Формирование мотивации к занятиям физической культуры
методическая разработка по физкультуре (8 класс) на тему

Дорогин Владимир Анатольевич

Данный материал предоставляет социальный эксперимент по формированию мотивации к занятиям физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_motivatsii_k_zaanyatiyam_fizicheskoy_kultury.doc212.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «О формировании мотивации к занятиям физической культуры»

Программный материал вариативной части по формированию и повышению мотивации спортивной деятельности составлен на основе анализа исследовательской работы по изучению природы потребности. Самый большой процент отрицательных условий выпал на компонент внутриклассного  климата, о чем подробно написано в первой работе. Поэтому программа повышения МСД направлена на формирование коммуникативных качеств, улучшения взаимоотношений в классе, группах, что, безусловно, будет влиять на желания работать с командой и повышения интереса к предстоящей деятельности.

Программа была проведена с учащимися среднего и старшего возраста в течение 2–х лет.

Суть ее довольно, проста – идет обучение общению, сотрудничеству, доверию, поддержке под девизом развлечения  “Важно, не во что вы играете, важно, как вы играете”.

В программу вошли ряд лучших командных заданий, которые практикуются многие годы в школах, оздоровительных лагерях, слетах. Часть игр и упражнений были созданы в ходе составления программы и успешно использованы с разными возрастными группами.

В составлении материала приняли участие американские коллеги.

В совместном российско-американском лагере учащиеся со всей Пермской области проходили курс умения работать и решать задачи командой. Преподаватели колледжей представили свои методы проведения игр-заданий, формирующие коммуникативные качества участника программы.

Материал, включающий инициативные игры, проблемные задания, способствует формированию личностных качеств и повышения интереса к двигательной активности, стимулирует активизацию деятельности на уроках физической культуры.

В ходе выполнения заданий возникают различные ситуации, способные:

1. Повысить самооценку личности (видеть себя как способных и конкурентных участников деятельности).

2. Улучшить взаимоотношения в классе (группах).

3. Развить ловкость и координацию.

4. Получить положительные эмоции.  

В методике проведения доступно прописано, как проходит программа, как правильно организовать участников к предстоящей деятельности, какие элементы успешной программы и как ими воспользоваться, а также основные функции руководителя и его модель преподавания, основные критерии оценки групп, планирование материала, подготовка и анализ результата.

Инициативные игры и командные задания были приняты учениками с большим интересом. Каждый старался внести свои решения, стать единым целым с группой. Искусственные барьеры непонимания и дискомфорта снижались с каждым выполненным заданием. Боязнь показаться смешным уменьшалась с ростом поддержки и взаимопонимания членов команды.

Ученики шли на занятия в ожидании этих игр. Увлеченность, элементы спонтанности и непредсказуемости повышало уровень мотивации к занятиям физической культурой, о чем видно в таблице результатов по определению уровня потребности.

Формирующий эксперимент по повышению мотивации у учащихся к занятиям физической культурой и спортом

Учитель физической культуры

МБОУ «СОШ №21»

Дорогин Владимир Анатольевич

Г.Пермь 2011

Содержание

1. Цели, задачи формирующего эксперимента........4

2. Методика проведения инициативных игр……..5

3. Задания………………20

4. Результаты и их обсуждения…………33

5. Заключение………………36

6. Выводы……….38

6. Литература…………….39

1. Цели, задачи формирующего эксперимента

Формирование мотивации в занятиях физической культуры у школьников – процесс достаточно сложный и одновременно интересный.

Сложный, потому что на общие мотивы поведения влияют как внешние, так и внутренние раздражители. Ежедневно ученик испытывает большое давление со стороны школы, семьи, двора. Гонка за повышенным уровнем образования заставляет его принимать огромную умственную нагрузку и выстраивать свою деятельность в зависимости от этого мощного мотива.

Проблема семьи и улицы, определенные социальным развитием общества, подталкивают ребенка находить на свой взгляд оптимальный путь для самовыражения, постановки цели и ее достижения. Безусловно, на выбор цели будет влиять собственный уровень развития, адекватность в принятии решения, соответствующее восприятие действительности и что очень важно, его окружение, коллектив, класс.

Эта программа позволяет повлиять на одну из сторон формирования мотивов, главная цель, которой повышение потребности в занятиях физической культурой учащихся. Материал, включающий инициативные игры, проблемные задания способствуют формированию личностных качеств и повышению интереса к двигательной активности, стимулирует активизации деятельности на занятиях физкультурой во внеурочное время. Программа развивает коммуникативные качества и умение работать в команде, создавая атмосферу взаимопонимания в классе.

Необычные ситуации, возникающие в процессе выполнения, помогают решить задачи:

  1. Повысить самооценку учеников, уверенность, способность смотреть на себя как на способных и конкурентных участников деятельности.
  2. Повысить взаимную поддержу в группе. Во многих случаях успех или неудача зависят от совместных действий и поддержки ее членов.
  3. Развивать ловкость и координацию, которые являются основой формирования умений и навыков.
  4. Получить положительные эмоции.

Проведение командных игр и заседаний было принято участниками с большим интересом. Каждый старался внести инициативу в решение проблемы, стать единым целым с группой для достижения цели. Искусственные барьеры непонимания, дискомфорта, напряженности заметно снижались. Боязнь показаться смешным уменьшалась с возрастанием поддержки и взаимопонимания членов команды. Ученики шли на занятия в ожидании этих игр. Увлеченность, элементы спонтанности и непредсказуемости повышало уровень мотивации в занятиях физической культурой.

Суть программы довольно проста – идет обучение общению, сотрудничеству и доверию под девизом развлечения. Перефразируя старую поговорку, важно не во что вы играете, важно, как играете.

Программа – приключение отличается от традиционного физического воспитания, от традиционных методов и стиля преподавания и от «старой школы» преподавания и профессионального развития.

Эти различия заключаются в следующих моментах:

  1. Руководитель не дает ответы на все вопросы, которые задает группа.
  2. Участники учатся друг у друга.
  3. Программа имеет элементы спонтанности и непредсказуемости.

2. Методика проведения инициативных игр.

Проведение этой программы требует тщательной подготовки всех участников деятельности. Необходимым аспектом для успеха является отдельная подготовка учителей и преподавателей.

В течение первых 15-30 минут вхождения в программу необходимо находиться в центре, чтобы дать ученикам почувствовать, что вы в курсе того, что происходит, и помочь им освоиться.

Анализ групповой динамики показывает, что когда группа впервые собирается вместе, люди нуждаются в лидере, который задал бы им нужное направление  и оказал поддержку. На первых порах учитель должен координировать действия ребят и формировать тип поведения, который ожидается от группы.

Методические указания должны быть ясными и краткими, внимание должно быть сконцентрировано на том, как вовлечь группу в деятельность как можно быстрее. Вероятнее всего вы будете центром внимания группы и присутствие должно создать атмосферу стабильности и уверенности.

Если в начале занятий отсутствует вступительная речь, необходимо вовлечь группу в выполнение заданий как можно быстрее. Физическая активность обычно подразумевает концентрацию внимания, поэтому активная деятельность является хорошей отправной точкой. Начать можно с таких игр, как «Парные догонялки»; с любых игр, связанных с именами ит.д. Эти игры имеют простые правила, не требуют специального оборудования, не требуют особых навыков и просто являются веселыми. Также они позволяют руководителю принять в них участие. То, что учитель на этой стадии является частью группы, открывает двери для всех участников. Когда ученики видят, что он участвует в задании, они чувствуют себя более комфортно.

