кого-нибудь из учеников и дает команду « Руки вверх ». Стоящие справа и слева от этого ученика поднимают ближнюю к нему руку.

Паровозики. Класс делится на 3 команды. Удобно проводить эту игру после общеразвивающих упражнений в трехшеренговом строю. Команды строятся в колонну по одному по касательной к баскетбольным кругам для вбрасывания.

По сигналу преподавателя первые номера обегают круг, затем свою команду и встают на место. После этого к ним присоединяются вторые номера, затем третьи и т.д. Во время бега стоящий сзади кладет руки на пояс партнеру, стоящему впереди. Выигрывает команда, которая сумеет быстрее всех составить поезд и возвратиться на исходное положение.

Челнок. Класс распределяется на 2 команды и строится у средней линии зала. Капитаны команд по очереди посылают своих игроков к средней линии, от которой они должны совершить прыжок. Заранее устанавливается, что игроки одной команды будут прыгать (с места толчком двумя ногами) вправо, а игроки другой команды - влево от средней линии. После прыжка первого игрока, отмечается по пяткам мелом место его приземления. Игрок возвращается в свою команду, а с отметки его приземления в обратную сторону, т.е. к средней линии прыгает игрок из команды противника. Длина его прыжка также отмечается, после чего в борьбу вступают вторые номера и т.д. Если игроку, завершающему соревнование, удалось перепрыгнуть через среднюю линию, его команда побеждает, если не удалось - она проигрывает.

Игру можно проводить совершая с места тройные прыжки.

Перебежчик, Игроки двух команд стоят в шеренгах лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки (на лицевых линиях волейбольной разметки).

По команде (свистку) нужно перебежать на сторону противника и построиться. Нельзя сталкиваться и задерживать игроков. Команда, перебежавшая первой, получает победные очки.

Старт дается из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа лицом вверх, упор лежа и т.д.

Сумей догнать. Первая команда строится в одну шеренгу на лицевой линии волейбольной разметки лицом к центру зала. Вторая команда строится сзади первой на расстоянии шага от нее. По свистку учителя первая команда убегает, вторая догоняет и салит игроков первой команды.

Нельзя толкать и салить за лицевой линией волейбольной площадки. После пробежки подсчитывают осаленных игроков.

Волчки. Класс делится на отдельные команды по 4-5 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны по одному на расстоянии 2-3 м одна от другой. В колоннах производится расчет по порядку.

По сигналу преподавателя первые номера в колоннах любым способом поворачиваются на 360°, одновременно первый и второй номера. Во время поворота второй номер держится за пояс партнера. Далее поворот выполняют три человека и т.д. Выигрывает команда, которая первой закончит поворот, держась руками друг за друга.

При повторении игры поворот выполняется в другую сторону.

Оседлай коня. Для игры нужны 2 гимнастических коня. Класс делится на 2 команды. Снаряды ставятся на равном расстоянии от обеих команд. По сигналу преподавателя каждая команда стремится быстрее вскочить на своего коня. Ученики располагаются на коне так, чтобы не касаться пола. Вы игры выигрывает команда, которая быстрее «оседлает» своего коня и удержится на нем в течение 10 с.

Конь - козел. Две команды стоят в колонне по одному на расстоянии 10-15 м одна от другой. На одинаковом расстоянии от стены устанавливаются гимнастический конь и козел. Расстояние между ними 8-10 м.

По сигналу преподавателя первые номера бегут вперед навстречу друг другу. Когда между ними остается 2-3 шага, преподаватель дает команду «конь». После этой команды все бегут к коню. Команда, участник которой первым осалил коня, получает очко. Если подается команда «козел», гимнасты бегут к козлу. После того как все пары выполнили задание, подводится итог и объявляется команда-победитель.

Удочка. Для игры необходим мешочек с песком на длинной веревочке. Ученики образуют большой круг, в центре которого водящий вращает мешочек с песком («удочку») так, чтобы она проходила под ногами играющих. Игроки должны подпрыгивать вверх, чтобы удочка их не задела.

