Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ".
рабочая программа по психологии

Старченко Светлана Сергеевна

Аннотация. Пояснительная записка. Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ovz.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный  центр

для несовершеннолетних»

Принято на заседании Методического совета ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Протокол от «_»__________202_года

№ ________

Согласовано:

Заместитель директора по воспитательной и реабилитационный работе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ________ И.Д. Полежаева «_» ________ 202_года

Утверждаю:

Директор

ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ________Р.А. Ермаков

Приказ от

«_» _______ 202_года

№ _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

психолого-педагогической направленности

«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ»

Возраст обучающихся: 7 - 17 лет

Срок реализации: 2022-2023 учебный год

Ответственные:

педагог-психолог

Старченко Светлана Сергеевна,

педагог-психолог

Фадеева Ирина Олеговна

Белгород 2022

Содержание

1. Пояснительная записка. Теоретическое обоснование программы….…….……3

2. Основные методы программы……………………………………….…..….………4

3. Ожидаемый результат…………………………………………………………...…...5

3. Описание занятий…………………………………………………………………..…5

4. Тематический план коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья…………….………………………....…..6

Приложение №1  Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………....……7

Список литературы……………………………………………………………….…..123

Пояснительная записка. Теоретическое обоснование программы

Актуальность. Одной из приоритетных задач государства в настоящее время является обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей для обучения и развития всех категорий граждан, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации в процессе направленного развития, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному и сенсорному развитию.

Дети с ОВЗ представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми развивающими потребностями, т.к. по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности они отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.

Такие дети испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей прежде всего следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.

 Периодически в нашем Центре проходят реабилитацию дети, имеющие ОВЗ. Такие дети имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Для успешной адаптации к учебной деятельности, формирования высших психических функций и речевого развития у детей с ОВЗ нами была создана коррекционно-развивающая программа.

Психокоррекционный процесс рассчитан на 1 учебный год  и представляет серию занятий проводимых как в индивидуальной, так и подгрупповой форме.

 Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 1 академический час. Частота занятий: 1 раз в неделю.

 В работе с воспитанниками используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.

Данная программа составлена с учётом возрастных и специфических особенностей детей с ОВЗ, содержит использование различного рода игровых ситуаций, дидактических материалов, способной сделать познавательную деятельность более привлекательной, значимой и легко воспринимаемой для воспитанников.

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку с ОВЗ правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Задачи программы:

  • развитие познавательной активности учащихся,
    формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
  • формирование устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
  • психологическая коррекция поведения ребёнка
    социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения

Содержание программы определено с учётом дидактических принципов, которые для детей с ОВЗ приобретают особую значимость.

Принципы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками:

  1. Систематичность.
  2. Подача материала от простого к сложному.
  3. Повторяемость материала.
  4. Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных.
  5. Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
  6. Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  7. Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  8. Соблюдение необходимых условий для развития личности воспитанника: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.

Ожидаемый результат

Цикл предложенных занятий станет для детей с ОВЗ отличным средством развития познавательной активности учащихся; умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.

У детей будут более развиты память, мышление, речь, воображение.

Немаловажным фактором выступает то, что прохождение данного цикла занятий поможет детям с ОВЗ адекватно выражать свои эмоции и чувства, что будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы в реабилитационных группах.

На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дети с ОВЗ получат правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации их психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

Описание занятий

Коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы детей с ОВЗ представляет собой комплекс занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как обогащение знаний детей об окружающем мире, активизации их словарного запаса и развития связной речи, так и формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.

Общая структура занятий остаётся такой же, что и для всех коррекционных занятий:

1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.

2 часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.

3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".

Внимание!!!: в процессе планирования занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень интеллектуального развития каждого ребёнка.


Тематический план коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью

№ п/п

Занятие

Тема занятия

Время

1.

Занятие №1  

"Времена года. Осень"

1 ч.

2.

Занятие №2

"Времена года. Зима"

1 ч.

3.

Занятие №3

"Растения"

1 ч.

4.

Занятие №4

"Занятия людей"

1 ч.

5.

Занятие № 5

"Животные"

1 ч.

6.

Занятие № 6

"Школа"

1 ч.

7.

Занятие №7

"В гостях у сказки"

1 ч.

8.

Занятие №8

"Путешествия"

1 ч.

9.

Занятие №9

"Зимние забавы"

1 ч.

10.

Занятие №10

"Зимний праздник"

1 ч.

11.

Занятие №11

 "Мальчик и его занятия"

1 ч.

12.

Занятие №12

 "В саду"

1 ч.

13.

Занятие №13

"Транспорт"

1 ч.

14.

Занятие №14

”Домашние животные”

1 ч.

15.

Занятие №15

”На  кухне”

1 ч.

16.

Занятие №16

"На огороде"

1 ч.

17.

Занятие №17

"Девочка и ее занятия"

1 ч.

18.

Занятие №18

"Продукты питания"

1 ч.

19.

Занятие №19

"Профессии"

1 ч.

20.

Занятие №20

 "Семья"

1 ч.

21.

Занятие №21

 "В лесу"

1 ч.

22.

Занятия №22-23

"В цирке"

2 ч.

23.

Занятие №24

"На рыбалке"

1 ч.

24.

Занятие №25

"Воздушный транспорт"

1 ч.

25.

Занятие №26

 "Водный транспорт"

1 ч.

26.

Занятия №27-28

"Времена года. Лето"

2 ч.

27.

Занятие №29  

"Времена года. Весна"

1 ч.

28.

Занятие №30

"В школе"

1 ч.

29.

Занятия №31-32

"Человек и его занятия"  

2 ч.

30.

Занятие №33

"Животные"

1 ч.

31.

Занятие №34

" Детские игры. Забавы"

1 ч.

32.

Занятие №35

"Путешествия

1 ч.

Список литературы

  1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
  3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
  4. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
  5. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
  6. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
  7. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  9. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
  10. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
  11. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
  12. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
  13. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
  14. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
  15. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
  16. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
  17. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
  18. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
  19. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
  20. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
  21. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
  22. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
  23. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
  24. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
  25. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
  26. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»

Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...

Рабочая программа "Я все могу!" (для детей с ОВЗ младшего школьного возраста)

Рабочая программа "Я все могу!" (для детей с ОВЗ младшего школьного возраста)...

Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психолог...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...