В помощь тренеру
материал по физкультуре на тему

Конькова  Александра Алексеевна

Психологическая подготовка к соревнованиям

Мотивация к занятиям спортом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка к соревнованиям

1. Предсоревновательная подготовка, которая осуществляется постоянно в процессе годичных тренировок

Включает в себя все аспекты психологической подготовки, как общей, так и специальной, которые, наряду с технической, тактической, физической и теоретической подготовкой, включаются в единый процесс спортивного воспитания   с момента поступления ребенка в  спортивную школу.

2. Этап непосредственной предсоревновательной подготовки в последние недели перед стартом (ЭНПП)

Возбуждение накануне соревнования необходимо, но оно не должно мешать спортсмену спать.  

Чем выше у спортсмена чувство ответственности, тем раньше у него начинается процесс возбуждения. Важно, чтобы возбудимость достигла высокого уровня в день соревнования;

-                     нельзя допускать полного отдыха от спортивной тренировки в течение многих дней перед соревнованиями – это верный способ выйти из строя;

-                     очень важно в последние дни перед стартом ничем не нарушать обычного образа жизни, особенно это относится к  распорядку дня и режиму питания.

-                     задача тренера – подготовить учеников к соревнованиям не только самим процессом тренировки, но и соответствующим напутствием.

-                     еще раз вернитесь к анализу конкурентов, их сильным и слабым сторонам, задуманным вами вместе с тренерами тактическим вариантам.

-                     повторите формулировки, укрепляющие   веру в свои силы, в возможность повышения ранее  достигнутых результатов.

-                     договоритесь с тренером о сигналах, которыми Вы будете обмениваться.

3. Подготовка в день соревнования

- в свободные минуты сосредотачивать внимание и мысли на накопление психической энергии: «Все больше уверен в своих силах», «К старту буду в отличном состоянии» и т.д.

- убежденность в своих силах – основание дерзания  на величайшие спортивные результаты;

-  нецелесообразно вести предстартовую тренировку на предельных усилиях, так как это заметно снизит накопленный потенциал нервно-психической    энергии; ошибочные движения, выполняемые на фоне повышенного    предсоревновательного нервного напряжения, очень легко закрепляются.

4. Подготовка на месте состязания в день старта

Достижению наивысших спортивных результатов способствует понимание спортсменом того, что его организм обладает чрезвычайно большими потенциальными силами, почти неограниченными возможностями проявлять чудеса силы, быстроты, ловкости, выносливости.

-                     готовясь к старту, спортсмен должен быть готов к любым неожиданностям, ожидать суровой борьбы с максимальным проявлением воли;

-                     спортсмен должен знать, что мысли перед стартом готовят его к старту;

-                     во время разминки и перед участием в соревновании необходимо сосредоточить все внимание и мысли на предстоящем выступлении. Не следует вести спортивные разговоры, ходить к зрителям, вмешиваться в действия других спортсменов.

-                     не нужно надеяться на низкие результаты своих противников: наоборот, задолго до соревнования,  надо быть готовым к тому, что они могут  добиться очень больших успехов.

5. Участие в соревновании

Учитесь никогда не выходить на старт и не начинать состязание с чувством собственного превосходства, даже при слабом противнике. И, конечно, не вешать себе медаль на грудь, еще не завоевав ее.

-                     нельзя и переоценивать противника, заранее мирясь с поражением;

-                     не следует проявлять злобу к противнику. Как правило, у проявляющих злобу возникает нарушение в координации движений, отрицательные изменения в психической настроенности и целенаправленности. 

-                     не следует спортсмену считать себя достигшим успеха, пока соревнования не окончены. Самоуспокоенность нередко приводит к поражению!



Предварительный просмотр:

НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ  ПОВЫСИТЬ МОТИВАЦИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

к занятиям спортом

         В любой  момент времени человек     испытывает различные потребности. 

        Осознанная потребность становится мотивом, который побуждает человека к действию ради   удовлетворения потребности. Цель всегда ставит вопрос: «Что должно делать?», «Чего надо добиться?» Мотив: «Для чего?».