Выбор определяется тем, с какого уровня энергии и вовлеченности необходимо начать работу в группе. Эти идеи по поводу того, как и с какого упражнения начать, не являются гарантией для успеха. Важно определить, что наилучшим образом подходит на данном этапе, и как это будет работать в определенном случае. Если некоторые задания не решают поставленной цели, то использование  их в качестве вступления будет плохим выбором. Рассматривайте их просто как примеры.

По мере того, как группы прогрессирует в своем развитии, роль учителя меняется. Представляя задания, развивающие доверие, возникает чувство комфортности и уверенности среди членов группы. Им не придется больше рассчитывать на влияние и поддержку со стороны, и группы начинает нести ответственность сама за себя.

Переход к инициативным играм концентрирует внимание группы на процессах общения, сотрудничества и принятия решений. И снова роль учителя уменьшается по мере того, как группа начинает развивать свои способности, но очень важно всегда поддерживать и вдохновлять команду.

Степень этой поддержки зависит от определенных переменных:

   ∙        Возраст и зрелость группы – чем большую ответственность люди берут за себя, тем большую степень свободы деятельности им можно предоставить. Группа, состоящая из школьников, требует обычно большей степени руководства, чем группы из взрослых.

    ∙   Готовность группы – некоторые группы в большей степени способны справляться с возникающими конфликтами и разного рода проблемами. В таком случае группе требуется меньше внимания со стороны руководителя.

    ∙       Продолжительность программы – обычно группа лучше развивает навыки с течением времени. В коротких программах вы должны быть более деятельным руководителем и четко контролировать процесс. Однако если у группы есть время на то, чтобы установить свой собственный процесс ваша роль сводится к роли помощника, нежели лидера.

  ∙        Цель программы – день для развлечения и ориентации требует одного уровня  вовлеченности. День, направленный на установление и развитие командного духа в группе, состоящей из незнакомых людей, подразумевает совсем другой подход. Необходимо четко понимать цель группы и концентрировать свои действия на достижении желаемого результата.

Вы должны задать себе вопрос: «Основываясь на том, что я говорю и делаю, являюсь ли я лидером, т.е. помогаю им учиться, или координатором, т.е. помогаю им учиться друг у друга?»

Элементы успешной программы

Существует четыре основных составляющих элемента программы «Приключение». Цель руководителя программы – увидеть, как они возникают.

                   Доверие

                   Общение

                   Сотрудничество

                   Развлечение

           Доверие – это ключ к безопасности. Оно позволяет людям открыть свою душу перед другими без боязни, что над ними посмеются или проигнорируют. Люди охотнее идут навстречу новым испытаниям, т.к. знают, что другие поддержат их.

Т.к. вы являетесь лидером, доверие начинается с вас. Если вы с самого начала проявляете открытость, воодушевление, понимание и компетенцию, люди чувствую себя с вами уверенно. Необходимо также, чтобы они чувствовали себя уверенно со всей группой. Ваша задача – установить доверительные отношения между членами группы, чтобы они могли полагаться дуг на друга. Как лидер вы должны постоянно наблюдать за процессом установления доверия, чтобы ни один член группы не оказался в стороне.

Самым беспроигрышным методом налаживания доверия в группе является использование игр, которые позволяют людям запомнить имена друг друга. Большинство людей, которых мы знаем, включая нас самих, чувствуют себя слегка неуверенно в компании незнакомых людей. Такие игры, как «Имена», «Выбери меня» и т.д. целесообразно проводить в начале программы. Знание имен развивает доверие.

Нет сомнений, что участники выглядят слегка растерянными, когда им объясняют такие задания, как «Быстрый кролик» и т.п. Люди могут чувствовать смущение и дискомфорт. Но, тем не менее, они принимают участие в выполнении задания. Если вы на собственном примере покажете, что выглядеть слегка глупо – это в порядке вещей, люди с большей готовностью будут брать на себя подобный эмоциональный риск. Покажите, что вы знаете, что делаете. Дайте участникам почувствовать вашу компетенцию и вместе с тем отсутствие страха, показать себя со смешной стороны. Дайте им понять, что вы готовы пойти на такой риск.

Помните, что люди в первую очередь должны доверять вам.

Общение. Общение тесно связано с доверием. Люди, работающие вместе, должны общаться между собой, чтобы предотвратить возникновение проблем. Общение позволяет людям обмениваться мнениями, учиться на опыте друг друга и способствует возникновению такой атмосферы, в которой люди открыто, говорят о своих чувствах.

Так же, как и доверие, общение начинается с лидера, т.е. с вас. Установите нужный тон, помогите установить цели и определите структуру мероприятия. Ваше умение общаться является основой для того, чтобы участники чувствовали свою причастность к тому, что происходит, и уверенность.

Стиль общения может быть так же важен, как и то, что вы пытаетесь донести до группы. Чувство юмора и теплота в общении несоразмеримо более эффективны, чем строгий и бескомпромиссный подход. Приглашайте людей присоединиться к тому, что вы делаете. Такая свобода порождает большую степень вовлечённости и обычно позволяет людям чувствовать себя более уверенно при прохождении последующих испытаний.

Используйте игры смешанного типа е начале программы, чтобы наладить связь между людьми. Такие игры как «Категории», «Бессмысленные числа», «Невидимые партнёры» являются примерами того, как можно поощрять людей делиться информацией о себе. При этом люди слушают, что говорят другие, определяют сходство и различия, находят что-то общее с кем-либо из группы. Всё это важные факторы, которые влияют на чувство причастности. Не стоит недооценивать ценность процесса знакомства людей друг с другом. И помните, что это может (и должно) быть весело.

Слушайте, что говорят люди. Покажите, что вы цените их комментарии и предложения. Спросите, нет ли у них вопросов перед началом новой игры. Будьте готовы изменить некоторые правила, если это позволит вовлечь большее число людей. Пытайтесь не ограничивать действия людей, предоставьте им возможность самим решать, что они хотят делать.

Придерживайтесь тех правил поведения, выполнения которых вы ожидаете от других. Люди могут сказать о вас по вашему поведению гораздо больше, чем по тому, что вы говорите.

Стремитесь к простоте. Не останавливайте действия. Участвуйте в играх.

Сотрудничество. Программа «Приключение» делает акцент на совместной работе людей. Цель состоит в том, чтобы повысить способность каждого участника работать в команде и заставить лучше ценить свой вклад в общее дело.

У людей часто складывается впечатление, что из-за того, что программа ориентирована на сотрудничество, в ней не возникает конкуренции и соревнования между людьми. Соревнование не является неким отрицательным явлением, но мы признаём, что присвоение людям ярлыков «победитель» и «проигравший» необязательно. Стремление выиграть любой ценой приводит к тому, что многие думают, что у них недостаточно навыков, чтобы соревноваться с более талантливыми соперниками, и что следует избегать физических упражнений.

