Педагогический опыт по теме: «Системно - деятельностный подход работы на уроках», учителя физической культуры
материал по физкультуре на тему


Предварительный просмотр:

Педагогический опыт по теме: «Системно - деятельностный подход  работы на уроках», учителя физической культуры Лобода Андрея Александровича муниципального бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы №3 станицы Крыловской муниципального образования  Крыловский район

Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа.

                                                                                                       Д. Голсуорси

Физкультура и спорт играют важную роль в формировании здоровья человека, становлении его характера, определения его стиля жизни. Особое значение приобретают занятия физической культурой в школьном возрасте, так как именно в этот период происходит становление жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента гармоничности физического развития. В этот период у детей можно выработать и закрепить потребность в физических упражнениях оздоровительной и спортивной направленности.

Не случайно Ф.Энгельс в свое время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чем мы вспоминаем, когда его нет». На самом же деле – это один из важнейших критериев человеческого бытия. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой.

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире. Сохранение и укрепление здоровья школьников – одна из важнейших задач, поставленных Президентом РФ перед современной школой.

Я считаю, что именно системно - деятельностный подход по организации, участию, пропаганде массовых, популярных видов спорта сыграет основополагающую роль в формировании внутренних установок подрастающего поколения на здоровый образ жизни. Работа по здоровьесбережению ориентирована на педагогов и учащихся школы. Главной линией моей деятельности является создание условий для формирования здорового образа жизни, что позволит обеспечить занятость молодёжи и организацию досуга.

В физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе задействованы все учащиеся. Выпускники школы связывают свою жизнь со спортом, Лисняк Дмитрий (окончил Краснодарскую академию физической культуры и спорта), Сидорова Олеся (окончила Краснодарскую академию физической культуры и спорта).

С 2007 года на базе школы функционирует школьный спортивный клуб «Здоровая школа». С помощью спортивного клуба в школе проводятся массовые физкультурно-спортивные мероприятия, на которые  приглашаются корреспонденты районной газеты «Авангард». Результаты спортивных мероприятий печатаются в районной газете, школьном сайте.

На уроках я стараюсь научить детей технически правильно выполнять привычные для них движения: ходьбу, бег, лазанье, метание, - более рационально распределять силу при выполнении этих упражнений; максимально активизировать детей за счёт частой смены предлагаемых упражнений разной интенсивности, добиваюсь плотности урока. Привлекаю детей к сотрудничеству, учу самоконтролю, поддерживаю инициативу и самостоятельность детей. Начиная с 5-го класса, я уделяю большое внимание творческой направленности уроков общефизической подготовки, связываю правильное выполнение упражнений с особенностями анатомии и физиологии человеческого организма, раскрывая и объясняя детям значение каждого выполняемого ими упражнения, как для физического развития, так и для формирования нравственно - волевых качеств. Например: бег на короткие дистанции тренирует у человека такое качество как быстрота, а вместе с тем позволяет укрепить стремление побеждать; бег на длинные дистанции тренирует выносливость, а, значит, развивает сердечно - сосудистую и дыхательную системы; спортивные игры тренируют ловкость, быстроту реакции, воспитывают чувство коллективизма, товарищества, взаимовыручку. 

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому я стараюсь применять в работе электронные презентации. Их использование позволяет значительно повысить эффективность обучения, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

 Сообщение школьникам теоретических сведений по физическому воспитанию правомерно и необходимо потому, что без теоретических знаний учащихся невозможно решить главные задачи физического образования, составляющего сущность общеобразовательного предмета '' Физическая культура ''. Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям: знание физической культуры и спорта; правила гигиены занятий физическими упражнениями; ознакомление с комплексом учебных нормативов; влияние образа жизни на состояние здоровья; основные методики самостоятельных занятий; олимпийские игры и т.д., правила безопасности во время занятий физическими упражнениями. 

Чтобы вывести детей за рамки урока и закрепить привычку к систематическим занятиям физкультурой, большое внимание уделяю внеклассной спортивно - массовой работе. В процессе усвоения учащимися всего комплекса, предусмотренного программой физического развития, углубляются их знания о закономерностях спортивной тренировки; формируются привычки к систематическим занятиям физической культурой, необходимым для будущей трудовой деятельности, службы в армии, выполнения функций отцовства и материнства; расширяются представления о самостоятельных занятиях с целью своего физического совершенства.

