Программа ДО по волейболу
рабочая программа по физкультуре на тему

Нелаева Екатерина Сергеевна

Программа ДО по волейболу для 10-15 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voleybol_programma.docx31.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 520

Колпинского района

Рассмотрена                                                                           «Утверждаю»

на педагогическом совете                                                       Директор

протокол № ______от________                                               Зубко И.Г.______

                                           

Дополнительная образовательная программа

 «Волейбол»

для детей 10-15 лет,

Срок реализации 1 год обучения

                        Автор-составитель:

                   педагог дополнительного

                   образования

                   Нелаева Екатерина Сергеевна

                   

Санкт-Петербург

2014


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы по общей физической               подготовке физкультурно-спортивная.

        Актуальность. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к ЗОЖ, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической.  Педагогическая целесообразность образовательной программы по волейболу заключается в том, что занятия по ней дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, являются хорошей школой движений. Проводятся с целью укрепления здоровья и закаливания занимающихся; достижения всестороннего развития, широкого овладения физической культурой; приобретения умения и навыков самостоятельно заниматься; развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам упражнений.

        Целью образовательной программы является создание условий для развития двигательных способностей, приобщения к систематическим занятиям учащихся посредством физических упражнений.

         Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

Образовательные:

 совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям волейбола;

 обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

 формирование знаний об истории и развитии волейбола;

 формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

 формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

Развивающие:

 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, формам активного отдыха и досуга;

 развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата;

 развитие скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости;

        укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;        

Воспитательные:

 воспитание устойчивого интереса к занятиям волейболом;

 воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки и взаимопомощи;

 воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.

        Отличительная особенность образовательной программы заключается в организации учебного процесса, который включает в себя не только занятия с педагогом в зале, но и активную самостоятельную тренировочную деятельность. Учащиеся выступают на соревнованиях различного уровня.         При планировании занятий учитываются индивидуальные особенности обучающихся.                                                        Возраст детей: образовательная программа предназначена для учащихся 11-15 лет.                                                                                        Условия набора детей: заниматься в секции может каждый школьник, прошедший медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.                         Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная образовательная программа рассчитана на 1 год обучения.                Форма и режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа во второй половине дня. Всего - 144 часа. Наполняемость учебной группы – 15 человек.                                                                                        Основные методы реализации программы:                                         Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика.                                 В процессе обучения детей техническими и тактическими элементами волейбола на всех этапах используются общие дидактические методы:

 Словесные. С помощью таких приемов как объяснение, рассказ, распоряжение, команда, беседы и замечания у обучающихся создается предварительное представление о упражнении, возникает желание заниматься данным видом спортивной деятельности, суждения о правильности выполнения упражнений, возникает возможность оценить итоги выполнения задания.

 Наглядные. У обучающихся формируются конкретные представления о технике выполнения упражнений с помощью учебных таблиц, схем, рисунков, фильмов, показа отдельных элементов и способов выполнения упражнений.

Методы выполнения упражнений:

 Практические. Метод упражнений, методические приемы облегчения и усложнения условий выполнения заданий.

 Игровые и соревновательные:

1) турниры;

2) соревнования.

        Как основные средства обучения в учебном процессе используются общеразвивающие, подготовительные, подводящие, имитационные, специализированные упражнения.

Общеразвивающие – движения без предметов, с предметами, упражнения на снарядах, одиночные, парные, на матах, различные прыжки, упражнения на координацию движений, расширяющие двигательный навык и др.

Имитационные – упражнения, позволяющие освоить рациональную технику.

Специализированные – для устранения отдельных ошибок техники, развития физических качеств занимающихся.

        Режим, способы выполнения всего многообразия упражнений регламентируют методы тренировки (практические методы физической подготовки):

 по характеру построения (стандартный, вариативный, смешанный);

 по соотношению в упражнениях работы и отдыха (равномерный, переменный, интервальный, комбинированный, контрольный).

        Прогнозируемые результаты:

        В результате освоения содержания программного материала обучающиеся будут знать:

 об истории и особенностях волейбола;

 о способах и особенностях движений, передвижений в волейболе;

 о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

 о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;

  • о правилах и особенностях проведения соревнований по волейболу.

