Аналитический отчёт за аттестационный период.
учебно-методический материал по физкультуре (11 класс) на тему

Кряклина Ирина Валерьевна

Развитие потребности  и формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом для приобщения учащихся к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образованием МО г. Качканар

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3».

Аналитический отчет

за межаттестационный период

с 2000 – 2005 год.

Составитель:    

Кряклина Ирина Валерьевна.

Должность:

Учитель   физической

культуры

высшая квалификационная    

категория.

г. Качканар 2005г.


Развитие потребности и формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом для приобщения учащихся к здоровому образу жизни.


Содержание.

  Введение………………………………………………………………………5

1.  Теоретическая часть. .............................................................……………8

2.  Аналитическая часть:……………………………………………………10

 2.1 Анализ результатов учащихся.

  • Обученность школьников.
  • Диагностика физической подготовленности.
  • Мотивация учащихся к занятиям спорта.
  • Мониторинг.
  • Интегрированные уроки и участие в олимпиадах.
  • Внеклассная деятельность и спортивные мероприятия.

2.2. Анализ результатов учителя.

2.3. Анализ условий.

 3. Проектная  часть ………………………………………………………22      3.1 Цели  и  задачи.  

 3.2 Комплексные  мероприятия  по  укреплению  здоровья  учащихся.  

 3.3 Повышение  оздоровительного  эффекта  физической  культуры.  

   Заключение………………………………………………………………….27  

  Список  литературы………………………………………………………...28

  Приложения. 

  1.  Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
  2.  Динамика уровня качества, обученности и успеваемости за 5 лет
  3.  Динамика уровня физической подготовленности за пять лет.
  4.  Динамика результатов тестирования учащихся двух классов в сравнении

      за пять лет для выявления уровня физической подготовки.

  1.  Мониторинг мотивации учащихся к занятиям физической культурой и

    спортом.

  1.  Изучение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и

      спортом с 2001-2002 уч. год 5-6 класс.

  1.  Мотивация к занятиям физической культурой и спортом

2004-2005 уч. года 10-11 класс.

  1.  Динамика пассивного и роста активного интереса к разным видам спорта в школе №3 г. Качканара.
  2.  Наиболее эффективные методы привлечения учащихся к занятиям по физической культуре и спорту.
  3.  Среднее число юношей и девушек с низким показателем физических качеств.
  4.  «Олимпийские игры в Древней Греции» (Фото)
  5.  «Последний герой» (Фото)
  6.  Карточки – вопросы по разделам: «Волейбол», «Баскетбол», «Лыжные

      гонки».

  1.  Таблица результатов Спартакиады школьников.
  2.  Фотомонтаж спортивных мероприятий в лагере дневного пребывания  при МОУ « Средняя общеобразовательная школа №3» и походов.
  3.   Результаты конкурса «Самый спортивный класс»
  4.  «Неразлучные друзья – взрослые и дети» (Фото)
  5.  «Путешествие в страну Баскетболию» (Фото)
  6.  Городские праздники и соревнования (Фото)
  7.  Областные и окружные соревнования (Фото)
  8.  Конжаковский марафон (Фото)
  9.  Анкеты для учащихся и родителей.
  10.  Сценарии спортивных мероприятий.
  11.  Комплексы упражнений для развития физических качеств и комплексы утренней гигиенической гимнастики.
  12.  Доклад на педагогических  чтениях « Развитие потребности и              формирование мотивации у учащихся к занятиям физической культурой и спортом», 2001 год.
  13. Программа элективного курса по физической культуре «Волейбол», «Баскетбол», «Подвижные игры», «Атлетическая гимнастика».
  14. Положение и программа конкурса «Самый спортивный класс».
  15. Положение о Спартакиаде школьников МОУ «Средняя

      общеобразовательная школа №3», 2005 год.

  1. Состояние здоровья и основные показатели заболеваемости по  школе.


Введение.

        Методическая тема «Развитие потребности и формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом для приобщения учащихся к здоровому образу жизни»,  над которой я работала в межаттестационный период, является значимой и актуальной, она сформулирована в контексте современных тенденций образования.

        Эта тема непосредственно связана с Программой развития и Образовательной программой школы, одной из целей которых является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостного развития физических и психических качеств, творческого использования средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

        Методическое наполнение темы отвечает целям и задачам Программы развития образования города.

        Региональный уровень отслеживается через критерии и параметры оценки работы учащихся на итоговой аттестации: предметную, деятельностно- коммуникативную и ценностно- ориентационную составляющие.  Два раза в год в школе проводится мониторинг физического здоровья на основе рекомендаций Министерства по физической культуре, спорту и туризму, Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Министерства здравоохранения. К региональным документам, которые использую в своей работе педагога  относятся:

Концепция развития образования Свердловской области, 1991 год.

Областной закон « Об образовании», 1998 год, Мероприятия по развитию образования Свердловской области до 2007 года, основой их является:

  • Воспитательный  и оздоровительный аспекты;
  • Коррекционно- развивающий аспект;
  • Экспертиза образования;
  • Определение педагогических условий приобщения детей к здоровому образу жизни.

 Руководством к действию являются документы федерального уровня  :

  • Закон РФ « Об образовании», 1992 год, новая редакция 2004 г.
  • Национальная доктрина « Развитие образования», 2001г.
  • Концепция модернизации российского образования до 2010 года ( написана в 2001 г.)
  • Государственная программа по физической культуре.
  • «Положение о физическом воспитании в общеобразовательных учреждениях».
  • «Стандарты образования», 2004г.

Государственная политика в области образования основана на принципе, который носит гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Установлены федеральные и региональные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников.