Варианты:

1. Стоять и прыгать на одной ноге.

2. Прыжки в приседе. Грузик движется по полу.

3. Для старших классов - упор лежа, лицом в центр круга.

4. Дети бегут в колонне по одному навстречу грузику.

Осаленный игрок или выбывает до конца игры, или отходит на штрафные упражнения (отжимание и т.д.), а затем встает в строй или становится водящим. Этот вариант приемлем только для старшеклассников, так как в младших классах все хотят быть водящими.

Воробьи и вороны. Класс делится на 2 команды «Воробьи» и - «Вороны». Команды строятся на 3-метровых линиях волейбольной разметки лицом друг к другу. Площадка за лицевой линией волейбольной разметки называется «домом», в ней салить игроков нельзя.

Преподаватель называет одну из команд. Названная команда ловит игроков другой команды, которые, повернувшись, убегают в свой + дом ». После подсчета осаленных команды возвращаются на свои места и игра повторяется вновь.

Правила:

1. Начинать бег только по команде.

2. Ловить убегающих только до черты «дома».

3. Нельзя убегать от преследующих, изменяя направление бега.

Варианты:

1. Использовать различные положения для играющих.

2. Предлагать играющим выполнять различные упражнения.

3. Под монотонный голос учителя дети медленно выполняют упражнения, внезапно учитель резко и громко называет следующий элемент упражнения или имя какого-нибудь ученика. Дети ошибаются и бегут по своим «домам» и т.д.

Борьба в цепи. Стоя в одношеренговом строю на средней линии зала, занимающиеся рассчитываются на первый-второй. Вторые номера поворачиваются кругом. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремится сдвинуть противника за 3-метровую линию волейбольной разметки.

Перетягивание каната. Игру хорошо проводить после разминки с канатом или в парах. Канат кладут поперек средней линии зала. Середина каната (ее можно обозначить ленточкой) должна находиться над средней линией. Играющие делятся на 2 команды. По команде преподавателя «приготовились», играющие берутся за канат, по команде «можно» начинают тянуть канат в разные стороны. Выигрывает команда, которая перетащит середину каната за 3-метровую линию волейбольной разметки.

Условия проведения игры можно изменять:

а) предложить играющим тянуть канат только одной рукой;

б) тянуть канат стоя на одной ноге;

в) расположить команды на лицевых линиях волейбольной разметки.

По сигналу преподавателя команды стремятся быстрее добежать до каната, взять его и перетащить на свою сторону.

Тяни в круг. В среднем круге для вбрасывания баскетбольного мяча вычерчивается концентрический круг меньшего диаметра. Все играющие окружают большой круг, крепко держась за руки. По указанию преподавателя играющие начинают двигаться по кругу вправо или влево, не отпуская соединенных рук.

По короткому сигналу (свистку) игроки останавливаются и стараются втянуть за черту большого круга своих соседей, не разъединяя рук. Играющие, спасаясь, стремятся перепрыгнуть большой круг, чтобы попасть в малый или перешагнуть через него, но так, чтобы не разъединить руки. Попавший в большой круг хотя бы одной ногой выходит из игры. Затем играющие опять берутся за руки и по сигналу продолжают игру. Игроки, разъединившие руки во время перетягивания, выходят из игры оба. Игроки ни разу не втянутые в круг считаются победителями.

Правила:

1. Игра начинается и прекращается по сигналу учителя.

2. Втягивать соседей в круг можно только руками, не прибегая ни к каким другим способам.

3. Когда оставшиеся игроки не смогут окружить большой круг, они встают вокруг малого круга и втягивают друг друга в него.

