Голос – важный инструмент педагога.
статья по психологии на тему

Захарова Татьяна Петровна

Педагогическая техника – это инструментарий педагогического процесса, особенно если речь идёт о технологической стороне процесса. При обучении преподаватель доносит до аудитории свои идеи, мысли, чувства, соображения, делится выводами – посредством выразительных возможностей речи, мимики и жестов. В данной статье хочется поговорить именно об умении владеть голосом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golos.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Голос – важный инструмент педагога.

Современный этап развития системы образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов и к проявлению их творческой индивидуальности. Одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда – это индивидуальный стиль деятельности. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его способности приспособиться к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

В целом педагогическая деятельность достаточно сложна и многокомпонентна. Из всего многообразия её компонентов, пожалуй, более других выделяются три: содержательный, методический и социально-психологический (по Н.В. Кузьминой). Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трёх компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в этом единстве является социально-психологический компонент, т.е. педагогическое общение, которое, в свою очередь, обеспечивает реализацию двух других компонентов.

В процессе общения складывается определённая система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения.

Каким образом осуществляется взаимодействие учителя и учащихся? Главным образом оно заключается в максимально эффективной передаче знаний, профессиональных навыков. В частности, чрезвычайно важна обратная связь с учащимися. Умение не только говорить, но и слушать, умение чувствовать аудиторию или конкретного учащегося, умение «читать» по выражению лица, насколько учащийся хорошо понимает и усваивает материал.

Понятие «педагогическая техника» восходит к 20-м годам прошлого века и с тех пор исследовалась и продолжает исследоваться многими педагогами и психологами (А.А. Крупенин, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик и другие).

Педагогическая техника – это инструментарий педагогического процесса, особенно если речь идёт о технологической стороне процесса. При обучении преподаватель доносит до аудитории свои идеи, мысли, чувства, соображения, делится выводами – посредством выразительных возможностей речи, мимики и жестов.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов описывает навыки педагога в управлении своим поведением, вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения.

Первая группа включает в себя следующие навыки: владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия), социально-воспринимающие способности (внимание, наблюдательность, воображение) и технику речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа – это дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и прочее.

В данной статье хочется поговорить именно об умении владеть голосом.

По голосу можно очень много сказать о человеке. По голосу определяется эмоциональное состояние собеседника, его национальность, социальное положение и статус, самооценка, отношение к собеседнику, состояние здоровья, образовательный и культурный уровень, примерный возраст.

Требования времени к качеству образования на современном этапе его развития таковы, что характер общения педагогов и учащихся, как в процессе обучения, так и вне его, должен измениться: уйти в сторону от формально-ролевого общения «учитель-ученик», за которым, как правило, стоит взаимодействие на уровне стереотипов, шаблонов, клише, к общению «личность учителя – личность ученика», с учетом индивидуальных особенностей каждого.

 Такая переориентация выдвигает на первое место требования, в том числе, к стилю, манере общения педагога с учащимися, которую, помимо вербального воздействия (в единстве содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания), определяют  невербальные средства общения (поза, жесты, мимика, зрительный контакт, дистанция, характеристики голоса: интонация, громкость, тембр и др.). От искусства воздействия на учащихся в процессе педагогического общения, от характера взаимодействия учителя - ученика зависит в конечном счете эффект процесса обучения: восприятие в широком смысле слова, осмысление, закрепление, овладение учебным материалом, оперирование им в различных условиях, применение его на практике.

Искусство правильно говорить дано не каждому. Можно, конечно, довольно быстро научиться выстраивать логически связанные фразы, начать включать в предложения всевозможные эпитеты, фразеологизмы и крылатые фразы, но вместе с тем не добиться взаимопонимания у слушателей или собеседников, не суметь установить соответствующий психологический контакт. Тембр и интонация голоса говорящего, его «мелодия речи», показывает не только его характер, но и выстраивает определенную модель поведения, заставляет его слушать или порождает реакцию неприятия. Контроль своего эмоционального состояния и умение управлять своим голосом – результат, в том числе, тренировки.

Упражнения для учителей для развития правильного дыхания

1.        Полное дыхание

Полное дыхание состоит из трех видов: нижнего, верхнего и среднего. Нижнее (диафрагмальное) дыхание – диафрагма при вдохе напрягается, уплотняется, сдвигает брюшные органы вниз и выпячивает живот наружу, при выдохе диафрагма возвращается  в исходное состояние. Воздухом заполняются нижняя и средняя части легких. Среднее (межреберное) дыхание – при вдохе ребра поднимаются, при выдохе опускаются. Воздухом заполняется средняя часть легких. Верхнее (ключичное) дыхание – при вдохе поднимаются ребра, плечи, ключицы. Используется только небольшая часть легких – верхняя. Полное дыхание объединяет эти три вида, приводит в действие всю дыхательную систему.

