Игра - важнейший инструмент оптимизации двигательной активности обучающихся.
материал по физкультуре по теме

Бредихина Светлана Анатольевна

Предварительный просмотр:

                        МБОУ «Гимназия №25»  города Курска

 

                                         

        Игра – важнейший инструмент оптимизации

двигательной активности

 младших школьников

                       ( из опыта работы   Бредихиной С.А учителя физической культуры))

                 

                                       ВВЕДЕНИЕ            

        Младший школьный возраст – важный этап  в развитии личности. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображения ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию к проявлению творчества. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем.  

Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие развитие ребенка. В случаи  ограничения этой потребности дети перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому уже в первом классе важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, ритмическими упражнениями, народными играми. Большинство  возможности для этого имеет физическое воспитание. Заботясь о  физической нагрузке,  учитель не должен забывать о любознательности и заинтересованности, формирующем познавательномся  интересе. Цель педагога состоит в том, чтобы занятия приносили детям радость,  поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности, обращая внимание на красоту и совершенство человеческого тела, удовольствия от движения.  

        «Игра представляют  собой наиестественнейший  вид физических упражнений.  … Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верна, как, например, при подвижных играх.… Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь, организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела…Игры, бесспорно, оставляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений

    В связи с этими требованиями обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников,  к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохраняя и укрепляя здоровья, а  также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.  Являясь  неотъемлемым  компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей  и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем в физическом развитии и продолжают существовать в реальной жизни. Но результативно  это может проходить только в том случаи, если педагог  не только хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, но и владеет рациональной технологией, разнообразных подвижных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно  - профилактического потенциала в неразрывном единстве.

                                     СОДЕРЖАНИЕ

1    Двигательная деятельность – эмоциональный подъем 

       а)     как помочь детям найти свое место в мире движений на уроках    

           физической культуры.

       б) подвижные, спортивные и специальные – оздоровительные                                      

             ( коррекционно – оздоровительные игры).

   

     в)   классификация детей по степени подвижности

   2. Ресурсы режима жизнедеятельности  младшего школьника в обеспечении  игровой двигательной деятельности.

 

   3.  Игры ориентированны на оптимизацию двигательного режима

       а) игры малой, средней и большой подвижности.

    4. список литературы 

     

  Высокоразвитый  человеческий интеллект                                                                                                                                                                      берет свое начало в человеческих движениях.

                                                                           Г. Доман.

                         

                                 

     Двигательная деятельность – эмоциональный подъем.                                    

                                     

          Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством   - чувством «мышечной радости», которое он испытывает двигаясь. Двигательная активность  - одна из основных генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку сама жизнь.

        Игры с активным физическим компонентом позволяют решить  целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении  и стабилизировать    эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные творческие способности, нравственные качества итд.     

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею  положительные  эмоции усиливают физиологические процессы  в организме и улучшают работу всех   органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовлетворение, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус  всего организма.

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать  подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры.

К подвижным  относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку  и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных  разнообразных и простых движениях, связанных  с вовлечением в работу главным образом  больших мышечных групп и просты по своему содержанию и правилам.  

  К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта: они требуют подготовки и спортивного совершенствования  играющих.    Спортивные игры характеризуются   наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство.    Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.             

     Специальные оздоровительные игры наряду  с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения зрения и осанки снимают утомления, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

    Особое внимание с позиции практики коррекционно - развивающего  образования  заслуживает связь  физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Так установлено положительное влияние подвижных игр не только  на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики:  памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной, воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия-степени  развития наблюдательности, объема и адекватности восприятия; наглядно- образцового и логического мышления.

      Вместе с тем задачи,  решаемые, средствами подвижных и спортивных игр  сводятся, не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлении гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию  психофизической нагрузки, но и к обретению им утраченной, но все еще крайне необходимой   игровой среды.

    Высокий    интерес детей     этого возраста  к свободной двигательной, в том числе   - игровой, деятельности подтверждаются исследованиями.                                                                          

Так по данным анкетированного опроса, свободного времени у учеников начальной школы   в течение дня остается около 3ч. Проводят все это время на воздухе 38% девочек и 35% мальчиков. В выходные дни пребывание не улице  оказывается продолжительнее, т. к около 3х часов проводят на воздухе 72% девочек и 77% мальчиков. Во время прогулок большинство детей предпочитают двигательную активность - 65% девочек занимаются преимущественно прыжками со скакалкой  и 60% - бегом.

У мальчиков    наибольший интерес вызывают упражнения в беге – 82% и игры с мячом 77%.

Интересы мальчиков и девочек в выборе игр в свободное время различны: мальчики ограничиваются небольшим запасом игр и отдают предпочтение играм с мячом – футболу и хоккею по упрощенным правилам.

Игровая деятельность девочек характеризуется более разнообразными двигательными действиями. Среди наиболее интересных игр они называют «Охотники и зайцы», «Прятки», Совушка»,

Примечательно, что в 8 летнем возрасте дети принимают 80% решений относительно участия и неучастия в физической активности, исходя из субъективного оцениваемого ими уровня своей подготовленности.  

Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной активности       - подвижных, оздоровительных игр и  игровых упражнении, игр спортивного характера и др. – должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей, и интеллектуальных способностей, повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровью.

    В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). По средством простого наблюдения учитель может выделить группу детей большой подвижности, средней подвижности, малоподвижные дети.

     Группы детей большой подвижности, они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных  подвижных игр  чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают, свойственны высокая реактивность и конфликтность поведения. Из- за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают  вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе  - в играх со сверстниками.

          Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие целенаправленные.

            Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держаться в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность не требующие большого пространства; на прогулках меньше находятся в движении.

          В дальнейшем управление режимом двигательной активности школьников предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизации двигательной активности детей всех названных групп в течение дня.

      В планировании режима двигательной активности следует учитывать уровень физического развития  и двигательной подготовленности учеников, их индивидуальные особенности поведения, а также степень произвольности (организованности) двигательной активности.

                  Ресурсы режима жизнедеятельности младшего

                              школьника в обеспечении игровой

                                    двигательной активности.

                                                                                                       

Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера с  младшими школьниками

         Организованные формы

школа

  Первая половина

учебного дня

физкультурные паузы на общеобразовательных уроках

перемены

динамические паузы между уроками

уроки физической подготовки

Вторая половина учебного дня

Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня

Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллели

 классов или отдельного класса)

секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр)

семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования

Преимущественно вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции школы

Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки

каникулы

Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки

                                 

                                             

Планирование игр оздоровительно – коррекционной направленности  на учебный год

Цель игровой

программы

учебная

четверть

                   Организационные формы

           

Физкульми

нутки

Переме-

ны

динамичес

 паузы,

прогулки,

досуговая

деятельность

специальные

коррекционно

профилакт

занятия

 оптимизация

 двигательной

 активности

 учеников

    1я четверть

Игровые упражнения на координацию движения

       -      

п/и мышеловка

второй лишний

карлики и великаны

   2я четверть

Танцевальные оздоровительно - гигиенические

      -

Кошки мышки

путанка

шишки,желуди,орехи

 

четверть

Игровые упражнения на координацию движения

 

     -

Рыбы,птицы,звери

Вызов номеров

  4я

четверть

      -

Воробьи,вороны

Два мороза

Оздоровление часто болеющих

детей

 

Цель: снятия утомления глаз

      -

Игры физкультминутки

Поймай мяч,

котята

 

Цель:       снятие напряжения мышц кисти и пальцев рук

-

Дом и ворота

апельсин

замок

 

Цель – элиминация (снятия) общего утомления

-

Прогулка в лесу

С добрым утром

Воздушный шарик

   4я

Комплекс общеразвивающих и дыхательных упражнений

-

Профилактика

и коррекция

дефектов осанки

  1я

Упр- ния для мышц спины,живота и боковых мышц туловища

-

Совушка

ласточка

ходим в шляпах

   2я

 Комплексное и разностороннееразвитие координационных способностей

-

дирижер

мельница

    3я

   

    4я

Физические упражнения для формирования и закрепления  навыка правильной осанки из разных и.п. Укрепление мышечного корсета  с использова –нием общеукреп – ляющих  корригирующих, индивидуальных упражнений.

-

гусеница

обруч

воробьи вороны

аист

      Следует помнить о том,  что детей интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Продукт деятельности в командных подвижных играх – общий, но степень участия вклад каждого игрока в общее дело часто бывает различен.  Поэтому после проведения игры необходимо дать  ее педагогическую оценку, в том числе и в  зависимости от меры участия в ней игроков и качества выполнения ими игровых действий. Так существуют  игры, в которых успех команды является  простой суммой результатов действий ее членов, которые вносят равный вклад в победу, и тогда оценка дается преимущественно всей команде игроков.   Другая группа игр основана  на парном  соревновании и вклад каждого игрока  в успех команды зависит не только от его умений, но и от умений партнера. В таких играх следует оценивать, прежде всего, сплоченность игровых пар, их взаимовыручку. Наконец есть  игры,  в которых действия следующего участника являются как бы продолжением действий  предыдущих детей, поэтому неудачные действия одного ребенка  могут быть компенсированы дополнительными усилиями других. Давая оценку  участия детей в играх этой группы, учитель  может охарактеризовать как общие, так  и индивидуальные качества игроков разных команд.  Во всех случаях  анализ и оценка игры должны быть неформальными, стимулировать детей  к продолжению  участия в играх и не унижать их достоинства.

              Игры, ориентированы на оптимизацию    

                      двигательного режима

                                 игры малой подвижности

          название

     Преобладающие  задачи  

    Ход игры

Джек – Кен-поп (камень-ножницы-бумага)

Развитие быстроты реакции, взаимодействия с партнерам; тренировка мышц руки

Настроение

Развитие мимических движений и навыков невербального общения

Детям предлагается отгадывать настроение  одного из игроков по выражению лица

(грустное лицо, счастливое лицо)

Поймай мяч

Развития внимания памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мячей

 Играющие располагаются по кругу

Водящий находится в центре, подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока, названный игрок должен поймать мяч. если он поймал мяч, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Запрещенный цвет

 Развитие быстроты двигательной реакции, внимания координации произвольности двигательных актов

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, ведущий называет цвет. По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.