Тяни, на булавы. В круг для вбрасывания баскетбольного мяча ставят 3-5 булав или кеглей: 3 булавы ставятся треугольником, 4 - по углам четырехугольника и 1 - в центре. Все играющие строятся вокруг них в круг, крепко схватившись за руки. Играющие двигаются по кругу вправо или влево. По сигналу (свистку) они начинают тянуть друг друга на булавы (кегли), не разъединяя рук. Игрок, сваливший булаву, выбывает из игры. Каждый раз сбитая булава возвращается на место. Если во время перетягивания игроки разъединяют руки, то выходят из игры оба. Победителем становится последний оставшийся игрок.

Выталкивание из круга. Все играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в шеренги на противоположных сторонах площадки лицом одна к другой. В каждой команде выбирается капитан.

Капитаны посылают по одному игроку в каждый из 3 кругов для вбрасывания баскетбольного мяча. Пары, находящиеся в кругах, получают по гимнастической палке. Оба игрока держат палку в руках, прижимая один ее конец локтем.

По сигналу игроки, нажимая на палку, стараются вытолкнуть друг друга из круга. Около каждого круга стоит судья. Победитель получает выигрышное очко для своей команды. Затем посылаются новые игроки в круги для выталкивания. Команда, получившая больше очков, считается победительницей Правила:

1. Выталкивать можно только нажимом палки, не отрывая от нее рук. Допустивший ошибку считается проигравшим.

2. Проигравшим считается заступивший хотя бы одной ногой за черту круга.

3. Бели из круга выйдут оба игрока, очко никому не засчитывается.

4. Можно давать время (от 30 с до 1 мин) на выталкивание из круга.

Перетягивание в парах. Играющие делятся на 2 равные команды и строятся около средней линии лицом друг к другу. Игроки команд (противники) должны быть примерно одинаковы по росту и силе.

Игроки, стоящие друг против друга, подходят к средней линии, берутся за правые руки (желательно за запястье), левые кладут за спину.

По сигналу преподавателя игроки начинают тянуть в свою сторону противников, стараясь перетянуть их за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый за черту игрок остается на стороне противника до подсчета очков.

Выигрывает команда, сумевшая перетянуть больше игроков. Игру можно усложнить: перетянув своего противника, игрок может помогать товарищу по команде, взяв его за пояс, и совместно с ним перетягивать.

Правила:

1. Начинать перетягивать можно только по установленному сигналу.

2. Перетягивать разрешается только установленным способом.

Скакуны. Прямоугольная площадка 8x10 м. Играющие делятся на 2 равные команды и выбирают капитанов. Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат (например, на линии 3-метровой волейбольной разметки).

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в «поле». Прыгая на одной ноге, игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде «Домой!» ( через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу, и руководитель вызывает следующего игрока. Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не будут переловлены или пока все скакуны не побывают в «Поле». После этого команды меняются местами, и игра повторяется.

Победитель определяется по наименьшему времени, затраченному на осаливание игроков противника, или по количеству тленных игроков. Правила:

1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает «Поле».

2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.

3. В «поле» не могут находиться одновременно два скакуна.

4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы «Поля».

Рыбаки и рыбки. Игра хороша тем, что для нее не надо никакого инвентаря. В нее с удовольствием играют все классы, в том числе и старшие.

Два игрока, («рыбаки») взявшись за руки, образуют невод и стараются захватить в него «рыбу». Если им это удается, то «рыба» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда «рыбаки» переловят всех «рыб».

Правила:

1. «Рыбакам» нельзя вырываться.

2. «Рыбакам» нельзя расцеплять руки.

Интересен вариант окончания игры. Когда «рыбаков» становится 5-6, они, растянувшись на всю ширину зала, медленно, шагом («психическая атака») идут к противоположной стене, отлавливая всех оставшихся «рыб».

Падающая палка. Все игроки образуют круг. Каждый получает гимнастическую палку и ставит один ее конец на пол перед собой, придерживая другой рукой.