Сотрудничество не обязательно должно заменять соревнование. Но поскольку для людей существует масса возможностей соревноваться и проигрывать, то почему бы не предоставить им возможность соревноваться и выигрывать? Соревнование может быть организовано таким образом, что каждый будет удовлетворён результатом своего участия. Когда команда попала по лунному мячу 77 раз подряд, становится неважно, сколько раз ударил каждый отдельно взятый член группы. Заслуга в достижении рекорда принадлежит всей команде целиком, и даже тот, кто принимал не самое активное участие в выполнении задания, чувствует свою причастность к групповому успеху. Достижение такого группового успеха в начале программы может иметь сильное влияние на способность группы работать вместе при выполнении в дальнейшем более сложных инициативных заданий, таких как «Паутина».

Такие задания, как «Лунный мяч», «Скоростное построение», «Жонглирование» делают испытания достижимыми для большинства групп. Люди уверены в своём успехе. Они работают вместе, делают заслуги, и обучаются методам, которые позволяют им решать более сложные проблемы и преодолевать страх перед риском.

Однако вы должны помнить, что совместная работа требует усилий. Некоторые люди не любят работать в команде. Пройдёт некоторое время, прежде чем группа начнёт работать слаженно. Вы должны помогать членам группы по мере необходимости, но не решать за них все проблемы.

Успешно работающие коллективы, танцоры, актёры, проводят огромное количество времени, развивая навыки работы в команде, прежде чем они смогут эффективно их использовать. Создавайте возможности. Делайте вызов. Поощряйте творчество и воспевайте усилия, даже если они и не обеспечивают решение проблемы.

Развлечение. Программа «Приключение» - это серьёзное дело. Серьёзным является то, что мы пытаемся помочь людям научиться чему-то новому и перейти на некий новый уровень. Получение новых знаний и развитие навыков являются серьёзными достижениями.

Необычным является то, что это ещё и развлечение. Развлечения и игры не должны быть серьёзными. Для большинства взрослых людей развлечения - это нечто фривольное, не имеющее долгосрочного значения. Развлечение ассоциируется с увеселением, забавами и отдыхом, а не с образованием, по крайней мере, в традиционном понимании.

Развлечение является центральным понятием программы. Развлекательный момент важен, т.к. люди охотнее делают то, что доставляет им удовольствие. У людей появляется мотивация, их внимание более сконцентрировано, появляется положительный настрой. Развлечение может быть мощным оружием в образовательной программе.

Что нужно делать, когда группа работает, вяло, неактивно, без интереса и энтузиазма? Предложить им нечто, что вызовет прилив

энтузиазма и энергии. «Парные догонялки», «Выбери        -

эти игры неизменно вызывают интерес, взрывы смеха, удовлетворение и желание сделать это снова.

Когда вы работаете в школе, больнице, лагере и т.п., развлечение является необходимым компонентом успешной программы. Поддерживая «развлекательность» на высоком уровне, мы всегда можем быть уверены, что качество программы также находится на высшем уровне. Вы можете исключить развлекательный элемент из программы, но такая программа не может быть хорошей.

Развлечение - это некое чувство, и, следовательно, нечто, что трудно описать. Развлечение - это смех, энергия, воображение, риск, вызов. Это нечто спонтанное, восхитительное, непредсказуемое. Развлечение — это такое действие, которое осознаёшь, когда являешься его частью, но бывает трудно его спровоцировать самому.

Развлечение - вещь заразная. Люди стремятся принять участие в развлечении. Вы можете выглядеть глупо, играя в «Быстрого кролика», можете нервничать, надев повязку на глаза в «Ловушке», можете чувствовать себя неловко, прыгая в мешке, но вы будете делать это, потому что это кажется развлекательным. Запомните этот факт. Если вы сможете представить задания таким образом, что они кажутся развлечением для людей, их страхи, опасения и беспокойства заметно уменьшатся.

Развлечение - это приглашение к активному участию. Это знак того, что можно расслабиться. Развлечение создаёт атмосферу общности и единения, что очень важно для процесса создания группы. Даже простые игры по запоминанию имён, с которых мы начинаем программу, делают ударение на развлечении. Если вы к тому же прибавите такие игры, как «Резиновая курица» или «Странный мяч», веселью не будет конца. Уморительность попыток отгадать имя в игре «Выбери меня» позволяет понять, что может быть соревнование без страха проиграть. Развлечение необходимо в начале программы. Если вы хотите заинтересовать команду этой программой, начните её с заданий, имеющих высокий коэффициент развлечения.

Развлечение в программе «Приключение» подразумевает всё это, и даже больше. Это новый опыт с предсказуемым исходом — это неуверенность при поиске партнёра, боязнь при прыжке доверия, страх перед прыжком с платформы. Тем не менее, этот опыт построен таким образом, чтобы устанавливать доверие и привлекать всё больше людей. Будучи лидером, вы должны тщательно подготовить группу в физическом, умственном и эмоциональном отношении.

Иногда элемент развлечения бывает, скрыт, и, кажется, что его вообще нет. Когда группа напряжённо работает над инициативными заданиями, людям кажется, что о развлечении не может идти и речи. Но, привнося развлечения в программу, вы помогаете людям отвлечься, расслабиться и новыми глазами взглянуть на сложное задание. Даже при серьёзном обсуждении стоит обратить внимание на возникавшие смешные ситуации. Порой ситуации, когда у вас мало времени для того, чтобы достичь серьёзных целей, можно просто забыть про развлечение и сконцентрировать своё внимание только на обучении. Но помните, когда исчезает развлечение, следующими за ним исчезают энергия и энтузиазм.

В условиях ограниченности бюджета, когда люди ценят каждый доллар, вложенный в программу, порой трудно бывает оправдать то, что средства уходят на развлечения. Но практика проведения программы показывает, что элемент развлечения всегда создаёт дополнительную мотивацию, которая заставляет людей принимать более активное участие в программе и в результате помогает им достичь большего.

Без элемента развлечения немыслима ни одна успешная программа. Развлечение оживляет программу. Оно способствует тому, что участники сконцентрированы на программе, чувствуют свою причастность и связь друг с другом. Именно поэтому развлечение не просто важно, а жизненно необходимо.

Основные функции лидерства

Прежде чем научить вас быть лидером, возможно, следует определить, что должен делать лидер. Перечисленные ниже понятия, по нашему мнению, являются основными функциями лидера программы «Приключение».

Границы

Хороший лидер устанавливает такие параметры, которые были бы ограничительными, и вместе с тем гибкими.

Лидер должен устанавливать такой темп развития событий, который позволял бы определять проблемы и разрешать их. Слишком медленный темп означает, что группа не делает прогресса, слишком быстрый темп может привести к тому, что некоторые проблемы останутся незамеченными и нерешёнными. Лидер должен структурировать время таким образом, чтобы группа могла справиться с заданием, и вместе с тем, чтобы программа была выполнена в срок.

Лидер устанавливает правила безопасности.

Доверие

Как было сказано в главе 1, лидер должен устанавливать и проявлять доверие, открытость и честность. Задания программы подразумевают сотрудничество и доверие.

Группа не может функционировать на должном уровне, если у её членов нет обязательств друг перед другом. Доверие предполагает высокую степень заботы друг о друге. Лидер должен быть в курсе потребностей и желаний каждого участника и научить их нести ответственность друг за друга. Люди должны знать, что они могут быть сами собой, высказывать собственное мнение, могут выполнять задание по мере своих сил и получать за это поощрение. Правильная оценка лидером способностей и усилий каждого способствует уважительным взаимоотношениям и полной отдаче.

