Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса
статья по физкультуре на тему

Прокофьев Сергей Петрович

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_sistemy_otsenivaniya_znaniy.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ системы оценивания знаний, умений и

навыков в системе образовательного процесса

Подготовил: преподаватель физической культуры ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж» Прокофьев С.П.

Сегодня перед обществом, и в первую очередь перед системой образования, стоят огромные задачи по подготовке современного человека. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые ставит перед ними действительность. Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. И здесь возникает вопрос о системе оценивания в современных образовательных учреждениях от школы до ВУЗа.

Оценивание деятельности учащихся – важный стимул обучения и воспитания, которое выполняет следующие функции:

• констатация – фиксируется фактический уровень достижений;

• уведомление – информация о результатах сообщается заинтересованным сторонам;

• контроль – позволяет определить направления и объёмы дальнейшей работы:

• прямое воздействие – непосредственно регулирует учебную деятельность учащихся.

Исторический анализ показал, что зачастую под отметкой в российском образовании понималась оценка и наоборот. Однако шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача установить уровень (степень) усвоения единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем как ставятся отметки на вступительных экзаменах в вузы, в какой бы форме они не проводились.

Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной в зависимости от типов и видов образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных ступеней. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) - определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировки мотивационно-потребностной сферы ученика, сравнивающего себя с неким эталоном, достижениями других учащихся, самим собой некоторое время назад.

Оценка всегда направлена "во внутрь", личности; отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка подчеркнуто формализована.

В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок. В списке студентов Киевской духовной академии (1737 год) первая группа отзывов обозначает очень хорошие успехи: "учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального". Вторая группа обозначает успехи средине; "учения посредственного, мерного, нехудого". Третья группа отметок характеризует успехи ниже среднего: "учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого".

Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, и 8-, 10-, 12-балльную систему оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения: "1" - слабые успехи; "2" - посредственные; "З" - достаточные; "4" - хорошие; "5" - отличные.

С небольшими изменениями данная система благополучно просуществовала практически до конца 80-х годов XX века. Попытки применения новых приемов оценивания не выходили за рамки пятибалльной шкалы и поэтому вполне соответствовали традиционной системе.

Можно выделить следующие новые подходы к решению проблемы отметки:

- оценка рассматривается как конечный результат обучения;
- выявляется соответствие результатов обучения стандартам образования;
- устанавливается уровень компетентности обучаемых;
- ориентация системы оценки на продукт учебной деятельности, а не на процесс обучения, что соответствует традиционной системе оценок учебной деятельности.

Современная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна:

  • осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая учащемуся информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, и о слабых сторонах усвоения программы. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей;
  • стимулировать учение, использоваться как форма поощрения, а не наказания;
  • отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;
  • ориентировать на успех;
  • содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает стремление к самосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
     Представления об эффективности педагогической оценки имеют индивидуальный и социально-специфический характер. Индивидуальный характер представлений и действия педагогической оценки проявляется в том, что ее эффективность зависит от индивидуальных особенностей. Действенной будет та педагогическая оценка, которая соотносится с тем, что более всего интересует учащегося. Если, например, этот интерес состоит в получении одобрения со стороны конкретного лица, то на него в первую очередь и должна ориентироваться педагогическая оценка. Для того чтобы на практике определить индивидуальный характер оценки, необходимо хорошо знать систему интересов и потребностей учащихся, их ситуативную иерархию, динамику изменения со временем. Необходимо как можно точнее приспосабливать систему стимулов к интересам и потребностям учащихся.

Необходимым условием учебного процесса является оценочная шкала. Различают несколько их видов:

  • количественная шкала – это хорошо всем известная система отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;
  • абсолютная шкала – оценка знаний и усилий учащегося выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т.д.;
  • относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обученности учащегося с его же состоянием обученности некоторое время назад;
  • порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития.

Вариант порядковой шкалы, при котором каждому объекту присваивается ранг, номер в иерархии объектов, называется ранговым. Частный случай ранговой шкалы – рейтинговая система. По ряду признаков она имеет большое сходство с количественной шкалой, но таковой не является.

Обратиться к рейтингу заставляют некоторые недостатки традиционной системы оценки знаний, а именно:

  • узкий диапазон оценок;
  • большая субъективность оценки, расплывчатость ее критериев. Отсутствие самооценки;
  • негуманность системы. Учащийся не всегда может претендовать на высшую оценку, отвечать, когда хочет, когда готов;
  • незначительный объем контролируемого учебного материала у каждого учащегося. Иногда оценка за четверть ставится по одному-двум ответам;
  • отсутствие учета весовой доли оценок (за ответ на вопрос или как результат итоговой контрольной работы);
  • недостаточное стимулирование активной работы учащихся. Практически не учитывается внепрограммная учебная работа (участие в олимпиадах, написание научных рефератов и т.п.);
  • недемократичность системы. Учащимся не предоставляется право выбора времени, формы ответа.

У каждой системы оценивания существуют определенные противоречия, которые вызваны причинами:

• изначально различные способности учащихся;

• неодинаковые условия обучения;

• расхождение  целей субъектов образовательного процесса.

Исходя из всего изложенного можно сделать вывод, что своими основными функциями оценка должна:

• чётко соответствовать программам преподавания, т.е. быть валидной;

• не зависеть от внешних условий (времени и места проведения, личности экзаменующего, условий проведения процедуры), т.е. быть инвариантной;

• соответствовать возможностям данного образовательного учреждения, т.е. быть доступной.

Демократизация и гуманитаризация современного образования требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка может превратиться в способ рационального определения личного рейтинга - показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся как альтернатива традиционной системе оценивания, существующей в современной школе....

Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края

Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Методического письма Министерства просвещения от 1 се...

Система оценивания знаний школьников

В статье раскрывается проблема оценивания деятельности учащихся....

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...