Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике
методическая разработка на тему

Малетина Ирина Алексеевна

 

Положение
о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся
и форме, порядке и периодичности текущего контроля
 по математике.

1.      Общие положения.

2.      Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем положении

3.      Основные разделы системы оценивания

4.      Формы и сроки контроля

5.      Количество отметок

 

6.      Права и обязанности учащихся при получении отметки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка положения о   системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Учителя математики МБОУ «Красноярская СОШ№1»


Малетина И.А., Иванова Е.П.



Положение

о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся

и форме, порядке и периодичности текущего контроля

 по математике.

 

  1. Общие положения.
  1. Настоящее Положение разработано в соответствие с Законом "Об образовании", Уставом муниципального общеобразовательного учреждения  
  2. Настоящее Положение утверждается педагогическим Советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.
  3. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений по математике, а также порядок формы и периодичности текущего и текущего письменного контроля  обучающихся по математике.
  4.  В настоящем Положении использованы следующие определения:

Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

Оценка учебных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения ученика в учебной деятельности.

Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой.

Текущий письменный  контроль - подразумевает проверку степени усвоения учащимися учебного материала по итогам прохождения раздела или темы и проводится в виде самостоятельной, контрольной работы или теста.

Настоящее  положение обязательно для учащихся и учителей математики школы.

  1. Цель и задачи разработки системы оценивания в настоящем положении:
  1. Цель: повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок по математике.
  2. Задачи:
  1. установление фактического уровня знаний, умений, навыков по  математике базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями госстандарта;
  2. формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории учащегося;
  3. повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося.

  1. Основные разделы системы оценивания.
  1. Единые требования к отметке и оценке учебных достижений учащихся.

Оценивание — процесс соотношения полученных результатов и запланированных целей. Система оценивания должна дать возможность определить насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык. Система оценивания должна показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности.

Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах.

  1. Задачи школьной отметки:
  1. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности.
  2. Отметка является связующим звеном между учителем, учащимся и родителем.
  1. Принципы выставления школьной отметки:
  1. Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее;
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  3. Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы.
  1. Критерии выставлении отметок
  1. Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
  1. полнота и правильность - это правильный, полный ответ;
  2. правильный, но неполный или неточный ответ;
  3. неправильный ответ;
  4. нет ответа.
  1. При выставление отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:
  1. грубые ошибки;
  2. однотипные ошибки;
  3. негрубые ошибки;
  4. недочеты.

  1. Шкала отметок

При оценке знаний и умений используется 5 – бальная система оценок, в соответствии с требованиями устава школы.

       3.5.1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

 Работа оценивается отметкой «5», если:

-     работа выполнена полностью (100%); 

-     в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

-     в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

-     работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

-     допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки);

-    работа соответствует 70-90%.

Отметка «3» ставится, если:

-      допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме или выполнено 45-69% работы.

 Отметка «2» ставится, если:

-      допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

-     работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

 Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

   3.5.2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.

 Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

-     полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

-      изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

-      правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

-      показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

-      продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность  и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

-      отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

-      возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

 Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

-     в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

-      допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

-     допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

 Отметка «3» ставится в следующих случаях:

-      неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

-      имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

-      ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

-      при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

  Отметка «2» ставится в следующих случаях:

-      не раскрыто основное содержание учебного материала;

-      обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

-      допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

-     ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

 

 3.5.3. Общая классификация ошибок.

при оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

 Грубыми считаются ошибки:

-                незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

-                незнание наименований единиц измерения;

-                неумение выделить в ответе главное;

-                неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

-                неумение делать выводы и обобщения;

-                неумение читать и строить графики;

-                неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

                потеря корня или сохранение постороннего корня;

-               отбрасывание без объяснений одного из них;

-               равнозначные им ошибки;

-               вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

-               логические ошибки.

  К негрубым ошибкам следует отнести:

-                     неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

-                     неточность графика;

-                     нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

-                     нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

-                     неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

 Недочетами являются:

-                     нерациональные приемы вычислений и преобразований;

-                     небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  1.   Формы и сроки контроля.
  1. Формы контроля:   текущий контроль,   текущий письменный  контроль .Текущий и  текущий письменный  контроль  успеваемости  осуществляется  учителями  на протяжении всего учебного года и осуществляет проверку знаний учащихся в соответствии с учебной программой.
  2. Учитель  обязан ознакомить с системой текущего контроля   учащихся на начало учебного года.
  3.  Учитель  обязан своевременно и тактично довести до учащихся отметку текущего и текущего письменного контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал.
  4. Четвертные и полугодовые отметки в  5, 6 классах по математике, в 7 классе по алгебре и геометрии, 8, 9, 10, 11 классах по геометрии  выставляется  исходя из текущих оценок и контрольных работ.
  5. Четвертные и полугодовые отметки в  8, 9 классах  по алгебре и 10, 11 классах по алгебре и началам анализа выставляется на основании только текущих  письменных  работ  (текущие  отметки не ставятся).  

 

  1. Количество отметок.

5.1  Количество  отметок  для выставления четвертных в 8, 9 классах по алгебре должно быть не менее пяти.   Количество  отметок, для выставления итоговой  отметки за полугодие в 10, 11 классах по алгебре и началам анализа, должно быть не менее семи.

 5.2. Количество отметок  за урок:

             - математика 5-6 класс – не менее пяти отметок  (при объяснении нового материала отметок  может и не быть);

        - алгебра 7 класс – не менее четырех отметок (при объяснении нового материала отметок  может и не быть);

        - геометрия 7-11 классы – не менее четырех отметок (при объяснении нового материала отметок  может и не быть).

6. Права и обязанности учащихся при получении отметки

      6.1.Ученик имеет право на публичное или индивидуальное обоснование оценки.

      6.2.В случае выполнения учащимся текущей  письменной  работы на отметку                      «неудовлетворительно» ему предоставляется возможность повторного выполнения    работы в двухнедельный срок (не более трех раз).  Отметка ученику в журнал в таком случае не ставится. Эта графа должна быть заполнена по истечении двух недель. В случае не соблюдения сроков, ученику выставляется ранее полученная отметка.

      6.3. Повторное выполнение письменных работ, выполненных на положительную  оценку (3,4,5), не допускается. В случае отсутствия учащегося пропущенные им письменные работы должны быть выполнены в двухнедельный срок после выхода учащегося в школу. Отметки выставляются в журнал через дробь в  день проведения работы всем классом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

Положение о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций и учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе МБОУ «Славгородская СОШ" города Славгорода Алтайского края

Положение действует на основании Закона РФ «Об образовании»от 29.12.2012г, Типового положения об общеобразовательном учреждении,  Методического письма Министерства просвещения от 1 се...

Анализ системы оценивания знаний, умений и навыков в системе образовательного процесса

В данной работе проведён анализ различных систем оценивания знаний учащихся....

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ДЕСЯТИБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИДесятибалльная система оценивания знаний, умений, навы...

Методическая разработка по теме:"Особенности усвоения знаний умений, навыков учащимися с умеренной умственной отсталостью при изучении математики"

В процессе обучения детей с недостатками развития познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы необходимо сформировать у них умение овладевать системой доступных математических знаний, у...