Энергия

Лидер даёт толчок потенциалу группы и после этого поддерживает уровень энергии на нужном уровне. Вы должны поддерживать баланс между активными упражнениями и теоретическими заданиями. Сосредоточение внимания на том, чтобы поддерживать у каждого интерес к происходящему. Если группа работает на подъёме, лидер должен, лишь направлять энергию группы в нужное русло, когда уровень энергии низок, лидер должен уметь поднять дух группы. Иногда лидер должен непосредственно контролировать уровень энергии и фокусировать её на определённой задаче, в других случаях лидер может просто наблюдать со стороны, позволяя группе самостоятельно выбрать направление. Хороший лидер понимает разницу между этими двумя ситуациями и действует соответственно.

Лидер помогает группе усвоить уроки, которые они получают при прохождении программы. Роль лидера — помочь каждому человеку воспользоваться опытом, полученным при выполнении заданий, в реальной жизни.

Сначала лидер помогает людям поставить цели и уяснить всю важность их действий и поведения. Лидер может внести ясность, указать альтернативные пути, поднять проблемы. Наблюдения лидера должны быть направлены не на то, чтобы указать людям, что произошло, а на то, чтобы помочь им самим усвоить полученный опыт.

Участие лидера в работе группы может быть очень важным при прохождении этапов восприятия, обобщения и применения в цикле экспериментального обучения. Люди могут так увлечься выполнением заданий, что могут не заметить всей важности того, что они делают и не усвоить всех уроков. Хороший лидер помогает людям обратить внимание на то, чему может научить их программа.

Лидер не единственный, кто несёт всю ответственность за группу. Программа подразумевает то, что каждый член группы имеет какие-то обязательства. Лидер даёт группе задания, а задача группы - направить свою энергию на их выполнение, в противном случае они будут неэффективными.

Лидер движется вместе с группой. Иногда вы ведёте их за собой, иногда останавливаетесь и направляете. В идеальном варианте вы должны позволить

     им развивать их собственные качества и самим нести ответственность за себя.      Вы должны указать им цель и позволить им самим выбрать путь к этой цели.

              Слишком властный лидер может лишить группу возможности развиваться, т.к. он не позволяет людям в полной мере испытать свои силы. Слишком слабый лидер не позволит группе развиваться, т.к. он не даёт группе достаточной мотивации, чтобы испытать свои силы. Талантливый лидер должен поддерживать равновесие, позволять людям идти дальше того, на что они считают себя способными, но не в чрезмерной степени.

Модель лидерства

Роль лидера программы состоит в том, чтобы направлять, обучать, поддерживать, вдохновлять, мотивировать и помогать. Лидер в программе «Приключение» - это координатор. Лидер даёт группе стимулы к обучению, росту и развитию.

Задача каждого лидера - правильно определять, когда следует быть на виду, когда и как оказывать поддержку и вместе с тем не навязывать своё мнение. Лидерство - это искусство, а не наука. Хороший координатор - это тот, кто всегда рядом, когда в нём нуждаются, но во всё остальное время неотличим от других членов группы. В идеале, члены группы должны учиться друг у друга, а не у лидера.

Такой образ лидера приводит нас к простой модели лидерства. Перед        пять шагов, которые должен проити лидер на пути к успеху.

Первые три этапа возникают до начала программы.

Оценка. Первый шаг помогает вам собрать информацию о группе. Для этого вы должны ответить на следующие вопросы.

  • Из кого состоит группа? Каковы их интересы? Участвуют ли они в программе по собственному желанию или по принуждению? Хотят ли они участвовать в программе?
  •    Чего они хотят достичь? Каковы цели программы? Совпадают ли цели лидера с целями участников программы или противоречат друг другу? Способны ли вы достичь этих целей?
  • Сколько человек в группе? Маленькая это группа или большая? Могут ли поставленные цели реально быть достигнуты с группой такого размера?
  • Сколько будет длиться программа? Достаточно ли этого времени для достижения поставленных целей? Достаточно ли у вас материала — игр, заданий, и т.д. — чтобы заполнить программу?
  • Где будет проходить программа? Будет ли она проводиться в помещении или на открытом воздухе? Что вы будете делать, если в группе окажется больше человек, чем вы планировали, или испортится погода? Достаточно ли безопасно выбранное место для запланированных заданий?
  • Дополнительная информация. Есть ли что-то особенное, что вы должны знать о группе? Проходили ли они подобную программу раньше? Знают ли они о том, что им предстоит делать?

Планирование. Планирование позволяет вам выбрать инструменты, которыми вы хотите воспользоваться. С помощью информации, собранной на этапе оценки, вы сможете сосредоточиться на выборе заданий, отвечающих потребностям группы. Также вы можете разработать сценарий работы таким образом, чтобы задания были наиболее подходящими для конкретной группы.

На этом этапе вы должны задать себе следующие вопросы.

  • Какие задания помогут группе сосредоточиться на проблемах, которые они хотят исследовать?
  • Какие разминочные упражнения необходимы для того, чтобы установить атмосферу доверия?
  • Какое количество заданий, а, следовательно, какое количество времени понадобится для того, чтобы сплотить группу?
  • Должны ли вы быть готовы встретить сопротивление со стороны некоторых членов группы? Как вы с этим справитесь?
  • Будет ли группа лучше воспринимать активные и инициативные игры или вам придётся снизить уровень активности из каких-либо соображений, как например, возраст, способности членов группы, погодные условия?
  •    Какое количество информации о программе и о вас нужно группе?
  •  Какое количество времени вы можете отвести на каждое задание, чтобы всё успеть?
  • Какая последовательность заданий приведёт к наилучшим результатам?
  • Каким образом вы завершите программу?

В какой-то степени, каждый имеет план в голове. Каждый лидер использует свой метод для определения того, какие задания использовать. Некоторые составляют подробный список заданий, некоторые просто полагаются на инстинкт и хорошую реакцию. Решите для себя, какой стиль подходит вам больше. Новичкам, скорее всего, понадобится больше времени на планирование и подготовку. Опытные лидеры тоже могут составлять план, но при необходимости они с лёгкостью могут изменить запланированную последовательность заданий.

При составлении плана вы должны держать в уме следующие мысли.

  1.  Будьте готовы изменить свой план. Если у вас есть определённые ожидания по поводу программы, и вы отказываетесь понимать, что действительность может отличаться от того, что вы ожидаете - это верный способ провалить программу. Вы должны иметь план, но не следовать ему слепо.  Иногда отказ от плана - это лучший план.
  2.  Развлекайтесь. Запланируйте развлечения в своей программе. Если вы видите, что запланированная последовательность заданий не приносит нужных результатов, сделайте что-нибудь, что вызывает прилив энергии и интерес. Помните, что все люди разные.
  3.  План не означает, что вы должны ему точно следовать. Цените спонтанность, гибкость, непредсказуемость. Полагайтесь на дух программы, а не на план - это более надёжно.

Подготовка. Подготовка, в отличие от планирования, начинает этап выполнения. Многим лидерам этот шаг придаёт уверенности. Не пропускайте его в надежде снизить свою нагрузку, если вы новичок. Подготовка ставит на свои места все элементы фазы планирования, так что всё готово.

Подготовка дополняет фазу планирования. Некоторые могут считать это лишним. Подготовка означает, что вы делаете всё, чтобы быть готовым начать работу, когда появится группа. Этот этап помогает снизить нервозность перед началом и сосредоточиться на важных вещах.