Большое внимание уделяется созданию условий для изучения учащимися функций своего организма, проявляющихся в процессе двигательной активности. На теоретических занятиях ученики знакомятся с методами самоконтроля, снимают свои антропологические данные (рост, вес, окружность бёдер, грудной клетки и т.д.) Особый интерес к таким урокам проявляют старшеклассники, т.к. хотят ликвидировать слабые стороны своего развития, приблизиться к стандарту.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Как сделать урок интересным?

Как активизировать познавательную деятельность учащихся?

Эти и другие вопросы заставляют искать пути совершенствования обучения, использовать передовые технологии, в том числе и информационно – коммуникативные. 

Тест как одна из форм проверки знаний учащихся.

В современной практике преподавания одной из самых распространённых форм проверки усвоения учащимися учебного материала являются тестовые задания. Для всех классов (5 – 11) использую тесты по изучаемым темам, а также итоговые тесты, которые дают возможность выявить уровень знаний учащихся.  Виды тестовых заданий: выберите правильный ответ; укажите верные утверждения.

Разнообразные задания включают в себя такие элементы содержания как даты, факты, определения, события, имена, хронологию событий.

Использование этих тестовых заданий даёт возможность за короткое время опросить весь класс, выявить ошибки, после чего устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету, превратить фронтальный опрос в увлекательную и познавательную игру.

Поддержать интерес к изучаемому предмету помогают яркие наглядные пособия, компьютерные средства обучения. Ведь то, что привлекает внимание ученика, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается изучаемый материал. В своей работе стараюсь максимально использовать компьютерные средства обучения. 

Для повышения активности школьников на уроках физической культуры используются игровые моменты, элементы соревнования между группами учащихся для организации дисциплины, быстроты построения. Это даёт очень хороший результат в средних классах, поскольку деятельность старшеклассников в меньшей мере зависит от эмоций. Творческий подход к применению игрового и соревновательного методов позволяет создать положительный эмоциональный фон на занятиях, что способствует появлению удовлетворённости школьников уроками физической культуры.

В целях мотивации учащихся использую индивидуальный подход: одним помогаю преодолеть нежелание на уроке, других побуждаю к более интенсивным занятиям, а также стараюсь разглядеть будущих чемпионов. Планка спортивных достижений школы с каждым годом поднимается всё выше.

В учебно-воспитательном плане отвожу большое место внутришкольным мероприятиям спортивной направленности, многие из которых стали традиционными:

  • Школьный, муницпальный этап «Президентские состязания».
  • Всекубанская спартакиада «Спортивные надежды Кубани».
  • Общешкольная зарядка.
  • Турнир по футболу на кубок Владимира Ступак. (Выпускника нашей школы, погибшего в Чечне).
  • Школьный турнир по волейболу (9-11 классы);
  • «А ну-ка, мальчики» (5-8 классы);
  • «А ну-ка парни» (9-11 классы);
  • Дни здоровья (5-11 классы).

Одним из направлений спортивной работы является патриотическое воспитание. Учащиеся школы регулярно принимают участие в спортивных соревнованиях гражданско-патриотической направленности: дружеский матч по футболу старшеклассников с командой педагогов им. В. Ступака, военно-полевые сборы, турнир по шашкам посвящённый «Дню защитников Отечества, турнир по футболу памяти А.Н. Мартыненко среди детей 1999-2000 г.р. и т.д.

Большую работу в школе веду по пропаганде здорового образа жизни, что тесно связано с физическим развитием учащихся. Ведётся работа по предупреждению безнадзорности, правонарушений, семейного неблагополучия в детско-юношеской среде и суицидального поведения детей и подростков. Организовано межведомственное взаимодействие с органами системы профилактики.

Дети, состоящие на ВШПК и других профилактических учётах вовлекаются в спортивно - массовую работу. Основным направлениями профилактики суицидального поведения детей и подростков, семейного неблагополучия является  активная работа педагогического коллектива с учениками и их родителями. В данном направлении проводится много разнообразных массовых физкультурно-спортивных мероприятий, на которые приглашаются родители.