В качестве главного результата образования в Стратегии модернизации российской системы образования до 2010 года рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность за собственное благополучие.

Важные цели образования:

  • Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; сохранение и самосовершенствование своего здоровья;
  •  Умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
  • готовность  к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности, к здоровому образу жизни;
  • толерантность к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

        Показатели диспансеризации 2004 г. по школе выявляют основные проблемы уровня здоровья школьников: нарушение осанки – 21,3%, ухудшение зрения – 17, 8%,  заболевание почек – 9,5%.

Вопросы укрепления здоровья учащихся в настоящее время, как никогда ранее, приобрели особое значение и важность.

        Сегодня образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования: особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, требует формирования современного мышления у молодого поколения, закрепление здорового образа жизни.

        Эти условия позволяют  педагогу  рекомендовать учащимся, что нужно следить за динамикой физической подготовленности и функционального здоровья  самим, а на уроке учащийся должен получать от преподавателя физического воспитания знания за счет каких упражнений и методов эти показатели улучшатся..

        В современных условиях успешность человека наравне с его коммуникабельностью и мобильностью во многом зависит от его здоровья.

Принципы, используемые при написании отчета.

  1. Актуальности;
  2. Перспективности;
  3. Научности (использовались текстовые методики, предлагаемые Федеральным агентством по физической культуре и туризму Российской Федерации) и практичности ( концентрация на использовании технологий);
  4. Инновационности;
  5. Безопасности (с точки зрения сохранения здоровья обучающихся)

Основной целью представленного аналитического отчета является:

анализ профессиональной деятельности и проведение исследований результатов своей педагогической деятельности для определения физического развития личности учащегося, являющихся предпосылками успешности.

Для достижения этой цели в ходе составления аналитического отчета решаются следующие задачи:

- выявление ведущих проблем, решаемых в межаттестационный период;

- анализ полученных результатов;

- выявление противоречий и проблем, возникших в межаттестационный период;

- проектирование путей решения этих противоречий в следующий межаттестационный период;

- оценка эффективности собственной деятельности.

Объект деятельности:  образовательный процесс.

Предмет деятельности: формирование здорового образа жизни школьников через различные типы и виды уроков и внеклассную деятельность.


1. Теоретическая часть.

Почему школьники должны заниматься

физической культурой и спортом.

У учащихся, которые регулярно занимаются спортом и физической активностью чувство уверенности в себе развито сильнее.

Школьники, которые занимаются в спортивных секциях относятся к себе со значительно большим уважением. Самоуважение проявляется не только в физическом  отношении, но и в социальном, и даже в интеллектуальном отношении.

Привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом зависит прежде всего от окружающей его среды – от родителей, друзей, школы, государства, общества и их отношения к физической культуре и спорту.

Мотивация к занятиям физической культурой и спортом способствует более качественному проведению уроков, что, в свою очередь, также способствует формированию необходимой мотивации и повышению активности учащихся.

Мотивация учебно-физкультурной деятельности исходит из различных потребностей:

  • потребность в движении;
  • потребность выполнения обязанностей учащегося;
  • потребность в спортивной деятельности;
  • потребность ради успеха.

Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как  большинство этих школьников сами спортом не занимаются. Таким образом «знаемый» мотив, формировавшийся под влиянием родителей и средств массовой информации не стал убеждением, не превратился в действительный мотив.

Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами по данным исследований, является укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий, общение.

В начальных классах интерес к занятиям физкультурой у школьников недифференцированный: им нравится все; чем старше они, тем чаще начинают проявлять интерес к какому-то одному разделу учебной программы. Постепенно интересы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших классов к занятиям физической культурой в школе.

Причинами отрицательного отношения к этим урокам являются: недостаточная физическая подготовка, потеря уверенности в себе. У многих учащихся старших классов цели посещения уроков физической культуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть – чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков уроков или низких отметок, часть – просто подвигаться.

И только около 50% школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие.

При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки – как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки.

Формирование устойчивой мотивации, потребности к занятиям физической культурой и спортом я осуществляю через содержание всего общего образования; через коррекционные и оздоровительные средства режима дня, через интегрированные уроки и спортивные и внеклассные мероприятия.

Формирование положительной мотивации формирую путем беседы, путем убеждения, путем индивидуального подхода. (Приложение №1).

В своей работе по формированию мотиваций я применяла следующие методы:

  • соревновательный;
  • игровой;
  • круговой, тренировки;
  • наглядный материал.


2. Аналитическая часть.

В нашей школе учатся дети с разными способностями и интеллектуальными возможностями. Семьи учеников разные по составу, социальному положению (преобладают семьи рабочих), моральному и материальному благополучию – все это сказывается на успешности образовательного процесса.

Именно поэтому приходится вдумчиво работать над совершенствованием уроков, так как недостаточность, а порой и полное отсутствие семейного воспитания побуждает расширять воспитательное пространство уроков.

К счастью, среди наших школьников есть ученики и с высоким уровнем интеллектуального развития, с высокими притязаниями, задатками лидеров.

Анализ результатов учащихся.

Обученность школьников.

  • По формуле В.П. Симонова я проанализировала уровень обученности учащихся.

с 2000 – 2005 учебный год

Уо. = n5*1 + n4*0,64 + n3*0,32 + n2*0,12         *100%

                      n кол-во уч-ся.

2001г. – 68%, 2002г. – 68%, 2003г. – 66%, 2004г. – 76%, 2005г. – 76,1%.

Проанализировала уровень качества обучения.

Укач. =     n4 + n5                       *100%

            n кол-во уч-ся.

