Презентация "Дошкольный, школьный подростковый возраст"
презентация к уроку по физкультуре (5 класс) на тему

Сидоренко Светлана Игоревна

Основное правило при работе с детьми:

1.Постепенное - постепенное освоение двигательных навыков;

2.Правильно - технически верно выполнение упражнений

3.Постоянно - регулярные, дозированные нагрузки.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Дошкольный, школьный и подростковый возраст.
Учитель физической культуры Сидоренко Светлана Игоревна
Возраст
Название группы
Время занятия
3 - 6 лет
Babies
30 мин
7 - 11 лет
Kids
45 мин
12 - 16 лет
Juniors
60 мин
Градация детского возраста на группы в СК «Планета Фитнес».
Дошкольный возраст (3—6 лет). Характеризуется значительной динамикой показателей, которыми характеризуют физическое и двигательное развитие ребенка. Быстрыми темпами идет рост скелета и мышечной массы. Особенности психики детей этого возраста обуславливают целесообразность коротких по времени, но часто повторяющихся занятий разнообразного, преимущественно игрового содержания.
Недопустимы перегрузки организма, связанные с силовым напряжением и общим утомлением.В то же время необходимо отметить, что развитие выраженного утомления у ребенка маловероятно, ибо он не в состоянии противодействовать развивающемуся чувству усталости и прекращает тренировку.
Период 3-4 года. В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) необходимо создать все условия для освоения ребенком многих видов простейших движений, действий и закаливающих процедур. Продолжительность занятий: в 3-х летнем возрасте - в начале периода 15—20 мин к концу его — 20— 25 мин. в 4-х летнем возрасте — 30—35 минут.
Период 5-6 лет. В 5—6 лет (старший дошкольный возраст) — необходимо осваивать новые виды физических упражнений, повышать уровень физических способностей, стимулировать участие в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Закаливание должно стать привычным элементом режима дня.
Следует учитывать, что в дошкольном возрасте для высшей нервной деятельности еще характерна неустойчивость основных нервных процессов. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком этого возраста сложных двигательных умений и действий.
Необходимо уделять особое внимание освоению и совершенствованию новых видов движений— пальцев рук и кисти, ловкости. Ловкость развивается при перемещениях со сменой направления ходьбы и бега, в упражнениях с предметами, особенно с мячом, игре с кубиками и пластилином. Занятия физическими упражнениями следует проводить ежедневно в форме зарядки, занятий по освоению и совершенствованию движений и различных игр.
Следует учесть, что 5-й год жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок. Следствием этого могут быть: - нарушения осанки - плоскостопие - искривление нижних конечностей - уплощение грудной клетки или ее деформация - выпуклый и отвислый живот.
Все это затрудняет акт дыхания и оксигенацию организма ребенка. Правильно организованная физическая активность детей, регулярные и правильно построенные занятия физическими упражнениями способны предотвратить развитие этих нарушений. Продолжительность занятий: в 5 - летнем возрасте — до 40 минут.
На 6-м году жизни все большее внимание следует уделять на фоне разностороннего физического совершенствования специальному развитию отдельных физических качеств и способностей. Главная задача в этот период — заложить прочный фундамент для интенсификации физического воспитания в последующие годы. Отличие этого этапа от предыдущего заключается в усилении акцента на развитие физических качеств — преимущественно выносливоcти и быстроты.
Однако это не является самоцелью. Задачей таких занятий прежде всего будет:- подготовка организма ребенка к управлению движениями и их энергетическое обеспечение- подготовка психики к предстоящему в недалеком будущем значительному повышению умственных и физических нагрузок в связи с началом обучения в школе.
В развитии силовых качеств речь идет лишь о воспитании способности проявлять незначительные по величине напряжения в течение достаточно длительного времени и точно дозировать мышечные усилия. Не следует предлагать ребенку упражнения с отягощениями, за исключением метаний. В то же время масса метаемых снарядов не должна превышать 100—150 г.
Общий физический потенциал 6-летнего ребенка возрастает настолько, что в программу занятий можно включать упражнения на выносливость: пробежки трусцой по 5—7 минутдлительные прогулкиходьбу на лыжахкатание на велосипеде. Общее время занятия составляет - 30—35 минут.
Младший школьный подростковыйвозраст (7 - 11 лет):Приостанавливается бурный рост.Заключительный период формирования стопы.Ограничение в движении.Высокий риск развития патологии ОДА.Низкие показатели гемоглобина.Высокая утомляемость.Психо - эмоциональные нагрузки.  