По команде (свистку) учителя нужно опустить свою палку, передвинуться вправо (влево) и успеть поймать палку соседа справа (слева), пока она не упала. Потерявший палку выходит из игры.

Оставшийся последним объявляется победителем.

Правила:

1. Нельзя умышленно ронять свою палку.

2. Играющие не должны мешать друг другу.

Подвижный ринг. Толстую веревку или канат (длиною 3-5 м) связывают свободными концами и кладут в середине площадки. Игроки условно распределяются по «весовым категориям» на четверки. Первая четверка подходит к канату с разных сторон и, взявшись двумя руками, поднимает и натягивает его (как бы образуя ринг). За спиной игроков, в 3 шагах от них ставят по одной булаве (кегле, городку, теннисному мячу). По сигналу «тяни» каждый игрок старается первым дотянуться

до предмета и взять его. Тот, кому это удается, побеждает. Оставшаяся тройка продолжает игру. Победитель занимает 2-е место. Таким же образом разыгрывается 3-е место. Затем соревнуется вторая четверка, после нее - третья и т.д. В финале встречаются победители, а в утешительных поединках -остальные участники игры.

Мяч капитану. Из середины противоположных концов площадки проводятся мелом два полукруга радиусами 1-1,5 м. Это зона капитана и нейтральная зона. Капитан команды встает в свою зону. В нейтральной зоне находится один из игроков команды противника. Остальные игроки размещаются по всей площадке. В центре площадки преподаватель разыгрывает мяч. Команда, завладевшая мячом, старается приблизиться к своему капитану и перебросить ему мяч. Игрок, находящийся в нейтральной зоне, стремится воспрепятствовать этому. За удачный бросок мяча капитану команды дается очко. После этого мяч отдается игроку, стоящему в нейтральной зоне, которая вводит его в игру. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Во время игры надо придерживаться некоторых правил баскетбола: нельзя ударять противника по рукам, бегать с мячом и т.д.

ЭСТАФЕТЫ

Беговая эстафета

Команды стоят в колонне по одному перед лицевой линией волейбольной разметки. По команде (сигналу) учителя первые участники бегут до противоположной лицевой линии волейбольной разметки (нельзя добегать до стены), касаются рукой линии, бегут обратно и правой ладонью касаются правой ладони второго игрока своей команды. Второй участник продолжает эстафету, а первый встает в конец своей команды. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Варианты:

а) первый участник обегает набивной мяч, лежащий на лицевой линии волейбольной разметки, или стойку для прыжков в высоту, возвращается обратно, обегает свою команду и касанием рукой отправляет второго участника, а сам встает последним;

б) перед первым участником на полу лежат 3 набивных мяча (желательно разного веса - 3, 2 и 1 кг). По сигналу преподавателя игрок берет один из мячей, бежит вперед и кладет его на одну из 3 линий разметки. Возвращается назад, берет второй мяч и снова кладет его на одну из двух оставшихся линий. Возвращается назад, берет последний мяч и оставляет его на оставшейся свободной линии. Уложив последний мяч, участник бежит назад и касанием ладонью отправляет второго игрока в путь. Второй игрок по одному собирает все мячи.

По окончании этой эстафеты учитель отмечает самый рациональный способ проведения этого соревнования: брать сначала самый тяжелый мяч и класть его на самую ближнюю линию; собирать мячи лучше в том же порядке;

в) исходное положение то же, что и в предыдущих эстафетах. Игрок берет три набивных мяча сразу, бежит вперед и кладет мячи на лицевую линию волейбольной разметки напротив своей команды. Возвращается назад, касанием ладонью отправляет второго участника, который бежит к мячам, берет три мяча, возвращается обратно и отдает их третьему участнику, а сам встает последним;

г) первый участник по сигналу бежит до средней линии зала (можно дальше, в зависимости от подготовленности класса), возвращается обратно, берет за руку второго игрока своей команды, вдвоем они бегут до средней линии, возвращаются, берут третьего и т.д. Выигрывает команда, первой организованно (не разрывая рук) закончившая эстафету;