2001г. – 75%, 2002г. – 73%, 2003г. – 73%, 2004г. – 89%, 2005г. – 88,8%.

Также проанализировала уровень успеваемости учащихся по предмету.

Уусп. =    n5 + n4 + n3         *100%

            n кол-во уч-ся.

2001г. – 99%, 2002г. – 99%, 2003г. – 99%, 2004г. – 99%, 2005г. – 99,3%.

По результатам исследований видно, что уровень обученности учащихся постоянно повышается. (Приложение №2).

  • Для диагностики физической подготовленности учащихся, использовала тестирование по следующим параметрам:
  1. Быстрота – бег 30м., 60м.
  2. Выносливость – бег 1000м.
  3. Сила – подтягивание на перекладине (м),

                  сгибание рук из положения лежа (д).

  1. Гибкость – наклоны вперед из положения сидя.
  2. Скоростная выносливость – челночный бег 3x10м.,

 прыжки на скакалке за 1 мин. Прыжок  в  длину с  места.

Тестирования проводились в начале и в конце учебного года. Каждый учащийся по итогам тестирования получал оценки уровня физической подготовленности, по методике Должикова, по трем уровням – «высокий», «средний», «низкий».

Таковы показатели физической подготовленности

по годам с 2000 по 2005 учебный год.

2000/2001 уч. год протестировано 455 учащихся 5-11 кл.

Низкий уровень имеют – 64 уч-ся 14%

Средний уровень имеют – 305 уч-ся 67%

Высокий уровень имеют – 86 уч-ся 19%

2001/2002 уч. год протестировано 419 учащихся 5-11 кл.

Низкий уровень имеют – 54 уч-ся 13%

Средний уровень имеют – 285 уч-ся 68%

Высокий уровень имеют – 80 уч-ся 19%

2002/2003 уч. год протестировано 396 учащихся 5-11 кл.

Низкий уровень имеют – 60 уч-ся 15%

Средний уровень имеют – 256 уч-ся 64,6%

Высокий уровень имеют – 80 уч-ся 20%

2003/2004 уч. год протестировано 360 учащихся 5-11 кл.

Низкий уровень имеют – 36 уч-ся 10%

Средний уровень имеют – 250 уч-ся 69%

Высокий уровень имеют – 73 уч-ся 20%

2004/2005 уч. год протестировано 296 учащихся 5-11 кл.

Низкий уровень имеют – 30 уч-ся 10%

Средний уровень имеют – 191 уч-ся 64,5%

Высокий уровень имеют – 85 уч-ся 28,7%

По результатам тестирования видно, что преобладает средний уровень, высокий уровень повысился, соответственно низкий понизился. Это говорит о том, что в целом повышается уровень физической подготовленности. (Приложение №3).

  • На протяжении 5 лет отслеживала динамику роста показателей физической подготовленности с учащимися 5 – 9 классов.

Класс, где большинство учащихся занимаются в секциях школы и города, показывают лучшие результаты. (Приложение №4).

  • Проанализировав по методике Г.Н.Казанцевой «Изучение отношения к учению и к учебным предметам», я выявила, что физическая культура нравится многим учащимся школы, но есть и проблемы над которыми нужно работать. Некоторые учащиеся считают, что:
  • предмет не заставляет думать;
  • родители не считают предмет важным;
  • знания по предмету не играют существенной роли при поступлении.

Для того, чтобы сформировать у учащихся постоянную мотивацию к систематическим занятиям физической культурой и спортом необходимо руководить этим процессом.

  • Проведя опрос среди учащихся 9-11 классов я выяснила, что 90% учащихся обладают элементами спортивных навыков, а 70% из них назвали спорт одним из своих любимых занятий и только 10% опрошенных отнесли себя к числу неспортивных учащихся.

На следующий вопрос о значимости занятий спортом 80% учащихся ответили, что став взрослыми, продолжают заниматься спортом и 20% опрошенных посчитали, что ни к чему заниматься спортом.

(Приложение №5).

  • Проанализировав мотивацию учащихся к занятиям спортом

в 2002 году у учащихся 5-6 классов было проведено анкетирование.

(142 ученика из них 82 девочки, 60 мальчиков).

и сравнив результаты

2005 года у учащихся 10-11 классов, среди которых было проанкетировано.

(86 учащихся из них 56 девушек, 30 юношей).

Можно сделать выводы, что к выпускному классу ценностные ориентации у учащихся преобладают в оздоровительном направлении, а также повышается мотивация результата. (Приложение №6,7).

  • Проведя анкетирование в 2003г. по развитию интереса каким видом спорта хотел бы заниматься, было опрошено 155 учащихся.

Преобладающее большинство опрошенных выделили свой (пассивный интерес) к занятиям плаванье 43,9%, баскетболом 40%

и волейболом 28,4%.

Сравнивая анализ (активного интереса) к занятиям спортом среди учащихся 5-11 классов в 2003г. было опрошено 455 учащихся.

Из (31,2%) занимающихся спортом: наибольшее число учащихся занимаются баскетболом (6,5%) и волейболом (5,7%).

В 2005 учебном году из (52,3%) снова наибольшее число занимающихся спортом:  баскетболом (18%) и волейболом (14%), но по сравнению с предыдущими годами число занимающихся увеличилось.

(Приложение №8).

Это говорит о повышенном интересе к спорту и немаловажное значение имеет увеличение соревновательной нагрузки, за счет проведения внутришкольных соревнований.

  • Как показывает исследование основными методами привлечения учащихся к занятиям физической культурой и спортом является:

организация спортивных соревнований – 36%,

организация работы секций – 34%,

пропагандистская деятельность – 19%,

внедрение новых методов обучения – 11%.