Этот период является наиболее благоприятным длязакладки практически всех физических качеств. Если такой закладки не произошло, то время дляформирования физической и функциональной основыбудущего физического потенциала ребенка можно считать упущенным. Одним из существенных моментов в физическомвоспитании ребенка этого периода жизни является личное его отношение к физической тренировке.Активность младшего школьника в виде организованныхзанятий в рамках школьных уроков физкультуры,должны дополняться внешкольными формами занятий:- ежедневной утренней физзарядкой - двумя или тремя тренировочнымизанятиями в неделю.
Здесь впервые появляются возможностиразвития гиперкинетических расстройств идругих изменений, связанных снерациональными занятиями спортом.Однако, эта опасность много меньше, чемпоследствия недостатка двигательной активности – гипокинезии.Суточная норма двигательной активности вэтом возрастном периоде должна составлять 15 - 20 тыс., локомоций припродолжительности двигательного компонента 4 - 5 часов.
При медицинском обеспечении физическихтренировок следует учитывать некоторыеособенности состояния функций иопорно - двигательного аппарата младшихшкольников.Позвоночный столб в этом возрастеотличается большой гибкостью инеустойчивостью основных изгибов – грудного и поясничного.Грудной изгиб полностью формируется к 7 годам, а поясничный – к 12.
Эластичный связочный аппарат, толстыемежпозвоночные диски и слаборазвитая мускулатураСпины способствует деформации позвоночника.Нарушение осанки и плоскостопие могут вызвать:- неправильная посадка за партой- ношение тяжести в одной рукеналичие очагов хронической инфекции, снабжающей общий тонус. По этому создание хорошего мышечного корсета,полноценной пропорциональной импульсацииправильно информирующей ЦНС о взаимоотношенииотдельных частей тела ребенка в пространстве, важная задача физической подготовки.
Детский организм обладает вполнесформировавшимися физиологическими механизмамиадаптации как к условиям внешней среды, так и к физическим нагрузкам. Несмотря на то, что детский организм болеереактивен, способность его к адаптации достаточно высока.Вследствие относительно слабой сердечной мышцы,малого объема сердца и более широкого просветасосудов по сравнению с размерами сердца у детеймладшего школьного возраста АД повышаетсязначительно меньше, чем у подростков и взрослых.
Возможности анаэробного обмена (работа на скоростную выносливость) у детей по сравнению с взрослыми ограничены.Выполнение равной с взрослыми работысопровождается у детей большим выделениеммолочной кислоты, т.е. объем «кислородного»долга у детей ниже, чем у подростков и юношей.
Для детей младшего детского возраста характерны:- большая напряженность функций системы транспорта кислорода- ограничение ее резерва при физических нагрузках менее экономичное расходование энергетического потенциала. У них так же ниже способность выполнять физическуюнагрузку в условиях кислородного долга. В этом случае использование оптимальных понаправленности, мощности и объему физическихнагрузок расширяет функциональные резервыорганизма и способствует зкономизации функций в покое и дозированных воздействий.
Варианты типологических портретов.Дети с уравновешенными нервными процессами (сангвиник)имеют высокий уровень развития скоростно - силовых качествобладают высокой способность к длительной работе умеренной интенсивностиПреобладание процессов возбуждения ( холерик)также имеют высокий уровень развития скоростно - силовых качествохотнее работают в более быстром темпе
Дети отличающиеся вялостьюнервных процессов (флегматик).характерен низкий уровень скоростно силовых качествдлительное обучение сложным двигательным навыкамнизкая работоспособностьрекомендован умеренный темп занятия
Особенности тренинга в даннойвозрастной группе:Исключить переразгибаниеНошение тяжестей ( менее 10% веса)Исключить приемы интенсификацииЗадержка дыхания, натуживаниеВремя основной части 25 - 30 минут (суммарная продолжительность занятия 45 мин)Разнообразие, использовать дополнительное оборудование
Опасные упражнения:Резкие движения головой (запракидывания).Наклоны с отягощением.«Кобра».Наклоны назад из И.П. стоя, боковые наклоны без опоры.Круговые движения туловищем с отягощением.С опорой на плечи партнера, ношение на одном плече.Подъем прямых ног из виса на шведской стенке.Присаживание из И.П. лежа в И.П.сидя с прямыми ногами.Выпад с острым углом в коленном суставе.Высокие махи.Круговые движения руками с отягощением.Прямые кувырки.Стойка на голове.
Тренинг в тренажерном зале показан детям с 9 лет.Основные аспекты.Работа с преодолением собственного веса.Исключить осевые нагрузки с отягощением.Комплексное развитие ОДА ребенка.Развитие координации.!!!!Развитие гибкости, эластичности мышц.!!!!Развитие кардиореспираторной системы.
Для детей этого возраста характерны: занятия аэробикой силовыми упражнениями в тренажерном зале хореографией на тренажерах имитирующих велосипед (Cycle)