Что входит в этап подготовки?

  • Соберите все необходимые вам материалы.
  • Посовещайтесь со своими помощниками (если таковые есть), чтобы убедиться, что план всеми понят.
  • Если есть возможность, обследуйте место проведения программы, чтобы убедиться, что вы выбрали последовательность заданий подходящим образом.

Фаза подготовки исключительно важна. Если вы хорошо подготовились, вам не придётся волноваться о том, что вы не можете найти нужные снаряды и приспособления, и вы не будете отвлекаться на мелочи.

Руководство. Руководство объединяет в себе всю работу, которую вы провели на этапе подготовки. Вы не можете знать, насколько хорошо подготовились, пока вы не начнёте вести программу.

По мере того, как вы ведёте программу, задайте себе вопрос: «почему я делаю то, что я делаю?» Есть ли у вас хороший ответ? Если ответ вас удовлетворяет, то вы всё делаете неплохо.

Если ответ радует вас, тогда ваша работа в качестве лидера может быть эффективной. У вас есть причина, и вы удовлетворены этой причиной. Но есть ли у вас результаты?

Если ваш ответ заключается в том, что группа хорошо реагирует на то, что происходит, то ваша программа будет успешной. У вас есть причина. Есть удовлетворение, и есть результаты.

Реакция - ключ к руководству. Следите за тем, что происходит, задавайте себе вопрос, почему я делаю то, что я делаю, и реагируйте на свои наблюдения.

Руководство включает в себя следующее.

  • Создание подходящих сценариев, чтобы расширить учебный потенциал заданий.
  • Установление правил и наблюдение за тем, чтобы они не нарушались.
  • Наблюдение за группой и оценку успешности программы.
  • Определение, когда нужно вмешательство и затем решение о том, когда и как провести вмешательство, чтобы оно способствовало развитию группы.
  • Обсуждение заданий, чтобы люди имели возможность делиться опытом друг с другом.

Результат. Этот этап возникает в процессе прохождения программы и после её завершения.

Оценка результатов подразумевает то, что вы должны постоянно отслеживать свои действия. Вы должны наблюдать за поведением группы и анализировать поведение, чтобы определить, нужно ли изменить последовательность заданий.

Оценка результатов после окончания программы даёт вам возможность проанализировать то, что произошло. Это заключительный этап модели лидерства. Этот этап может привнести многое в вашу деятельность в качестве лидера. Вы можете оценить, правильно ли спланировали свою работу и хорошо ли подготовились к ней. Вы можете определить, насколько ваше руководство отвечало потребностям группы в продолжение программы. Этот этап даёт вам возможность исследовать ваши победы и ошибки, чтобы определить, что вам нужно будет сделать по-другому в следующий раз.

Часто возникает желание пропустить этот заключительный этап. Когда программа завершена, зачастую уже просто не остаётся сил на то, чтобы проанализировать то, что вы сделали. Помните: каждая программа, которой вы руководите, даёт вам такую же возможность для обучения и развития, как и членам группы. Этот опыт будет более интересным и эффективным, если вы будете рассматривать себя как равноправного участника команды, а не как учителя или инструктора.

Чтобы усвоить все уроки вы должны провести оценку результатов вашей работы. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом.

Изменение игры: новое - это хорошо забытое старое.

Если мы не изменяем направления, мы вернёмся туда, откуда начали (китайская пословица).

Разница между творчеством и изменением игры состоит в том, что творчество - это образ мыслей, линза, через которую нужно смотреть на все задания; изменение игры - это метод, наука трансформации заданий с целью их улучшения.

Для чего нужно изменять игру? Правила существуют по какой-то причине - чтобы вы знали, как играть. Но иногда, кажется, что правила не подходят, или игра не совсем то, что надо или, может быть, игра не слишком увлекательна.

Существует дюжина причин, по которым стоит изменить игру.

  • Игроков больше или меньше, чем требуется по правилам.
  • У вас не нужного оборудования.
  • Игра скучная.
  • Игра слишком сложная.
  • У вас лишком мало или слишком много времени на игру.
  • Участникам не хватает навыков для этой игры.
  • Участники слишком сильны для этой игры.
  • Слишком мало или слишком много места.
  • Исход игры заставляет людей чувствовать себя плохо.
  • Игра не может обеспечить участникам то, что нужно (доверие, общение, сотрудничество и т.д.).
  • Погода слишком жаркая, холодная, дождливая, ветреная и т.д.
  • Игра просто не интересна.

Подумайте и о других причинах изменения игры.

3. Задания

Перестроение

Проводить это задание целесообразно в начале программы или занятий, отводимых на инициативные игры. Это одно из самых интересных заданий, с помощью которого можно завлечь и заинтересовать участников программы. Не требующее для подготовки много времени и технических средств, «Перестроение» всегда проходит на высоком эмоциональном уровне.

Перед началом выполнения этого задания дайте участникам возможность встать в одну шеренгу в таком порядке, как захотят, в большинстве случаев они выберут место у своего друга.

Задание. Сохраняя «великую» тишину, используя только невербальное общение, перестроиться в соответствии со своими днями рождения (январь, февраль, март и т.д.).

Некоторые советы:

  1.  Контролируйте ход выполнения задания (чем больше участников, тем больше желающих поговорить).
  2.  определите сигнал, обозначающий нарушение правил.
  3.  Когда задание будет выполнено, проверьте его правильность.
  4.  Обязательно укажите, как они хорошо использовали жесты, мимику и знаки для достижения результата.
  5.  Задайте вопрос о трудности (лёгкости) выполнения.

Пропасть.

Подготовка. В этом же порядке постройте участников на скамейке (двух, трёх) так, чтобы они не смогли дотянуться до ближайшей стенки (предметов). Перед тем, как объяснить задание обрисуйте воображаемую картинку, где участники находятся на узкой доске над пропастью. Любое неверное движение приведёт к падению. Каждый может воспользоваться только поддержкой и помощью класса. Максимум внимательности и ответственности друг перед другом - ключ к успеху.

Задание. Не сходя со скамьи и не задевая пол любой частью тела перестроиться в прежний порядок. При нарушении правил подать сигнал и начать сначала.

Некоторые советы:

  1.  Если группа большая и выполнение задания представляет большую трудность, поделите их на две-три группы.
  2.  Когда задание будет выполнено, обязательно укажите, как росла поддержка и ответственность с каждой новой попыткой.
  3.  Задайте вопрос о трудности задания.
  4.  Отметьте все идеи и инициативы, которые шли от участников.

Варианты:

  1.  Перестроиться по росту.
  2.  Перейти на другой конец скамьи (усложнённый вариант - взявшись за руки).

Туннель

Подготовка. Для подготовки следующего задания необходим обруч.

Постройте участников в одну шеренгу и попросите взяться за руки. Это будет одним из ключевых моментов в выполнении задания. Первому участнику дайте обруч.

Задание. По вашей команде участники друг за другом, не задевая обруч и не расцепляясь, должны пролезть через него.

Правила:

  1.  Участники не должны расцепляться.
  2.  Удерживать обруч могут участники, которые не выполняют задание, причём, не больше чем двух пролезающих
  3.  Задание считается выполненным, когда пролезет последний участник.
  4.  При нарушении правил начать сначала.

После выполнения отметить самые интересные моменты.