д) исходное положение то же, что и в предыдущих эстафетах. Первые участники держат в руке за один конец деревянную гимнастическую палку. По сигналу учителя участник бежит к противоположной лицевой линии волейбольной разметки, касается ее свободным концом гимнастической палки (огибает набивной мяч, стойку для прыжков и т.п.), возвращается обратно и вместе со вторым участником, который берет палку за свободный конец, они проносят палку под ногами своей команды. Вся команда прыжками на двух ногах перепрыгивает через гимнастическую палку. Первый участник встает в конец своей команды, а второй продолжает эстафету.

Вариантов таких эстафет много - футбольная и хоккейная эстафеты (ведение волейбольного мяча гимнастической палкой), бег с обручем, бег в обруче по одному, по два, по три и т.п.

Встречная эстафета

Каждая из команд делится пополам и встает в 2 шеренги напротив друг друга на расстоянии не менее 10-12м. Первыми номерами во всех колоннах проводится стартовая черта (это может быть лицевая линия волейбольной разметки или линия штрафного броска баскетбольной разметки).

По сигналу преподавателя первые номера бегут вперед к противоположным колоннам. Добежав до стартовой черты, они касаются рукой плеча направляющего и становятся сзади колонны. Направляющий начинает движение вперед. Эстафета заканчивается, когда все участники перебегут на противоположную сторону и вернутся обратно, встав на свое место (как и перед началом соревнования).

Встречная эстафета всадников. Исходное положение играющих команд то же.

По команде учителя «Внимание!» вторые номера в командах садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде «Марш!» первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой черты, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону, поменяются в парах ролями и вернутся на свое

место.

Встречная эстафета с переноской одного двумя. Исходное положение то же, что и в предыдущих эстафетах. В каждой колонне игроки объединяются по 3 человека. По команде «Внимание!» первые тройки готовятся к старту. Переносящие (первый и третий номера) берут партнера - один под руки, другой под колени - и по команде «Марш!» начинают движение к противоположным колоннам и т.д. Эстафета проводится не менее 3 раз. При этом партнеры в тройке последовательно меняются местами.

Переносить партнера можно разными способами: а) на руках, сцепленных в «замок»; б) поддерживая под ноги и спину перед собой.

Круговая эстафета

Играющие делятся на несколько команд, которые строятся в колонны по одному, спиной к центру. Стоящие впереди держат по эстафетной палочке. По сигналу они бегут влево, обегая круг, подбегают к своей колонне и передают эстафету впереди стоящему, а сами встают в конец своей колонны. Играют до тех пор, пока все не примут участие в беге. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Вариант круговой эстафеты. Класс разделен на 2 команды, которые строятся по краям средней линии зала лицом в разные стороны. Первые участники держат эстафетные палочки. По сигналу учителя они бегут по дорожке, ограниченной баскетбольной и волейбольной разметками, обегают набивные мячи, положенные в углах волейбольной площадки, и передают эстафетные палочки следующим игрокам своей команды. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

Эстафета с преодолением препятствий

Играющие делятся на 2 равные команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно на расстоянии 2-3 м одна от другой. Перед носками впереди стоящих проводится стартовая черта, а в 5-6 м от нее чертятся две параллельные линии, образующие коридор 1-1,5 м. За дальней линией коридора против каждой команды кладут 2 мата. Далее на расстоянии 5-7 м от матов ставят 2 стойки напротив команд. На стойки натягивают веревочку для прыжков на высоте 70-110 см (в зависимости от возраста учеников), а за ней кладут 2 мата для приземления. По сигналу преподавателя впереди стоящие бегут вперед, перепрыгивают через нарисованный коридор, бегут дальше, выполняют прыжок в высоту через веревочку, приземляются на маты и возвращаются в свою колонну, где касаются рукой стоящего впереди. То же выполняют очередные игроки. Прибежавший встает в конец колонны.