(Приложение №9).

  • Проведя осенью 2004г. Городской мониторинг состояния физической  подготовленности учащихся 9 и 11 классов по следующим тестам:
  1. Быстрота – бег 30м., 60м.
  2. Выносливость – бег 1000м.
  3. Сила – подтягивание на перекладине (м),

                  сгибание рук из положения лежа (д).

  1. Гибкость – наклоны вперед из положения сидя.
  2. Скоростная силы – прыжок  в  длину с  места,

     мы имеем следующие результаты.

Анализ показателей быстроты.

Среднее число юношей с низким показателем физического качества «быстрота» – 7%.

Среднее число девушек с низким показателем физического качества «быстрота» – 2%.

Анализ показателей выносливости.

Среднее число юношей с низким показателем физического качества «выносливость» – 41%.

Среднее число девушек с низким показателем физического качества «выносливость» – 39%.

Анализ показателей силы.

Среднее число юношей с низким показателем физического качества «сила» – 58%.

Среднее число девушек с низким показателем физического качества «сила» – 70%.

Анализ показателей скоростной силы.

Среднее число юношей с низким показателем физического качества «скоростная сила»– 44%.

Среднее число девушек с низким показателем физического качества «скоростная сила» – 58%.

Из показателей диаграммы видно, что требуется целенаправленная педагогическая работа по развитию физических качеств: скоростная сила, выносливость, сила – у юношей; и выносливость, сила, скоростная сила – у девушек.     (Приложение №10).

Несмотря на то, что понятие «здоровье» еще не получило строгого научного обоснования, под физическим здоровьем понимают степень физического развития индивида. Задачи по гарантированию здоровья решаются на основе развития свойственных каждому человеку физических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма.

(Л.П. Матвеев 1991г.).

  • Внедрение интегрированных уроков, участие в олимпиадах, коррекция физической подготовленности.

Систематическое использование метода интеграции уроков физической культуры с другими дисциплинами: с историей и изобразительным искусством - при изучении «Олимпийских игр в Древней Греции», с математикой в 8 классе (Приложение №11,12), а также использование карточек с заданиями различной сложности значительно повысили активность и интерес учащихся к урокам физической культуры.

(Приложение №13).

Результатом деятельности явилось повышение качества и количества выступлений учащихся на  олимпиаде по физической культуре:

2002-2003 год 3 место Назаров Станислав. 9а;

2003-2004 год 2 место Давлетьянова Эльвира 9в;

2004-2005 год 1 место Лобачева Татьяна 8а;

                         2 место Чернышева Сузанна 10б;

                         3 место Литовских  Сергей  9в.

  • Внеклассная деятельность и спортивные мероприятия.

Формирование мотивации я провожу через организацию внеклассной работы. Начиная с 2000г,. в школе организованы секции по волейболу и баскетболу по возрастам, и с 2003 г. по туризму. Учащиеся с 1 по 11 класс могут попробовать себя в определенном  виде спорта.

 В секциях  занимаются и проявляют себя как успешные ученики, так и трудные подростки; и порой именно в спортивном направлении они раскрываются и связывают свою дальнейшую жизнь со спортом.

Заметен рост показателей  учащихся школы на городских спортивных соревнованиях, школьной Городской Спартакиаде (Приложение №14).

2000-2001 учебный год: 1 место юноши и девушки по волейболу;

2001-2002 учебный год: 1 место девушки по волейболу,

 2 место юноши по волейболу,

 2 место по лыжным гонкам,

 2 место по гимнастике;

2002-2003 учебный год: 1 место спринт 7 классы,

 1 место юноши по волейболу,

 3 место девушки по волейболу,

 3 место девушки по баскетболу,

 2 место по лыжным гонкам,

 1 место по гимнастике;

2003-2004 учебный год: 2 место юноши и девушки по волейболу,

 1 место девушки по баскетболу,

 2 место по лыжным гонкам,

 2 место по гимнастике;

2004-2005 учебный год: 1 место юноши по волейболу,

 2 место девушки по волейболу,

 2 место девушки по баскетболу,

 3 место юноши по баскетболу,

 3 место по лыжным гонкам,

 3 место «Старты надежд» 5 классы,

 2 место по гимнастике.

Одной из форм привлечения учащихся к спорту, является спортивный отряд в лагере дневного пребывания.

Содержанием занятий в этом отряде являются оздоровительные пробеги, закаливание  водными процедурами, различные подвижные игры и, конечно же, тренировки.

Ежегодно организую туристические походы и сплавы, где отрабатываются жизненно важные навыки, а также каждый учащийся может оценить уровень своей физической подготовки (Приложение №15).

На протяжении последних пяти лет учащиеся школы участвуют в Городской Спартакиаде школьников и стабильно занимают призовые места, соревнуясь со школами, где численность учащихся  в 3-4 раза больше нашей школы.

Уже два года в школе разыгрываются памятные кубки по волейболу и баскетболу. С 2004г. проводится внутришкольный конкурс на самый спортивный класс. Положение по этому конкурсу разработано совместно с Советом старшеклассников, и по результатам  этого конкурса класс- победитель награждается переходящим кубком и  Почетной грамотой.  (Приложение №16).

Наиболее активные учащиеся по итогам года награждаются Почетными грамотами. Таких активистов в этом году было более 50 школьников. В список награжденных попали учащиеся, занявшие призовые места более чем в 5 соревнованиях.

 Кроме школьных и городских турниров  учащиеся школы под моим руководством принимают активное участие в товарищеских и матчевых встречах с командами  п. Баранча, г. Кушва и г. Лесной.