Варианты:

  1.  С двумя обручами разными по диаметру.
  2.  Обручи не должны касаться пола.
  3.  Вместо обруча одна, две верёвки со связанными концами.

С каждым выполненным заданием у участников растёт интерес, командная самооценка и желание выполнять более сложные задания. Старайтесь всегда увидеть реальные возможности команды и давать варианты в соответствии с ними.

Узел

Подготовка. Предложите участникам образовать круг. Протяните вдоль каждого участника верёвку и свяжите её концами в большой узел. Каждый держится за верёвку рукой.

Задание. По вашей команде участники должны пропустить узел через руки каждого в любом направлении. Когда узел вновь окажется у первого, остановите секундомер и объявите время, показанное командой в этом задании. Обязательно похвалите команду за то, как они быстро справились с этим заданием, и предложите им подумать и выполнить это задание снова. С каждой новой попыткой время выполнения будет сокращаться. Когда группа найдёт правильное решение, то включать секундомер будет бесполезно.

Некоторые советы:

  1.  Обязательно поддерживайте интерес группы своей уверенностью, верой в их наилучший результат, в росте их умения работать в команде.
  2.  Обязательно проведите анализ выполненного задания и отметьте все инициативные предложения.

Закономерная последовательность

Задание. Участники становятся в круг. У одного - небольшой мяч.

Задание начинается с передачи мяча игроку напротив. Далее выполняется то же, но другому участнику. Важно, чтобы мяч дважды не передавался одному

игроку. Когда определится последний из принимающих, предложите участникам выполнить передачи в той же последовательности, но наоборот. Мяч вновь должен оказаться у последнего игрока. Обязательно отметьте выбранную ребятами тактику передач и хорошую зрительную память. Теперь дайте по одному мячу первому и последнему участнику. Предложите группе выполнить передачи в той же последовательности, но двумя мячами и в разных направлениях. Обычно группа при выборе определённой тактики передач, справится с этим заданием сразу.

Некоторые советы:

  1.  Если группа большая и задание представляет большую трудность, разделите их на две команды (ПОМНИТЕ - ЗАДАНИЕ ВСЕГДА ДОЛЖНО ВЫПОЛНЯТЬСЯ!).
  2.  Если мяч упадёт на пол или будет нарушена последовательность передач, попросите участников начать сначала.
  3.  Если возникнут затруднения, намекните участникам, что залог любого успеха - в закономерности и системе. Каждый в ней - необходимое звено, без которого система работать не будет.
  4.  Постоянно поддерживайте группу своей уверенностью в ней, верой в успех и достижение результата.

Лабиринт

Подготовка. Группа образует круг. У каждого участника есть верёвка длиною не меньше диаметра круга. Правой рукой участник держит один конец верёвки, а левой - конец верёвки другого участника.

Из полученного переплетения нужно распутаться, не выпуская верёвки.

Правила.

  1.  Верёвки не должны образовывать пары.
  2.  Если участники отпустят верёвку, попросите их начать сначала.
  3.  Задание считается выполненным, когда участников будут соединять верёвки по бокам, а группа будет стоять в кругу.

Если группа большая, поделите её на две команды. При нечётном количестве участников попробуйте внести особый колорит в игру своим присутствием.

Обязательно отметьте самые интересные моменты и все инициативные предложения ребят.

Воздушный мяч

Подготовка. Предложите участникам встать в любом порядке и взяться за руки. Положите большой надувной мяч у первого.

Задание. Соблюдая определённые условия, участники должны отправить мяч, передавая друг другу, в конец команды.

Правила.

  1.  Мяч не должен касаться рук, пола, стен и подобных предметов.
  2.  Мяч должен пройти через каждого участника.
  3.  Это задание можно выполнять по времени.
  4.  Если будут нарушены правила, то участники должны начать сначала.

Некоторые советы:

  1.  В задании лучше использовать мяч с гладкой поверхностью.
  2.  Если группе тяжело справиться с этим заданием, поделите её на две команды или предложите им мяч меньших размеров.
  3.  Когда задание будет выполнено, обязательно отметьте все инициативы и предложения, их рост в командном смысле, растущую с каждым разом ответственность друг перед другом.

Переправа

Подготовка. Начертите на полу линию старта. От неё на расстоянии девяти метров линию финиша. Перед стартом на пол положите пару трёхметровых жердей со сторонами в ширину ступни. Рядом положите четыре прочные верёвки длиной не менее двух метров.

Задание. Участники, используя только предложенные предметы, должны переправиться за линию финиша.

Правила.

  1.  Запрещается задевать пол любой частью тела.
  2.  Задание считается выполненным, когда последний участник перейдёт за линию финиша.
  3.  При нарушении правил, группа должна начать сначала или участник, нарушивший правила, уходит на старт, когда основная группа закончит, капитан или другой участник должен вернуться за остальными.

Некоторые советы:

  1.  Когда будет нарушено правило, предложите группе самой выбрать вариант продолжения.
  2.  Если группа большая, поделите их.
  3.  Существует много вариантов выполнения этого задания, но, ни одно из них не получится, если группа не будет представлять единого целого.

Тарелка

Подготовка. Для этого задания вам потребуется «фризби» или другой предмет, напоминающий тарелку, много длинных верёвок, небольшая ёмкость с водой и тряпка. Начертите круг диаметром чуть больше, чем диаметр тарелки и поставьте в него «фризби» с ёмкостью. Начертите вокруг малого круга большой круг диаметром три метра. Раздайте участникам верёвки, достаточно одну на пару.

Задание. Не заходя в круг, используя только верёвки, вынести «фризби» с ёмкостью из круга.

Правила:

  1.  Тарелку можно переносить только по воздуху.
  2.  Верёвками задевать ёмкость с водой запрещается.
  3.  Участники не должны заходить за линию круга.
  4.  При нарушении правил задание начать снова.

Некоторые советы:

  1.  В случае затруднений напомнить группе о командном взаимодействии, о чёткой слаженности.
  2.  Отмечайте любые предложения и идеи со стороны команды. Скажите им, что у вас достаточно воды и её хватит на все варианты.
  3.  Если группа легко справилась с этим заданием, усложните его, предложив участникам, не опуская «фризби», занести её в другой круг.

Опора

Подготовка. Часто в жизни приходится искать поддержку, опору со стороны друга, коллектива. Во многих случаях результат бывает успешным. Бесспорным фактом успеха является умение команды найти правильное решение, увидеть лучшие возможности каждого. Возникают ли у вас ситуации, в которых поддержка класса просто необходима? Часто ли вы становитесь тем, в кого верят и от кого ждут помощи?

Примерно с этих слов начните задание.

Задание. Попросите выйти из строя любых 6 добровольцев и встать в шеренгу. Уверенности в себе у них через край. Всё-таки это добровольцы!

Теперь предложите им согнуть одну ногу (любую). В строю появилось движение. Кто-то в состоянии поиска «чувства локтя». Далее предложите им, не опуская на пол ногу, через одного согнуть вторую. Возможно, после этого на вас посмотрят широко открытыми глазами. Но это именно то, что вам надо.

Платформа равновесия

Подготовка. Подготовить две длинные и широкие доски (длина 5 м,

ширина 40 см, ширина 70 см (5 х 0,4 х 0,7). Обе доски положите серединой на невысокую опору, так, чтобы получилось что-то в виде качели.