Эстафета с лазаньем и перелезанием

На расстоянии 9-10 м от гимнастической стенки параллельно ей ставится бревно на высоте 1 м. Играющие делятся на 2-4 команды и выстраиваются в колонны по одному. Между играющими чертится линия старта. Около стенки кладутся маты. По команде учителя первые игроки в командах бегут до бревна, перелезают через него, подбегают к гимнастической стенке, влезают по ней, касаются рукой верхней рейки, спускаются вниз (не спрыгивая), вторично перелезают через бревно (как вариант - пролезают под бревном), подбегают к стоящим впереди в своих колоннах и касаются их рук. Те проделывают то же самое. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

Эстафета с гимнастической стенкой

1. Команды строятся в колонны лицом к гимнастическим стенкам так, чтобы перед каждой командой было по 2 лестницы. По сигналу первые игроки бегут вперед, залезают наверх по одной лестнице, а спускаются по другой, бегут обратно, салят следующего игрока и встают последними. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету, не имея штрафных очков. Штрафные очки получает команда, игрок которой спрыгнул, а не спустился с лестницы.

2. Построение команд то же. По сигналу игрок берется правой рукой за голеностоп правой ноги и прыгает до гимнастической стенки на левой ноге, поднимается на стенку и спускается с помощью левой руки и левой ноги. Бежит обратно и салит второго игрока. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Затем можно повторить эстафету, дав задание смелнить руку и ногу.        

Шведская эстафета        

Команды строятся в колонны по одному перед лицевой ли-' нией волейбольной разметки лицом к центру. Перед каждой" командой ставятся 4 набивных мяча на расстоянии 4-5 м друр от друга (можно использовать разметку в зале). По сигналу учителя первые игроки бегут, обегают первый мяч, возвращаются обратно, салят второго игрока и встают в конец команды. Второй игрок обегает второй мяч и салит третьего игрока и т.д. Выигрывает команда, которая первой заканчивает эстафету.

Вариант эстафеты. Каждый игрок обегает первый мяч, возвращается обратно, обегает свою команду, обегает второй мяч и снова свою команду и т.д.

Защита укреплений

Учащиеся встают по кругу для вбрасывания баскетбольного мяча или на расстоянии шага от него (в зависимости от числа участников). В центре круга ставится укрепление из 3 палок, связанных вверху (можно поставить кегли). Выбирается водящий, который встает в середину круга для защиты укрепления. У стоящих по кругу - волейбольный мяч. По сигналу учителя играющие начинают сбивать мячом укрепление (треножник). Защитник закрывает треножник, отбивая мяч руками и ногами. Игрок, которому удается сбить укрепление, меняется местами с защитником.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и эстафеты для 1 – 9 классов.

С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку  возможность  познавать мир, воспитывает,  делает процесс обучения более интересным.  В данной р...

Презентация урока "Подвижные игры и эстафеты на лыжах".

Презентация урока "Подвижные игры и эстафеты на лыжах".1. Роль подвижных игр.2. Классификация п/игр.3. Требования к п/играм.4. Лыжные эстафеты.5. Игры на лыжах.6. Вывод....

Подвижные игры и эстафеты при изучении волейбола

При обучении детей волейболу по мере усвоения технических приемов необходимо использовать на уроках подвижные игры и эстафеты с отдельными его элементами. Их можно проводить как в основной, так и в за...

Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола

Игры и упражнения для знакомства с игрой футбол для 2 - 4 классов...

План-конспект урока "Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола". 5 класс

Тема: «Подвижные игры и эстафеты  с элементами баскетбола»Тип урока: урок-закреплениеЦель: формирование осанки, профилактика плоскостопия, достижение единства между учащимися.- Развит...

Подвижные игры и эстафеты в обучении игры в баскетбол

Игры при обучении баскетболу в 5 классе...