Для родителей проводится «родительский ликбез» (акции, беседы, лекции «Будь здоров», «За здоровье и безопасность»). Родители принимают активное участие в спортивно-массовой работе школы: являются участниками турниров, соревнований, спортивных праздников, экскурсий. Всё это служит популяризации физической культуры и спорта среди молодёжи, формированию у неё здорового образа жизни.

В рамках месячника военно-патриотического воспитания проходят соревнования «А, ну-ка парни!», куда входят как спортивные состязания.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

В дополнение к вышесказанному хочу добавить, что на базе нашей школы, под моим руководством, с помощью спортивного актива школы и Совета спортивного клуба «Здоровая школа», регулярно проводятся школьные соревнования, мероприятия спортивно – оздоровительной направленности, основная цель которых – вовлечение как можно большего количества участников в этот процесс.

Мои воспитанники имеют стабильные результаты освоения образовательных программ, в том числе участие в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях. Победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по физической культуре стали в 2013-2014 учебном году Гринь Лилия (призёр) и другие. Победителем муниципального этапа творческого конкурса, в рамках образовательной программы «Разговор о правильном питании» стал Лобода Дмитрий (2014 г). В зональном этапе VI Всекубанской Спартакиаде «Спортивные надежды Кубани» по бадминтону среди учащихся 7 – 8 классов, 3 общекомандное место (2013 г). В краевых зональных соревнованиях по мини-футболу среди юношей 7-8 классов в рамках VII Всекубанской Спартакиады «Спортивные надежды Кубани», 3 общекомандное место (2014 г). В муниципальном этапе V Всекубанской Спартакиаде «Спортивные надежды Кубани» по настольному теннису 1 общекомандное место (юноши, 2012 г). В муниципальном этапе V Всекубанской Спартакиаде «Спортивные надежды Кубани» по настольному теннису 1 общекомандное место (девочки, 2012 г). В муниципальном этапе краевых соревнований по шашкам «Чудо-шашки» общекомандное 1 место (2012 г). В муниципальном этапе краевых спортивных соревнованиях «Кубань олимпийская против наркотиков» 3 общекомандное место (2012 г). В муниципальном этапе V Всекубанской спартакиады «Спортивные надежды Кубани» среди 5 – 6 классов 2 место (2012 г). В муниципальном этапе соревнований по настольному теннису VII Всекубанской спартакиады среди обучающихся 7 – 8 классов 2 место (2013 г). В муниципальном этапе соревнований по настольному теннису среди 5 – 6 классов VII Всекубанской спартакиаде среди 5 – 6 классов 1 место (2013 г). В муниципальном этапе Всекубанского турнира по лёгкой атлетике на Кубок Губернатора Краснодарского края среди учащихся 7 – 8 классов 1 место (2014 г). В муниципальном этапе краевых соревнований по шахматам «Белая ладья» среди команд общеобразовательных учреждений 1 место (2014 г).

Показанная выше результативность урочной и внеклассной работы, убедительно доказывает, что слагаемыми успеха могут служить составляющие компоненты системно-деятельностного подхода работы, как в урочной, так и внеурочной деятельности каждого учителя физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Системно-деятельностный подход как средство развития личности в условиях реализации ФГОС второго поколения

Федеральный государственный стандарт  определил цель образования:   общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. ...

Опыт работы "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"

"Реализация системно-деятельностного подхода  на уроках истории"...

Системно-деятельностный подход в преподавании предмета «Физическая культура» в условиях реализации ФГОС второго поколения

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС"

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б.Шоу.Современный этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования. Реальность образовате...

МО учителей музыки тема: "Системно- деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС"

В данном материале представлен системно- деятельностный подход и опыт работы использования проектной деятельности на уроках музыки....

Выступление на педагогическом совете по теме "Системно - деятельностный подход на уроках в основной школе", 2020г

В данном материале содержится информация о системно-деятельностном подходе на уроках...

Выступление на педагогическом совете на тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения"

Выступление на педагогическом совете не тему "Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС третьего поколения" содержит материал о системно-деятельностном подходе к обучению как...