Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе
методическая разработка по физкультуре на тему

 

Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по физической культуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе

Исхаков А.С. – учитель физкультуры ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка

Развитие и становление школьной системы здравоохранения, ее профилактическая направленность определили особую роль средств физической культуры в профилактике и лечении ряда заболеваний и повреждений. Лечебная физическая культура - составная часть медицинской реабилитации больных, метод комплексной функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в деятельном состоянии, стимуляции его внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных вынужденной гиподинамией.

Средства лечебной физической культуры - физические упражнения, закаливание, массаж, трудовые процессы, организация всего двигательного режима школьников, стали неотъемлемыми компонентами здоровьесберегающего пространства в школе.

Понятие "Здоровье сберегающие технологии" давно уже на слуху у медиков, учителей, руководителей образовательных учреждений. Почти каждое образовательное учреждение использует в образовательном процессе ту или иную здоровье сберегающую технологию. Тем не менее, здоровье детей школьного возраста, к сожалению, не становится лучше. Поэтому такое важное значение имеет медицинская профилактика непосредственно в школе. Изучив все формы профилактической работы, руководство школы остановилось на открытии кабинета лечебной физкультуры для занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе. Основной целью создания СМГ поставили: содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, повышению физической активности органов и систем, ослабленных болезнью, повышение физической и умственной работоспособности, освоение двигательных умений и навыков, предусмотренных программой.

Имея сертификат, дающий право на занятия в группах ЛФК, на протяжении восьми лет я работаю с ребятами, отнесенными к специальной медицинской группе. Работая с этой категорией школьников, я разработала и апробировала программу по лечебной физкультуре.

Цели и задачи программы.

Оздоровительные задачи:

  • охрана жизни и укрепления здоровья;
  • укрепление связочно-суставного аппарата;
  • совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • способствовать правильному функционированию внутренних органов;
  • увеличение жизненной емкости легких;
  • совершенствование деятельности ЦНС.

Образовательные задачи:

  • формирование двигательных навыков и умений;
  • развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);
  • привитие навыков гигиены;
  • сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;
  • знания о явлениях природы, общественной жизни.

Воспитательные задачи:

  • воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;
  • формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;
  • воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Организация и контроль учебного процесса.

Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Курс включает в себя 15 - 20 занятий, которые проводятся 2 раза в год. Занятия ЛФК включают в себя три периода:

1. Вводный период проводится в виде тестирования. По его итогам получаем оценку функционального состояния организма ребенка.

2. Основной период включает в себя:

  • упражнения по совершенствованию дыхания;
  • общеразвивающие упражнения;
  • корригирующие упражнения;
  • тренировки мышечной дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.

3. Заключительный период, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения общих развивающих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

Оценка и контроль функционального состояния организма учащихся проводится с использованием следующих тестовых упражнений:

1. Функциональное состояние сердечнососудистой системы определяется пробой Мартинэ (20 приседаний)

2. Оценка функционального состояния внешнего дыхания определяется спирометрией

3. Оценка состояния нервно-мышечной системы определяется способностью сохранять равновесие в положении "стоя на одной ноге, руки в стороны, глаза закрыты" (упражнение "цапля"). При этом любое движение считается потерей равновесия. Фиксируется время до потери равновесия.

4. Оценка силы мышц - сгибателей туловища определяется, количеством подъемов ног за 10 сек. в положении лежа на спине. Прямые ноги поднимаются до угла 45 и опускаются до касания ковра.

5. Оценка мышц - сгибателей туловища определяется временем, проведенным испытуемым в положении "лежа на животе, руки вытянуты вперед". Руки и грудь не касаются ковра (упражнение "лодочка").

6. Оценка силы мышц верхнего плечевого пояса определяется, количеством сгибателей рук в упоре лежа за 10 сек.

7. Оценка подвижности тазобедренных суставов и позвоночника определяется в сантиметрах, в упражнении испытуемый делает глубокий наклон в положении "сидя на полу, ноги на ширине плеч", руками касаясь сантиметровой ленты.

Тесты для выявления изменений функционального состояния организма.

  • Проба Мартине
  • Спирометрия
  • "Цапля"
  • Поднимание ног в положении лежа
  • "Лодочка"
  • Отжимание от пола в упоре лежа или на коленях
  • "Складка"

Нормы оценок.

Оценивание осуществляется:

  • По основным знаниям;
  • По технике владения двигательными действиями (в зависимости заболевания);
  • По уровню физической подготовленности (с учетом заболевания);
  • По посещаемости.

Оценка "пять": двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко, четко.

Оценка "четыре": двигательное действие выполнено правильно, но не достаточно легко.

Оценка "три": двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению

Оценка "два": двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.

Программы занятий по лечебной физической культуре

Патология.

Целевая установка.

Формы и средства ЛФК.

Дозировка.

Методические указания.

Бронхо-легочная.

а) Укрепление дыхательной мускулатуры.

а) Утренняя гигиеническая гимнастика.

а) Ежедневно.

а) Чередование ОРУ с дыхательными упражнениями.