Многие учащиеся, заканчивая школу,  имеют спортивные разряды и устойчивую мотивацию к повседневным занятиям спортом. Независимо от того, обучаясь в ВУЗах или работая, выпускники нашей школы частые гости в спортивном зале. Они приходят не только пообщаться, рассказать о себе, но и потренироваться; помочь, поделиться опытом со  школьниками, которыми были совсем недавно сами.

Есть выпускницы, которые связали свою профессиональную деятельность со спортом.

Конащук Оксана – закончила педагогический институт и работает тренером-инструктором во Дворце спорта.

Еще две выпускницы Яконцева Ольга и Черепанова Екатерина учатся в Н-Тагильском педагогическом колледже на спортивном отделении.

Хорошей формой мотивации учащихся является работа с шефами.

Отличный пример ведения здорового образа жизни демонстрируют наши шефы и родители на совместных мероприятиях: «Неразлучные друзья взрослые и дети», « А ну- ка, парни»», «Путешествие в страну Баскетболию» и др. (Приложение №17,18).

Очень зрелищно проходят товарищеские встречи по баскетболу и волейболу среди учащихся и шефов.

Все спортивные  мероприятия являются стимулом для учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Если умело и правильно организовать внеклассную деятельность, то можно сформировать у большинства учащихся позитивное отношение к занятиям физической культурой и спортом. Результатом этой работы является  выбор в январе 2005 года  направления предпрофильной подготовки в нашей школе - спортивно – туристического.

В городских турнирах по баскетболу и волейболу учащиеся нашей школы постоянно  занимают призовые места. (Приложение №19). Два года подряд школа является призером региональных соревнований Горноуральского округа по волейболу, инициатором которых  являюсь я. (Приложение №20).

Многие учащиеся и выпускники играют в городских командах по волейболу и баскетболу. Появились учащиеся, серьезно увлеченные спортом, которые

участвовали не только в городских, но и в областных и Всероссийских соревнованиях: Канифатова Татьяна, Беседина  Яна – призеры областных соревнований по легкой атлетике; Тундикова Жанна, Тюлькина Юлия, Татаринцева Надежда, Гимазетдинова Юлия, Черепанова Екатерина, Давлетьянова Эльвира, Кузнецова Екатерина – призеры областных соревнований по баскетболу; Вахрушева Мария, Архипенко Наталья – участницы Всероссийских соревнований по арчери – биатлону. Вахрушева  Мария  – призер горного Конжаковского марафона, в котором мы принимаем участие вот уже 5 лет. (Приложение №21).   Бобрик Павел, Пугачев Алексей – призеры областных соревнований по футболу. Успехи этих ребят являются пропагандой физической культуры и спорта. Многие, глядя на старших товарищей, приходят в городские, а также в школьные секции.

В целях коррекции физической подготовленности в 2003г. при моем непосредственном участии в школе открылся тренажерный зал, в оснащении которого изыскивались различные каналы финансирования: шефская помощь, спонсорство, безвозмездная помощь выпускников школы и родителей.

 В тренажерном  зале я провожу занятия   с целью профилактики нарушений осанки, плоскостопия.  Для уроков используется различный инвентарь: фитнес- мячи, гимнастические скакалки, палки и гантели. В данный момент в зале 9 тренажеров, на них занимаются все участники образовательного сообщества: учащиеся, учителя, родители и шефы.

Дополнительная физическая нагрузка сказывается на улучшении  результатов мониторинга по физической культуре, способствует укреплению здоровья и занятости свободного времени учащихся, формированию здорового образа жизни.

В настоящее время я продолжаю совершенствовать свою работу, изучая литературу, проводя анкетирование среди учащихся, родителей, изучая их запросы.  (Приложение №22).


2. 2. Анализ результатов.

 

Мой вклад в педагогическую практику и теорию образовательного пространства школы.

За межаттестационный период я, как учитель физической культуры:

  • Разработала и напечатала в научно-методическом центре Дворца молодежи, г. Екатеринбург сценарии спортивных мероприятий:

 Интегрированное мероприятие «Олимпийские игры в Древней Греции»;

Внеклассные мероприятия:

«Путешествие в страну Баскетболию»;

«Неразлучные друзья – взрослые и дети»;

«А ну-ка, парни».   (Приложение №23).

  • Разработала комплексы упражнений для развития физических качеств и комплексы утренней гигиенической гимнастики. (Приложение №24).

  • В стадии разработки находятся дидактические материалы по разделам: «Волейбол», «Баскетбол», «Лыжные гонки».

  • Участвовала в школьных и городских педагогических чтениях по теме: «Развитие потребности и формирование мотивации у учащихся к занятиям физической культурой и спортом». (Приложение №25).

  • Разработала элективные курсы по предпрофильной  подготовке «Подвижные игры», «Волейбол», «Баскетбол», «Атлетическая гимнастика». (Приложение №26).

  • Участвую в реализации Муниципальной сети предпрофильной  подготовки учащихся девятых классов всех школ города.

  • Участвовала в городской программе по улучшению материально – технической базы спортивных залов и площадок, и по результатам образовательное учреждение выиграло ГРАНТ Свердловского областного комитета ОГФСО  « Юность России» г. Екатеринбург в сумме 264000руб. для приобретения спортивного оборудования.

  • Являюсь инициатором  и организатором создания в школе тренажерного зала.

  • Принимаю постоянное участие в работе педагогического и методического советов, городского методического объединения учителей физической культуры.

  • Являюсь  членом  городской творческой группы по составлению материалов  тестирования по физической культуре на итоговой аттестации выпускников школы.

