СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
статья по физкультуре (5 класс) по теме

Шакирова Марина Игоревна

Работа посвящена актуальной проблеме организации спортивно-массовой работы в школе на основе школьного самоуправления. Актуальная потребность в совершенствовании управления образованием на всех уровнях его функционирования, где одним из условий эффективного управления образовательными системами является школьное самоуправление. В статье школьное самоуправление рассматривается на базе школы №100 г.Ижевска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sportivno-massovaya_rabota.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивно-массовая работа со школьниками на основе школьного самоуправления

В.В. Новокрещенов

                                                                        М.И. Усманова

                                                        ФГБОУ ВПО «ИжГТУ», Ижевск

Всем известен тот факт, что массовая физическая культура в нашей стране находится в кризисе. Это связано с тем, что современная молодежь предпочитает занятию в спортивных секциях безнадзорное времяпрепровождение. Данный факт объясняется рядом причин, одна из которых заключается в том, что детям не нравится, когда ими постоянно управляет педагог. Школа привыкла диктовать свои условия, забыв про школьное самоуправление, где обучающиеся в полной мере развивают свой потенциал. Чтобы занять большее количество детей физической культурой и спортом, необходимо им дать больше свободы. Такое возможно при эффективной системе школьного самоуправления. Важно, чтобы школьное самоуправление развивалось благодаря действиям самих школьников, а задача педагога – направлять развитие и контролировать его ход.

Таким образом, проблема заключается в том, что нет такого общеобразовательного предмета, кроме физической культуры, который бы ставил своей задачей воспитать здоровое поколение, физически развитое. А школа практически погубила творческое развитие обучающихся, их интерес к физическим занятиям своим монархическим типом управления.

Изучив ряд научных работ, статей [2,5] мы можем сказать, что школьное самоуправление на сегодняшний день находится в стадии регресса, хотя в некоторых школах возникают попытки возрождения школьного самоуправления. Причин, по которым школьное самоуправление не развивается, множество. Большинство исследователей этой проблемы считают основной причину страха педагогического коллектива перед мнением, действием учеников в управлении школой. Чтобы понять сущность школьного самоуправления, предложим несколько ключевых определений согласно словаря Ожегова С.И.: Школа – 1) Учебно-воспитательное учреждение; здание такого учреждения; 2) Выучка, достигнутый в чем-нибудь опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. Сам – 1) Обозначает, что кто-нибудь лично производит действие или испытывает его; 2) Своими силами, без помощи или требования со стороны. Управлять – 1) Направлять ход, движение кого-нибудь, чего-нибудь; 2) Руководить, направлять деятельность, действия кого-нибудь, чего-нибудь. Самоуправление – 1) То же, что автономия; 2) Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе. Автономия - Право самостоятельного осуществления государственной власти или управления, предоставленное конституцией какой-нибудь части государства [4].

На основании определений, предложенных Ожеговым С.И., мы можем сказать, что школа – это определенный мир, где действуют свои законы, порядки, нормы. Также школу можно сравнить с государством, с частью государства и при таком многообразии не исключено, что в каждой школе самоуправление учеников будет выражено по-разному. И тем не менее при всем многообразии школа должна предоставить учащимся реализовать свои способности, возможности в организации той или иной деятельности кружков, секций, в работе школьных средств массовой информации.

Исследования многих авторов [2, 3, 5, 6] показывают, что в школах преобладает монархия, где монарх, соответственно, директор школы. Зачастую директор и педагоги, сами того не замечая, губят попытки возрождения школьного самоуправления. Заинтересованность учащихся вследствие этого значительно снижается, более того, в ряде школ учащиеся не могут сформулировать понятие школьного самоуправления или же формулируют его неверно. В чем же причина?

По мнению авторов [2, 3, 5, 6], проблемы заключаются в ряде следующих моментов:

  1. Пережиток прошлого. Нет модели школьного самоуправления, отвечающей современным требованиям общества. В связи с этим, педагогические коллективы, предпринимая попытки возродить школьное самоуправление, не учитывают сегодняшние социально-экономические условия и оказываются в тупике. Невозможно заставить общество жить по прежним устоям, а тем более такой вариант не подходит для детей, для школьного самоуправления.
  2. Неготовность педагогического коллектива к разделению полномочий с учащимися.
  3. При попытке возрождения школьного самоуправления не учитывались интересы учащихся. Зачастую все строится на принципе монархического типа управления.
  4. Неготовность учащихся к принятию на себя определенных обязанностей. Отсутствие интереса к такой форме управления и недовольство существующим монархическим типом управления.
  5. Работа педагогического коллектива по развитию школьного самоуправления носит кампанейский, несистематичный характер, вследствие чего быстро угасает.
  6. Отсутствует мера измерения качества школьного самоуправления.
  7. В школах идея самоуправления не доводится до своего естественного логического завершения, то есть до управления собственной жизнью.

В конце 1980-х годов было принято решение создать самоуправление в школе. В советских школах старшеклассники создавали различные штабы, клубы, секции, кружки, которые работали под руководством соответствующих секторов комитета комсомола. При учкоме организовывались советы трудовых объединений, советы школьных музеев и клубов. Вокруг комсомола и учкома развивался широкий актив. В школах создавались временные объединения школьников из разных классов [1].

С течением времени модели изменялись в соответствии с требованиями общества, однако суть оставалась прежней. В советское время эта структура работала и, опираясь на прежний опыт, многие руководители попытались перенести эту модель в современное общество.