Средний школьный (подростковый)возраст (12 – 16 лет).Активно развиваются двигательные функции.Значительное увеличение ЧСС+ незначительное увеличение АД = снижение коэффициента использования кислорода.Увеличивается период восстановления.Нестабильность гормонального фона.Эмоциональная нестабильность.Нигилизм, нетерпимость, недоверчивость. Высокая утомляемость.
Подростковый возраст – периодмаксимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличениефункциональных резервов, а такжегормональной перестройки, связанной с половым созреванием. При повышении второй сигнальнойсистемы понижается внушаемость, а неуравновешенность и эмоциональность возрастает.
Продолжается процесс окостененияскелета, причем происходит ононеравномерно в различных частях.Позвоночник по прежнему подвижен и податлив. Сила мышц, увеличивается в меньшейстепени, чем масса тела, что принеблагоприятных условиях можетпривести к нарушению осанки илидеформации позвоночника.
В тоже время чрезмерные мышечныенагрузки способны ускорить процессокостенения и замедлить росттрубчатых костей в длину. При действии сверхсильных илимонотонных раздражителей уподростков развивается запредельноеторможение, что заставляетразнообразить физические нагрузки в процессе занятий.
При нормальном физическом развитииу подростков увеличиваетсяфункциональные резервы кислороднойсистемы (ударный объем сердца иминутный объем крови, кислороднаяемкость крови, минутный объемдыхания, абсолютные показатели МПК ипр.), с другой стороны возрастаетэкономизация функций в покое(урежение ЧСС и дыхательных движений и т.п.).
Особенности тренинга в даннойвозрастной группе: Установить контакт, завоевать авторитет.«Недобор- прогресс, перебор – регресс..»Развитие быстроты, гибкости, ловкости.Коррекция «форм».Применение «отягощения» в виде эспандеров, преодоление сопротивления собственного веса.Применение отягощения после закрытия основных зон роста костей (4 - 5 степень созревания по рейтингу Таннера) 
Основные упражнения :Приседания, например, оказывают комплексное воздействие не только на мышцы ног но и на организм в целом. В том числе и на кардиореспираторную систему и общий обмен веществ. Наклон вперед практически аналогичен эффекту - тяги на прямых ногах. Отжимания от пола с различными вариантами постановки рук заменит пока жим лежа, окажет комплексное воздействие на мышцы груди, трицепс, отчасти передние дельты. Как стабилизаторы положения тела будут задействованы и другие мышечные группы, что благотворно сказывается на общем развитии.Подтягивания- комплексное воздействие на сгибатели рук и мышцы спины. Остальные упражнения являются производнымиот них.
ИТОГО: Основное правило работы с детьми –закон трех «П»Постепенно – постепенное освоение двигательных навыков.Правильно – технически верное выполнение упражненийПостоянно - регулярные, дозированные нагрузки.
Старший школьный возраст (16 - 17 лет).В этом возрасте практически заканчиваетсярост тотальных размеров тела по длине иотмечается значительное преобладаниеростовых процессов в поперечных размерах.Повышается прочность скелета, в том числепозвоночника и грудной клетки.Более заметными становятся половые различия в размерах, пропорциях тела,мышечной массе, функциональных резервах и физической работоспособности юношей и девушек.
Завершается развитие центральной нервной системы, хотя процесс возбуждения несколько преобладает над силой процесса торможения.Для поддержания достаточного уровня физического развития в юношеском возрасте тренироваться необходимо не меньше 2 - 3 раз в неделю 1,5 – 2 часа с обязательной утренней физзарядкой ежедневно.
В тоже время чрезмерная двигательнаяактивность на определенных этапахонтогенеза может вызвать перестройкугормональной регуляции ииммунологической реактивности,повлиять на развитие и рост опорно - двигательного аппарата. Это необходимо учитывать приопределении возрастных границ допускадетей и подростков к занятиям спортом.Такие возрастные границырегламентируются по отдельным видам спорта.
Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы

Подростковый возраст- один из ключевых в становлении личности и наиболее сложный в процессе воспитания. Необходимо определить основные проблемы подросткового возраста и выбрать основные ориентиры рабо...

"Психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста"

ldquo;… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, которое открывает новые и широкие виды, показывающие неожидан...

Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психолог...

Особенности подросткового возраста и школьные проблемы

Особенности подросткового возраста и школьные проблемы...

Презентация к родительскому собрагию Переход от младшего школьного к младшему подростковому возрасту. Адаптация в средней школе.

Презентация для выступлдения на общешкольном родительском собрании 5х классов.Возрастные особенности 5-классников. Внутренние изменения. Внешние изменения. Трудности 5-классника.Признаки адаптации....