Статья "Игра – важный инструмент на уроках литературы"
статья

       Современный урок должен включать в себя различные виды деятельности, развивая в детях творческую мысль, самостоятельность, воспитывая их духовно. Игра, на мой взгляд, способна в большей мере помочь решению всех этих задач. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра – важный инструмент на уроках литературы.

 Литература - один из интереснейших уроков в учебном процессе. Волшебный  мир чтения может открыть читателю диковинные приключения, погрузить в атмосферу фэнтези, вернуть в прошлое, позволит испытать сильные чувства.

          Но все чаще и чаще учителя сталкиваются с тем, что наши современные дети не читают и удивить их можно все реже. В равной степени им не нравится читать классическую и современную  литературу. Речь героев, их поступки, психологические искания остаются за границей интереса подростков.

       Современный урок должен включать в себя различные виды деятельности, развивая в детях творческую мысль, самостоятельность, воспитывая их духовно. Игра, на мой взгляд, способна в большей мере помочь решению всех этих задач. Думаю, кто-то скажет, что не хватало еще детей развлекать на уроках, их и так окружает сейчас множество «игрушек». Я же считаю, что современные дети зачастую играть и не умеют. Точнее, играть для них, значит пройти очередной уровень. В компьютерных играх они учатся покупать, менять, строить. Строить не только здания, но и человеческие отношения.

          Содержание и характер игры на уроках литературы может быть разным. Я заметила, что школьникам очень нравятся командные игры. Дух соперничества присущ каждому школьнику, но иногда индивидуально трудно проявить себя, а в группе это сделать гораздо легче. Не нужно объяснять, наверное, что взаимодействию в команде, умению слышать мнение другого человека, сопереживать, принимать решение тоже необходимо учиться. Во время игр, конкурсов, направленных на соревнование, дети могут проявить и свои лидерские качества.

      Особо я отношусь к играм, в которых ребенку необходимо проявить свои театральные способности: инсценировки, мини-спектакли, чтение по ролям, приемы устного рисования, домысливание отдельных сцен или всего сюжета в целом, рассказ с изменением лица. Во все это органично вплетается музыка, фильмы, и другие виды искусства. И даже декорации для своих выступлений ребята делают с превеликим удовольствием. Огромный спектр профессиональных навыков пробуется ребятами на этих уроках и каждый находит занятие по душе.

         Важным является знакомство с писателем, его историей и его героями. То, какой образ ребенок составит себе в своем воображении, поможет ему воспринять произведение в целом. Такие уроки помогут проявить у детей талант рассказчиков. А почему бы не нарисовать совместный портрет, добавляя по очереди запоминающиеся черты или составить коллаж из любимых вещей писателя. Считаю, что на помощь можно привлекать различные виды искусства.

        Важно воспитывать на уроках литературы бережное отношение  к слову, обращать внимание на устаревшие слова, пословицы, красивые изречения. Здесь на помощь приходят простые игры: «закончи пословицу», словарные конкурсы, поиск или подбор  эпитетов и других выразительных средств на время. Обогащение речи учащихся необходимое условие развития гармоничной личности.

        Иногда бывает довольно трудно обратить внимание учащихся на важную роль  детали в произведении. Игра-викторина  «Какому герою принадлежит эта вещь?» позволит ненавязчиво это объяснить, напомнить фамилии авторов, названия произведений, имена героев.

     Анализ произведения в целом складывается из многих составляющих. Исследования, открытия, которые учащиеся совершают в соавторстве с учителем, важны и интересны.

      Мир поэзии открывает огромную перспективу для творческих поисков, а умело созданная творческая атмосфера позволит реализовать задуманное. «Литературные гостиные» - это интеграция театра и музыки, позволит раскрыть способности школьников любого возраста. Чтение стихов наизусть может плавно перерасти в настоящий «Фестиваль стихов» для всей школы.

        Мне нравится, что игра может быть фрагментом  урока, может заменять его полностью. А также то, что нет никаких четких правил  в использовании игровой техники. Творческий подход к уроку позволит современным школьникам стать открыть не только мир литературы, но и познать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя самостоятельная работа учащихся как важный элемент современного урока литературы

На уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и зна­ния переводятся лишь в оперативную, кратковремен­ную память. Чтобы перевести их в память долговременную, у...

Информационные технологии – важный инструмент физического образования

Что бы урок физики был интересным, а не сложным, учитель должен использовать различные технологии и приёмы. Наиболее удачным является метод ИКТ, который делает урок актуальным и познавательным для реб...

Голос – важный инструмент педагога.

Педагогическая техника – это инструментарий педагогического процесса, особенно если речь идёт о технологической стороне процесса. При обучении преподаватель доносит до аудитории свои идеи, мысли, чувс...

Эссе на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации ФГОС»

Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление с...

Индивидуальный мониторинг как важнейший инструмент в реализации личностно ориентированного подхода при обучении английскому языку в гимназии

Актуальность личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку в системе гуманитарного гимназического образования определяется концепцией индивидуального мониторинга уровня овладения язы...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В ГИМНАЗИИ

Личностный подход в образовании, провозглашенный ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики, не имеет в сегодняшнем педагогическом сознании однозначного понимания.Поэтому, была по...