Задание. Предложить участникам по очереди подниматься на разные стороны платформы. Когда это выполнит вся группа, объявите им задание - как можно дольше удержать равновесие.

Правила:

  1.  Во время выполнения нельзя сходить с платформы.
  2.  Участникам не разрешается стоять на середине.
  3.  Во время подготовки участники могут перемещаться с одной стороны

на другую и время переключения - в момент касания пола (земли)

одного из краёв платформы.

Некоторые советы:

  1.  Можно проводить это задание в виде соревнований, предварительно разделив большую группу на команды. Это усилит интерес, но в конце можете предложить выполнить это всем вместе.
  2.  В ходе выполнения объявите, что их группа растёт с каждым новым результатом.

Круг в круге

Подготовка. Попросите участников взяться за руки и встать в круг. На противоположных сторонах - обручи. Но они не должны быть большими. Это придаст больший интерес.

Задание. Накиньте обручи на сжатые руки участников. По вашей команде игроки по порядку пролезают через обруч и передают его следующему. Они должны как можно быстрее закончить круг. Когда каждый обруч опишет круг, спросите команды, кто выиграл. Это задание заставит многих задуматься, что все участники играли одной командой. Нет проигравших и выигравших.

Лестница доверия

Подготовка. Приготовьте 8-10 гладких, жёстких брусков длиной 120-

140 см и диаметром 3-5 см. Разбейте участников на пары и раздайте им бруски. Построив пары друг за другом, вы получите своеобразную лестницу на высоте 80-100 см от пола. Отметьте впереди линию финиша.

Задание. Предложите участникам, используя лестницу, перебраться до линии финиша.

Правила:

1. Задание считается выполненным, когда последний участник придёт до линии финиша.

2. Перелезать можно только по верху.

3. Расстояние между брусков участники определяют сами.

  1.  Пара, которая выполнила задание, становится вперёд.

После выполнения задания, задайте участникам вопросы:

  1. Кто там наверху?
  2.  Была ли уверенность, что тебя не бросят?
  3.  Каково тем, кто был внизу?

Монстр

Подготовка. Разделите группу на команды по пять-семь человек. На полу начертите линию старта и финиша.

Задание. Команда, используя только 4??? части тела в контакте с полом, должна перейти линию финиша. Опорой может служить нога, рука, колено и т.д.

Правила:

  1.  Все члены команды должны быть в постоянном физическом контакте

друг с другом, пока выполняется задание.

  1.  Группа из пяти человек может использовать 3 опоры.

Некоторый совет. Если выполнение этого задания для группы

представляет большую сложность, добавьте им ещё одну опору, но при

этом добавьте расстояние до финиша.

Уверенное падение

Подготовка. Для этого задания можно использовать любую??? высоту

1-1,5 м (стол, столбик, перекладину на гимнастической стенке и т.д.).

Постройте участников в шеренги лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Все должны стоять плотно плечо к плечу, с согнутыми руками, ладонями вверх так, чтобы получилась ровная платформа. Выбранная высота должна находиться с одного края построения.

Задание. Вызовите добровольца, который больше всего доверяет группе, и попросите его подняться на эту высоту. Со словами «Я готов» и соблюдая все условия, он должен упасть на руки команды, которая должна его поймать.

Условия:

  1.  Доброволец должен падать спиной, руки прижаты к туловищу. Во время свободного полёта он не должен сгибаться и разводить руки, ноги.
  2.  Прежде, чем сказать слова «Я готов», аналогичные он должен услышать от группы.
  3.  Руководитель должен находиться в одной из шеренг и если что-то пойдёт не так, вы всегда можете подстраховать падающего добровольца. Если группа большая, то поймать участника смогут лишь некоторые. Чтобы вовлечь остальную группу, попросите участников передавать падающего по рукам до конца строя.

После выполнения попросите участников поделиться своими впечатлениями в качестве падающего и в качестве ловца.

Некоторые советы. Если доброволец после многих попыток так и не решился произвести падение, предоставьте ему эту возможность в следующую игру.

Каждый участник должен побывать на месте падающего, ловца, передающего. С ростом доверия в команде можно поднимать высоту.

Минное поле

Подготовка. Разделите команду на несколько групп (4-5 чел.) и раздайте каждой одну повязку. Раскидайте по полу огромное количество разных мячей. Разметка баскетбольной площадки может служить ограничительными линиями старта и финиша. Постойте участников на линии старта, один из команды - с повязкой на глазах.

Задание. Группа, соблюдая правила, должна перевести участника с закрытыми глазами через поле, задев минимальное количество мячей.

Правила:

  1.  Не касаясь «слепого», группа использует речь, жесты, звуковые сигналы.
  2.  Задевая мяч, группа набирает штрафные очки. Очки может принести??? зрячий.
  3.  Задание заканчивается, когда последний участник пересечёт линию финиша.
  4.  Во избежание столкновения «слепого» с кем-либо, команда ставит заслон на пути к возможному несчастному случаю.
  5.  Участникам нельзя выходить за разметку игрового поля.

После выполнения подсчитывается общее количество очков на команду и объявляется, что это??? плохой результат для первой попытки. Предложите им сменить «слепого» и провести его обратно.

Попросите поделиться своими впечатлениями «слепых» и тех, кто был проводниками. Можно услышать много интересного. Полезно для дальнейшего проведения занятий.

Некоторые советы. С каждой новой попыткой можно менять состав группы, но «слепые» при этом должны быть новые. В некоторых случаях можно уменьшить состав группы (минимум до 3-х человек) Для более подготовленной команды препятствия могут быть другими.

Варианты: Группы собирают предмет (предметы): а) по времени; б) по особенностям предметов (форма, цвет, объём, материал); в) по количеству предметов; г) смешанный.

При выполнении различных вариантов единое условие сохраняется всегда. Результат должен быть для всей команды (класса).

Верёвочная лестница

Подготовка. Натяните две прочные верёвки, на уровне одного метра от пола и на расстоянии 40-50 см друг от друга. Один конец третьей верёвки закрепите на высоте 2-2,5 метра от пола, а другой оставьте свободным. Расставьте группу таким образом, чтобы один участник стоял между верёвками, а остальные — по разным сторонам «верёвочного перехода». Попросите одного добровольца залезть на один край «верёвочного перехода».

Задание. Используя страховочную (третью) верёвку, перейти по верёвочному переходу на другую сторону. Во время выполнения задания добровольцем группа всегда должна находиться рядом, с вытянутыми руками, обеспечивая поддержку в случае падения.

Когда все добровольцы перейдут по верёвочной лестнице, переходите на парное выполнение задания. При этом расстояние между верёвками увеличивается до 1,5 метров.

Два участника стоят на верёвках лицом друг к другу, взявшись за руки, и боком преодолевают верёвочный переход. Два-три участника находятся внутри верёвочной лестницы между парой добровольцев, остальные по обеим сторонам обеспечивают поддержку.

Некоторые советы:

  1.  Перед выполнением задания определите степень поддержки группой добровольца.
  2.  Проверьте прочность верёвочных креплений.
  3.  Во время выполнения задания руководитель всегда находится в числе сопровождающих.
  4.  После выполнения задания попросите участников поделиться своими впечатлениями.

Результаты и их обсуждение

В результате исследования у нас получились следующие результаты.