        Обучающиеся будут уметь:

 выполнять основные движения, перемещения, упражнения по технике и тактике волейбола;

 выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;

 взаимодействовать с коллективом в процессе игровой деятельности.

        Ожидаемые результаты программы:

 оздоровление и физическое развитие детей

 формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и волейболом.

        Оценка и способы определения результативности программы:

        Тестирование, анкетирование, мониторинг физической подготовленности.

        В начале обучения заводится журнал учета результатов объединения, в который вносятся результаты тестирования. Тестирование проводится в конце каждой четверти. Данные заносятся в журнал. В конце каждого года обучения проводятся контрольное тестирование.

        Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала.

        Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

  • участие в школьных и районных соревнований;
  • открытые занятия;
  • физкультурные праздники.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Основы знаний о физической культуре

2.

Правила соревнований, их организация и проведение

3.

Общая и специальная физическая подготовка

-

4.

Основы техники и тактики игры

5.

Контрольные игры и соревнования

6.

Контрольные испытания

7.

Экскурсии, соревнования

28

28

Итого

144

Содержание программного материала

1. Основы знаний о физической культуре:

Естественные основы

        Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.

Социально-психологические основы

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.

Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.

Приемы закаливания. Способы саморегуляции и самоконтроля.

Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения. Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.

2. Правила соревнований, их организация и проведение

Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

3. Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Общая физическая подготовка:

Строевые упражнения, гимнастические упражнения (ОРУ), акробатические упражнения, легкоатлетические упражнения, спортивные игры, подвижные игры.

Специальная физическая подготовка:

Упражнения: для привития навыков быстроты ответных действий;  для развития прыгучести; для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча; для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча; для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов; для развития качеств, необходимых при блокировании. Подвижные игры.

 4. Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

Практические занятия по технике нападения:

Действия без мяча. Перемещения и стойки:  - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

        

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:  - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча:  - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

Нападающие удары.

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча. Перемещения и стойки

Действия с мячом. Приём мяча

                                  Блокирование

Практические занятия по тактике нападения.

                                   Индивидуальные действия.

                                   Групповые действия.

                                   Командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

 Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны  6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

5. Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

6. Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Физическое развитие и физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

девочки

мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

                        в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Количественный показатель

1

2

3

1.

2.

3.

4.

5.

Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4

Подача верхняя прямая в пределы площади

Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3

Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу

Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах

4

3

3

8

3

Материально-техническое обеспечение.

  • стадион;
  • спортивный зал;
  • свисток;
  • секундомер;
  • рулетка;
  • теннисные мячи;
  • гимнастическая стенка;
  • гимнастические маты;
  • гимнастический козел, перекладина;
  • волейбольные мячи;
  • волейбольная сетка;
  • волейбольные стойки;
  • скакалки;
  • набивные мячи;
  • инвентарь для п/игр и эстафет.

Список литературы для педагога.

  • В. И. Лях, А. А. Зданевич  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов . М.: Просвещение, 2012.        
  • Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В. Лексаков Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. М.: «Академия», 2004.
  • Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия". -2000. - 480 с.
  • Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. -  Р-н-Д.: "Феникс". - 2012. - 246 с.
  • www. fizcult-ura. ru

Список литературы для детей и родителей:

  • Матвеев А.П.  Физическая культура. 6-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2011.        
  • Лях В. И.   Физическая культура. 7-8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВОЛЕЙБОЛА СТУДЕНТОВ СПО

Направленность программы   физкультурно-спортивная  Программа «Обучение технике  ВОЛЕЙБОЛА студентов СПО»составлена на основе типовой программы и государственной целевой...

Образовательная программа дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ»

программа для обучения детей игры в волейбол рассчитанная на три года...

Образовательная программа дополнительного образования «ВОЛЕЙБОЛ»

программа для обучения детей игры в волейбол рассчитанная на три года...

Программа секции по волейболу

Программа секции по волейболу...

Дополнительная образовательная программа кружка "Веселый волейбол" 2 класс

Образовательная Программа для детей 2 класса кружок "Веселый волейбол" по ФГОС...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....