  • Участвовала в школьном и городском  смотре – конкурсе по созданию учебно – методического комплекса спортивного зала, 2005 год, награждена Почетной Грамотой Управления образования г. Качканар

  •  Входила в состав творческой группы по разработке Положения и программы  общешкольного конкурса  «Самый спортивный класс».

(Приложение №27).

  • Разработала Положение о Спартакиаде школьников МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3». (Приложение №28).

Саморазвитие:

  • Семинар Г. М. Касаткиной «Актуальные проблемы формирования физической культуры и здорового образа жизни среди детей и учащейся молодежи».

  • Семинар В. Г. Высотина «Характеристика современного баскетбола и основные направления подготовки юных баскетболистов».

  • Семинар Н. И. Шумковой «Проведение учебно – тренировочных занятий по баскетболу».

  • Курсы М. М. Поташника «Дети с девиантным поведением».

  • Курсы ИРРО г. Н. Тагил «Проектировочная деятельность».

  • Семинар г. Екатеринбург «Создание условий для самореализации школьников».

  • Самообразование через методический журнал «Физическая культура в школе», газета «Спорт в школе», методические и дидактические пособия по физической культуре.

2.3. Анализ условий.

  • Нормативно – правовые: в своей работе педагога я использую: Устав школы, требования СанПиН, локальные акты, документы по охране труда, должностные инструкции, инструкции по охране труда.

  • Программно – методические и учебно – методические:

  • Программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура», «Дрофа», 2002 г.
  • Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (1996 г.).
  • Программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) (1996г.).
  • Учебники:

Е.Н. Литвинов «Физическая культура 5 – 7 классы»,  - М., 1999г.;

Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях «Физическая культура 8 – 9 классы»,  - М., 1997г.;

Г.П. Богданов «Уроки физической культуры в 10 – 11 классах»,  - М., 1997г.;

  • Методические пособия:

Г.И. Погадаев «Настольная книга учителя физической культуры», - М., 2000г.;

В.И. Лях «Методика физического воспитания учащихся 10 – 11 классов»,  - М., 1997г.;

Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнова «Спортивные игры»,  - М., 2001г.;

А.П. Матвеев, Ю.Д. Гуревич «300 соревновательных заданий по физическому воспитанию»,  - М., 1994г.;

Л.И. Селезнева «Основы знаний по физической культуре»,  (2000г.);

В.А. Шимширин «Физическая культура  9 класс. Подготовка к экзамену»,  Лицей, 2003г.;

А.П. Матвеев «Экзамен по физической культуре», - М., 2003г.;

Б.Х. Ланда «Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности»,  - М., 2004г.;

В.А. Лепешкин «Подвижные игры для детей»,  - М., 2004г.;

Ю.Д. Железняк, П.К.Петров «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте», - М., 2001г.;

А.П. Матвеев, Т.В. Петрова «Физическая культура 1 – 11 классов»,         - М., 2002г.;

С. Керони «Формирование тела со свободными отягощениями», - М., 2000г.

  • Информационные: я в потоке информации: выписываю научно-методический журнал «Физическая культура в школе»; использую библиотечные фонды школьной библиотеки и КЦО «Урал»; приобретаю методическую, научно-популярную литературу по физической культуре.

я – создатель информации: разработала карты и карточки для теоретической работы по разделам  «Волейбол», « Баскетбол», « Лыжные гонки»; проведение консультаций по  подготовке к олимпиадам, итоговой аттестации. 

  • Материально – технические: за пять лет  спортивный зал  пополнился новым спортивным инвентарем: гимнастические маты, тренажеры, лыжи, палатки, коврики туристические, мячи баскетбольные и волейбольные, фитнес мячи, обручи и скакалки; обновлены учебные и методические стенды.

Испытываю трудности в:

  1. Отсутствие разделения учащихся в старших классах по половому признаку.
  2. Неполном укомплектовании учебниками и спортивным инвентарем;

Основные противоречия.

  1. Недостаток учебной литературы по предмету « Физическая культура»
  2. Неполное соответствие материально- технической базы спортивного зала ГОС ФК.
  3. Недостаточная скоординированность действий всех участников образовательного процесса по формированию здорового образа жизни.


3. Проектная  часть.

На последующие 5 лет основой моей педагогической деятельности будет работа по «Созданию условий для развития положительной мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом, и повышению уровня физической подготовленности и функционального здоровья».

3.1 Цели  и  задачи.

Цель работы: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих здоровый образ жизни и успешность каждого ребенка.

Задачи:

  •  Продолжить формирование  представлений о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;
  • развивать интеллектуальную культуру, творческие способности детей, создавая условия для самовыражения и самореализации;
  • скоординировать деятельность школы и родителей по формированию у ребенка бережного отношения к своему здоровью, его развитию и совершенствованию;
  • проводить тестирование учащихся по методике Б.Х.Ланда .для выявления показателей физического развития с целью коррекции;
  • проводить комплексные мероприятия по укреплению здоровья учащихся;
  • мероприятия по повышению оздоровительного эффекта физической культуры.

Условия:

  • Для нового качества спортивной работы школы необходимо совершенствование материально- технической базы  и проведение капитального ремонта спортивного зала ( прогноз- 2007 год)
  • Для совершенствования теоретических знаний учащихся по предмету «Физическая культура» необходимо дальнейшее приобретение учебной литературы.
  •  Для формирования здорового образа жизни  необходима координация деятельности всех участников образовательного процесса.

 Комплексные  мероприятия  по  укреплению  здоровья  учащихся.

Нужны комплексные действия укрепления здоровья в школе, включающие школьную медицинскую службу, здоровую школьную среду и образование в области здоровья.

Основные направления работы условно разделимы на три взаимосвязанные группы.