Таблица 1

Уровень мотивации учащихся разных классов до проведения

инициативных    игр

Потребность

Классы

ПД

ПБ

ПС

ПО

ПП

Средний

балл

6,8

6,4

7,3

6,7

7,2

6,9

96

6,9

6,4

6,2

6,2

6,5

6,4

Результаты анкетирования и его ход показали, что ученики ясно осознают и понимают содержание вопросов, адекватность в личных ответах.

Напомним, что определение уровня потребности в каждой её природе шло по десятибалльной шкале, где:

  •  от 9 до 10 - очень высокий показатель;
  •  от 7 до 8 - высокий уровень;

-  от 5 до 6 - средний уровень;

  •  от 3 до 4 - низкий уровень;
  •  от 1 до 2 - очень низкий уровень.

Результаты основных по эксперименту классов 9а и 96 составили уровень выше среднего (6,4 - 96; 6,9 - 9а) на первом этапе исследования.

Одним из низких показателей выпал на потребность в общении, где главной причиной послужило неумение учащихся работать в составе команды, класса, отсутствие поддержки партнёра, боязнь показаться смешным, на фоне этого внутренний дискомфорт и нежелание заниматься физкультурой.


Исследование и эксперимент второго этапа проводился на фундаментальной основе именно этого блока, блока развивающих игр, формирующих коммуникативные качества.

Решение этих задач стимулирует одновременный рост показателей и в других блоках потребности, как это видно из результатов анкетирования по завершению эксперимента. Напомним, что повторное исследование мотивации проводилось через год, следовательно, нумерация классов изменилась с 9 классов на 10-е.

Таблица 2

Уровень мотивации после проведения инициативных игр

Потребность

ПД

ПБ

ПС

ПО

ПП

Средний

балл

Классы

10 а

9,0

8,3

8,1

8,3

8,7

8,5

10 б

8,3

8,0

8,1

7,6

8,0

8,0

Средний

балл

8,4

8,0

8,1

8,3

8,4

По «а» классу разница составила:

  •  потребность в достижении - 2,2 балла (увеличение);
  •  потребность в борьбе - 1,9 балла (увеличение);
  •  потребность в самосовершенствовании - 0,8 балла (увеличение);
  •  потребность в общении -1,6 балла (увеличение); потребность в потреблении - 1,5 балла (увеличение).

По «б» классу разница составила:

  •  потребность в достижении - 1,5 балла (увеличение);
  •  потребность в борьбе - 1,5 балла (увеличение);
  •  потребность в самосовершенствовании - 1,9 балла (увеличение);
  •  потребность в общении - 1,4 балла (увеличение)
  •  потребность в потреблении —1,5 балла (увеличение).

Заключение

Программа по формированию мотивации к занятиям физической

культурой и спортом невероятно актуальна и важна. В первую очередь тем, что способна активизировать деятельность ученика, его интерес, желание.

Она способна повысить и сформировать устойчивую потребность к занятиям физической культурой, стимулирует познавательную и мыслительную деятельность, развивает коммуникативные качества, что очень актуально в современном обществе, развивает основные физические качества.

Важность программы заключается в её новизне и нетрадиционном подходе, где успех выполненного задания будет зависеть от старания и ответственности каждого члена команды.

Во время выполнения заданий возникают необычные ситуации, которые способны развить и поднять самооценку личности, восстановить адекватность в восприятии и рефлексии, почувствовать доверие и поддержку команды.

Эта программа была принята учениками с большим интересом. Каждый старался внести свою инициативу и решение для достижения цели. С каждым выполненным заданием класс становился всё более сплочённым, росли взаимоподдержка и доверие. Искусственные барьеры дискомфорта и непонимания заметно снижались.

Результатом эффективности этой программы стали показатели повторного анкетирования по определению уровня потребности в занятиях физической культурой и, как следствие, он стал выше на одну ступень.

Эффективность программы подтверждается тем, что среди участников эксперимента повысился интерес к занятиям физической культурой, который обусловливается новизной проведения, возникающими необычными ситуациями в процессе игр и заданий, возможностью формирования личных инициатив в решении команды.

Обращая внимание на учеников со слабыми физическими данными, с часто болеющими, неоправданным нежеланием выполнить несложные элементы, формируется представление, что их личный успех будет зависеть от того, на сколько быстро они «сбросят» оковы дискомфорта, непонимания, напряжённости, как быстро они найдут поддержку со стороны сверстников, одноклассников. Эта программа позволяет справиться с причинами нежелание заниматься физкультурой и спортом, сформировать мотивы к направленной деятельности.

Работа по накоплению материала в этой программе ещё далека до завершающей стадии. Поиск и разработка новых средств по формированию мотивации к занятиям будет постоянно расти.

Приход новых ребят со своими индивидуальными качествами и стереотипами будет служить основой для продолжения и развития методики.

Выводы

1.      Анализ литературы показал, что проблемы мотивации занимают одно

из центральных мест в психолого-педагогической литературе, т.к. ни одна деятельность не возможна без этого фактора.

  1.  У школьников старшего возраста уровень мотивации спортивной деятельности находится на уровне, немного превышающий средний.
  2.    На мотивацию спортивной деятельности значительно влияют инициативные игры.
  3.  После проведения инициативных игр уровень мотивации спортивной деятельности повышается до высокого и очень высокого. Уровень мотивации до проведения инициативных игр и после повышается на статистически достоверный уровень (Р<0,01).

Литература

1.  Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Избранные психологические труды. М.:        Международная педагогическая академия, 1995, С. 20-55.

2.   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М, 1990, 236 с.

3.    Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. М.: Просвещение,     1980, 199 с.

4.     Ильин Е.П. психология физического воспитания. СПб.: Изд-во РЕПУ им.     А.И. Еерцена, 2000.-486 с.

5.     Ильин Е.П. Мотивация и мотивы -СПб.: Издательство «Питер». 2000.- 512с.

6.    Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М.: Просвещение, 1990.

7.   Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности.- М.: Физкультура и спорт, 1984.-104 с.

8.    Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии: В 2т. Т.1.- М.: Педагогика, 1989.-488 с.

Таблица 1

Уровень мотивации учащихся разных классов

 до проведения инициативных игр

Потребность

П.Д.

П.Б.

П.С.

П.О.

П.П.

Средний балл

Классы

10А

10Б

11А

11Б

Средний балл

6.9

6.8

7.3

6.2

7.1

6.5

6.8

6.4

6.4

7.2

6.4

7.1

6.3

6.6

6.2

7.3

7.3

6.3

6.1

6.3

6.5

6.2

6.7

6.2

6.2

6.4

6.0

6.2

6.5

7.2

7.5

6.1

6.9

5.9

6.6

6.4

6.9

7.1

6.2

6.7

6.2

6.5

Таблица 2

Уровень мотивации

После проведения инициативных игр

Потребность

П.Д.

П.Б.

П.С.

П.О.

П.П.

Средний балл

Классы

10А

10Б

Средний балл

7.9

8.7

8.0

8.6

9.0

8.3

8.4

7.3

8.4

8.0

8.2

8.3

8.0

8.0

7.6

8.3

7.9

8.3

8.1

8.1

8.1

8.0

8.1

7.6

8.3

8.3

7.6

8.3

7.7

8.7

7.8

8.3

8.7

8.0

8.4

7.7

8.4

7.8

8.3

8.5

8.0

8.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Формирование мотивации к занятиям физической культурой являются неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы в школе, которая дает значительные результаты в пополнении знаний и умений школь...