Заинтересованность начинается с четко сформулированных ожиданий. Если, по какой-либо причине, ребята неясно представляют себе, чего от них ждут, то их усилия, участие или результаты будут далеки от идеала. Поэтому поясняйте цели, как словами, так и письменно.

 Чтобы показать хорошие результаты, обучающиеся должны видеть  целое. Помните, основное различие между обучением детей и взрослых в том, что молодежь должна представлять себе общее, чтобы изучать частности. У взрослых – наоборот. Поэтому сначала давайте ребятам общую картину и основную задачу.

 Ощущение стабильности и уверенности. Давайте обучающимся полагаться на вас, верить в вас, рисковать с вами, а также самореализовываться, не чувствуя рядом с вами страха или неуверенности.

 Изо всех сил  старайтесь приблизить свое занятие к миру детей, используйте при каждой возможности примеры из реальной жизни, близкие вашим ученикам. Принимайте во внимание их желания и цели, особенно те, которые поддержат их  вне школы. Всегда пытайтесь проникнуться сочувствием – и вы сможете незаметно помочь ребенку преодолеть плохое настроение или достичь успеха в момент

душевного подъема

 Изучайте способности, склонности  и таланты детей. Научите их видеть свои силы и, сознавая их, ставить собственные цели. например, скажите: «В этот раз ты сделал несколько ошибок. Хочешь, чтобы в следующий раз их не было?» или: «Какой норматив ты хочешь выполнить на контрольно-переводных экзаменах?». Такой подход помогает обойтись без прямых указаний. Помните им и так все постоянно указывают, что делать.

Будьте «путешествующим тренером». Не стойте постоянно на одном месте. Старайтесь двигаться, наблюдайте за тем, как дети работают, помогайте, комментируйте, поддерживайте, поощряйте. Вы поймете, какое значение для них имеют ваши явные и постоянные заинтересованность и поддержка.

 Всегда свободно и открыто признавайте усилия, сделанные ребенком, и его продвижение, не упускайте любую возможность похвалить. Если вы иногда похвалите письменно, ученик будет это помнить особенно долго.

Поощрения должны соответствовать и усилиям и результатам. Если вы не замечаете или принимаете плохие результаты или слабые усилия, это вредно для ученика и даже для всей группы. Помните поговорку: «Каждому свое». Наградой должно быть то, что ценно для данного ребенка.

Всегда показывайте свою уверенность в учениках, в их способностях. Большинство ребят будет показывать лучшие результаты, если знают, что вы верите в их силы. Способствуйте уверенности, а не сомнениям.

Критикуйте тактично, и только тогда, когда это действительно необходимо. Придерживайтесь трех правил:

  • начинайте и заканчиваете любое замечание похвалой;
  • исправляйте действие, а не ученика;
  • избегайте персонального обращения (ты или Вы) в процессе обсуждения ошибок.

Ребенок должен видеть, что ему помогают, а не требуют, и знать, что ошибается только тот, кто ничего не делает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации

Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности тренера-преподавателя

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности тренера-преподавателя подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской акад...

Из опыта работы тренером и руководителем отряда ЮИД

Подготовка школьной команды к соревнованиям "Безопасное колесо"...

Методические рекомендации тренерам. Автор-составитель Полухова О.А., тренер-преподаватель МБОУ ДОД ДЮСШ

Обучение плаванию в группах начальной подготовки, уроках физической культуры в начальной школе...

Материалы творческой лаборатории тренера по самбо. Список литературы для тренера.

В данный список включены издания, изучение которых будет способствовать повышению профессионального мастерства тренера по самбо и другим видам единоборств. В нём обозначены материалы научных исследова...

День тренера в России отмечают 30 ноября 2018 года, поздравляем всех тренеров с праздником!

День тренера в России отмечают 30 ноября 2018 года!Тренер - важная и далеко не простая профессия. В честь спортивных наставников даже учрежден специальный праздник, который, активно отмечается в нашей...

1.Особенности организации деятельности тренера – преподавателя по футболу. 2.Советы тренера для домашней тренировки юных футболистов.

Основная задача тренера – раскрыть потенциальные возможности спортсмена не только в спорте, но и в учебе, труде и в жизни.(Тренер в переводе – это специалист, помогающий расти живому орган...