Для учащихся.

Профилактика и оздоровление:

  1. Регулярное прохождение медицинских осмотров.
  2. Утренняя общешкольная зарядка.
  3. Физкультурная разминка во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.
  4. Обучение навыкам  самоконтроля и самодиагностики.
  5. Сбалансированное питание.
  6. Физкультурно – оздоровительная работа.

Образовательный процесс:

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: развитие проектных технологий,  разноуровнего и модульного обучения, коллективного взаимообучения и междисциплинарной интеграции.

  1. Рациональное расписание.

Информационно – консультативная работа:

  1. Дополнительные диагностические мероприятия.
  2. Информационные стенды.
  3. Консультации врачей – специалистов и психологов.

Участие в создании внутришкольной среды:

  1. Самоуправление.
  2. Проведение мониторинга.
  3. Работа в творческих группах по пропаганде здорового образа жизни.

Для учителей и сотрудников школы.

Профилактические мероприятия:

  1. Лечебная физическая культура.
  2.  Занятия в тренажерном зале.
  3. Фитотерапия.

Психотерапевтическая программа:

  1. Психологические тренинги.
  2. Индивидуальные консультации.
  3. Развитие навыков по восстановлению благоприятного эмоционального состояния.
  4. Консультации и рекомендации по работе с учащимися и родителей.

Информационно – консультативная работа:

  1. Тематические семинары и педагогические советы.
  2. Курсы повышения квалификации.

Для родителей.

Информационно – консультативная работа:

  1. Информация о результатах тестирования и дополнительных медицинских исследований.
  2. Консультации врачей – специалистов.
  3. Консультации и рекомендации школьной психологической службы.

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребенка.

Именно поэтому в обучении должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечат гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся.

Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения должна осуществляться, основываясь на следующих принципах (Сухарев А.Г.):

 учет особенностей данной возрастной группы учащихся; учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей (в школе создается информационная база, включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние учащихся); структурирование урока с учетом изменений работоспособности; использование на уроках здоровьесберегающих действий (оптимальная плотность уроков, чередование видов учебной деятельности, уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза; положительные эмоции).

Большое внимание в школе должно уделяться просветительской работе и пропаганде здорового образа жизни.

Воспитание здорового ученика – это залог здоровой личности в будущем и решать эту задачу необходимо только совместными усилиями родителей, медиков  и педагогов.

 Повышение  оздоровительного  эффекта физической  культуры.

Сегодня условия предлагают нам внушать учащимся, что нужно следить за динамикой физической  подготовленностью и здоровьем им самим, а на уроке учащийся должен получать от преподавателя  знания за счет каких упражнений и методов  эти  показатели  повысятся.

Результаты мониторинга и тестирования активно обсуждать с учащимися, давая на месте рекомендации. Выстраивать результаты  тестирования физической подготовленности в виде протокола соревнований на уровне группы, параллели. На родительских собраниях доводить до сведения родителей показатели физической подготовленности и здоровья учащихся.

При целесообразном подборе средств и методов физического воспитания возможно повысить оздоровительный эффект физической культуры. Для успешного решения задач оздоровительной составляющей физического воспитания общеобразовательной школы необходимо определить основные аспекты этого процесса, к которым могут относиться следующие:

Профилактика неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм учащихся. Ещё в 1870 г. Р.Вирхов отмечал более высокое распространение среди учащихся школ некоторых заболеваний, которые впоследствии получили название “школьных болезней”. К основным из них можно отнести нарушения зрения. Нарушение осанки и состояние эмоционального стресса. (Приложение №29).

Развитие физических качеств, составляющих основу здоровья.

Нарушение остроты зрения является одной из самых распространённых патологий у школьников и составляет в ряде регионов России до 30-40% (Л.Ястребов. 1995). Профилактика близорукости в условиях проведения урока физической культуры имеет ряд преимуществ:

  • большая площадь спортивного зала, снимающая естественное напряжение с мышц глаз;
  • проведение уроков физической культуры на открытой спортивной площадке, имеющей те же преимущества;
  • общий положительный эмоциональный фон занятий и смена деятельности учащихся.
  • возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом;
  • независимость от особенностей образовательных задач урока физической культуры;
  • вынужденная смена деятельности занимающихся с умственной на физическую;
  • оздоровительный эффект дыхательных упражнений.

Существует большое многообразие дыхательных упражнений, а для снятия эмоционального напряжения могут быть рекомендованы дыхательные упражнения без выраженной задержки дыхания. Для выполнения таких упражнений необходимо сосредоточиться на биении сердца и добиться синхронизации дыхания, выполняя на два удара сердца вдох и на четыре удара выдох. В дальнейшем можно увеличивать вдох до трёх ударов, а выдох до шести. Выполнять эти упражнения можно в начале подготовительной части урока, как на месте, так и в движении, перед выполнением разминки. В зависимости от задач урока возможно выполнение таких упражнений и в заключительной части урока.

Безусловно, проблема повышения оздоровительного эффекта урока физической культуры требует серьёзной научной проработки, сложность решения которой заключается в малом количестве уроков физической культуры и в необходимости решения на одном уроке образовательных и оздоровительных задач, что зачастую вступает в противоречие.

        

 Заключение.

Без  комплексного  подхода   в  условиях  школы  невозможно  будет  поднять  уровень физического  здоровья  учащихся. Сегодня  мы  должны  создать  такие  условия, при  которых  учащийся должен  проявить свои  творческие  способности, лидерские  качества. Нужно  поставить учащегося  перед  фактом  его  состояния  физического  здоровья  и  дать  ему  рекомендации  на  улучшение  здоровья  за  счет  определенного  набора  упражнений, методов  и  средств.