Воробей

Развитие быстроты реакции, произвольности движений, точности броска

Мышеловка

Развитие быстроты реакции, произвольности движений  ориентировки в пространстве

Дети изображают мышеловку, берутся за руки и говорят:

Ах, как мыши надоели: все погрызли,  все поели

Ну, дождетесь же плутовки, доберемся мы до вас  

Вот построим мышеловки  

Переловим всех сейчас.

Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу ведущего «хлоп» игроки, стоящие в кругу опускают руки и приседают, мышеловка считается захлопнутой.

                          Игры средней подвижности        

 

название

преобладающие задачи

   

         Ход игры

Второй  лишний

Развитие быстроты реакции, произвольности движений

Играющие образуют круг,

став, на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один их них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становится убегающим.

Третий лишний

Развитие быстроты реакции, координации движения

Аналогично игре (второй лишний)

Карлики и великаны            

Развитие координации, произвольности   движений, внимания сообразительности, творческого воображения

По команде  педагога »великаны» игроки должны выпрямиться, подняться на носки , по команде»карлики»  - присесть.

   

Кошки - мышки

Развитие ловкости, быстроты реакции и скорости движения, воспитание выносливости

Путанка

Развитие гибкости, произвольности и координации движений

Игроки, взявшись за руки, образуют, круг             начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но, не разрывая при этом руки. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком порядке изначально стояли игроки.

Шишки, желуди орехи.

Развитие внимания быстроты, реакции точности.

                         

                                   Игры большой подвижности

       Название

  Преобладающие задачи

          Ход игры

Вызов номеров  

Воспитания внимания, развитие быстроты и ловкости движений чувства товарищества

Играют две команды, ведущий  распределяет игроков  по номерам , игроки услышав свой номер бегут к точке поворота обегают ее и возвращаются на место.

    Жмурки

Воспитания внимания, развитие быстроты и ловкости движений

Воробьи, вороны

 Развитие ловкости координации движений, внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве

Дети делятся на две команды «воробьи», «вороны»

По сигналу учителя «воробьи» воробьи убегают, а вороны догоняют и наоборот

Два мороза

Развития навыков передвижения, быстроты реакции координации движений, внимания

 Выбирают двух водящих   морозов, морозы обращаются к ребятам:

Мы два брата молодые, два мороза удалые, я - мороз – красный нос, я - мороз синий нос, кто из вас решиться в путь дороженьку пуститься, не боимся мы угроз и не страшен нам мороз

Охотники и утки

Развитие быстроты реакции, произвольности движений

К своим флажкам

Развития внимания памяти, слуха, умения ориентироваться

Космонавты

Развитие быстроты реакции, внимания, воспитание выносливости

Дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам. На какую захотим на такую полетим, но в игре один секрет опоздавшим места нет.

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места в (обруч, круг). Опоздавшие собираются в центре круга.

                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Дереклеева Н.И.   Двигательные игры,  тренинги и уроки здоровья.1-5классы.-М.: ВАКО, 2004. -152с. (Мастерская учителя).

   

2.     Маханева М.Д.      Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и в начальной школе:  Методическое пособие. – М.: АРКТИ,2006.  -264с. (Развитие и воспитание)

3.    Степанова  О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе.: Методическое пособие для учителей  начальной школы,  воспитателей  групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия игровые технологии» - М.:ТЦ Сфера, 2006.    -144с.

4. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Под. общ. ред. Н.В.Сократова.- М.:ТЦ Сфера, 2007.   -224с (учебное пособие),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности школьника-важнейшее условие оптимизации образовательного процесса

Материал данной разработки использовался при выступлении на педсовете. Он сопровождает презентацию...

Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников  из-за  растущей учебной нагрузки и гиподинамии на  общем фоне социально-психологического дискомфорта. По о...

Оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры

Школьный возраст – важный этап  в развитии личности. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображения ребенка, подталкивают к самостоятельному...

Ее величество госпожа мотивация и ее ближайшая подруга игра. Литературные игры - важный инструмент технологии обучения иностранному языку на сюжетной основе.

Игра может быть веселой, интересной, забавной и серьезной одновременно! Забава и веселье генерируют энергию (порой гораздо большую, чем в обычном состоянии) для достижения очень серьезной цели— ...

Статья "Игра – важный инструмент на уроках литературы"

     Современный урок должен включать в себя различные виды деятельности, развивая в детях творческую мысль, самостоятельность, воспитывая их духовно. Игра, на мой взгляд, способ...

Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников

Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...

Настольные игры – важный инструмент развития детей

Настольные игры – важный инструмент развития детей Самые важные навыки, которые определяют успех человека в будущем, закладываются ещё в раннем возрасте. С раннего детства игра – люби...