ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
статья по физкультуре на тему

Швыдкая Наталья Станиславовна

Формирование мотивации к занятиям физической культурой являются неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы в школе, которая дает значительные результаты в пополнении знаний и умений школьников, в формировании положительного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование,потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную жизнь»

Гиппократ

Человеку в современном мире при усиленном развитии науки и техники, кроме уровня профессионального мастерства, общеобразовательной и специальной подготовки, необходимо хорошее здоровье. Будущее любого человека зависит от умения сохранять свое здоровье и развивать себя физически. Проведенные наблюдения подтверждают, что малая подвижность является причиной перенапряжения нервной системы, болезней сердечно-сосудистой системы, нарушений обмена веществ и ожирения.

Основы двигательной активности должны закладываться еще в детском возрасте, преимущественно на уроках физической культуры. Но мы сталкиваемся с проблемой, которая состоит в том, что уроки физической культуры в современных школах не вызывают у учащихся интереса. К.К. Кардялис приводит фактические материалы, которые показывают, что начиная с пятого класса средней школы отношение учащихся к физкультурной активности каждый год ухудшается и становиться почти негативным в старших классах.  

В результате, по данным научно-исследовательского института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения, общий уровень физической подготовленности детей и молодежи становится недопустимо низким. Неудержимо растет число нервных заболеваний. По статистике последних лет, 43% школьников страдают различными хроническими заболеваниями, 63% - имеют нарушение осанки (сколиоз и д.р.); 50% - обладают нарушениями опорно-двигательного аппарата; 22% - обладают признаками гипертонической болезни; 60 - 65% - каждый год болеют респираторными заболеваниями.

Сегодня в нашей стране происходит формирование новой системы физического воспитания, которая опирается на знание ценности физической культуры в гармоничном развитии личности, сохранении здоровья, формировании здорового стиля жизни. Физическая культура рассматривается как важнейшая часть государственной программы оздоровления населения, укрепления здоровья, формирование привычек здорового образа жизни у школьников. Разрабатываются разнообразные концепции в создании новой системы физического воспитания и образования.

Многие недостатки физического воспитания в современной российской школе обусловлены слабым использованием передовых технологий. Между тем, научные разработки этого направления продолжают развиваться, и это позволяет наметить ближайшие перспективы развития школьной физической культуры. Главной целью этих новаций является повышение заинтересованности учащихся, усиление их мотивации, а также обеспечение реального индивидуального подхода. И то, и другое – наиболее эффективные пути рационализации двигательной активности, что позволит обеспечить высокую оздоровительную эффективность организованных форм физической активности детей и подростков[3].

Как отмечают П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, главное для педагога - формирование и развитие у школьников интереса к занятиям физической культурой. А превращение его в потребность в физическом совершенствовании - явление, которое в реальных условиях деятельности педагога определить нельзя. Интерес же к занятиям физической культурой определяется степенью сознательного проявления двигательной активности учащихся[2].

Приоритетными задачами физического воспитания в рамках формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой являются:

  • Формирование у учащихся представления о ценности здоровья и здорового образа жизни, понимание его как единство физического, психического и нравственного здоровья;
  • Формирование интересов и потребностей учащихся в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями в различных формах физкультурной деятельности, отражающей личные интересы учащихся в развитии культуры тела, культуры движения и физических возможностей, физической подготовленности; интересы общества во всестороннем развитии каждого человека; интересы физической культуры в развитии собственных культурных ценностей и образцов;
  • Формирование положительного отношения школьников к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями.

Формирование мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью является очень сложной педагогической задачей, решение которой возможно на основе психологической теории. Такой теорией (концепцией) является потребностно – информационный подход. Концепция потребностно –информационного подхода к воспитанию была предложена психофизиологом П.В. Симоновым еще в 1987 году и является актуальной до сих пор. Он говорит о том, что в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая (доминирующая), выступающая «ядром» его личности, то есть самой существенной личностной чертой человека. Из этого следует, что формирование мотивации занятий физической культурой необходимо связывать с удовлетворением потребностей, актуализирующих (доминирующих) у учащихся в различные возрастные периоды.

Интерес к физической культуре – одно из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует различать как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы не была сильна внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям школьников, когда они являются оптимальными (не слишком трудными и не слишком легкими) и когда школьник понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом, желание продолжать занятие по собственной инициативе, то есть преобразовывает внутреннюю мотивацию в интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда школьник испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива[1].

Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот переводит его на новый, более качественный уровень, делая глубоким, разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности[1].

Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо систематически давать школьнику соответствующую информацию как при обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для выполняющего его.

На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьники брали ответственность за результаты на себя и объясняли свои неудачи не отсутствием у него определенных способностей, а недостаточностью собственных усилий. Только в этом случае формируются внутренние мотивации и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования, т.е. оптимальные режимы мотивации.

Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться учителем, родителями и товарищами по классу как успех, как победа над собой.

Таким образом, формирование мотивации к занятиям физической культурой является неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы в школе, которая дает значительные результаты в пополнении знаний и умений школьников, в формировании положительного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях оздоровительными физическими упражнениями.

Литература

1. Гогунов Е. П., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учебн. пособие для вузов. – М.- Издательский центр «Академия», 2000. – 288с.

2. Дуркин П. К., Лебедева М.П. Физическая культура.//Научно-методический журнал. – 2005, № 6.

3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системного общего образования. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. – 380с. (серия В помощь образовательному учреждению: Министерство образования РФ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Средства формирования мотивации к занятиям физической культурой обучающихся СМГ

В работе автор рассуждает о возникшем противоречии между необходимостью занятий физкультурой учащихся с ослабленным здоровьем и их слабой мотивацией к этим занятиям. Ставится проблема и намечаются шаг...

Формирование мотивации к занятиям физической культуры

Данный материал предоставляет социальный эксперимент по формированию мотивации к занятиям физической культуры...

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕВУШЕК СТАРШИХ КЛАССОВ

Важнейший отраслевой документ «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предусматривает осуществление исследований по выявлению интересов, потребн...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом в школьном возрасте.

Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортлм в школьном возрасте: понятие мотивации, возрастные особенности мотивации,технология развития мотивационных основ курокам физической кул...