Считаю результаты своей педагогической деятельности в межаттестационный период достаточно высокими и эффективными. Большое внимание в своей деятельности учителя физической культуры я уделяю вопросам мотивации и формирования потребности к занятиям физической культурой и спортом, а значит приобщаю учащихся к здоровому образу жизни.

Основные направления саморазвития и самосовершенствования профессиональной деятельности.

  • Участие в профильном образовании  учащихся III ступени обучения.
  • Разработка  и реализация проекта « Здоровье  и здоровый образ жизни».
  • Создание необходимой учебной  и материально- технической базы для преподавания предмета « Физическая культура».
  • Самосовершенствование личностного роста через курсы, тренинги, мастер- классы, участие в работе городского методического объединения учителей физической культуры, самообразование.


 Список литературы.

  1. Закон Р.Ф. «Об образовании» 1992г., новая редакция 2004 г.
  2. Национальная доктрина « Развитие образования», 2001г.
  3. Концепция модернизации российского образования до 2010 года( написана в 2001 г.)
  4. Концепция развития образования Свердловской области, 1991 год.
  5. Областной закон « Об образовании», 1998 год, Мероприятия по развитию образования Свердловской области до 2007 года.
  6. Сборник нормативных документов: Физическая культура/ Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев, - М.: Дрофа, 2004г.
  7. Волейбол/ Беляев А.В., Савин М.В.,  - М., 2000г.
  8. Видин Д.Р. «Современный баскетбол», - М., 1987г.
  9. Голащяпов Б.Р. «История физической культуры и спорта: Учеб. пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений», - М., Академия 2001г.
  10.  Железняк Ю.Д., Петров. П.К. «Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте», - М., 2001г.;
  11.  Жуков М.Н. «Подвижные игры. У учеб. для студ. пед. вузов», - М., Академия 2000г.
  12.  Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». СПб: Питер, 2004г.
  13.  Керони С., Рэнкин Э.«Формирование тела со свободными отягощениями», - М., Терра - Спорт 2000г.
  14.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов (1996 г.).
  15. Ланда Б.Х. «Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учебное пособие»,  - М., Советский спорт,  2004г.;
  16.  Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. «Физкультура! Физкультура! Учеб. для учащихся 5 – 7 кл. общеобразоват. учреждений», - М., Просвещение,  1999г.;
  17.  Матвеев А.П., Гуревич Ю.Д. «300 соревновательных заданий по физическому воспитанию»,  - М., 1994г.;
  18.  Методика физического воспитания учащихся 10 – 11 классов. Пособие для учителя/ А.В. Березин, А.А. Зданевич, Б.Д. Ионов.Пд. ред.: В.И. Ляха,  - М., Просвещение,  1997г.;
  19.  Настольная книга учителя физической культуры/ Г.И. Погадаев, - М., 2000г.;
  20.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре/ А.П. Мотвеев, Т.В. Петрова, - М., Дрофа, 2000г.;
  21.  Пособие практиканта по физической культуре: Учеб – метод. пособие/ Серова Н.Б., Еркомайшвилли И.В., Жукова О.Л., г.Екатеринбург, 2004г.;
  22.  Программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол) (1996г.);
  23.  Программы для общеобразовательных учреждений «Физическая культура», «Дрофа», 2002 г.
  24.  Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. «Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений», - М., Высшая школа, 2001г.;
  25.  Селезнева Л.И. «Основы знаний по физической культуре», -2000г.;
  26.  Спортивные игры: техника, тактика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков, - М., Академия, 2001г.;
  27.  Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений», - М., Академия, 2001г.;
  28.  Физическая культура: Учеб. для учащихся 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон, В.И. Лях,  - М., Просвещение, 1997г.;
  29.  Физическая культура как средство сохранения и укрепления здоровья подростающего поколения: Программа Свердловского областного комитета общественно – государственного Физкультурно – спортивного объединения «Юность России» на 2001 – 2005г. / Екатеринбург, 2004г.
  30.  Физическое воспитание и спорт в школах зарубежных стран / С.И. Гуськов, А.П. Зотов, - М., «Полиграф сервис», 2002г.
  31.  Физическая культура 5 – 7 классы/ Е.Н. Литвинов,  - М., 1999г.;
  32.  Физическая культура 1 – 11 классов / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, - М., 2002г.;
  33.  Шимширин В.А.  «Физическая культура  9 класс. Подготовка к экзамену », - Саратов: «Лицей», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2007 по 2012 годы

Аналитическиё отчёт преподавателя физики в учреждении профессионального образования.  В работе анализируются показатели образованности учащихся, условия образовательной деятельности, п...

Аналитический отчёт за период с 2011 по 2015 год.

В данном аналитическом отчёте представлен анализ профессиональной деятельности за последние 4 учебных года....

Презентация "Аналитический отчёт за межаттестационный период"

В презентации представлены основные моменты для подготовки аналитического отчёта педагогического работника в межаттестационный период. Предложенную структуру отчёта, можно также использовать в ходе ан...

Аналитический отчёт за межаттестационный период 2015-2019 годы

Аналитический отчёт за межаттестационный период 2015-2019 годы. Учитель русского языка и литературы. Первая квалификационная категория....

Презентация. Аналитический отчёт за межаттестационный период 2015-2019 годы.

Презентация. Аналитический отчёт за межаттестационный период 2015-2019 годы. Учитель русского языка и литературы. Первая квалификационная категория....

Аналитический отчёт педагога психолога за межаттестационный период

Аналитический отчёт педагога-психолога учреждения дополнительного образования за межаттестационный период....