Существует мнение (Поташник М.М.), что сколько школ – столько и моделей самоуправления.

Так, в МОУ СОШ №100 г. Ижевска структура самоуправления в школе имеет три уровня (табл.1).

В целом структура школьного самоуправления в МОУ СОШ №100 г.Ижевска выглядит как логическая схема (рис.1)

На первый взгляд, структура построена качественно. Существует структура ученического самоуправления в классах в МОУ СОШ №100, которая распределяет обязанности между хранителями каждого класса (рис.2).

Таблица 1.

Структура самоуправления в МОУ СОШ №100 г. Ижевска

Третий уровень

Общешкольное самоуправление. Совет школы.

Второй уровень

Школьное ученическое самоуправление:

  • Общешкольная ученическая конференция;
  • Совет хранителей;
  • Отделы хранителей.

Первый уровень

Ученическое самоуправление в классных коллективах.

  • Классное собрание;
  • Совет хранителей класса;
  • Хранители класса.

Документально структура самоуправления в школе №100 построена грамотно, прописаны функциональные обязанности отделов. Не учтен важный момент – контроль! Работа отделов школьного самоуправления практически не отслеживается, отсутствует должное выполнение обязанностей со стороны детей. Отслеживаются работы тех отделов, за которыми закреплены специалисты. Не выполнение же детьми их обязанностей как хранителей объясняется тем, что ими управляет педагог. А некоторые отделы остались без контроля, все обязанности хранителей выполняются педагогами. Так, в МОУ СОШ №100 хранители энергии, отвечающие за спортивно-оздоровительную и физкультурно-массовую работу, остались без контроля.

Поскольку школа №100 спортивно-эстетического направления, и испытывает затруднения в работе спортивного сектора, мы решили развить их спортивно-массовое направление на основе школьного самоуправления.

Для этого необходимо решить ряд задач:

  1. Выявить потребностно-мотивационные характеристики школьников, принимавших участие в спортивно-массовой работе, изучить их осведомленность в понятии «школьное самоуправление»;
  2. Выделить основные формы организации спортивно-массовой работы с обучающимися школьного возраста, приемлемые для использования принципов школьного самоуправления, определить наиболее важные направления и содержание этой деятельности;
  3. Выявить потребностно-мотивационные характеристики школьников, принимавших участие в спортивно-массовой работе, изучить их осведомленность в понятии «школьное самоуправление»;
  4. Выделить основные формы организации спортивно-массовой работы с обучающимися школьного возраста, приемлемые для использования принципов школьного самоуправления, определить наиболее важные направления и содержание этой деятельности;
  5. Разработать организационно-педагогическую модель спортивно-массовой работы со школьниками на основе школьного самоуправления, обосновать механизм ее внедрения;
  6. Экспериментально апробировать эффективность и целесообразность модели спортивно-массовой работы со школьниками на основе самоуправления обучающихся.

На наш взгляд такая система организации спортивно-массовой работы с учащимися на основе школьного самоуправления будет педагогически целесообразной и эффективной, тем более если в основу ее проектирования будут положены мотивация школьников к самоорганизации, приемлемые формы организации спортивно-массовой работы, модель школьного самоуправления, а также, предложенные нами принципы организации работы.


Рис.1. Структура школьного самоуправления в МОУ СОШ №100 г. Ижевска


Рис.2. Структура ученического самоуправления в классах

Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. «Педагогика», Просвещение, М.  1988, 608 с.
  2. Автушенко Н.Г. «Ученическое самоуправление. Актуальность и проблемы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru:8081/articles/581531/
  3. Бочкарев В.И. «Ученическое самоуправление в школе» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sch1640.edusite.ru/
  4. Ожегов С.И. Толковый словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slovarozhegova.ru
  5. Поташник М.М. «Почему в российских школах нет самоуправления: серьезная игра или игра в серьезность?» от 01.15.2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samsao.ru/?q=content/pochemu-v-rossiiskikh-shkolakh-net-samoupravleniya-sereznaya-igra-ili-igra-v-sereznost
  6. Шаповалова Н.А. «Основы организации школьного самоуправления» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipkps.bsu.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

участие школы в спортивно - массовых мероприятиях "Школьная спортивная лига"

Результат участия школы в спортивно - массовых мероприятиях "Школьная спортивная лига"...

Положение о проведении спортивно-массового мероприятия «Спортивное ориентирование в школьной местности»

1.Цели и задачиЦелями и задачами настоящего положения являются:1)Популяризация спортивного ориентирования в учебном заведении.2) Привлечение учащихся к систематическим занятиям ФК.3)Воспитание духа ко...

О проведении спортивно-массового мероприятия «Спортивное ориентирование в школьной местности»

ПоложениеО проведении спортивно-массового мероприятия «Спортивное ориентирование в школьной местности»1.Цели и задачиЦелями и задачами настоящего положения являются:1)Популяризация спортив...

Достижения школьного спортивного клуба «Лидер» в физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятиях

Достижения школьного спортивного клуба «Лидер» в физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятиях...

Календарь спортивно-массовых мероприятий школьного спортивного клуба «Пехотка»

Календарь разработан на учебный год. Спортивные и физкультурно-оздоровительные  мероприятия проводятся в указанные сроки....

Спортивно-массовое мероприятие для младших школьников «День Здоровья»

Спортивно-массовое мероприятие для младших школьников «День Здоровья»Цель мероприятия:1.Формирование потребности у детей младшего школьного возраста в здоровом образе жизни.2.Создание...