б) Подавление патологических стереотипов дыхания.

б) Занятия в группе ЛФК.

б) По расписанию.

б) Выполнять вдох и выдох из более анатомически выгодных исходных положений.

в) Профилактика простудных заболеваний.

в) Оздоровительная тренировка на тренажерах.

в) По расписанию.

в) Удлинить и активизировать выдох.

 

г) Оздоровительное плавание.

г) 2 - 3 раза в неделю.

 

Сердечно-сосудистая.

Нормализация функционального состояния центральной, вегетативной и нервной систем. Тренировка сердечной мышцы и экономизация ее деятельности. Адаптация сердечно-сосудистой системы к нарастающим физическим нагрузкам.

Занятия в группе ЛФК.

По расписанию.

Сочетание ОРУ и дыхательных упражнений (1:1, 1:2, 1:3)

Оздоровительная тренировка на тренажерах.

По расписанию.

Ежеурочная пульсометрия

Прогулки на свежем воздухе.

Ежедневно.

Самостоятельные занятия под контролем родителей

Ежедневно.

Опорно-двигательный аппарат.

Укрепление мышечного корсета и связочно-сухожильного аппарата.

УТГ. Занятие в группе ЛФК. Оздоровительная тренировка на тренажерах.

Ежедневно.

Сон на полужесткой постели. Выполнение ЛФК в положении лежа.

Носить исключительно рациональную обувь.

Коррекция неправильного положения туловища.

Корригирующая гимнастика.

По расписанию.

Предупреждение дефектов осанки.

Оздоровительное плавание.

2-3 раза в неделю.

Выработка стереотипа правильно осанки

Само-массаж.

На занятиях.

Органы пищеварения.

Нормализация моторно-секреторной функции пищеварения. Предупреждение застойных явлений в органах брюшной полости. Улучшение трофики и кровообращения, создание оптимальных условий для оттока желчи.

УТГ. Занятия в оздоровительной группе ЛФК.

Ежедневно.

Сочетание специальных упражнений с дыхательной гимнастикой. Релаксация. Соблюдение режима питания.

Оздоровительная тренировка на тренажерах.

По расписанию.

Оздоровительное плавание.

2-3 раза в неделю.

Органы зрения.

Общее укрепление организма. Улучшение кровоснабжения глаза. Укрепление склеры.

УТГ. Занятия в группе ЛФК.

Ежедневно.

Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие. Исключить упражнения со статическим напряжением мышц.

Оздоровительная тренировка на тренажерах.

По расписанию.

Оздоровительное плавание.

2-3 раза в неделю.

Тематическое планирование раздела "Теоретические сведения".

Наименование раздела

Дата

1.

Правила безопасности на занятиях ЛФК. Оказание первой помощи при травме нижних и верхних конечностей

сентябрь

2.

Опорно-двигательный аппарат и его значение. Осанка -показатель физического здоровья

сентябрь

3.

Органы дыхания. Значение правильного дыхания для здоровья. Правила дыхания

октябрь

4.

Закаливание и его влияние на организм. Правила закаливания

октябрь

5.

Органы зрения. Профилактика утомления, связанного с учебной деятельностью

ноябрь

6.

Соблюдение режима дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Правила ее составления

декабрь

7.

О здоровом образе жизни, его значение для человека по сравнению с нездоровым образом жизни

январь

8.

Оказание доврачебной помощи при травмах: ушибах, вывихах, растяжениях связок, переломах

февраль

9.

Искусственное дыхание. Первая помощь при попадании различных предметов в дыхательные пути, пищевод, ухо, нос

март

10.

Значение физической культуры в жизни современного человека

апрель

11.

Первая помощь при укусах насекомых, отравлениях, ожогах, солнечном, тепловом ударах

май

Представленная программа была создана и апробирована в целях обновления содержания и форм оздоровительной работы, привлечения внимания педагогов и родителей к вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Программа по лечебной физкультуре способствовала укреплению здоровья учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, а также помогла реализовать региональную программу, направленную на профилактику соматических заболеваний, алкоголизма, наркомании, табакокурения.

Использованная литература:

  1. "Лечебно-физическая культура": Справочник./ под ред. проф. Епифанова - М., 1987.
  2. Вайнбаум Я.С. "Гигиена физического воспитания". - М., 2005.
  3. Концептуальные основы здорового образа жизни в детской и подростковой среде. Вестник образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по индивидуальным карточкам для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе «А»

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ...

Рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"

Вашему вниманию предлагается рабочая программа по физической культуре "Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе"...

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Организация и проведение занятий физической культурой с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫХ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразова-тельных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подг...

Рабочая программа для учащихся отнесенных к специально медицинской группе

Программа поможет в работе с рслаблеными детьми....

Презентация "Организация работы на уроке физической культуры с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе".

Формы организации работы на уроке ФК с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе....

Технологическая карта урока по физической культуре в 5 классе из раздела «Волейбол» с учащимися отнесенных к специальной медицинской группе «А"

Данная технологическая карта урока предназначена для проектирования учебного процесса на уроках физической культуры....