Сделайте энергичный выдох. Затем начните вдох, который состоит из  трех фаз.

1. Движение диафрагмы – живот медленно выпячивается вперед. Воздух проникает в нижнюю часть легких.

2. Расширение средней части грудной клетки – воздух устремляется в середину легких.

3. Расширение груди до отказа – это движение делает вдох полным.

Затем начните выдох, который также состоит из трех фаз: сначала втягивается передняя стенка живота, потом сжимаются нижние ребра, опускается грудь, и, наконец, ключицы и плечи.

Все движения выполняются плавно, волнообразно. Развивать полное дыхание можно сидя, стоя, лежа, при ходьбе.

2.        «Свеча»

Вырежьте из  бумаги небольшую полоску. Зажмите ее пальцами правой руки. Представьте, что это пламя свечи. Сделайте полный вдох так, как это описано в предыдущем упражнении. Затем сделайте полный выдох, стараясь удерживать «пламя свечи» в горизонтальном положении. Хорошо при этом положить левую ладонь между грудной клеткой и животом, Обратите внимание на движение диафрагмы. Доведите выполнение упражнения до 10 раз.

3.        «Егорки»

Произнесите фразу «Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки». Затем сделайте полный вдох и на выдохе вслух считайте: «Раз Егорка, два Егорка три Егорка…». Дойдите в счете на одном выдохе до 33 «Егорок». Затем постепенно улучшайте результат, доводя количество «Егорок» до 45.

4. «Трубач»

Поднесите кулак правой руки к губам. Представьте, что это мундштук трубы. Выдувая воздух, протрубите без звука какую-нибудь песню. При выполнении упражнения обратите внимание на активизацию диафрагмы, брюшной полости, мышц спины. Запомните ощущения активизации названных мышц, поскольку они создают так называемую опору звука – условие для устойчивости голоса.

Упражнения для расширения высотного диапазона голоса

5.        «Маляр»

Представьте, что вы маляр. Вам нужно выкрасить карниз, который стоит перед вами вертикально. Ваша кисть руки – это кисть маляра. Движение руки сопровождается словами: «Краской крашу я карниз: Вверх и вниз, и вверх и вниз».

Сначала производите маленькие мазки только кистью руки, одновременно с этим произносите слова: «вверх и вниз, и вверх и вниз».

Постепенно делайте уверенные движения, от локтя, голос поднимается выше или ниже вместе с движением руки.

Затем работайте рукой от плеча. Широкий мазок вверх и вниз. Голос поднимается все выше и опускается все ниже. В последний раз низким голосом, «упавшим на дно», вы говорите: «Вот и выкрашен карниз».

Вы можете контролировать правильность выполнения упражнения, следя за вибрационными ощущениями с помощью ладони: при низком голосе вы почувствуете легкое дрожание в области груди, при высоком – в области носа.

При выполнении упражнения следите за синхронностью движений руки и речи. Постепенно нарастающая амплитуда движения руки будет оказываться на размахе высотного диапазона вашего голоса.

Речевая гимнастика

Практические упражнения для учителей, приведенные выше, предназначены для длительной и последовательной работы над своим голосом. А как быстро подготовить свой голос перед  началом учебного дня? Предлагаемая речевая гимнастика позволит учителю в течение пяти минут «настроить» свой речевой аппарат на продуктивную работу.

1. Выполните любое дыхательное упражнение. Это может быть «полное дыхание» или «Егорки».

2. Разминка губ. В течение одной минуты энергично произносите сочетание звуков Б-П. При правильном выполнении упражнения вы почувствуете легкую вибрацию в области губ.

3. Разминка языка. Энергично в течение одной минуты произносите Д-Т.

4. Разминка гортани. Одну минуту повторяйте К-Г.

5. Произнесите любую скороговорку. Например: «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать». Произносите данную скороговорку с разной интонацией: сначала робко, потом самоуверенно, затем радостно, с энтузиазмом.

6. Примите позу уверенности: распрямите позвоночник, расправьте плечи, грудь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голос как инструмент самопознания и эффективного взаимодействия.

Рабочая программа для учащихся 8-10 классов, направленная на освобождение природного естественного голоса и овладение им как инструментом установления контакта с собой и окружающим миром....

Информационные технологии – важный инструмент физического образования

Что бы урок физики был интересным, а не сложным, учитель должен использовать различные технологии и приёмы. Наиболее удачным является метод ИКТ, который делает урок актуальным и познавательным для реб...

Звучат голоса народных инструментов

16 марта Дубровская детская музыкальная школа тепло и радушно встречала своих гостей – участников IV Межзонального открытого фестиваля-конкурса «Голоса народных инструментов». Проведение этого фестив...

Голоса народных инструментов.

Прект для детей подготовительной к школе группы....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....